рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие Лениным диалектического материализма

Развитие Лениным диалектического материализма - раздел Иностранные языки, КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Основной Удар Наносился По Идеологии «Легального Марксизма» И...

 

Основной удар наносился по идеологии «легального марксизма» и зародившегося с неокантианством внутри социал-демократии на Западеи бернштейиианством.

В. И. Ленин решительно высту­пил против попыток соединить марксизм с неокантиан­ством и подверг критике это, модное в ту пору, течение буржуазной философии.

Поскольку неокантианцы и их русские ученики про­тивопоставляли друг другу науку и идеологию, истину и классовые интересы, ратуя на словах за «незаинтере­сованность» научного знания, Ленин уделил в этот пе­риод особое внимание критике буржуазного объективиз­ма и обоснованию принципа партийности теории вообще, философии в частности.

В работах «Экономическое содержание народничест­ва и критика его в книге г. Струве» (1894), «Еще к вопросу о теории реализации» (1899), «Капитализм в сельском хозяйстве» (1899) и других Ленин разбирает неокантианский тезис П. Струве о независимости теории от практики, об отсутствии связи между ними. Ленин подчеркивает органическую связь марксистской философии с революционной практикой пролетариата и по­литикой его партии, обосновывает принцип партийности мировоззрения, противопоставляет объективизму «ле­гальных марксистов» точку зрения пролетарской пар­тийности. В ответ на заявление Струве о «полемиче­ском», «тенденциозном» характере системы Маркса Ленин писал, что она дает точное изображение тех про­тиворечий капитализма, которые существуют реально, и что «полемический характер» системы марксизма представляет собой точное отражение «полемического характера» самого капитализма.

Партийность марксистского мировоззрения не только не противоречит объективному познанию мира, но, на­против, является условием наиболее глубокого познания действительности. Пролетариат и его революционная партия заинтересованы в точном, объективном познании законов общественного развития. Ленин показывает, что «объективизм» есть выражение буржуазной точки зре­ния, односторонне рассматривающей капиталистический прогресс, есть форма проявления классового субъекти­визма буржуазии. Струве стремился стать «над классами» в оценке развития капитализма в России, но в действительности становился апологетом капитализма, ярким свидетельством чего был лозунг: «Пойдем на выучку к капитализму».

Принципиальное отличие пролетарской партийности, включающей в себя подлинно научную объективность, от буржуазного объективизма, прикрывающего истинные интересы буржуазии, ярче всего было выражена Лениным в следующих словах: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материа­лист констатирует с точностью данную общественно-эко­номическую формацию и порождаемые ею антагонисти­ческие отношения. Объективист, доказывая необходи­мость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым опре­деляет свою точку зрения. Объективист говорит о «не­преодолимых исторических тенденциях»; материалист говорит о том классе, который «заведует» данным эко­номическим порядком, создавая такие-то формы проти­водействия других классов. Таким образом, материа­лист, с одной стороны, последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой имен­но класс определяет эту необходимость» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 418).

В дальнейшем, в труде «Материализм и эмпириокри­тицизм», Ленин разрабатывает специально вопрос о партийности в философии. Основные направления, пар­тии в философии — материализм и идеализм. Партий­ность в философии есть прежде всего последовательное проведение одного из этих двух возможных решений ос­новного вопроса философии. А так как борьба материа­лизма и идеализма определяется столкновением клас­сов, является выражением идеологической борьбы клас­сов, то и борьба марксистского материализма против замаскированного (махистского) идеализма есть состав­ная часть борьбы пролетариата против буржуазии. «...За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма,— пи­сал Ленин,— нельзя не видеть борьбы партии в филосо­фии, борьбы, которая в последнем счете выражает тен­денции и идеологию враждебных классов современного общества... Объективная, классовая роль эмпириокрити­цизма всецело сводится к прислужничеству фидеистам в их борьбе против материализма вообще и против ис­торического материализма в частности» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 380).

Учение Ленина о партийности мировоззрения, дан­ная им критика буржуазного объективизма сыграли ис­ключительно важную роль в развитии марксистской философии в условиях новой исторической эпохи. И в на­стоящее время одно из «популярных» обвинений в адрес марксизма состоит в следующем: марксизм есть идеология, значит, он не имеет права называть себя наукой (На международных философских и социологических конгрес­сах в последние годы развернулась дискуссия между марксистами
и противниками марксизма по проблеме «Наука и идеология». Ни­
чего нового сравнительно с неокантианцами конца XIX в. (если не
считать терминологии) буржуазные философы и социологи против
Марксистской научной идеологии выдвинуть не смогли. В выступле­ниях марксистов на конгрессах и в научной печати убедительно доказывается единство идеологической и научной сторон познания, партийной и объективной истинности, присущих мировоззрению эволюционного рабочего класса, марксистско-ленинской науке.).

«Легальные марксисты», как и бернштейнианцы на Западе, отрицали существование собственной филосо­фии марксизма. Они стремились лишить марксизм его философской основы, чтобы тем легче распрощаться с теорией научного социализма. Ленин выступил против попыток Струве, Булгакова и других «дополнить» марк­сизм «критической философией» неокантианства, против неокантианского тезиса Струве о том, будто можно «быть марксистом, не будучи социалистом», будто со­циализм — предмет веры, а не результат классовой борьбы. Ленин глубоко обосновал внутреннее единство марксистской философии и научного социализма, пока­зал, что научный социализм вытекает из философии марксизма. Учение Маркса о неизбежности краха капи­тализма и наступления социалистической революции представляет собой мастерское применение материали­стической диалектики к объяснению явлений буржуаз­ного общества, и поэтому малейшее отступление от марксистской диалектики подрывает революционную основу марксистского учения о социализме.

Философская борьба Ленина против реакции имеет огромное значение в философском мире. Работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»» была написана после поражения революции 1905—1907 гг. в России, когда начался разгул политической реакции, наступление которой со­провождалось идеологическим походом против марксиз­ма. Либеральная буржуазия, напуганная революционной энергией масс, полностью поддерживала помещиков-черносотенцев, о чем ярко свидетельствовал вышедший в 1909 г. сборник «Вехи». Среди попутчиков пролета­риата, особенно среди интеллигенции, усиленно насаж­далась религиозно-мистическая идеология, причем рели­гиозным увлечениям поддались и некоторые неустойчи­вые марксисты. Так, А. В. Луначарский призывал тогда сбросить «ветхий плащ серого материализма» и соеди­нить теорию социализма с «новой религией», в которой богом выступило бы само человечество.

Среди интеллигенции в России и в западных странах уже с конца XIX в. широко распространялись модные идеалистические течения, и особенно эмпириокритицизм (махизм). Махизм выдавал себя за философию

современного естествознания и претендовал на то, чтобы возвыситься над материализмом и идеализмом,

В России еще до революции 1905 г. философию эм­пириокритицизма пропагандировали буржуазный профессор Лесевич, будущий лидер эсеров Чернов, социал-демократ Богданов. После поражения революции ма­хизм проник и в рабочее движение: его распространяли состоявшие тогда в большевистской партии Богданов, Базаров, Луначарский, а также меньшевики Юшкевич, Валентинов и др. Проповедь махизма в их выступле­ниях была особенно опасна, потому что она проводилась под флагом пропаганды философии марксизма, будучи в действительности полным отречением от его принципов. Ленин выступил против ревизионизма, в особенности против последователей махизма в социал-демократии, еще в статье «Марксизм и ревизионизм» (1908). В том же году был написан, а в мае 1909 г. опубликован «Ма­териализм и эмпириокритицизм», направленный спе­циально против этой философии. Создавая эту книгу, Ленин преследовал не только цель защиты философии марксизма от российских махистов. Разоблачение последних было невозможно без критики философ­ских воззрений их западноевропейских союзников из числа лидеров II Интернационала, либо прямо скло­нявшихся к махизму (Ф. Адлер), либо примиренчески к нему относившихся (К. Каутский), и их учителей — Э. Маха, Р. Авенариуса и других буржуазных философов-эмпириокритиков.

Ленин разгромил не только русских, но и западных махистов, не оставив камня на камне от их теоретиче­ских построений. Критика враждебной марксизму фи­лософии для Ленина была неотделима от творческого развития диалектического материализма. Особенно важно было дать философское обобщение достижений новейшего естествознания с позиций научного, диалектико-материалистического мировоззрения. Ленин отме­чал, что «новая физика поставила ряд новых вопросов, с которыми должен был «сладить» диалектический материализм» (В. И. Ленин.Полн. собр. соч., т, 20, стр. 128). В своей книге Ленин выполнил и эту задачу, обобщив с позиций диалектического материа­лизма успехи естествознания в познании природы.

В центре внимания Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм» находился основной вопрос философии — об отношении сознания к материи, прежде всего его гносеологическая сторона, теория отражения. Это имело свои исторические причины. Маркс и Энгельс, по словам Ленина, «больше подчеркивали диа­лектический материализм, чем диалектический материа­лизм, больше настаивали на историческом материализ­ме, чем на историческом материализме» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т, 18, стр. 350). Ленин выступал в иной исторический период, когда буржуазная философия особенно специализировалась на гносеологии. Поэтому он посвятил свою книгу прежде всего защите и развитию материалистической основы философии марксизма в борьбе против идеалистической гносеологии. Развивая марксистское учение о по­знании, Ленин обосновывает и раз­рабатывает теорию отражения. Ленин прежде всего выясняет сущность ощущения. Ощущения вследствие воздействия вещей на наши органы чувств, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Ленин подверг критике в корне неправильное мнение Авенариуса, буд­то ощущения находятся где-то вне человека, вне его нервной системы. Ощущения «существуют в нас, порож­даемые действием вещей на наши органы чувств» (Там же, стр. 88). Материалистическая физиология доказала к началу XX что ощущение есть функция центральной нервной системы, которой подчинены органы чувств, рецептор Авенариус вынужден был признать, что он в этом коренном вопросе расходится с «господствующей» психологией.

Согласно Ленину, ощущение есть субъективный образ объективного мира. Это означает, что ощущение па своему содержанию определяется тем, каковы предме­ты, воздействующие на наши органы чувств. Но ощущение не есть зеркальная копия вещей. Оно зависит от строения органов чувств, от их особенностей у отдель­ного человека, от состояния организма. Поскольку наша нервная система сама есть материальный объект, плод длительного развития материи, то этот субъективный момент в ощущении также определяется в последнем счете материальным миром. Опираясь на достижения физики, доказавшей в конце XIX в. электромагнитную природу света, Ленин пишет, что современное естествознание «различные ощущения того или иного цвета, объясняет различной длиной световых волн, существующей человеческой сетчатки, вне человека и незави­симо от него. Это и есть материализм: материя, дейст­вуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т е. от определенным образом организованной материи, Существование материи не зависит от ощущения» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 50).

Ленин впервые в марксистской литературе поставил вопрос о скачке в развитии форм отражения при появ­лении жизни на Земле. В неорганической природе нет ощущения. Вместе с жизнью появляются такие прису­щие живым организмам формы отражения действитель­ности, как раздражимость, а затем и ощущение. Но не есть ли этот скачок от неощущающей материи к ощу­щающей нечто «внезапное», не подготовленное предше­ствующим развитием? Ленин отвергает это предположе­ние Маха как попытку воздвигнуть принципиальный барьер между ощущающей и неощущающей материей. Всякий качественный скачок подготовляется предшест­вующим развитием, и всякое новое качество связано со старым. Следовательно, на низшей ступени развития ощущению как форме отражения предшествует нечто сходное с ним. Ленин указывает, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи и «в фундаменте самого здания материи» мож­но лишь предполагать существование способности, свой­ства, сходного с ощущением; этим свойством является отражение (См. там же, стр. 40). Таким образом, по Ленину, развитие мате­рии от ее низших форм к высшим есть вместе с тем раз­витие присущего всей материи свойства отражать внеш­ние явления во внутреннем состоянии тел, свойства, ко­торое через раздражимость и ощущение достигает своего высшего проявления в мышлении человека.

Отстаивая теорию отражения, Ленин ведет борьбу как против махистского, т. е. юмистско-берклианского отождествления ощущения и предмета, так и против кантианского их разрыва или противопоставления, ха­рактерного, например, для «теории символов» Гельмгольца. Критикуя «теорию символов», к которой одно время некритически относился Г. В. Плеханов, Ленин показал принципиальное отличие таких понятий, как образ, отражение и т. п., с одной стороны, и условный знак, символ, иероглиф — с другой. Образы, копии и т.д.; могут быть весьма неточны, но они похожи на предмет, имеют с ним сходство и дают, поэтому в принципе вер­ное знание о предметах. Условные же знаки, символы, иероглифы могут не иметь никакого сходства с предме­том. В первом случае выражена точка зрения материа­лизма, так как признается существование вещей и их по­знаваемость. Во втором случае может иметь месте отступление от материализма, сомнение в возможности познания мира и в самом факте существования внеш­них предметов, «ибо знаки или символы вполне возмож­ны по отношению к мнимым предметам...» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 247).

Важным моментом развития Лениным диалектического материализма является данный им анализ цент­ральных философских категорий — материи и сознания. Ленин указывает, что для идеализ­ма характерен либо прямой отказ от понятия материи, либо признание этого понятия как вторичного, своди­мого к понятию «сознания», «духа», «психического» и т. д. Например, Беркли под флагом критики умозри­тельного понятия субстанции прямо отвергал понятие материи, поскольку, мол, на признании материи строятся все «вредные выводы» атеистов. Его последователи ма­хисты утверждали, что материя — это «закономерная связь элементов (ощущений)», «более или менее посто­янные группы чувственных восприятий» и т. д. Во всех этих определениях материя так или иначе оказывалась вторичной по отношению к сознанию.

В противоположность идеализму все материалисты
определяют материю как первичное по отношению к со­знанию. Но признание материи первичной, будучи безусловно правильным, не исчерпывает существа дела. Ленин дает с позиций диалектического материализма научное определение материи: материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» (Там же, стр. 276).

Сознание Ленин определяет как особое свойство вы­сокоорганизованной материи, как функцию мозга, усматривая сущность сознания в отражении мира. Это определение принципиально противоположно идеалисти­ческому пониманию сознания как первичного по отно­шению к материи; оно также отгораживает диалектиче­ский материализм от упрощенного понимания сознания как функции всей материи, характерного для ряда пред­ставителей домарксовского материализма.

В приведенных выше ленинских определениях созна­ние и материя определяются друг через друга. Богданов возмущался подобными определениями, поскольку они, мол, «оказываются простыми повторениями» формулы о первичности материи и вторичности сознания. Отвечая Богданову, Ленин проводит тонкую диалектическую мысль, чрезвычайно важную для понимания всех поляр­ных категорий: «...нельзя, по сути дела нельзя дать ино­го определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. Что значит дать «определение»? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, бо­лее широкое. Например, когда я определяю: осел есть животное, я подвожу понятие «осел» под более широкое понятие. Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория по­знания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — пре­дельно широкие, самые широкие понятия, дальше кото­рых по сути дела (если не иметь в виду всегда возмож­ных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология. Только шарлатанство или крайнее скудо­умие может требовать такого «определения» этих двух «рядов» предельно широких понятий, которое бы не состояло в «простом повторении»: то или другое берется за первичное» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 149.).

Но противоположность сознания и материи неотде­лима от их единства и предполагает первичность мате­рии в этом единстве. Вот почему Ленин особое внима­ние обращает на диалектическую взаимосвязь этих ос­новных философских понятий. Противоположность со­знания и материи в общем и целом относительна, так как сознание есть свойство материи и само принадле­жит материальному миру. Абсолютное противопоставле­ние сознания и материи означает дуализм. Однако при выяснении отношения сознания и материи, в том числе гносеологического отношения, это противопоставление должно быть абсолютным.

Критикуя И. Дицгена, ошибочно включавшего в ма­терию и нашу мысль, Ленин пишет: «...это путаница, ибо при таком включении теряет смысл гносеологическое противопоставление материи духу, материализма идеализму, на каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что это противопоставление не должно быть «чрезмерным», преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в подчеркивании этого состоит боль­шая заслуга диалектического материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления суть именно те пределы, которые определяют направле­ние гносеологических исследований. За этими предела­ми оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противо­положностью, было бы громадной ошибкой» (В. И. Ленин. Поли, собр. соч., т, 18, стр. 259).

В свое время Энгельсу приходилось Ленин о проблеме бороться против догматического по­нимания истины метафизиками вро­де Дюринга. Дюринг любую истину объявлял «вечной истиной в последней инстанции», т. е. истиной абсолютной, и поэтому Энгельс в «Анти-Дюринге» особо подчеркивал относительный характер истины. В начале XX в. необходимо было дать критику прежде всего релятивистской трактовки истины. Махисты объявляли истину только относительной (релятивной) и потому отрицали абсолютную и объективную истину. Разбирая эту концепцию, Ленин писал, что «релятивизм, как основа тео­рии познания, есть не только признание относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человечества существующей, мерки или модели, к которой приближается наше относительное познание» (Там же, стр. 139).

Ленин расчленял вопрос об истинности наших зна­ний на два вопроса: 1) существует ли объективная ис­тина? 2) если да, то могут ли человеческие представления выражать ее сразу, целиком, абсолютно, или они выражают ее только приблизительно, относительно? Ответ на второй вопрос есть решение проблемы соотноше­ния истины абсолютной и относительной. При анализе обоих этих вопросов Ленин делает упор на доказатель­ство объективного характера истины и подчеркивает аб­солютный момент в ней.

Отрицая объективность истины, махисты объявляли ее зависящей от человечества. Богданов, например, ут­верждал, что истина — это «организующая форма чело­веческого опыта»; объективность истины толковалась им как общезначимость. Ленин показывает, что опреде­ление Богданова открывает дорогу для признания ис­тинными догматов религии, поскольку эти догматы об­ладают в условиях социального гнета большей «общезначимостью», чем истины науки. В определении истины Богдановым «выпал» объективный мир, а поэтому не оказалось места и для объективности истины в подлин­ном, материалистическом смысле. Ленин указывал, что признавать объективность истины и стоять на точке зре­ния материализма в теории познания — одно и то же. Действительно, быть материалистом в теории позна­ния — значит признавать объективно реальное сущест­вование предметов внешнего мира и их отражение в че­ловеческой голове. Следовательно, под истиной мате­риализм понимает прежде всего верное отображение объективного мира в сознании людей, соответствие мыс­ли объекту.

Ленин показал, далее, неразрывную связь между объективностью и абсолютностью истины, обязатель­ность для всякого материалиста признавать абсолют­ную истину. Для релятивистов отрицание абсолютной истины служило средством для отрицания объективной, не зависящей от нас истины, т. е. ступенькой к идеа­лизму. «Быть материалистом,— возражает им Ленин,— значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, зна­чит так или иначе признавать абсолютную истину» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 134—135).

Ленин вскрыл диалектическую взаимосвязь абсолют­ной и относительной истины. С одной стороны, что было особенно подчеркнуто Энгельсом, абсолютная истина складывается из относительных истин. С другой сторо­ны,— и это особо подчеркнул Ленин — во всякой относительной истине содержится абсолютная истина. Отно­сительная истина есть приблизительно верное отобра­жение действительности, истина абсолютная — отобра­жение абсолютно верное. Если наше представление о предмете есть представление объективно истинное, то, будучи в целом относительно точным, оно обяза­тельно содержит элементы, моменты, зерна истины абсолютной. Ленин подчеркивал, что «в каждой науч­ной истине, несмотря на ее относительность, есть эле­мент абсолютной истины» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 328).

Ленин выдвинул также положение о подвижности, условности границы между относительной и абсолютной истиной. По мере роста наших знаний относительная истина превращается в абсолютную; между ними, таким образом, нет непреодолимой границы. «...Пределы исти­ны каждого научного положения,— писал Ленин,— от­носительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (Там же, стр. 137).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ... АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Л... ГЛАВА X...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие Лениным диалектического материализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л. ФЕЙЕРБАХА
Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающая­ся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и други

Разложение буржуазией гегелевской философской школы
  Углубление противоречий между буржуазией и господствующими феодальными сословиями нашло свое отражение в разложении геге­левской философской школы. Противоречие между методом и сист

Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы
Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский ф

Критика идеалистической философии
Фейербах — блестящий критик идеалистической философии. Он убедительно опровергает выдвинутое против материализма обвинение в «некритическом», догматическом отношении к показа­ниям органов чувств, к

Критика религии
Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубле­ние буржуазного атеизма. Уже материали

Материалистическое понимание природы
Основа философской антропологии Фейербаха — материалистическое учение о природе. В противополож­ность идеализму и религии Фейербах учит, что приро­да есть единственная реальность, а человек — ее вы

Теория познания. Дальнейшее развитие сенсуализма
Продолжая материалистические традиции ХVIII в., Фейербах внес значительный вклад в разработку материалистически-сенсуалисти­ческой теории познания. Прежде всего он решительно выступает против идеал

И их борьба против идеализма
После подавления восстания декабристов и жестокой расправы над его участниками в России на долгие го­ды установилась политическая реакция, прилагавшая отчаянные усилия, чтобы заглушить ростки освоб

Идеология крепостнической реакции
Идеологами крепостнического лаге­ря были С. С. Уваров, М. П. Пого­дин, С. П. Шевырев и др. Они про­поведовали откровенно реакцион­ные политические и религиозно-мистические идеи, на­правленные на оп

Славянофилы
Наряду с официальной идеологией крепостнического лагеря с 40-х го­дов в русской общественной мысли существовало сла­вянофильское течение. Его виднейшие представители: Алексей Степано

Дворянские просветители
В идейной борьбе 30—40-х годов видное место принадлежало дворянским просветителям Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794—1856), Николаю Владими­ровичу Станкевичу

Помещичье-буржуазные либералы
В 40—60-х годах XIX в. в России формируется идеология помещичье-буржуазного либерализма. Идеоло­гами либерализма в России активно выступалиВасилий Петрович Боткин (1811—1869

Формирование и развитие революционного демократизма в России
  Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других выдающихся деят

В. Г. Белинский. Формирование его мировоззрения и деятельность
  Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848) вышел из среды разночинцев. Учился в Чембарском уездном училище и в Пензенской гимназии, затем в Московском униве

Философские и социологические воззрения Белинского
  Логика борьбы с самодержавием, крепостничеством и их религиозно- мистической идеологией приводит Белинского в начале 40-х годов в лагерь материализма и атеизма. Известную р

Эстетические воззрения Белинского
Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка им вопроса об искусстве и его общественном назначении, о литературе и ее роли в общественной жизни. В годовых обзорах русской литературы за 1846

Александр Иванович Герцен (1812—1870) и Николай
Платонович Огарев (1813—1877) на протяжении всей жизни выступали как единомышленники, продолжатели дела Радищева и декабристов. Они были выдающимися проповедниками революцио

Философский материализм Герцена и Огарева
В начале 40-х годов Герцен, а впоследствии и Огарев становятся на позиции философского материализ­ма и атеизма, начинают вести борь­бу с идеализмом и мистицизмом в философии и естест­вознании. В фо

Диалектика – алгебра революции
Герцен и Огарев были диалектиками. Они высоко ценили диалектику Гераклита, Аристотеля, Бруно и особенно Гегеля, диалектические идеи, добытые естест­вознанием. Природа рассматривалась ими как вечный

Философские и социологические взгляды петрашевцев
Важную роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России сыграли последова­тели Белинского и Герцена, члены кружка петрашевцев Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский

Н. Г. Чернышевский. Деятельность и мировоззрение
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — идейный вдохновитель и вождь российского революционно-демократического дви­жения 50—60-х годов XIX в., воинствующий философ-мат

Философский материализм
  Чернышевский последовательно отстаивал и развивал материалистическое направление в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к дейст­вительности» (1855), «Очерки гоголе

Диалектика
Вслед за Белинским и Герценом Чернышевский продолжал разраба­тывать и развивать диалектику. Диалектику Гегеля он считал важнейшим завоеванием философской науки но­вого времени, острым оружием в бор

Эстетика
В эстетике Чернышевский развивал сформулированные Белинским прин ципы народности, общественного назначения и идей­ности искусства. Острой критике подвергал он идеали­стическую теорию «чистого искус

Социологические идеи
Социологические воззрения Чернышевского, как и других революционных демократов, были проникнуты историческим оп­тимизмом. Он глубоко верил в то, что, несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и даж

Н.А. Добролюбов
Николай Александрович Добролюбов (1836 – 1861) был идейным со­ратником Чернышевского, глубоким мыслителем-мате­риалистом и блестящим литературным критиком. Ро­дился

Философские идеи
Продолжая материалистическую традицию в России, Добролюбов подвергал критике идеалистические, агностические и дуа­листические теории в науке. Он отвергал отрыв идеали­стами сознания от материальной

Социологические идеи
Социологические идеи Добролюбова развивались в том же русле, что и у Чернышевского. Он признавал, что в обще­стве имеются «неизменные законы исторического раз­вития», не зависящие от воли отдельных

Эстетика
Принципы философского материализма и диалектики Добролюбов мастерски применил в эстетике и литературной крити­ке. Труды Добролюбова проникнуты духом борьбы за реализм и народность, за высокую идейн

Писарев Д.И., Шелкунов Н.В., Антонович И.А
  К числу выдающихся мыслителей революционно-демократического ла­геря принадлежал Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868). Не заурядными мыслителями-материалистам

Философские и социологические воззрения революционных народников
В конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. в России складывается идеология революционного народничества, предтечами которого были Герцен, Огарев, Чернышевский и другие революционные демократы. Главным

П.Л. Лавров
Петр Лаврович Лавров (1823—1900) — один из виднейших деяте­лей и теоретиков русского революционного народниче­ства. В конце

П.Н. Ткачев
Виднейшим народником заговорщи­ческого направления был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). В годы 1862—1871 за уча­стие в освободительном движении Ткачев несколько раз подверга

М. А. Бакунин
Главным идеологом народников-анархистов былМихаил Александ­рович Бакунин (1814—1876). Бакунин принимал участие в кружке Станкевича, дружил с Белинским, Герценом. В 1840 г. у

Украина
ХIХ век ознаменовал новый этап в развитии передовой культуры укра­инского народа. В борьбе против крепостничества и царизма возникло революционно-демократическое на­правление общественной мысли. Пр

Белоруссия и Литва
Видным представителем передовой общественной мысли и руководите­лем освободительной борьбы крестьянства в Белоруссии был Константин (Кастусь) Калиновский (1836—1864), мирово

Армения
Во второй половине XIX в. под влиянием передовой русской куль­туры в Закавказье развивается материалистическая фи­лософия. Наиболее выдающимися представителями ее были М. Л. Налбандян (Армения), И.

Азербайджан
  Почти одновременно с Налбандяном и Чавчавадзе выступил М. ф. Ахундов — выдающийся писатель, просветитель-демократ, основоположник материализма и атеизма в Азербайджане.

Средняя Азия
Под влиянием передовой русской культуры в Средней Азии, самой отсталой тогда окраине царской России, возникает но­вое течение общественной мысли — просветительство. В противовес представителям реак

Казахстан
Видными казахскими мыслителями во второй половине XIX в. были, ученый Чокан Валиханов (1835—1865) и выдающийся поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845

Латвия и Эстония
Присоединение Латвии и Эстонии к России в ХУ111 в. сыграло прогрессивную роль в исторических судьбах прибалтийских на­родов. Оно создало условия для развития экономики и национальной демократическо

Восточной Европы в XIX в.
Значительный вклад в развитие домарксистской фи­лософской и социологической мысли XIX в. наряду с передовыми мыслителями народов СССР внесли прогрессивные философы, особенно революционно-демокра­ти

Польские мыслители
  Одной из идейных предпосылок ХУ111 –Х1Х вв. Одной из идейных предпосылок развития передовой польской мысли был материализм польских просветителей конца XVIII — начала XIX в

Болгарские мыслители.
Болгария в середине XIХ века находилась под пятой султанской Турции. Болгарский народ отвечал на зверское угнетение иноземцев стихийными крестьянски­ми восстаниями. В начале 70-х годов в стране скл

Сербские мыслители
Наиболее крупным революционно-демократическим мыслителем юж­нославянских народов в XIX в. был выдающийся писатель и критик Светозар Маркович (1846—1875). Свою деятельность о

Венгрия
В Венгрии выдающимися революционными мыслителями середины и второй половины XIX в. были поэт Шандор Петефи (1823—1849) и Михай Танчич (1799—1884), а

Румыния
В Румынии революционно-демокра­тические взгляды развивал Нико­лае Бэлческу (1819—1852)—автор книги «Экономиче­ский вопрос в Дунайских княжествах» и других соци­ально-экономи

Революционно-демократические мыслители в Китае XIX в. Сунь Ятсен
С середины XIX в. феодальный Китай начал превра­щаться в полуколонию. Усиление в Китае влияния ино­странных держав и предательская политика маньчжур­ской династии вызвали резкое недовольство передо

НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Буржуазно-демократические революции 1848 г. по­казали, что либеральная буржуазия становится контр­революционным классом. Рабочий класс, выступавший до этого против дворянства и абсолютизма, в ходе

Иррационалистический рационализм Шопенгауэра
Одним из первых крупных представителей буржуазного иррационализма был немецкий философ Aртур Шопенгауэр (1788—1860). Сын банкира, Шопенгауэр получил среднее образование в Ан

Религиозный карьеризм Кьеркегора
  Вторым видным мыслителем, отражавшим начинающийся упадок буржуазной философии, был датский писатель-философ Серен Кьеркегор (1813—1855). При жизни он был поч

Позитивизм О. Конта
  Видным представителем позитивиз­ма во Франции стал Огюст Конт (1798—1857). В молодости он был учеником великого утопического социалиста Сен-Симона, отдельные

Учение Конта о познании и о науке
  Учение Конта о познании также Учение Конта идеалистично и изобилует противоречиями Подобно Юму, он считал, что ум человека способен познать одни лишь явления, т. е. стоял на точке з

Закон» трех стадий исторического развития
Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) «тео­логической», 2) «метафизической» и 3) «позитивной». На «теологической

Социологические воззрения Конта
Социология Конта не только теоретически самая слабая, но и политически наиболее реакционная часть его учения. Конт начинает собой длинный ряд буржу­азных социологов-позитивистов XIX в., которые пыт

Исторические корни и теоретические источники марксизма
Величайшее идейно-политическое событие XIX в. — возникновение марксизма, научной идеологии рабочего класса. Главное в марксизме —учение о всемирно-историче­ской миссии пролетариата, о дикт

Теоретические источники марксизма
  Буржуазные критики марксизма обычно пытаются представить учение Маркса и Энгельса в виде нигилистического отрицания всего предшествующего раз­вития общественной мысли. На самом же д

Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс, совершившийся в течение примерно одного десятилетия— с конца 30-х до конца 40-х годов. Это процесс формирования философских взг

От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
Первым научным произведением молодого Маркса была его доктор­ская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и на­турфилософией Эпикура», защи­щенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит е

Критика мелкобуржуазного социализма
Исходя из материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс выступают против немецкого социализма, представители которого именовали себя «истинными социалистами». «Истинные социалисты» (М. -Ге

Основные черты революционного переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом
Изучение исторических условий, теоретических источников и естественнонаучных предпосылок возник­новения марксизма, рассмотрение моментов процесса формирования философии марксизма дают возможность к

Исторические условия развития марксизма в 1848—1871 гг.
Новый период развития марксизма, непосредственно следующий за периодом его возникновения, начинается с буржуазно-демократических революций 1848 г. и за­канчивается Парижской коммуной, которая нанес

Важнейшие социологические идеи, обобщающие опыт революций 1848 г.
Теоретически обобщая общественно-исторический опыт и опыт рабочего движения в особенности, Маркс и Энгельс конкретизировали, обогащали новыми положе­ниями свое учение. В 1848—1852 гг. Маркс и Энгел

Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50—60-х годах
В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диа­лектике Гегеля: «Мой диалектический метод по своей

Диалектико-материалистическая постановка проблемы закона
Для Гегеля, сводившего движущие силы развития к познанию, к мышлению как деятельности некоего абсолютного субъекта — «абсолютной идеи», или бога, проблема закона развития фактически не сущес

Основные законы материалистической диалектики
  Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма Маркс обогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное понимание наиболее общих законов развити

Общественной жизни
Новым вкладом в марксистское учение о решающей роли труда как в производства антропологическом становлении человека, так и в его последующем общественной жизни было классическое положение Маркса об

Экономическая структура общества. Базис и надстройка
  Из всей совокупности общественных отношений Маркс и Энгельс выделяют первоначальные, основ­ные — производственные отноше­ния, определяющие все другие общественные связи между людьми

Коммунистическая общественно- экономическая формация
Применяя метод исторического материализма к исследованию не только капиталистического общества, но будущему общественному строю, предпосылки которого складываются в условиях капитализма, Маркс гени

Категории исторического материализма
  Разрабатывая исторический матери­ализм как теорию и метод исследо­вания общественно-исторического процесса, Маркс и Энгельс, с одной стороны, выявляют наиболее общие законы обществе

РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА МАРКСОМ И ЭНГЕЛЬСОМ ПОСЛЕ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Парижская коммуна знаменовала новый период ми­ровой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного ка­питалистического развития вступают Германия, Росси

Диалектика природы» Энгельса
В 70—80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что философских проблем диалектический материализм - единственная философия, способная творчески осмыслить достижения естествознания второй

Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Утверждая в «Анти-Дюринге» тезис о материальном единстве мира, Энгельс особо подчеркнул, что единство доказывается «длинными и трудным развитием философии и естествознания» (К. Маркс и Ф. Энгельс.

Качественная неуничтожимость материи и движения
Открытие закона сохранения превращения энергии создало основу для дальнейшего развития тер­модинамики и статистической физики. В 60-е годы немецкий физик Р. Клаузиус форму­лирует второй закон термо

Скачок от животного мира к человеческому обществу
Важнейший вклад в диалектическую теорию развития природы внес Энгельс своим исследованием великого скачка в поступательном развитии природы на Земле — перехода от обезьяны к че­ловеку. В «

Истории естествознания
В эти же годы Маркс и Энгельс занимаются философскими проблема ми математики. Энгельс усматривал специфику математики как науки в том, что она отражает не какую-либо одну качественно опре­деленную

Развитие исторического материализма
Глубокий научный анализ превобытнообщинного строя был дан в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), анализ дал возможность выяснить генезис многих обществе

Учение о базисе и надстройке
Если в предыдущий периодосновоположники марксизма, ведя борьбу против идеалистического понимания истории, главное внимание обращали на разработку вопроса о зависимости политики и идеологии от спосо

В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАМ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
После поражения Парижской коммуны наступил период относительного затишья в развитии рабочего движения. Внутри социалистических партий возникает оппортунистическое течение — ревизионизм, борьба про­

Пропаганда диалектического материализма Лафаргом и его борьбе против идеализма
  Поль Лафарг (1842—1911) — один из виднейших революционеров, руководителей французского и меж­дународного рабочего движения, в течение многих лет был связан у

Пропаганда Ф. Мерингом идей марксистской философии и критика им буржуазной философии
  Франц Meринг (1846—1919) к социал-демократии пришел в конце 80-х годов из лагеря буржуазной демократии. Он был видным публицистом, пропагандистом и теоретико

Д. Благоев
Дмитрий Благоев (1855—192.4) - основатель марксистской партии в Болгарии, выдающийся мыслитель, труды которой положили начало распространению марксизма в этой стране.

Исторические предпосылки распространения марксизма в России
В 60—90-е годы XIX в. Россия стала капиталисти­ческой страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России выросло с 2,5—3 тыс. до 6 тыс., а количество рабочих увеличилось более ч

Жизнь и деятельность Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов родился в 1856 г. в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 г. он, будучи студентом Горного института в Петербурге, примкнул к револю­ционно-народниче

Критика идеализма и субъективной социологии народников
  В первых же марксистских работах Плеханова — «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и других — была дана острая и убедительная критика идеологии народни

Применение марксистского учения к познанию общественной жизни России
Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни РОССИИ, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы: «1)

Критика идеализма и вульгарного эволюционизма ревизионистов
  Особенно важное значение пропаганды и защиты диалектико-материалистического мировоззрения имели работы Плеханова 1898—1902 гг., направленные против неокантианской ревизии марксизма:

Защита материалистической диалектики и применение ее к пониманию общества
В своих трудах 1883—1903 гг., борясь с ревизионизмом, Плеханов выступает как горячий поборник материалистической диалектики, которую он представляет как ана­лог объективного мира, отражение объекти

Критика махизма и других идеалистический течений XX в.
Плеханов, выступив в 1882 — 1883 гг. как воинствующий материалист в философии, активно боролся за научное материалистическое мировоззрение в рабочем движении, особенно в период до 1903 г., до перех

Слабые стороны и ошибки в философских взглядах Г.В. Плеханова
Плеханов отстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Но в его работах, особенно в меньшеви­стский период деятельности (1904—1917 гг

Плеханов о законах развития общества о роли народных масс и личности в истории
Вслед за Марксом и Энгельсом,Плеханов показывает в своих сочинениях, что изменения в производительных силах и вызванные ими изменения в производственных отношениях людей влекут за

Разработка марксистского учения об идеологии
Плеханов подверг острой критике идеалистические теории о том, что право, философия и другие идеологии развиваются путем «филиации независимо от экономической жизни общества, выступал также против э

Разработка проблем эстетики
В трудах, посвященных проблемам эстетики («Письма без адреса», «Искусство и общественная жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову теорию историче­ского материализма к эстетике, ярко и убедительно

Плеханов о проблемах истории философии
Считая важной задачей истории философской науки выяснение зависимости философской мысли в конечном счете от экономических отношений и боры классов, Плеханов видел специфическую роль истории философ

Место Плеханова в истории марксистской философии
Марксистские философские работы Плеханова помогали защите материалистического мировоззрения и способствовали его распространению в условиях предреволюционной эпохи. Но Плеха­нов не мог поднять и не

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Во второй половине XIX в. упадок буржуазной фи­лософской мысли продолжается: будучи неравномер­ным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает тен­

Завершение первой формы позитивизма. Г. Спенсер
Во второй половине XIX в. позитивизм в его первой форме, представленный в работах Копта, Милля, Спен­сера, становится наиболее влиятельным течением бур­жуазной философии. Капитализм нуждается в ест

Механистический эволюционизм Спенсера
Краеугольным принципом всего научного познания Спенсер считает положение о неуничтожимости вещества, имея в виду при этом неуничтожимость силы. Понятие силы первоначально истолковывалось Спенсером

Органическая» теория общества и понимание социальной эволюции
Идея эволюции, в общей форме теория общества, разработанная Спенсером в главном его философском труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологи

Позитивизм Маха
Как и все позитивисты, Мах выступает с неосновательной претензией очистить естественнонаучное мышление от «метафизики» с ее «мнимыми проблемами». Он утверждает, что стоит на почве опыта и чт

Эмпириокритицизм Авенариуса
Р. Авенариус, так же как и Мах, признал коренным принципом теоретического мышления экономию силы. Философия рассматривалась Авенариусом как мышление о всей совокупности данных опыта по принц

Конвенционализм Пуанкаре
Философия эмпириокритицизма сыграла определенную роль в сознании той атмосферы, которая начала проникать в естествознание конца XIX в. Среди самих ученых — физиков и математиков — делаются попытки

Неокантианство
Неокантианство как философское течение оформи­лось в Германии в конце XIX — начале XX в. Оно полу­чило распространение в Австрии, Франции, России и других странах. Большинство неокантианце

Марбургская школа
Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918). В эту же школу входили Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, К Форлендер, Рудольф Штаммлер и др. Так же как и позитивисты, неокантиан

Баденская школа
.В отличие от марбургской школы неокантианства представители ба-денской школы вели более прямую и открытую борьбу против научного социализма: буржуазное существо их учения выступает без псевдосоциа

Науки о природе и науки о культуре
Согласно Риккерту, естественные науки пользуются «генерализирующим «методом, состоящим в образовании общих понятий и в формулировке законов. Но в общих понятиях не содержится ничего индивидуального

Философия ценностей» как апология буржуазного общества
Согласно Виндельбанду и Риккерту, естествоиспытатель, создавая естественнонаучные понятия, может руководствоваться одним лишь формальным принципом обобщения. Историк же, занятый описанием единичных

Философия жизни». Ф. Ницше
Наряду с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли последней четверти XIX в. все более усили­вается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в фил

Иррационализм и скептицизм Ницше
  Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определен­ной воли — воли к власти.

Апология рабства
  Учение Ницше содержит и практические рецепты предотвращения катастрофы, ожи­дающей буржуазное общество. Ницше хорошо чувствует грозя­щую опасность, он предвидит, что «грядущему стол

Ф.М. Достоевский
Произведения Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881) пронизаны идеями гу­манизма, горячим сочувствием к «униженным и оскорбленным», протестом против социальной несправедливос

Л. Н. Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) не только гениальный художник слова, чьи произведения по праву составляют гордость русского народа и всего прогрессивного человечества, но

Философия В. С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев виднейший (1853—1900) — виднейший русский философ-идеалист. Он был сыном местного историка С.М.Соловьева. Первоначально В.Соловьев учился на физи

Неокантианство в России и его эволюция к мистике и богоискательству
В конце XIX — начале XX в России растет пролетарское движение в промышленных центрах и накапливается недовольство крестьянских масс в деревне, быстро назревают условия буржуазно-этической революции

Религиозно-мистическая философия
  Зарождение богоискателя-«веховца» Бердяева явилась одной из ранних разновидностей экзистенциализма. В работах «Новое религиозное сознание и общественность» (

Персонализм
Главными представителями субъективно-идеалистической философии персонализма в России были Лев Михайлович Лопатин (1855—1920), Алексей Александрович

Интуитивизм
Одно из реакционных идеалистических направлений в русской философии начала XX в. составлял религиозно-мистический интуитивизм, представителями которого были Н. О. Лосский, С. Л. Фран

Неогегельянство
Наиболее видными неогегельянцеми в России в разбираемый период были Борис Николаевич Чичерин (1828—1904), Николай Григорьевич Дебольский (18

Позитивизм в России
  Позитивизм в Россиибыл представлен Константином Дмитриевичем Кавелиным (1818—1885), Вла­димиром Викторовичем Лесевичем

Марксистской философии
С конца XIX в. капитализм вступает в новую, выс­шую фазу своего исторического развития — в период империализма. Империализм характеризуется дальней­шим развитием производительных сил, концентрацией

Борьба В.И. Ленина против идеализма и метафизики народников
Разработка В. И. Лениным проблем диалектического материализма была начата уже в первых его трудах, посвященных критике народничества. Эту критику Ленин не ограничивал рассмотрением и политических к

Ленин о практике и ее роли в познании
Вопрос, о роли практики в познании— один из наиболее важныхвопросов, получивших в «Материа­лизме и эмпириокритицизме» свое творческое развитие. Махисты на словах не отвергали роль практики

Ленин о диалектике как теории и методе познания.
Диалектика есть наука не только как теории и методе о внешнем мире, но и о человеческом познании; ее законы суть законы, общие для материального духовного мира; именно поэтому диалектика в

И ее философское обобщение в труде Ленина
«Материализм и эмпириокритицизм» На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта революция имеет колоссальное философское значение, посколь

Исторического материализма
  Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовой борьбы, первая русская революция и революционные события в дру­гих странах, первая мировая война —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги