Образы детства

Концепции детства и отношение к детям сильно менялись на всем протяжении отраженной в письменных источниках истории.

Относительно немного известно об отношении к детям (в противоположность отношения к взрослым) в доисторических, главным образом аграрных, цивилизациях, хотя аграрные общества современной Африки могут дать нам некоторые вероятные параллели. Как отмечалось Чигдемом Каджицибаши (Cigdem Kagitcibasi, 1996), в таких обществах дети воспринимаются как равноправные работники, вносящие вклад в производство материальных ценностей. Маленькие дети должны выполнять рутинные работы и поручения по уходу за домом, и их загруженность работой увеличивается по мере их взросления. Значительная часть дня ребенка в период среднего детства посвящена работе. Кроме того, подчеркивается необходимость строгого послушания детей в сельской Африке, где жизнь полна опасностей. Возможно, в силу необходимости, это было наиболее типично и в доисторические, и в ранние исторические аграрные времена.

Больше известно о детстве в некоторых древних западных цивилизациях. По меньшей мере, мы знаем, что думали о предпочитаемых отношениях к детям лидеры, крестоносцы и проповедники того времени. В некоторых обществах ребенок был больше, чем просто материальная собственность. В отдельных областях Древней Греции нормой были строгое послушание и жестокие физические наказания; в Древнем Риме было повсеместно распространены убийство, продажа в рабство нежелательных или по другой причине ненужных детей (deMause, 1974). Родители могли эксплуатировать своего ребенка так, как только хотели. Сексуальное насилие над детьми было повсеместно распространено, и обычно они не имели никаких прав. Хотя убийство ребенка было объявлено незаконным в христианской Европе в XII веке (deMause, 1974), общее отношение к детям начало существенно меняться лишь к концу Средневековья (примерно к XVI веку).

Около 40 лет назад Филипп Арьес опубликовал свою полемическую, ставшую теперь классической книгу о детстве во Франции эпохи Средневековья и начала Новой истории. Она вышла в английском переводе под названием «Века детства:

Вплоть до XVIII века детей считали самостоятельными,

отвечающими за себя персонами, со своими собственными

интересами, как показано на картине Джона Синглтона Купли

«Мальчик с луком и стрелой» (John Singleton Copley.

Boy with bow and arrow)

26 Часть I. Начало

социальная история семейной жизни» (Centuries of childhood: a social history of family life, Philippe Aries, 1962). В ней собраны данные, полученные Арьесом в результате анализа картин, рисунков, мемуаров и других документов. На основании своей работы Арьес категорически заявляет: «В средневековом обществе не существовало даже самой идеи детства» (р. 128). Он признавал, что французское слово, имеющее своим значением понятие «детство», использовалось уже гораздо раньше — в XII веке, но утверждал, что его использование не было последовательным и что оно не относилось к тому периоду жизни, которое оно обозначает сегодня. В частности, в пользу мнения Арьеса свидетельствуют картины того времени, на которых дети всегда изображались в полном облачении взрослого человека, что, по всей вероятности, поддерживает идею о том, что после 6 или 7 лет к детям относились как к «взрослым в миниатюре». Ожидалось, что они должны работать, обедать вместе с взрослыми, участвовать в общих беседах, произносить и выслушивать взрослые шутки, флиртовать (Aries, 1962; см. также Plumb, 1972).

Были ли Арьес и его сторонники точны в своих выводах? Или их интерпретации были слишком привязаны к стилю изобразительного искусства того времени? Сейчас сложилось общее мнение, что Арьес значительно преувеличил настоящее положение дел (например, см. Pollock, 1983, 1987; Cunningham, 1996). Хотя не существует сомнений в том, что в Средние века к детям относились иначе, чем теперь, имеется немало документальных источников, свидетельствующих, что во многих аспектах они отличались от взрослых, а многие заключения Арьеса были ошибочными. Например, Хью Каннингем (Cunningham, 1996) подчеркивал, что в средневековой литературе содержатся многочисленные упоминания стадий развития, приходящихся на период детства, а также наставлений родителям по воспитанию детей.

В любом случае, ученые соглашаются, что после начала XVI века детство начали считать периодом невинности, как и сегодня во многих культурах, несмотря на существенные различия между разными обществами в ожиданиях, предъявляемых к детям относительно работы, игр и посещения школы. Особенно в западных обществах родители пытались защитить детей от крайностей и пороков мира взрослых. Дети стали меньше рассматриваться как безымянные члены клана или общины и больше — как индивидуумы, относящиеся к своим семьям. К XVIII веку это отношение получило широкую поддержку, по меньшей мере среди представителей среднего класса, и детям приписывался особый статус самостоятельных личностей (Aries, 1989; Gelis, 1989).

Однако многие до сих пор считали детей «активами», эксплуатировали их и заставляли работать, часто подвергая серьезным физическим наказаниям. Например, в США только в конце XIX века дети получили специальные права, так как вступили в силу законы о труде детей и об обязательном посещении школы (Kett, 1977). Еще позже были изданы законы против жестокого обращения с детьми, ограничивающие применение физических наказаний. Тем не менее даже сегодня все еще широко используются некоторые их формы. Около 80% родителей в США хотя бы время от времени шлепают своих детей (Murray, 1996a). Тем временем в некоторых странах любое применение телесных наказаний к детям объявлено незаконным (Murray, 1996b).

Детство в XXI веке.В начале этого века продолжается переход к более гуманному отношению к детям и практикам воспитания. Права детей сейчас защищены

Глава 1. Перспективы и методы исследования 27

законом в большей части мира. Даже в этих условиях особенности осмысления детства и применяемые формы воспитания все еще значительно варьируют в различных культурах.

Например, японские дети до 3-летнего возраста обычно спят со своими родителями, дедушками, бабушками или братьями и сестрами (Nugent, 1994). Видимо, такие условия сна появились как составная часть процесса социализации, призванная усилить развитие близких отношений между детьми, их родителями и другими людьми и говорящая о том, что в данной культуре ценится коллективная гармония. В культурах, находящихся во многих частях света и проповедующих примат коллектива,группа имеет приоритет перед индивидом. Следовательно, процессы социализации и освоения культурных норм содержат акцент на научении принадлежности к группе любого уровня, от семьи и местной общины до общества или нации в целом. Сотрудничество ставится выше, чем конкуренция. Групповые достижения предпочтительнее личных, благополучие группы — дороже благополучия индивида, и самопожертвование часто воспринимается как должное. Коллективистские культуры во всем усиливают взаимозависимость, что имеет последствия для многих аспектов развития личности, таких как личная идентичность и самовосприятие в детстве и далее в течение всей жизни.

Однако, например, в США к трехлетнему возрасту дети, вероятнее всего, спят одни в отдельной комнате — такие условия способствуют индивидуальности и помогают детям адаптироваться к обществу, в котором ценится независимость (Nugent, 1994). Индивидуалистические культуры(например, Соединенные Штаты Америки) — преимущественно западные культуры, процесс социализации в которых происходит иначе, нежели в коллективистских культурах. Конкуренция в них обычно преобладает над сотрудничеством, а личные достижения чаще всего ценятся выше, чем групповые. Основной акцент ставится на свободе индивида и выбора. И все же коллективистские и индивидуалистические культуры не являются полными противоположностями друг другу. И в тех и в других чрезвычайно важным считается умение ладить с другими, способность стать продуктивным членом общества. К этой теме мы вернемся в последующих главах.

На отношение к детству в различных культурах влияют экономические факторы. Обычно в более благополучных семьях насчитывается меньше детей. Имея меньше детей, родители испытывают меньшую необходимость в их обеспечении и поэтому получают больше времени, чтобы играть со своими детьми, обучать их. Следуя нехитрой логике, те общества, в семьях которых растут гораздо больше детей, испытывают соблазн пораньше превратить детей в рабочую силу, вместо того чтобы направлять их в школы. На рис. 1.1 показано процентное соотношение населения до 15 лет в различных странах.

Более впечатляющий пример случая, когда детство не является особым и защищенным временем жизни, это вынужденное участие сотен тысяч детей в этнических войнах, бушующих в различных частях Африки, наблюдаемое и спустя 20 лет после выхода данной книги (см. «Развитие в условиях современной жизни»).

Итак, что такое детство? Кто такие дети и как следует с ними обращаться? Лучший ответ на каждый из этих вопросов: «Зависит от каждого конкретного случая». Познакомьтесь с некоторыми пословицами, имеющими хождение в различных культурах и отражающими противоположные мнения. Они собраны Хе-сУсом Паласиосом (Palacios, 1996) (табл. 1.3).

28 Часть I. Начало