Соотнесите тексты с авторами, названиями их произведений и порт-ретами. Расположите авторов в таблице в хронологическом порядке.

Авторы:И. Берлин, К. Шмитт, Х. Арендт, Ф. фон Хайек, К. Маннгейм, В. Парето.

Портреты:

1 2 3 4

5 6

Названия произведений:

1. «Vita activa, или О деятельной жизни».

2. «Стремление к идеалу».

3. «Идеология и утопия».

4. «Дорога к рабству».

5. «Понятие политического».

6. «Компендиум по общей социологии».

 

Отрывки из сочинений:

А. Речь и действие суть деятельности, в которых выступает эта [присущая каждому человеку] уникальность. Говоря и действуя, люди активно

отличают себя друг от друга вместо того чтобы просто быть разными; они

модусы, в каких раскрывает себя сама человечность. Это активное выступание в явленность принципиально уникального существа покоится, в отличие

от явления человека в мире при рождении, на некой инициативе, которую он

сам предпринимает, однако не в том смысле, что для этого требуется какое-то особое решение; человек не может совершенно обойтись без речи и поступка...

Б. Часто говорят, что политическая свобода невозможна без свободы

экономической. Это правда, но не в том смысле, который вкладывают в эту

фразу сторонники планирования. Экономическая свобода, являющаяся необходимой предпосылкой любой другой свободы, в то же время не может быть

свободой от любых экономических забот. А именно это обещают нам социалисты, часто забывая добавить, что они заодно освободят нас от свободы выбора вообще. Экономическая свобода — это свобода любой деятельности,

включающая право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность.

В. Основной тезис социологии знания заключается в том, что существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Верно, что мыслить способен только индивид.

Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему групповому

духу, мыслит, возвышаясь над отдельными индивидами, и чьи идеи индивид

просто воспроизводит. Однако неверно было бы вывести из этого умозаключение, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем

самом и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного

опыта.

Г. ...Предположим, что в каждой сфере человеческой деятельности

каждому индивиду присваивается индекс его способностей, подобно экзаменационным оценкам. Например, самому лучшему специалисту дается индекс

10, такому, которому не удается получить ни одного клиента,—1 и, наконец,

кретину — 0. Тому, кто сумел нажить миллионы (неважно , честно или нечестно),— 10, зарабатывающему тысячи лир—6, тому, кто едва не умирает с

голода,—1, а находящемуся в приюте нищих — 0. <…>

Таким образом мы составим класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, который мы назовем избранным классом,

элитой (elite); подразумевается, что граница, отделяющая ее от остального

населения, не является и не может являться точной, подобно тому как неточна граница между юностью и зрелым возрастом, что, однако, не означает, что

бесполезно рассматривать эти различия.

Д. Определить понятие политического можно, лишь обнаружив и

установив специфически политические категории. <…> Поэтому политическое должно быть заключено в собственных последних различениях, к которым может быть сведено все в специфическом смысле политическое действование. Примем, что в области морального последние различения суть "доброе" и "злое"; в эстетическом — "прекрасное" и "безобразное"; в экономическом — "полезное" и "вредное" или, например, "рентабельное" и "нерентабельное". <…>

Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, — это различение друга и врага. Оно дает определение понятия в смысле критерия, а не через исчерпывающую его дефиницию или извещение о содержании понятия.

Е. Идея совершенного мира, в котором все хорошее сосуществует, кажется мне не только недостижимой — это было бы трюизмом, — но и внутренне противоречивой. Я не знаю, что обозначает такая гармония. Некоторые блага не могут ужиться. Мы обречены на выбор, и каждый выбор может привести к непоправимым потерям. Хорошо тем, кто подчиняется дисциплине, не задавая вопросов; кто добровольно повинуется приказам духовных или светских лидеров, чье слово — неопровержимый закон; кто собственными методами пришел к ясным, твердым, не допускающим сомнений представлениям о том, что делать и кем быть. Им я могу только сказать, что они — жертвы близорукости, которую сами же и породили не для того, чтобы стать поистине людьми, а для собственного удобства.

Авторы Портреты Названия Отрывки
       
       
       
       
       
       

 

5.1.= 18 баллов Авторы Портреты Названия Отрывки
В. Парето I Г
К. Шмитт IV Д
К. Маннгейм VI В
Ф. фон Хайек V Б
Х. Арендт III А
И. Берлин II Е

 

 

5. Выполните задания

5.1. Соотнесите тексты с авторами, названиями их произведений и порт-ретами. Расположите авторов в таблице в хронологическом порядке.

Авторы: Алексис де Токвиль, Макс Вебер, Джон Стюарт Милль, Ге-орг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Поппер, Эдмунд Бёрк.

Портреты:

1 2

3 4

6 7

Названия произведений:

1. «О свободе».

2. «Философия права».

3. «Размышления о революции во Франции».

4. «Открытое общество и его враги».

5. «Старый порядок и революция».

6. «Политика как призвание и профессия».

Отрывки из сочинений:

А. В государстве действуют множество темных и скрытых сил, и те из них, что на первый взгляд не заслуживают внимания, могут стать причиной будущего несчастья или, напротив, благополучия. Наука управления, предназначенная для достижения практических целей, требует от человека опыта, для которого подчас мало целой жизни, и он должен с величайшей осторожностью приступать к работам по сносу общественного здания, которое в течение веков отвечало своему назначению, и с еще большей осторожностью — к возведению нового, особенно когда перед нами нет модели, доказавшей свою полезность.

Б. Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на “этику убеждения”, либо на “этику ответственности”. Не в том смысле, что этика убеждения оказалась бы тождественной безответственности, а этика ответственности — тождественной беспринципности. Об этом, конечно, нет и речи. Но глубиннейшая противоположность существует между тем, действуют ли по максиме этики убеждения — на языке религии: “Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога”, или же действуют по максиме этики ответственности: надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий.

В. Из ходячих представлений... следует упомянуть представление о необходимом разделении властей в государстве — чрезвычайно важном определении, которое, взятое в своем истинном смысле, с полным правом могло бы рассматриваться как гарантия публичной свободы; но именно те, кто мнят, что говорят о нем с восторженностью и любовью, ничего о нем не знают и знать не хотят... В понимании абстрактного рассудка в нем заключается частью ложное определение абсолютной самостоятельности властей по отношению друг к другу, частью одностороннее понимание их отношения друг к другу как негативного, как взаимного ограничения. <…> Вообще брать своим исходным пунктом негативное, в качестве первого — воление зла и недоверие к нему и, исходя из этой предпосылки, хитроумно изобретать плотины, которые для своего действия нуждаются лишь в противостоящих им плотинах,— все это характеризует по мысли негативный рассудок, по умонастроению— воззрение черни... Самостоятельностью властей, например, исполнительной и законодательной, как их обычно называют, непосредственно положено… разрушение государства…

Г. Если бы весь род человеческий за исключением только одного индивидуума был известного мнения, а этот индивидуум был мнения противного, то и тогда все человечество имело бы не более права заставить молчать этого индивидуума, чем какое имел бы и сам индивидуум заставить молчать все человечество, если бы имел на то возможность.

Д. Проанализировав платоновскую социологию, нетрудно представить его политическую программу. Основные требования Платона можно выразить одной из следующих формул, первая из которых соответствует его идеалистической теории изменения и покоя, вторая — его натурализму. Идеалистическая формула такова: «Задержите все политические перемены!» Перемены — зло, покой божественен. Задержать все перемены можно в том случае, если государство создано как точная копия его оригинала, т. е. формы или идеи города-государства. Если бы нас спросили, как этого достичь, мы могли бы ответить натуралистической формулой: «Назад к природе!» <…> Я полагаю, что из этих требований можно вывести все элементы политической программы Платона. <…>

Е. Чаще всего случается, что народ, безропотно и словно не замечая терпевший самые тягостные законы, яростно сбрасывает их, едва только бремя становится легче. Режим, разрушенный революцией, почти всегда бывает лучше того, который непосредственно ему предшествовал, и опыт учит, что наиболее опасный момент для плохого правительства — это обычно тот, когда начинаются реформы. Только какой-нибудь великий гений может спасти властителя, который пытается облегчить участь своих подданных после долгого угнетения. Зло, которое они терпеливо сносили как неизбежное, кажется нестерпимым, едва лишь им приходит мысль от него избавиться. Словно все устраненные злоупотребления позволяют лучше обнаружить оставшиеся и делают ощущение от них еще более мучительным: зло уменьшилось, это правда, но зато обострилась чувствительность.

Авторы Портреты Названия Отрывки
       
       
       
       
       
       

 


5.1. = 12 баллов Авторы Портреты Названия Отрывки
Эдмунд Бёрк I А
Георг Вильгельм Фридрих Гегель IV В
Алексис де Токвиль II Е
Джон Стюарт Милль VI Г
Макс Вебер III Б
Карл Поппер V Д