Доказательства закона

 

Как уже отмечалось выше, человек, держащий в руках нити от чужих душ, является их властелином. Что же требуется знать и уметь тому, кто стремится к подобной власти? Естественно, необходимо иметь представление о методике активизации комплексов. Прежде всего остановимся на том, как определить, какой именно комплекс присущ данному конкретному человеку.

Для того чтобы понять, какие психологические проблемы обуревают окружающих нас людей, необходимо пройти несколько этапов приближения. Первый этап представляет собой пассивное наблюдение за людьми (сначала не стоит выделять кого-то одного, так как первое полученное нами на его счет впечатление может быть ложным), простое присутствие, наполненное, однако, вниманием.

Не стоит пропускать мимо ушей ни одного слова или поступка, будь то речь, обращенная лично к вам, или же нечто, сказанное кому-то еще. Во всем, что человек делает, помимо его желания, он отражает свой характер, а вместе с ним и особенности своей психики. Тем более интересными становятся попытки людей скрыть свои проблемы, носить маски, выглядеть совершенно не такими, каковыми они являются на самом деле, ведь в ходе этих попыток они еще больше выдают себя, делаются особенно прозрачными, практически беззащитными.

Итак, мы начинаем наблюдение, просто осматриваясь по сторонам, сидя на своем рабочем месте и обращая внимание на то, что говорят (особенно говорят, так как в языке проговариваются все психические проблемы!) и делают люди вокруг нас. Для предварительного ознакомления потребуется некоторое время, однако не следует торопиться, так как первое впечатление необходимо тщательно проверить.

После того как будет составлена первоначальная психологическая картина коллектива, следует начать исследование конкретных индивидов. Оно может проводиться по системе или же бессистемно. Критерием системы может стать, например, возможность реакции людей на те или иные раздражения, обусловленная особенностями их комплексов, в частности, проявления агрессивности или, напротив, стесненности и зажатости. Помимо этого, можно выбрать критерием отбора интенсивность вербального выражения комплекса (как много человек говорит о своей проблеме, причем не важно, прямо или иносказательно) или же систематизировать окружающих людей по типам носимых ими масок.

В первом случае, когда критерием отбора становится агрессивность или же, напротив, зажатость индивида, интересно проследить непосредственные причины, порождающие подобные реакции, и даже попробовать вызвать их при помощи задействования травматической ситуации. Например, некто страдает наличием гипертрофированного комплекса неполноценности на почве неудовлетворенности своей внешностью. Естественно, что низкая оценка собственных физических данных, либо прикрываемая в обыденной жизни напускным безразличием к одежде, опрятности, чистоте, макияжу, прическе, или же, напротив, завуалированная излишней заботливостью о внешнем виде, проявляется с новой силой каждый раз, как только носитель комплекса слышит или видит (или же ему кажется, что он слышит или видит) нечто, что затрагивает его физические данные. В результате комплекс обостряется в виде нескольких возможных реакций, наиболее частыми из которых являются агрессивность либо замыкание в себе, подавленность.

В случае проявления агрессивности человек может словесно унизить реального или воображаемого обидчика, ответить повтором обидных слов, направленных в его адрес (по типу «на себя посмотри»), и даже, более того, долго хранить обиду и, постоянно возвращаясь к ней, постепенно стать бессменным критиком внешнего вида обидчика. Если же, напротив, в качестве реакции на задействование комплекса возникает состояние зажатости, человек попросту утрачивает возможность ответить на обидные слова, становится подобным улитке, спешащей заползти в свою раковину и спрятаться: совершенно беспомощным и беззащитным.

Также критерием отбора в изучении окружающих можно сделать степень проговариваемости ими собственных проблем. В этом случае надо тем более прислушиваться к тому, что говорится, и таким образом узнавать страшные тайны коллег и сослуживцев. Нет сомнения в том, что абсолютно каждый человек, говоря о чем бы то ни было, в то же время говорит о себе. Причиной подобного феномена является непосредственная связь между логическим мышлением любого из нас (то есть сознанием) и его Эго, выстраивающим себя по принципам формальной логики. Схожесть путей сознания и самосознания просматривается, если можно так выразиться, в постоянном заглядывании самоанализа в сознание, воздействии на последний, навязывании ему того, что называется субъективным мнением. В результате ни одна идея, ни одна мысль, которая вращается в голове человека, не может избежать влияния его мировоззренческих установок, то есть стать совершенно объективной.