Реферат Курсовая Конспект
Функции и виды рекламы - раздел Маркетинг, ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ Что Такое ...
|
Что такое функции рекламы?
Чтобы лучше понять, что такое функции рекламы, обратимся вновь к социальной рекламе И. Буренкова «Позвоните родителям!». Каковы функции этого блока телевизионных роликов?
Функция одна: напомнить гражданам российского общества (характеризуемого частичной потерей общечеловеческих ценностей в нелегкую годину начала—середины 1990-х гг.) о самых близких — своих родителях, о любви, памяти и заботе о них. Напоминание об общечеловеческих ценностях и есть одна из основных функций социальной рекламы. Но каким образом связать эту и ей подобные функции, коммуникационные цели которых можно определить как отражение доброты и улучшения морального климата в обществе, с датекими от сантиментов коммуникационными целями и функциями коммерческой и политической рекламы в системе маркетинговых коммуникаций?
Попробуем в этом разобраться. Известно, что реклама относится к системе маркетинговых коммуникаций. Основная цель маркетинга — производить только то, что продается, а не просто продавать все то, что производится. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций обязана способствовать продаже того, что производится, или формировать спрос и стимулировать сбыт тех товаров и услуг, потребительскую необходимость которых определил маркетинг. Одним словом, максимально информировать потребителя об этих товарах и услугах (в чем, как уже отмечалось выше, и состоит первая и основная задача рекламы). Но, по словам американского рекламиста А.Дж. Симена, «это задача — не просто информировать. Функция рекламы — продавать (курсив
мой. — П. П.). Продавать товары. Продавать идеи. Продавать образ жизни»1.
Вдумаемся в эти слова. Да. действительно, рекламу объединяет одна общая цель — продавать. Но ЧТО продавать и ВСЕ ЛИ продается?
Ответ на этот вопрос дает определение функций рекламы.
По СИ. Ожегову: «Функция — I. Явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления... 3. ...роль, значение чего-нибудь. 4. Обязанность, круг деятельности. Например, служебные функции».
В Энциклопедическом словаре понятие функции в социологии (как науке, наиболее близкой теории коммуникации, следовательно, маркетингу и рекламе) определяется как «роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе)».
А так как рекламная функция — это явление, зависящее от других явлений (например, рекламных целей и отображаемых объектов) и изменяющееся по мере изменения рекламных целей или отображаемых объектов, то она есть та роль, которую выполняет реклама как коммуникационный институт отображения объектов.
Подведем предварительный итог. Рекламные функции — это те роли, которые выполняет реклама как коммуникационный институт отображения объектов как классов целого и которые меняются по мере смены классов этого целого (классов отображаемых объектов)..
Таким образом, чтобы выявить функции-роли рекламы, необходимо определить классы отображаемых ею объектов.
Какие же классы объектов продает реклама?
Реклама продает: I) класс потребительских товаров; 2) класс потребительских услуг; 3) класс престижа (имиджа).
Все. Реклама пролает всего три класса объектов1. Но раз она что-то продает (или максимально способствует продажам, что является ее основной целью), следовательно, эта реклама носит коммерческий характер, выполняет коммерческие функции (и роли) «коммивояжера».
Существует множество критериев классификации коммерческих рекламных функций, причем многие из них если и не противоречат друг другу, то и не связаны между собой. В задачу этой книги не входит обзор взглядов всех авторов на моно- или мультифункииональность коммерческой рекламы. Логичнее и проще отталкиваться от класс и-
1 Инг по: Решат ЕВ.Реклама. СПб.: Питер.2003. С. 147.
фикации рекламных функций по типам рекламных заказчиков или спонсоров. Дело в том, что именно рекламные заказчики или спонсоры заказывают рекламисту и маркетологу продать те или иные классы объектов (товары — услуги — престиж) и именно особенностями возможного рекламного инструментария, свойственного каждому типу юридического лица, рекламистом и маркетологом определяется тип рекламных функций как предтечи будущей рекламной кампании. Да и коммуникационные цели в большей степени определяются по юридическому типу заказчика, спонсора.
Сколько же этих типов? Всего четыре:
• частные, не юридические лица. В основном это рекламные объявления. Функция рекламы — донести до потребителя желание продать, купить, поступить на работу и т.д. одного неюридического липа или группы неюридических лиц. Рекламный инструментарий — объявления на заборах и фонарных столбах, строчки в газетах бесплатных объявлений, рекомендации друзей, знакомых;
• юридическое лицо. Функция рекламы — донести до потребителя коммуникационные цели об одном юридическом лице. Рекламный ин-струментарий зависит от планируемой рекламной кампании, ее охвата, материальных возможностей одного юридического липа и т.д.;
• корпоративный (или кооперированный) класс юридических л и и. Функция рекламы — донести до потребителя коммуникационные цели скооперировавшихся юридических лиц для достижения обшей, отражающей интересы всех юридических лиц. цели. Рекламный инструментарий определяют такие рекламные технологии, как кросс-промоушн (реклама товара, услуги через шоу-бизнес), кросс-реклама (например, промо-акция «Стихия блаженства» компаний «BonAqua». и «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (производитель соков марки «J7») с телекомпанией ОРТ для осуществления проекта «Последний герой»);
• правительственный класс. Функция рекламы — донести до граждан страны коммуникационные цели общегосударственных программ. Рекламный инструментарий определяется бюджетом государства, выделенным на рекламную кампанию, или бюджетом государственных служб, проводящих подобные акции, например бюджетом налоговой инспекции, правоохранительных органов, МЧС. В связи с тем. что самой известной рекламной кампанией данного класса была ваучерная приватизация, приведшая к катастрофическим для страны последствиям, а также благодаря характерной для России и в по стъельцинские времена размытости границ между коммерческой и
социальной рекламой, этот класс относится скорее к социальной рекламе (см. ниже).
Итак, коммерческая реклама максимально способствует продажам трех классов товаров: 1) потребительских товаров. 2) потребительских услуг, 3) престижа (имиджа), выполняя при этом четыре функции, изменяемые в связи с изменением юридического статуса заказчика. В полном соответствии со словарем Ожегова, где функция есть явление, зависящее от другого явления и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
С функциями коммерческой рекламы все более или менее ясно. Они определяются и напрямую зависят от функций коммерческих структур. Но как быть с вопросом, поставленным в начале этой главы, — можно ли связать функции рекламы, коммуникационные цели которой есть отражение доброты и улучшения морального климата в обществе, с далекими от сантиментов коммуникационными целями и функциями коммерческой и политической рекламы в единой системе маркетинговых коммуникаций?
Можно. И опять же с помощью юридического статуса. Но чьего? Снова заказчика, спонсора?
Не только. Здесь важнейшую роль играют правовые и финансовые отношения между коммерческим и государственным статусами заказчика. Это своего рода тройственный союз между: I) условной коммерческой структурой, которая желает, например, через рекламу любви к животным продвигать свой товарный знак; 2) правительством, оплачивающим бюджетными средствами рекламу соци&чьных программ; 3) рекламным агентом (только юридическим лицом!), который выступает «медиатором» между первыми двумя юридическими лицами и всем обществом.
Естественно, этот союз (в который могут входить десятки и сотни организаций, как коммерческих, так и государственных) строится уже не только на коммерческой основе. То есть основная функция рекламы — максимально способствовать продажам товаров, услуг, престижа (имиджа) — перестает быть основной и переходит на качественно новый, иекоммерческий уровень, который можно выразить, добавив к цитировавшимся выше словам Симена: «Функция рекламы — продавать. Продавать товары. Продавать идеи. Продавать образ жизни» — следующие два вопроса.
1. Только ли в этом функция рекламы?
2. Может ли реклама вообще ничего не продавать или минимально способствовать продажам?
Конечно, может. Реклама проходит через все средства массовых коммуникаций, она может быть социальной, политической, наконец, просто идеологией. Но этот для всех очевидный ответ вступает в противоречие с широко принятым отношением к рекламе как к одному из средств системы маркетинговых коммуникаций (СМК), находящемуся в одном ряду с прямым маркетингом (директ-маркетингом. в том числе персональными продажами), стимулированием сбыта (сейлз-промоушн) и общественными отношениями (паблик рилейшнз, или PR, в том числе и паблисити)1.
Я не могу согласиться с подобными установками хотя бы потому, что и директ-маркетинг, и сейлз-промоушн, и PR, и прочие рекламные технологии есть в первую очередь средства рекламы, которая сама находится внутри системы маркетинговых коммуникаций. Это очень важное разграничение, объясняю почему.
Во-первых, в моем понимании2, в задачи маркетологов входит определение цены товара, услуги на основе научных исследований. Рекламисты иену товара не определяют и научные маркетинговые исследования не проводят. С. Зимен прогнозирует революцию именно в сфере маркетинга. Он пишет: «Из всех участников процесса самые крупные подвижки придутся на долю рекламных агентств — теперь стратегия будет исключительно прерогативой самой компании-производителя. Роль агентств должна будет измениться: раньше они разрабатывали стратегию и определяли направления, а теперь они долж-
См.: Ромат Е.В. Указ. соч. С. 139. Схема «Основные средства системы маркетинговых коммуникации"
2 Конечно, это не только мое понимание. Просто мой взгляд на отношения «реклама — маркетинг» как рекламиста-практика совпадает со взглядами Д. Огилви и С. Зимс-на. Д. Шульца и Б. Барнса, Д. Аакера и Э. Йохимштайлера и многих других рекламистов-практиков. В данном случае происходит обычное противопоставление эмпирического опыта теоретическим разработкам. Предоставляю каждому читателю самому определить, что ему ближе — мнение, высказываемое на этих страницах, или мнение, принятое рядом других авторов дидактической литературы по рекламе, например Е.В. Ромата. экономиста, докторанта Украинской академии государственного управления при Президенте Украины, чей учебник «Реклама» входит в номинацию «300 лучших учебников ш\я высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга».
В этой связи хочется процитировать слова ЖЛ. Жиклера из его книги «Маркетинг «ез тормозов» (Новосибирск. 2003): «Маркетинговая теория — это описание и система-'мзация накопленного опыта, алгоритм удачных решений. Но не всегда правила... можно применить к конкретной ситуации. Всегда более эффективными будут нестандартные маркетинговые решения. Еще Форд писал, что 90% маркетологов читают учебники и действуют по указанным схемам и лишь 10% интуитивно способны к правильным решениям».
ны осуществлять стратегию и следовать уже выбранным направлениям. Агентства, которые примут такой подход, останутся на плаву. Остальные — исчезнут»'.
Во-вторых, реклама есть часть товара. Это значит, что расходы на рекламу необходимо вносить в стоимость производства, а не в стоимость продаж.
В-третьих, из этого следует, что в трудные времена урезать расходы на рекламу надо не больше, чем расходы на производство. Хотя по законам маркетинга выгоднее сэкономить на рекламных бюджетах в периоды спада.
В-четвертых, реклама остается самой дешевой формой торговли. В США для того, чтобы коммивояжеру обойти тысячу домов, фирме придется потратить 25 тыс. долларов. Но если обратиться к телевизионной рекламе при рекламном бюджете 10 млн долларов в год, то охват аудитории составит 66% населения США (охват тысячи домов обойдется всего в 4 доллара 69 пентоп).
Наконец, в-пятых, Д. Огилви так высказался о маркетинге: «Однажды я слышал, как Марвин Боуэр определил маркетинг как объективность. Я этого просто не могу слышать»2.
И все-таки, чтобы объективно определить место рекламы, ди-рект-маркетинга. ссйлз-промоушн, PR, паблисити и пр. в системе маркетинговых коммуникаций, попробуем ответить натри выше поставленных вопроса и определить, является ли рекламой та из них, которая не ставит своей целью максимально способствовать продажам. Зададимся тремя простыми вопросами, ответы на которые вытекают из обычной логики.
Вопрос 1: могут ли в системе маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной основной целью продажу?
Конечно, нет. Ведь маркетинговые коммуникации, по определению, предполагают такие функции, как определение и изучение спроса, вопросов ценообразования, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и пр., и. конечно же. коммерческую рекламу как дальнейшее продвижение всех этих данных. С единственной коммерческой целью — получения, как мы помним, «Зм»: продажи .максимального количества товаров и услуг .максимальному количеству потребителей по .максимально высоким ценам.
Зимен С, Иротт А. Бархатная революция в рекламе. М.: Эксмо. 2003. С. 7. OeiLieu Д. Огилви о рекламе. М.: Эксмо. 2003. С. 184.
Вопрос 2: могут ли вне системы маркетинговых коммуникаций существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей главной, основной целью продажу?
Конечно, да. Это: 1) социальная реклама (и идеология), 2) политическая реклама (и идеология).
Можно возразить, что социальная реклама, политическая реклама и идеология как цель социальной и политической рекламы тоже приносят свои дивиденды. Но какие?
1. Дивиденды социальной рекламы — побуждение граждан страны к социально ответственным поступкам, улучшение морального климата в обществе, осознание гражданами страны своей личной причастности к Родине и ответственности перед ней, искоренение пороков в обществе и т.п.
2. Дивиденды политической ремамы — «очеловечивание» образа политического лидера, приближение его образа к населению страны, достижение определенного информационного доминирования в обществе.
3. Дивиденды идеологии как цели социальной и политической рекламы — отношение людей к действительности через системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и нравственных взглядов и идей; оказание активного влияния на общество путем ускорения или торможения его развития.
Следовательно дивиденды, или активы, этих социальных коммуникаций прежде всего не материальные и не финансовые, хотя в конечном счете и они могут превратиться в материальные. Однако, последнее не относится к главной цели этих социальных коммуникаций, особенно социальной рекламы (и идеологии), и не так для нас сейчас важны. Для нас важно, что вне системы маркетинговых коммуникаций могут существовать такие типы социальных коммуникаций, которые не ставят своей основной целью продажу.
И наконец, поставим вопрос 3: как продвигать эти социальные коммуникации: так же, как и коммерческую рекламу в системе маркетинговых коммуникаций, или существуют какие-то свои специфические, характерные только для них методы продвижения?
Ответ будет на удивление лаконичным: да, точно так же, как и коммерческую рекламу в системе маркетинговых коммуникаций!
Средствами тех же директ-маркетинга, сейлз-промоушн. PR и Прочими... рекламными стратегиями. Ибо мы видим, что это не равноценные рекламе средства системы маркетинговых коммуникаций, а рекламные стратегии и технологии, которых может быть великое
(только в главе «Современные рекламные технологии» пособия приведено более двадцати наименований).
Почему же директ-маркетинг, сеилз-промоушн и PR представляют собой всего лишь рекламные стратегии?
Обратимся к схеме 4.
Можно предположить, и мы видим это на схеме, что и директ-маркетинг, и сеилз-промоушн, и паблик рилейшнз взаимодействуют со всеми тремя видами рекламы. Действительно, если мы рекламируем товар или услугу, то прибегаем к возможностям директ-марке-тинга, сейлз-промоушн и PR. А продвигая общественно значимую социальную программу в социальной рекламе или депутата в Государственную думу, разве мы не сможем прибегнуть, например, к PR? Очевидно, что да. Но если реклама как таковая, со всеми ее видами,
как это принято писать во многих российских учебниках, есть всего лишь одно из средств системы маркетинговых коммуникаций, в одном ряду с директ-маркетингом, сейлз-промоушн и PR, то, спрашивается, как мы можем одним средством продвигать другое средство? Это то же самое, как если бы фармацевты для лечения больного аспирином придумали аспирин-2. При этом просто аспирин без аспи-рина-2 был бы бесполезен. Получился бы медицинский паровозик из лекарств, к которому можно было бы присоединить бесконечное количество вагонов-лекарств, каждый из которых подталкивал бы предыдущий.
Одним словом, существует три вида рекламы:
•коммерческая;
• социальная (может выполнять идеологические функции и преследовать идеологические цели);
• политическая (может выполнять идеологические функции и преследовать идеологические цели).
Также существует имиджелогия, но это не вид рекламы, а знаковая и символическая характеристики объекта, в которых присутствуют форма и содержание. Поскольку человек живет не только в реальном мире, но и в знаковом, символическом, то имидж, состоящий из:
1) имидж-репутации клиента, например при получении им кредита в банке,
2) имиджа политика, необходимого ему только потому, что избиратель лично с ним не знаком,
3) имиджа товара, когда покупатель покупает не товар, а торговую марку товара,
4) имиджа фирмы как нематериального актива фирмы,
можно рассматривать всего лишь как уоювную единицу этого виртуального мира.
Коммерческая реклама находится внутри системы маркетинговых коммуникаций, тогда как директ-маркетинг, сейлз-промоушн, PR есть отдельный пласт рекламных (и маркетинговых) стратегий и технологий, совершенно равноценный ATL- и BTL-акциям, мер-чандайзингу, SMS-рекламе (через мобильные телефоны) и прочим стратегиям и технологиям, так сказать, рекламным ноу-хау.
Таким образом, коммерческая, социальная и политическая реклама есть три равноправных вида социальной коммуникации, но с одной оговоркой: функции коммерческой рекламы определяет система маркетинговых коммуникаций через отражение поставленных задач только Различными типами юридических лиц, тогда как функции социальной
84
политической рекламы определяют задачи общества (государства) и по-. шишки, отражаемые через различные типы юридических лиц. Основные выводы этой главы следующие.
1. Виды рекламы определяются через ее функции. Но в зависимости от диверсификации функций рекламы могут диверсифицироваться и виды рекламы.
Коммерческая, социальная и политическая реклама имеют общие механизмы продвижения и воздействия на реципиента. Только в роли реципиента коммерческой рекламы выступают определенные маркетологами сегменты покупательской аудитории, в роли реципиента социальной рекламы — все граждане страны, а в роли реципиента политической рекламы - граждане страны как избиратели.
ГЛАВА 6
Социальная и политическая реклама как виды рекламы
6.1. Что такое социальная реклама?
Термин «социальная реклама» (от англ. public advertising) используется только в России. Во всем мире ему соответствуют понятия: некоммерческая реклама и общественная реклама.
«Некоммерческая реклама ~ реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества»1.
Общественная (социачьная) реклама передает позитивное сообщение об общественном явлении. Профессиональные рекламисты создают ее бесплатно (отказ от прибыли или гонораров в данном случае есть этическая позиция рекламистов); место и время СМИ также предоставляют на некоммерческой основе»2.
Предметом и некоммерческой, и общественной рекламы является идея, обладающая социальной ценностью.
Цель и некоммерческой, и общественной рекламы состоит в изменении поведенческой модели общества для создания и осознания населением страны социальных ценностей.
Задачи и некоммерческой, и общественной рекламы заключаются в четком определении ее сегментов, таких, как:
•основные участники рынка некоммерческой или общественной рекламы, их доля и степень влияния;
1Вове К.Л.. Арене У.Ф. Современная реклама. Тольятти: Издательский дом «Дов
ить». 1995. С. 610.
2См.: Уэллс У., Вернет Дж.. Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб.:
Питер. 1999
•инструментарий реализации рекламных кампаний; •уровень и формы законодательного регулирования;
• наличие профессиональных общественных организаций, их роль и формы участия;
• основные темы и объем тематического поля;
•роль и социальная отдача от каждого рекламного носителя, используемого для продвижения рекламных идей (ТВ, пресса, наружная реклама, радио, директ-маркетинг и т.д.);
• практика оценки и отслеживания эффективности (через возможные общественные советы, созданные при различных СМИ);
• конкретизация системы финансирования: кто, в каких объемах финансирует социально-рекламные проекты;
• структура процесса производства;
• отношение к некоммерческой или общественной рекламе ее потребителей.
Так как предмет, цель и задачи у некоммерческой и общественной рекламы едины и ни в чем не противоречат российскому термину «социальная реклама», то целесообразно его использовать и в дальнейшем, так как он понятен большинству российских граждан, и прежде всего специалистам в области рекламы.
Согласно статье 18 Федерального закона РФ «О рекламе», «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и напра&пена на достижение благотворительных целей» (см. Приложение). Эта статья вызвала много негативных откликов в рекламных кругах, и, видимо, скоро в нее будут внесены поправки. Тем не менее что или кто скрывается под «общественными и государственными интересами»?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем социальную рекламу по принципу типологии рекламных функций, о котором мы го-вориля выше. То есть по принципу зависимости функций рекламы от тех юридических лиц, которые ее заказывают и размешают. Только в данном случае речь пойдет о социальной рекламе.
Некоммерческие организации — благотворительные фонды, больницы, церкви и т.д. Их деятельность заключается в помощи больным, нуждающимся и пр., что во многом определяет направленность их со- , пиальной рекламы. Сюда можно отнести:
• привлечение средств на строительство храма;
• привлечение средств в различные благотворительные фонды;
• целевую помощь людям, нуждающимся в лечении;
пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса и пр.
Среди всего объема социальной рекламы, размещаемой в СМИ, именно реклама некоммерческих организаций встречается наиболее часто и, соответственно, наиболее близка российскому населению.
Профессиональные, торговые, гражданские ассоциации. Их цель заключается в формировании позитивного общественного мнения и сохранении общественного спокойствия. Наиболее известный пример, который мы уже приводили, — рекламный блок И. Буренкова «Позвоните родителям!», созданный по заказу Рекламного совета России.
Государственные структуры — Министерство по налогам и сборам, ГАИ-ГИБДД, МЧС и т.д. Для их социальной рекламы характерно колебательное размещение по принципу «спад—подъем». Например, рекламные призывы налоговой полиции «Заплати налоги!», особенно на уличных билбордах и в телерекламе, заметно активизируются в апреле, поскольку апрель — последний месяц финансового года для сдачи налоговых деклараций.
Как мы уже отмечали, у социальной и коммерческой рекламы принципиально разные цели и идеология, но архетипы продвижения этих целей и идеологий одинаковы. Так, если конечной целью коммерческой телевизионной рекламы нового пива является изменение потребительских привычек, то ролик социальной рекламы нацелен на привлечение внимания общества к проблеме молодежного пивного алкоголизма, а в стратегической перспективе — на изменение поведенческой модели всего социума тинейджеров. Кроме того, принципиально различаются целевые аудитории коммерческой и социальной рекламы: если у первой это маркетинговая группа, то у второй — все общество (или значительная его часть).
В России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую. Причем сами рекламисты признают, что производство «социалки» служит главным показателем уровня креативного мышления и профессионализма создателя, поскольку она должна вызывать гораздо более сильные эмоции, нежели реклама шоколада, косметики или стирального порошка.
6.2. Анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
В рамках разговора о социальной рекламе целесообразно сравнить Российский и зарубежный опыт социальной рекламы. Для этого обратимся к таблице 3.
Для составления данной таблицы были использованы материалы соответствующих сайтов Интернета (указаны в конце раздела), а также аналитические материалы Д. Коробкова, основателя и руководителя рекламного агентства «Адвента» (ныне группа АДВ, пред-( ставляюшая интересы второго по величине в мире рекламного холдинга «McCann-Erickson»), подготовленные в рамках учебного курса «Социальная реклама как инструмент публичной политики».
Черты сходства между российской и зарубежной социальной рекламой
1. Участники рынка социальной рекламы. В России и за рубежом отношение к социальной рекламе и к ее роли в обществе разное. Отечественная социальная реклама воспринимается только в контексте государственной «головной боли». За рубежом участники тематического поля социальной рекламы намного лучше осознают, что такое социальная реклама и как ее можно использовать в национальных и общественных интересах. Там даже об инвестициях говорят как о социально ответственном мероприятии!
2. Цели. Приблизительно одинаковы.
3. Темы. То же касается и тематического поля. С одной стороны, процесс глобализации порождает глобальные, единые проблемы: террор — антитеррор, экология, болезни (например, «куриный грипп», СПИД и т.д.), семья и дети, безработица и т.д. С другой стороны, темы экологии, зашиты природы и ряд других в России еще не получили должного отражения. Российская социальная государственная реклама отличается агрессивностью (например, реклама МЧС — репродукция картины К. Брюллова «Гибель Помпеи», причем без всяких слоганов и поясняющих надписей). За рубежом социальная государственная и негосударственная реклама толерантно, в доступной и Дружелюбной форме показывает, как правильно использовать возможности, которые дает обществу государство.
4. Носители. В силу все тех же глобализаиионных причин, свойственных информационному обществу XXI в.. носители социальной рекламы и в России, и за рубежом одинаковы. Единственная разница в соотношении эффективности различных рекламных носителей, но это уже относится больше к компетенции мультикультурных и социально-психологических исследований.
5. Финансирование. В принципе, источники одни и те же. Вопрос только в пропорциях финансирования этих источников.
Черты различия между российской и зарубежной социальной рекламой
1. Регулирование рынка. Рынок социальной рекламы за рубежом в основном саморегулируем. В России этот вид рекламы не регулируется никак. Закон РФ «О рекламе» содержит много пробелов, а потому уже слабо отражает потребности российского рынка в саморегуляции (подробнее см. Приложение. 13.2).
2. Координация потоков социальной государственной рекламы. В отличие от Великобритании и США, в России не существует единого органа, координирующего вопросы социальной государственной рекламы.
3. Эффективность. К сожалению, данных об эффективности социальной рекламы в России найти не удалось, но можно смело предполагать, что у нас в стране она ниже, чем за рубежом. Скорее всего, это обусловлено принципиально различным самосознанием западного и российского общества.
4. Политическая система и политическая культура. Здесь можно отметить две особенности России. Во-первых, социальная государственная реклама включена в политический контекст (особенно активно используется в рамках выборов, что наглядно продемонстрировали президентские выборы 14 марта 2004 г.), а это существенно снижает ее ценность в глазах населения. Во-вторых, до сих пор не сформирован сектор некоммерческих объединений, которые наряду с государством должны быть заказчиками социальной рекламы.
5. Культурный уровень общества. Высокая агрессивность российских СМИ приводит к тому, что даже «шоковая терапия» социальной рекламы редко оказывается эффективной. Коммерческая реклама, которая изначально, по своим целям не должна быть агрессивной, в России шокирует общество сильнее социальной рекламы, а потому и более эффективна.
6.3. История социальной и политической рекламы
Социальная (и политическая) реклама существует с античных времен, вернее, со времен римской демократии, когда развертывались поли i и-ческие кампании по выбору эдилов (должностных лиц древнеримской магистратуры). Тем не менее официально история социальной рекламы начинается с 1906 г.. когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывавшую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Во время Первой мировой войны в США очень популярным был плакат Дж.М. Флегга «Ты нужен американской армии» (1917), на котором Дядя Сэм призывал новобранцев на войну. Сама идея и композиция в точности совпадают с созданным в 1920 г. в СССР плакатом Д.С. Моора «Ты записался добровольцем?».
А это уже политическая реклама. Не останавливаясь на теме оригинальности советского варианта плаката, обратим внимание на другое — на тесную связь социальной и политической рекламы. Виной тому бесконечные войны, особенно две мировых прошлого века. л также «холодная война» как противоборство двух политических систем — западной демократии и стран социализма. Поэтому, описывая историю социальной и политической рекламы, целесообразнее не делить их. как принято, а. наоборот, объединить, назвав социально-политической рекламой (хотя политическую рекламу уже вне ее истории, а через призму идеологии мы рассмотрим ниже).
Продолжим рассказ об истории социально-политической рекламы. В ноябре 1941 г. Национальная рекламная ассоциация США и Американская ассоциация рекламных агентств созвали съезд в штате Виргиния для обсуждения вопроса «Как выжить?». В получасовой речи Д.В. Янга на этом съезде впервые прозвучата идея об использовании рекламы для влияния на социатьную сторону жизни Америки. Именно Янг предложил создать Рекламный совет — организацию. Финансируемую бизнесом и ориентированную прежде всего на свободу волеизъявления и свободу слова.
Но 7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла внезапный удар по Пёрл-Харбору, после чего Рекламный совет перенес сферу своих интересов с социальной жизни Америки на защиту ее национальной безопасности. И уже в январе 1942 г. по инициативе Ф. Рузвельта со-Чиальная реклама в США официально слилась с политической: Рекламный совет был преобразован в Военный рекламный совет. Реклама стала партнером политики и идеологии Вашингтона. Это принесло
свои плоды: «более 150 добровольных рекламных кампаний помогли продать облигаций на 35 млрд долларов, набрать 2 млн человек для^ работы на военных фабриках, побудить множество женшин стать медсестрами Красного Креста, набрать добровольцев в армию и на флот... Реклама подвигла людей заводить огороды, в итоге было возделано около 20 млн площадей позади домов мирных жителей...»1.
После войны Рекламный совет помогал вернувшимся с фронта военнослужащим обзавестись домами и автомобилями, организовал ряд кампаний за безопасность движения на дорогах и многое другое. А что же в наше время?
Наше время продолжает 1947 год, когда новый президент Рекламного совета Т. Реплайер так определил «мирное» предназначение социальной рекламы: «Война никогда не прекращается. Просто меняется враг». Эта фраза стала отправной точкой в деятельности Рекламного совета, который помимо социальных функций, таких, как создание социальных программ по зашите детей с замедленным развитием, борьба с алкоголизмом и наркоманией, продолжал выпол-1 нять и политические — боролся с расизмом и коммунизмом, организовал Корпус мира и пр. Это очередной пример того, насколько тесно социальная и политическая рекламы взаимосвязаны. Так сказать, и! сиамские близнецы, и двуликий Янус.
Сегодня в США огромное количество различных ассоциаций и профсоюзов обращаются в СМИ с просьбами предоставить им рекламу на безвозмездной основе. Телекомпания CBS ежегодно получает около 6 тыс. предложений по проведению социальных проектов и размещает) более двух десятков вставок социальной рекламы на безвозмездной oc-J ново. В силу того что объем социальной информации в США неуклонно растет, многие СМИ были вынуждены ограничить бесплатное предоставление эфира и печатных плошадей для социальной рекламы некоммерческих институтов. Таким образом, не вся социальная рекла ма бесплатна. За размещение рекламы некоммерческих институтов СМИ стали брать плату, хотя и со значительными скидками.
Другое дело — присоединение к социальной рекламе во много политизированной рекламы государственных организаций: Военно-воздушных сил. Военно-морского флота, армии, почтовой службы,] правительственных бюро и департаментов.
В 1970-х гг. в США была отменена избирательная военная служба и возникла проблема набора в армию добровольцев. В связи с этим?
1 Вуден Р. Стремление к добру // Рекламный мир. 2001. № 98. С. 19.
прошла крупная кампания по привлечению на военную службу молодых юношей и девушек. В настоящее время Министерство обороны США пользуется корпоративной рекламой. Годовой бюджет кампании в 1990-х гг. составлял около 20 млн долларов, основная часть которого расходовалась на ТВ-рекламу. Связкой социальной и политической рекламы пользуются также многие правительства штатов. Так, штат Огайо объявляет об открытии службы по размещению заказов в промышленных концернах, Северная Каролина работает с имиджевой рекламой, в которой она выступает как типично сельский штат, а Калифорния рекламирует комфорт и развлечения.
Эти примеры хорошо демонстрируют связь социальной, политической и коммерческой рекламы. Рассмотрим их идеологическую составляющую, или политический аспект связки социально-политической рекламы.
6.4. Идеологический аспект социально-политической рекламы
Начнем с России, где понятие «идеология» сегодня стыдливо замалчивается. Почему я так говорю? Потому что вспоминаю 10 июня 2002 г., когда впервые в истории новейшей России состоялась выставка «Государственные символы России», приуроченная к 530-летию государственного герба страны. Открывая выставку, СВ. Ястржембский, начальник Информационного управления Администрации Президента РФ, на вопрос одного из журналистов об идеологии вверенного ему ведомства, сурово ответил: «У нас есть не идеологическое управление при Президенте РФ, а информационное^
В чем разница между идеологией и информацией? И что негативного в понятии «идеология»?
Конечно, мы помним про заидеологизированность советского общества, но то было проявление крайнего формализма как следствие закостенелости руководящего состава СССР. К чему это привело, знают все. Социализм рухнул. Из этого исторического факта можно сделать всего один, но очень важный вывод: идеология есть важнейший политический ресурс (раз из-за него рухнули целая политическая система и держава). Но речь идет о рекламе. При чем здесь идеология?
1 Автор книги присутствовал на открытии выставки в качестве специального обозревателя журнала «Креатив», где и записал на диктофон эти слова СВ. Ястржембского.
Обратимся, как всегда, к словарю. Даже в Советском (!) энциклопедическом словаре про идеологию написано буквально следующее:; «Идеология, система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических п философских взглядов и идей... В классовом обще-стае носит классовый характер, выражая интересы и формулируя пели определенных классов; разрабатывается теоретическими представителями класса, идеологами на основе накопленного мыслительного материала... оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие». А вот информация есть всего лишь «общенаучное) понятие, включающее обмен мнениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом...». Таким образом, информация, в отличие от идеологии, не оказывает такого «активного ачиянпя на общество, ускоряя или тормозя его развитие». А если оказывает, то в социально-политической рекламе именно через идеологию!
Иными словами, идеология есть средство продвижения рекламной, информации, или рекламная стратегия. Но что продвигают все рекламные стратегии и технологии? Торговую марку — как знак товара/услуги/фирмы, стремясь превратить ее в бренд.
А что в таком случае может продвигать идеология?
Тоже товарную марку, стремясь превратить ее в бренд. Только в роли товара, если мы возьмем политические, а не коммерческие аспекты идеологии, выступают уже не знаки товаров, услуг, фирм, а государа с!венная символика. Или знаки товаров/услуг/фирм, которые, пройдя! сквозь призму государственной символики, приобретают статус госу-дарственных брендов национальных товаров/услуг/фирм, характерных только для этой страны, создающих и во многом определяющих ее международный имидж. Вспомним рекламную коммуникационную цель подкласса 1 «Характеристика страны-производителя, к которой) территориально или юридически принадлежит компания (предпри-f ягие)» (см. главу 4). Там в качестве сравнительных примеров мы рас-сматривали национальные бренды Голландии, Японии и Португалии Про нашу страну мы писали, что, «к сожалению, в России эти пробле-j мы очень робко решаются отечественными производителями, а о единой политике государственною контроля за национальными бренда-1 ми... никто и слышать не хочет». Не перекликается ли ситуация с национальными брендами с тем, как сложилось в нашей стране поло--жение с социальной рекламой, где также отсутствует единое государственное координирование? По-моему, все это звенья одной цепи.
Возвращаясь к выставке «Государственные символы России», мы можем утверждать, что идеология демократического общества, в от-
щчие от тоталитарного, есть не что иное, как реклама государственных символов через национальные бренды. При этом средства продвижения государственных символов и национальных брендов ничем не отличаются от продвижения коммерческих торговых марок. Да и цели и задачи в основе своей те же самые. Просто государство в данном случае можно сравнить с крупной международной корпорацией, например «Microsoft». И выставку «Государственные символы России», ставшую с 2002 г. ежегодной, можно смело приравнивать к ежегодным рекламным выставкам, например к Московскому фестивалю рекламы «Национальный продукт».
Но как скоординировать все бренды национальных продуктов?
Это можно сделать только через национальную идею, которая до сих пор остается «белым пятном», не побоимся этого слова, в идеологи чес ком ресурсе и идеологическом тематическом поле России.
«Что делать?» как основной вопрос национальной идеи России
Считывая все вышесказанное, мы можем сделать еще один вывод: идеологическим аспектом социальна-политической рекламы является национальная идея страны, визуально отражаемая в государственных символах и национальных брендах.
Но вопрос Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по-прежнему актуален. Как его решить?
Постараемся наметить некоторые шаги в его решении (тем более что читателям этой книги, будущим рекламистам и маркетологам, в своей работе придется озадачиваться этим вопросом; во всяком случае, я очень на это надеюсь).
Шаг первый. Мы предполагаем, что рекламировать достижения новейшей России надо через национальную идею. Создать национальную идею в книге, которая носит дидактический характер, невозможно, но попробуем наметить ее абрис, обрисовать некоторые внешние черты.
В США национальная идея — это демократия, подразумевающая незыблемость частной собственности и декларированных свобод. В принципе, подобные национальные идеи, пропущенные через характерные черты исторического развития и выражающиеся в основном национальными брендами, свойственны всему Западу.
В России никогда не было демократии, хотя бы потому, что не было характерной для Запада незыблемости частной собственное ш и тем более декларированных свобод. Достаточно вспомнить, что крепостное право на Руси отменили только в 1861 г., тогда как. например, во Фран-
ими это произошло еще при Филиппе IV Красивом в начале XIV в. А. Ананьев в книге «Призвание Рюриковичей, или Тысячелетняя загад-| ка России» пишет: «Запад со своим ограничительным абсолютизмом получил одно развитие, мы же, задавленные симбиозом светского (азиатского) и церковного, — другое, поставившее нас в положение постоянно догоняющей прогресс нации. Разрыв в экономических, да и во? многих других сферах жизни между Западом и Востоком достиг сегод-:' ня (имеется в виду середина 1990-х гг. — П.П.) такого предела, когда oj евроединстве можно говорить лишь в риторическо-вопросительном тоне, так что вольно или невольно приходится констатировать, что славянство благодаря навязанному или, вернее, переданному ему византийскому мироустройству потерпело как перед лицом западных держав, так и перед историей необратимое или почти необратимое, ибо только разум и тяга к единству могут изменить все, поражение»1.
Но тогда получается, что общепринятая российская символика устарела?
Во многом да, и это подтверждают два примера.
1. Комментируя всю ту же выставку «Государственные символы России» в 2002 г., «отец» постсоветской символики Г. Бурбулис в интервью телевизионной программе «Намедни»2 по случаю празднования Дня суверенитета России, как бы оговорившись, назвал россий-' ский герб «двуглавой вороной».
2. Р. Рейган, выступая перед студентами МГУ 31 мая 1988 г., так отозвался о символе советской государственности — Кремле и симво-1 лах дореволюционной России — петербургских дворцах: «Царская роскошь и великолепие, которые я видел в Кремлевском дворце, а Нэнси в замечательных ленинградских музеях, делают понятными причины революции. Цари присвоили все богатство этой страны, отобрав его у народа. Тут же, рядом, однообразные, серые, холодные постройки эпохи коммунизма. И понимаешь, что народу опять досталось немного, потому что богатство страны используется для поддержания государства... которое забирает себе все богатство, производимое народом»3. Но ведь и сейчас обязательным элементом большинства встреч на высшем уровне является ознакомление высочайших гостей с Санкт-Петербургом и его дворцами в условиях той самой «царской роскоши и великолепия»! А если мы вспомним Фран-
1 Ананьев А.А. Призвание Рюриковичей, или Тысячелетним загадка России, М.: Новости, 1996. С. 503-504.
* НТВ. Профамма «Намедни». 2002. 16 июня.
3 Рейган Р. Откровенно говоря: Избранные речи. М.: Новости. 1990. С. 347.
нию, то принимать в Версаае высочайших гостей не принято, гимном страны является «Марсельеза» и День взятия Бастилии 14 июля 1789 г. отмечается как общенациональный праздник с обязательным проведением дипломатических приемов во всех французских посольствах. Хорошо хоть в новейшей России в качестве национального гимна сохранили Гимн Советского Союза, отказавшись от Глинки и от «Боже, Царя храни!» (что тоже всерьез рассматривалось).
Что касается российского герба, то даже наши граждане не воспринимают его как правопреемника византийского герба — двуглавого орла, глядящего на Восток и на Запад, герба, принятого Иваном III в 1472 г. после его брака с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей (Зоей) Палеолог. Об этом большинство россиян даже и не знают. Что уж говорить об отношении к российскому гербу в современных информационных постиндустриальных обществах Востока и Запада.
Так что же, новая национальная идея должна заключаться в отказе от российской истории и, соответственно, в смене российской, читай царской, символики?
Конечно, нет. Да это и невозможно. Но взглянуть на новейшую Россию в отрыве от ее «византийской" истории представляется мне крайне необходимым. Это и должен быть первый шаг или первый контур в абрисе национальной идеи.
Шаг второй. Подход к рекламе символики России как отображении новейшей национальной идеи не должен отличаться от подхода к рекламе бренда любого товара/услуги/фирмы. Вспомним глокализа-цию, о которой говорили в начале книги. Это принцип «думай глобать-но, действуй локально», где для каждого сегмента мультикультурного пространства создается отдельный ролик или принт, но все они объединены одной обшей идеей или обшей товарной маркой. Например, бренд «Coca-Cola» не меняется в зависимости от страны. Просто логотип и слоган «Enjoy Coca-Cola» на арабском языке пишется арабской вязью, на корейском — корейскими иероглифами, но белый наклонный выворотный текст на красном фоне с белой ленточкой внизу всегда остается неизменным.
Представим Россию транснациональной корпорацией. И для этой транснациональной корпорации необходимо придумать товарный знак, едино понятный всем сегментам мультикультурного пространства (как в случае с «Coca-Cola»). Это и будет второй шаг или второй контур в абрисе национальной идеи России. Каков он может быть, мы че знаем (и это не входит в задачи этой книги). Но мы можем обра-
Когда компания «Coca-Cola» вышла на китайский рынок, то выяснилось, что иероглифы, соответствующие звукам «Кока-Кола», означают «укуси пластилинового головастика». Были выбраны новые иероглифы, звучащие приблизительно так же. но означающие вкусное, бодрящее счастье».
титься к опыту других стран, которые стали создавать свой транснациональный бренд. Например, к Польше.
Два года назад, газета «New York Times» опубликовала статью о попытке Польши создать свой национальный бренд1. Суть ее такова.
В 2001 г. МИД Польши обратился к DDB Corporate Profiles (представительство международного агентства DDB) с просьбой разработать дизайн национального бренда страны. Летом 2002 г. компания торжественно продемонстрировала логотип: воздушный красно-белый змей, чей хвост поддерживает вертикальную линию буквы «к» в слове «Polska». изображенную в виде рукоятки для управления змеем. Гарнитура слова «Polska» «жирная», красная и закругленная — намек на эмблему движения «Солидарность». Красно-белый дизайн змея — это четыре квадрата как напоминание о национальной эмблеме польской
польской военной авиации (особенно учитывая тот факт, что летом 2004 г. Польша вступила в НАТО). Но Польша уже имеет свой бело-красный полосатый флаг и национальный герб — белого орла. Спрашивается, зачем полякам нужен новый бренд?
Дело в том, что орел чересчур традиционен и обыден ( свои орлы как национальные эмблемы есть и у России, и у Германии, и у США). В. Олинс. британский консультант по брендам агентства DDB. поясняет: «Флат имеют национальные, военные пли политические зна-
чения (коннотации). Воздушный змей вне политики. Он олицетворяет собой кусочек прошлого. И счастливого настоящего».
И коммерческого. Как «завиток» «Nike» и «золотые арки» «McDonald's», воздушный змей рекламен. Он говорит: «Иди сюда. Покупай наши товары. Ешь нашу еду. Мы не страшны. Мы веселы. Мы хотим быть целью всемирного покупателя. Мы хотим показать что, мы молодая, динамичная страна». С. Гутковски, автор логотипа, добавляет, что: «политики не осознают, что страна есть бренд (курсив мой. — П.П.). И вместе с любыми другими брендами у людей возникают ассоциации, хорошие или плохие, с теми нациями, которые они знают. Но можете ли Вы изменить людское мнение путем внешнего переоформления бренда нации?»
В 1999 г. компания «Wolff Olins» предложила Германии, стране пива, Гитлера и брюк с кожаным задом (lederhosen), предстать перед мировой общественностью теплой и дружелюбной нацией путем замены черного национального цвета на европейский голубой. Ответной реакции не последовало.
Несколькими годами раньше «Wolff Olins» дала совет другой стране: Великобритания, чванливая и пуританская нация, с королевой, дворцом и дождями, будет выглядеть более открытой и жизнерадостной, если уберет приставку Велико- из своего названия, а Юнион Джека «закопает в канаву». Сайт «Wolff Olins» прокламировал: «Мы ощущаем, что Юнион Джек не является больше показателем современной Британии, так как ои символизирует империализм во многих странах мира». В 1998 г. попытка ребрендинга была обсуждена премьер-министром Великобритании Т. Блэром и высмеяна в кампании «Невозмутимая Британия». Поп-версия «Боже, спаси королеву» приветствовала королеву на встрече Британского содружества. А «Британские авиалинии» постыдно решили заменить цвета Юнион Джека на стабилизаторах хвостов своих самолетов на психоделический мультикультурный дизайн1.
Мысль о работе над национальными ребрендингами возникла в Испании. Два десятилетия назад X. Миро спроектировал разноцветную солнечную национальную эмблему развития туризма. Во многом благодаря именно этому логотипу Испания больше не ассоциируется только с Франко, гражданской войной и Дон Кихотом. Теперь это туристическая открытая страна вина, кино (Педро Аль-модовар) и живописи (Веласкес, Миро, Дааи...).
Стоит также отметить, что очень многие страны имеют свои коммерческие (или туристические) логотипы как национальные бренды. Например, Канада — кленовый лист, Венгрия — сердце, Голландия — тюльпан. А знаменитая аббревиатура «I»NY» (I love New-York) стала воистину международной и используется ныне практически во всех странах: <-l^Russia», «I»GB», «IvSpain» и т.д. Но где бы эта аббревиатура ни использовалась, подсознательно все знают, что ее корни — Нью-Йорк. Таким образом, в любой стране мира сувенирная продукция с подобной аббревиатурой пусть косвенно, но продолжает «продвигать» крупнейший мегаполис Америки.
6.5. Типичные лейтмотивы брендов Франции, Германии, Великобритании и США как национальные символики
Кратко остановимся на типичных мотивах брендов как национальных символик ряда стран. Франция:
• мотив галльского петуха;
• мотив пчелы (от изображения пчелы, выбранной Наполеоном в качестве символа Франции);
•мотив Эйфелевой башни;
• мотив Марианны (впервые изобразил Марианну в качестве товарного знака фирмы «Marianne Productions» Жан Кокто, прообразом послужила Брижитт Бардо):
• мотив лотарингского креста;
• мотив фригийского колпака;
• мотивы знаменитых районов и улиц Парижа, парижских кабаре и пр.;
• мотив духов, парфюмерии и косметики, мотив мира моды (как высокой, так и pret-a-porter), мотив француженок и «свободы нравов», мотивы французской кухни, французских сыров и французских вин стали одними из доминирующих в национальном французском брендинге как национальной идеи.
Германия:
• мотив древнего символа Саксонии «лошадь» и перекрещенных
коньков на крышах крестьянских домов (например, товарный знак
одного из немецких банков, чьими принтами завешано московское'
метро. — два черных перекрещенных конька на фоне желтого ква
драта);
• мотив орла (традиционный символ Германии);
• мотив дуба (древнегерманский символ жизни и надежды); •немецкие сказочные персонажи: Макс и Морити (Max und
[vloritz), Бременские музыканты (Bremer Stadlmusikanten). Рюбец&ть (Rubezahl — великан с дубиной);
• если быть до конца объективными, то нельзя не упомянуть слож
нейшие по своим значениям мотивы государственной символики на
цистской Германии, ведущие начало от древнейших символов ариев
(индуистских племен);
• мотив германской кухни — пиво и сардельки с тушеной капустой.
Великобритания:
• мотив льва (согласно средневековой хронике, когда Генрих I в 1127 г. посвящал в рыцари своего 14-летнего сына Жоффрея, графа Анжуйского, он повесил ему на шею синий щит, на котором были изображены золотые львы. Первый герб Англии (на красном щите — три золотых льва) появился на государственной печати Ричарда I Львиное Сердце примерно в 1195 г. Эти львы сохранились на государственной печати до наших дней. В Шотландии красный лев на золотом фоне украшал флаг короля скоттов Уильяма Льва (1165— 1214)1);
• мотив розы (золотая роза была впервые использована в качестве королевского знака в 1236 г. во время брачной церемонии Элеоноры Прованской и Генриха III. В 1399 г., когда Генрих из дома Ланкастеров под именем Генриха IV взошел на трон, он принес с собой эмблему красной розы. После династической Войны Алой и Белой розы (1455— 1485) за обладание английской короной между Йорками и Ланкастерами обе розы были объединены в форме, которую мы знаем под названием Розы Тюдоров);
•мотив Джона Буля (один из самых противоречивых символов, ибо воплощает в себе наименее привлекательные стороны английского характера, но при этом изображается с английским флагом Юнион Джек на груди);
• мотив бульдога (самая известная порода английских собак);
• мотив Биг-Бена как символ курительных трубок;
• мотив Пэлл Мэлл («Pall Mall» — фешенебельный лондонский клуб, расположенный на одноименной улице);
•мотив фрегата «Виктория» (флагманский корабль адмирала Нельсона);
1 См.: ФолиЛж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече-АСТ. 1997. С. 214-.
мотивы шотландского чертополоха и ирландского трилистника;
•мотивы сказочных персонажей — от Мальчика-с-пальчика (Тот
Thumb) до кэрролловской Алисы;
• мотивы мифические — Святой Грааль и рыцари Круглого стола,
волшебник Мэрлии и ведьмы (как в традиционном, так и в модерни
зированном изображении).
Стоит признать, что из национальных лейтмотивов британские — самые многочисленные и известные, вплоть до современных. Например, мотивы «агент 007» Джеймс Бонд и секретарша шефа Джеймса Бонда, истинная английская леди с шутливым прозвищем Manny Penny. Кстати, даже в Москве на станции метро ВДНХ более полугода (2003/04) висел билборд. рекламирующий московский косметический салон «Manny Penny», желающий, по всей видимости, продемонстрировать свою «причастность» к английским леди.
Соединенные Штаты Америки:
так как культура США представляет собой смесь национальных культур иммигрантов, индейцев и мексиканцев, то период отвоевывания у исконных обитателей территорий, определяемых нынешними границами страны, вспоминается и воспринимается американцами с гордостью. Причем эта гордость, наравне с демократическими свободами и незыблемостью частной собственности, которую надо охранять с оружием, во многом определяет и национальную идею Штатов. К.Дж. Веркман пишет: «Создается впечатление, что в глазах американцев любой компании, железной дороге, авиалинии, ассоциации или организации чего-то не хватает, если у нее нет собственной эмблемы. Эмблема должна не существовать, она должна быть широко известна. Мало обладать — нужно повсеместно демонстрировать»'. Эти слова наглядно иллюстрируют мотивы национальных символов, брендов:
• мотив орла (в отличие от Германии. России и Польши, американ
ский орел не просто геральдический знак, но еше и индейский тотем).
Он изображен как на печатях многих штатов, так и на личной печати
Президента США, печати Верховного суда. ВВС, министерств оборо
ны, юстиции и труда. Интересно, что Бенджамин Франклин (1706—
1790), один из авторов Декларации независимости США и Конститу
ции 1787 г., так отзывался об орле как национальном символе
Америки: «Я не хотел бы, чтобы орел был выбран представлять нашу
страну; эта птица с плохими моральными чертами; она не зарабатыва-
ет средства к существованию честно... как и те среди людей, кто грабят и убивают, в конечном счете она не имеет ничего и часто гибнет. Кроме того, она довольно труслива...»1 Заменить орла Франклин предлагал... индейкой как более «респектабельной птицей, встречающейся только в Америке»;
•мотив флага, известного как «звездно-полосатый» (от «Stars& Stripes», создан 14 июня 1777 г.). Джордж Вашингтон, первый президент США (1789—1797), так комментировал «звездо-полосатость» флага: «Мы взяли звезды с Небес; красный цвет означал страну, откуда мы приплыли (намек на британский Юнион Джек. — П.П.); белые полосы на красном — это символ того, что мы отсоединились от нее, а полосы должны будут символизировать свободу для будущих поколений»-;
•мотивы Плимут-Рока и Мэйфлауэра (название местности в Новой Англии, куда в 1620 г. на корабле «Мэйфлауэр» прибыли первые английские переселенцы);
• мотив Колокола свободы (колокол в Филадельфии, звоном которого 4 июля 1776 г. было объявлено о принятии Декларации независимости США);
• мотив Дяди Сэма (игра слов, производное от английской аббревиатуры US: United States и Uncle Sain);
• мотив статуи Свободы;
• мотивы осла и слона (неофициальные эмблемы демократической и республиканской партий соответственно);
•мотив ковбоя;
•мотив краснокожего индейца (джип «Чероки» и пр.);
• мотив пирата Билли Козленка (Billy the Kid).
Итак, краткий обзор национальных брендов четырех лидирующих западных стран дает представление о третьем шаге, необходимом для создания российской национальной идеи, отраженной через визуальные знаки — национальные товарные марки, будущие бренды.
Шаг третий. Несложно заметить, особенно на примере США-страны с самой молодой историей, что все без исключения национальные бренды есть отражение:
1) языческой, дохристианской мифологии страны;
2) истории становления страны через ее геральдику;
3) истории становления страны через ее промышленность:
4) истории становления страны через ее культуру;
5) дополнение к п. 1—4: не обязательно генерировать сугубо положительные аспекты национальных особенностей, негатив в национальной идее как противопоставление позитиву также может принести немалые дивиденды стране. Вспомним французские легкомыслие и «свободу нравов», германское пивопитие, британского Джона Буля, американскую романтизацию уничтожения коренных народов, пи-] ратства (Билли Козленок), грабежа и рэкета (романтический голливудский кинообраз гангстеров, например фильм «Бонни и Клайд» или «Крестный отец»).
Одним словом, когда российские политики и политолога говорят о российской социально-политической рекламе, особенно в контексте национальной идеи, и особенно о том, что на данном этапе развития страны ее практически невозможно создать, то мне хочется задать им следующий вопрос: пытался ли вообше кто-нибудь создать национальную идею России в контексте кросскультурного анализа, к которому мы прибегли? Что, разве в России не было: 1) язычества и языческой или раннехристианской мифологии, русских народных былин (о трех богатырях. Владимире Красное Солнышко и пр.); 2) многочисленных героев, отражающих историю начиная с глубокой древности; 3) производства, буквально олицетворяющего определенные этапы истории, скажем ювелирные изделия Фаберже, кузнецовский фарфор, проекты конструктивистов, индустриальная мощь СССР); 4) великой культуры?
Наконец, что, русскому народу не свойственны никакие недостатки? Я не призываю хвастаться ими, но зачем их скрывать, когда и так они всему миру известны. Лучше попытаться обратить национальное зло во благо. В тех же США фильмы с культом насилия и жестокости, производимые в Голливуде на экспорт, отнюдь не мешают основной массе населения страны оставаться приверженной религии, нравственным и семейным ценностям. Да и в торговле США придерживаются подобной политики — отечественные товары не экспортируются, вывозятся только технологии, производства, открываемые в третьих странах, и, соответственно, франчайзинга.
И почему мы не можем попытаться создать свои туристические бренды, как, например, в Испании, Польше, Франции, Китае или в Японии со знаменитым брендом-слоганом «Страна восходящего
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
П А Пименов ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции и виды рекламы
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов