Цикличность исторических процессов на основе обобщения за 2500 лет исторических событий исследовал А.Л.Чижевский, динамику процессов в природе и циклический характер перехода биосферы в ноосферу — В.И.Вернадский, социокультурный аспект циклов — П.А.Сорокин. За последние 25 лет сильно вырос интерес к идеям космистов (особенно после кризисов середины семидесятых годов XX в. и последующих перестроек в структуре общества). Русский циклизм явился продолжением идей космизма. Основы общей теории кризисов как неизбежной стадии в циклической динамике систем в природе и обществе заложил А. А. Богданов. Широко известно учение Н. Д. Кондратьева о больших циклах конъюнктуры, которое было распространено Й. Шумпетером и явилось основой для исследований долгосрочных циклов в экономике и общественной жизни. Появился ряд монографий, проводятся междисциплинарные дискуссии по проблемам теории циклов и кризисов, социогенетике и прогнозированию. Внутри самого естествознания укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций гармонии и красоте. Концепция устойчивого развития направлена на соотнесение и гармонизацию в единстве экологических, социальных и технологических программ развития. Она названа академиком Н.Н.Моисеевым стратегией выживания человечества.
Следующим шагом в развитии экоцентрического сознания стали идеи такого направления как экологизм. Экологисты (Марш, Ист, Росс, Клементе, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественнонаучном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества и экологической этики.
1. Идея экосистемного холизма (от греч. holos — целое) сформулирована О. Леопольдом: разумно всё то, что стремится к сохранению целостности, стабильности, совершенства биологического сообщества.
2. Идея морального сообщества: необходимо применять нормы морали ко всем элементам экосистемы (но лишь на уровне популяций, видов, а не отдельных особей). Для экологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, а не уникальность каждого отдельного ее элемента.
3. Идея экологической этики требует распространения человеческой этики на всю природу и создания принципиально новой этики, которая должна соответствовать и «природе человека», и законам окружающей среды.
В целом русский космизм, учение о ноосфере и экологизм обосновали необходимость единства человека и природы (холистический подход), начали формировать представление о непрагматической ценности природы, но в этих воззрениях по-прежнему сохраняется объектное восприятие природы.
Большую роль в формировании нового типа экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так называемая «универсальная этика» (Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами: представители природы - такие же полноправные субъекты, как и человек, они равны ему в своей самоценности. Лауреат Нобелевской премии Л. Швейцер выдвинул принцип «благоговения перед жизнью». «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его (человека), ¾ пишет А. Швейцер, ¾ он наносит вред в жизни и разрушает лишь в силу необходимости, которой не может избежать, и никогда ¾ из-за недомыслия. Насколько он является свободным человеком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и отвести от нее страдание и разрушение»
Идеи «универсальной этики» стали идеологической базой такого направления как биоцентризм. Основная идея биоцентризма - идея естественного порядка, в котором все движется в соответствии с естественными законами; порядка, в котором поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока в нем не появляется человек со всем его «невежеством и самонадеянностью». Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенную и наделенную духовными качествами сущность, воплощающую в себе основные принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. Биоцентристы (Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др.) выдвинули три основных идеи.
1. Синкретичность мира (от греч. synkretismos — соединение, объединение). Биоцентристы отвергают не только выделение человека из природы, но и вообще представление о мире как состоящем из отдельных самостоятельных объектов. Мир — это единое целое, и поэтому не существует разделения субъекта и объекта, «человеческого» и «не-человеческого» и т.д.
2. Биосферный эгалитаризм (от фр. egalite — равенство). В соответствии с этой идеей, биоцентристы провозглашают равное право всех живых существ жить и процветать, равную внутреннюю присущую им ценность. Это не ценность, определяемая с точки зрения человека, и связанная с перспективами того или иного их использования, а именно самоценность.
3.Принцип экологического самообеспечения. Биоцентристы выступают против дальнейшего повышения жизненных стандартов. Человек должен использовать природные ресурсы только в тех пределах, которые необходимы для обеспечения существования человеческого вида. Материальные стандарты должны быть резко снижены, но вот качество жизни как удовлетворение духовных потребностей должно быть существенно улучшено. Следует отметить, что биоцентрическим идеям присущ несколько мистифицированный характер, поэтому они имеют много оппонентов, критикующих их с самых разных позиций.
Таким образом, экологическое сознание, базирующееся на идеях универсальной этики и биоцентризма, характеризуется высокой степенью психологической включенности человека в мир природы, высоко субъектным ее восприятием, доминированием непрагматического характера взаимодействия с ней. В целом, инвайронментальное движение в различных своих направлениях, а также русский космизм явились предпосылкой для возникновения нового экоцентрического экологического сознания.
Для развития ЭС в культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное ЭС прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточные религиозно-философские системы избежали этого «окольного пути». В целом, они сохранили характеристики архаического ЭС, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятия природы как духовной ценности. Так даосский принцип «у-вэй» (недеяние) предполагает не отсутствие деятельности вообще, но такие действия, которые соответствую природе вещей. В восточных религиозно-философских системах единство с природой переживается не как соединение отдельных компонентов (что свойственно Западу), а как полное слияние и исчезновение психической границы между человеком и окружающим миром.
ВЫВОДЫ. 1. Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, создающая обособленную от природы реальность (технику, производство и т.п.). Общество характеризуется включенностью ее членов в социальные, экономические и политические связи. Наряду с индивидуальными потребностями людей в обществе должны удовлетворяться и т.н. социальные потребности (производство социальных благ, повышение комфортности жизни, осуществление коммуникаций и т.д.). Удовлетворение этих потребностей осуществляется на основе вещественного, энергетического и информационного обмена с природной средой, на основе взаимодействия с экосистемами. В результате в процессе социогенеза формируются социоэкосистемы, которые воспринимаются человеческим сознанием по-разному, в зависимости от типа его экологического сознания.
2. В архаическую эпоху общество как таковое еще не сформировано. Архаическое сознание характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъектно-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия при одновременном интуитивном восприятии природы как духовной ценности.
3. В эпоху античности возникает психологическая противопоставленность, нарастает доминирование объектного восприятия, но в то же время возникает осознание непрагматической (духовной) ценности природы.
4. Христианство, и затем картезианство, привело к тому, что природа стала восприниматься как лишенный всякой самоценности объект. Они закрепили противопоставленность человека и природы (христианство – в сфере чувств, Веры и Души, а картезианство – в сфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическую плоскость. Это привело к формированию антропоцентрического экологического сознания, являющегося «психологической базой» экологического кризиса.
5.Возникшая в конце XIX в. экоцентрическая тенденция связана с такими движениями и учениями, как инвайроментальный консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере и экологизм, универсальная этика и биоцентризм. В новейшее время в человеческом сообществе значительное влияние приобретает восточный подход к восприятию природы, характеризующийся психологической неразделенностью человека и природы. В результате в настоящее время сложилась база для формирования экоцентрического экологического сознания, для которого характерно отсутствие ценностного разделения человека и природы, восприятие природы в качестве равноправного субъекта, доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой, что должно стать основой выхода из современного экологического кризиса.