Человек в биосфере

 

Человек справедливо считается венцом эволюции органичес­кого мира. Необычайная сложность такого явления как человек стала причиной многообразия подходов к изучении человека, как объекта сознания. Н.Ф. Реймерс выделяет биологический, психо­логический, социально-экономический и естественно природный аспекты анализа. При первом из них изучаются строение и функ­ции человека, при втором - его этолого-поведенческие особен­ности, при третьем - общественные и экономические связи, при четвертом трудовые характеристики и этнические особенности. Наиболее четкой является граница между биологическими и соци­альными подходами. Если рассматривается индивид, репродуктив­ная группа, адаптивный тип и т.д., то это будет биологический аспект анализа и в том числе экология человека. Но если расс­матриваются личность, семья, социальные группы и классы, то это уже социальные науки и в том числе социальная экология.


Оба указанных термина предложены в 1921 году, в нашей стране они стали использоваться с 1974 г. Ниже рассматриваются только биологические и отчасти психологические аспекты экологии чело­века, как биологического природного объекта, как неотъемлемой части биосферы. О единстве человека и всего органического мира свидетельствует общность элементарных единиц, кирпичиков живого вещества (аминокислот, липидов и т.д.), единые принципы пе­редачи наследственных признаков, общие типы биологических про­цессов и т.д. Происхождение человека из более низких форм жизни подтверждается тем фактором, что в процессе эмбрионального развития зародыш человека последовательно проходит основные этапы эволюции животных организмов.

Как у всякого биологического вида, сообщества людей имеют определенную возрастную структуру, варианты анатомо-физиологических форм, свои особенности поведения, особенности взаимосвязей с другими видами соответствующих биоценозов. Природа может существовать и без человека, но человек является ее вершинным творением, ее наиболее совершенной частью, назначение которой и место в биосфере можно выразить словами Н.й. Заболоцкого:

И сам я был, не детище природы.

Но мысль ее! Но зыбкий ум ее !

Помимо этой специфической роли человека в природе следует указать и на другие характеристики, определившие его особое место в биосфере. Во-первых, человек является практически единственным видом, проживающим во всех основных частях биосферы, т.е. во всех климатических зонах и во всех регионах планеты, в том числе в Антарктиде. Человек осваивает околоземное пространство, изучается возможность его жизни на континентальном шельфе.

Во-вторых, промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке, и научно-техническая революция XX века привели к резкому усилению антропогенных воздействий на биосферу. Наглядное представление о возрастающей роли человека дает схема экологи­ческих кризисов и революций по Н.Ф. Реймерсу (рис. 2.3). Почти 3 млн. лет потребовалось человеку до первого антропогенного кризиса - перепромысла мамонтов, заставившего его перейти к производящему хозяйству, т.е. разведении сельскохозяйственных животных и примитивному земледелию (на поливных землях). Для прихода второго экологического кризиса потребовалось уже не миллионы, а 10...25 тыс. лет. Развитие новых экологических кризисов в современную эпоху идет еще быстрее.


Через 200...270 лет после кризиса продуцентов наступил кризис редуцентов. В наши дни мы уже говорим о тепловом кризисе и энергетической революции, а многие экологи заявляют о начинаю­щемся глобальном кризисе надежности экосистем, что ведет к ре­волюции экологического планирования.

 


Рис. 2.3. Экологические кризисы и революции по Н.Ф. Реймерсу (масштаб условный)

В-третьих, следует учитывать этолого-психологические особенности человека. Главной из них будет альтруизм, т.е. бескорыстная забота о благе других людей. По В.М. Эфроимсону именно


альтруизм и сформировал человека как генетическую общность. Негативный взгляд некоторых ученых (например, Н.М. Амосова) на природу человека, по-видимому, сформирован резким падением нравственности в последние десятилетия, ростом числа преступ­ников, маньяков и т.д. Однако этот резкий всплеск разруши­тельных тенденций и явлений можно объяснить перенаселением планеты, своего рода массовым эффектом или реакцией на демог­рафический взрыв. Следует учитывать также выраженную инерцион­ность человеческой психики. Переход на новые, более соответс­твующие нашему времени ценности, приоритеты и ориентации зай­мет продолжительность жизни нескольких поколений людей (т.е. не менее 60 лет). Перестройка человеческой психологии в эпоху глобальных экологических кризисов тем более сложна, что она потребует изменения нравственного императива человечества, от­каза от ряда освященных мировыми религиями положений и уста­новление новых, продиктованных глубокой экологией, заповедей поведения.