рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль, играющая человека

Роль, играющая человека - раздел Кулинария, От редакции   ...по Вечерам, Когда Отзвонят Все Звонки, Мы Ветре- -А Чаемся...

 

...По вечерам, когда отзвонят все звонки, мы ветре- -А чаемся за чашкой

чая у Д. С. или у меня. Разговоры о том, о сем, обсуждение текущих дел,

споры, обмен впечатлениями и воспоминаниями - вот, собственно, и весь

психосинтез. Временами ругаемся, об этом я уже говорил. Чтобы не забывать,

о чем шла речь в прошлые разы, включаем магнитофон.

Вот кусочек одной из записей - монолог Д. С., приводимый с его

персонального разрешения. По обязанности публикатора я, конечно, кое-что

сократил, причесал и т. д.

"...Надо вам сказать, что с раннего детства я любил играть в волшебные

превращения - будто я какой-то другой человек, зверь, растение, предмет,

что угодно. Кем и чем я только не перебывал, кому и чему только не

подражал... Помню, лет мне было около семи, мы жили с мамой в деревне, и

я, будучи Буратино, влюбился в цыплят. Влюбился с такой непонятной

страстью и властной жалостью, что возжелал быть цыпленком-петушком и никем

больше. Ходил вместе с цыплятами, бегал, как они, короткими боевыми

пробежками, энергично раздирал землю лапами, что-то клевал, благо нос-то

был буратинный, острый и длинный, пищал, сипло-тоненько кукарекал, дрался,

топорщил перышки, опрометью несся к наседке, которая однажды чуть не

выклевала мне глаз... А однажды, в довершение всего, решил и спать вместе

с курами. К тому времени я уже считал себя совсем не Буратино, а подросшим

полупетухом. Недолго думая забрался вечером по лестнице на чердачок, где

был насест. Куры меня приняли, очевидно, за своего, шума не подняли. Я

слышал, засыпая, как меня звала мать: "Ми-тя! Где ты, Ми-и-тя!" - но я уже

этого не понимал... Не слышал... И вдруг среди ночи - страшный шум,

хлопанье крыльев, кудахтанье, слепящий свет в лицо - "Вот он!". Меня нашли

с фонарем. Бедная моя мама!.. Влетело мне, конечно, отменно...

Вот так я жил, переходя из существования в существование, и очень долго

не понимал, что же такое "я", что есть "я сам"? Я хочу и могу быть всем -

вот это я знал. Все, чем я был в своих ролях-играх, переплавлялось во мне

самовольно, все хотело жить дальше, и я не умел ничему мешать. Жизненные

же свои, обязательные роли - такого-то мальчика, сына своих родителей,

ученика такого-то класса и т. д. - я при этом, разумеется, исполнял, но

считал их чем-то побочным и преходящим.

И так, внутренне, как я потом узнал,, живут многие мальчики и девочки.

...Однако Серьезная Жизнь требовала своего и все более загоняла меня в

жесткую роль "себя самого". Не осознавая, что происходит, я постепенно

стал утрачивать сокровища Страны Детства... Конечно, не Буратино и не

цыпленок-петушок были ценны, но сама способность чувствовать себя Другим,

внутреннее самообновление...

Были разные полосы - Детство уходило и возвращалось... Был мрачный

период, когда я всерьез поверил, что я - это только я, достаточно сказать,

что из-за этого "самого себя" я едва не стал алкоголиком и некоторое время

был близок к самоубийству. Но все-таки Детство меня спасло...

...Происходило немало забавного. Помню, будучи еще школьником, ничего

еще не смысля в самовнушении, не зная даже и слова такого, я искал способы

борьбы с жутким, парализующим экзаменационным волнением. Пробовал разное -

пробовал напрягать свою волю, чудовищными усилиями "брать себя в руки",

пробовал устыжать себя, пробовал "наплевать", "начихать" и прочее -

никаких результатов. Мешал "я сам", который так за себя боялся, который на

себя никак не мог начихать - но это я понял позднее. И вдруг - вот, -

вот... Еще несколько- проб и ошибок - и я, наконец, улавливаю, что самый

верный способ хорошо сдать экзамен, при прочих равных условиях, - это на

самом экзамене играть в то, что это игра в экзамен! Так, что-то

несерьезное-но!..

Играть надо по-серьезному. То есть изображать и некоторое волнение. Вот

оно, вот оно! Нет ничего легче, как изображать то, что есть и на самом

деле, да не каким избытком!.. Но ведь когда сильное чувство изображаешь,

оно тем самым всегда несколько ослабляется. Это и во множестве других

случаев - при плаче от горя, например, или при объяснении в любви: если

чувство слабое, то оно внешним изображением может усилиться, а если.

сильное - всегда ослабляется... Значит, никаких тупых "взять себя в руки"

и никаких хамских "наплевать", а играть в игру тонкую, в тайную

несерьезность серьезного и заранее уговорить себя в этом, убедить,

поверить - ну хоть наполовину! И ровно наполовину уменьшится твой

зубодробительный "мандраж", а с ним вместе и риск завалиться со всеми

вытекающими отсюда последствиями. Конечно, при прочих равных условиях.

...И вот, наконец, игра найдена: я играю на экзаменах некоего Васю

Кошкина, который сдает экзамены за некоего Диму Кстонова. С Димой Вася

заранее договаривается, чтобы в случае провала или недостаточно хорошей

оценки он не обижался: как выйдет, так и выйдет, доверился, так уж не

обессудь. Поэтому волновался один Дима, а сдававший за него Вася только

изображал волнение - слегка заикался, на двоих, стало быть, получилось

вполовину меньше.

Открытие не великое, но практически ценное. Далеко не всегда я знал

материал лучше всех, но сдавать экзамены, несмотря на ужасную свою

нервозность, вскоре научился всех лучше, шпаргалками принципиально не

пользовался и давал бесплатные консультации по курсу "Психология

экзаменаторов". Лишь спустя много лет я осознал, что этот мой Вася Кошкин

был типичным служебным "я", Внутренним Двойником *[Психотехника вживания

во Внутреннего Двойника описана в кн. "Искусство быть собой", 2-е изд., с.

177. - В. Л.], которых я потом наизобретал великое множество и для себя, и

для своих пациентов. Еще много раз я забывал и вспоминал, что я не один,

что меня много...

...В самом деле, - вот я, Дмитрий Сергеевич Кстонов, такого-то года

рождения, такой-то, такой-то - вот мои документы, в единственном

экземпляре устанавливающие мою тождественность самому себе и никому более.

Но ведь эта моя однотождественность есть, если разобраться, всего лишь

юридическая необходимость. Да, нужен строгий порядок установления

личности, да, категорически необходимо, чтобы я, в единственном

экземпляре, числился тем-то - только так меня могут узнать, признать,

опознать, принять, пропустить, прописать, привлечь к ответственности,

премировать, похоронить, да, всю эту внешнюю необходимость я сознаю и ей

подчиняюсь.

Но почему я обязан слепо следовать ей внутренне?

Почему должен загонять в эту прокрустову лужу *[Так в тексте (имелось в

виду, очевидно, "прокрустово ложе"). - В. Л.] свою душу-вселенную

воображения, океан предчувствий?..

Когда я входил в роль юридического "себя самого", мне часто казалось,

что меня кто-то просто придумал, и притом кто-то не весьма остроумный,

какой-то нудный халтурщик. Есть ли разница между произволом воображения и

произволом судьбы?.. Мое явление в мир в качестве Д. С. Кстонова, при всех

хитросплетениях ведших к тому неотвратимых закономерностей, есть факт до

смешного произвольный, насквозь случайный... Случайно имя (меня совсем

было уж собрались окрестить Иваном), случайна фамилия. Согласно семейному

преданию, мы происходим от француза Гастона, дезертировавшего из

наполеоновской армии и приютившегося в местечке Малые Левищки Смоленской

губернии. Гастонов сын от дочки местного попа оказался малый хоть куда и

открыл близ большой дороги опохмелочное заведение, на котором вывесил

заманку: "Пожалуйте, господа, к Гастонову", что на языке подвыпившего

уездного пристава звучало, как "П-пшли-к-к-стонову", откуда и произошла

фамилия, а отчасти и род занятий потомка. (Прадедушка спаивал, а я

вытрезвляю.) Мне не нравится моя фамилия, я хотел бы быть Левингстоновым.

Да, в реальности юридической я есть я, постоянная, саморавная величина, но

в реальности душевной мое постоянство есть мнимость, НЕПРАВДА - покуда

жив, я никогда не был и не буду сам себе равен, такое уравнение произведет

только смерть. Ведь даже фамилии и имена можно менять, ведь люди спокойно

заменяют себе зубы, носы, кожу, волосы, кости, химию крови, начинают

понемногу пересаживать органы, наверняка вскорости доберутся до генов...

Думаю,, что в грядущем Царстве Доверия люди будут гораздо охотнее менять

свои характеры, чем одежду...

 

...Что такое "я", спрашивал я себя?..

 

 

Моя боль, мой голод? Мои состриженные волосы?

Нет, позвольте. Не "я болю", а "у меня болит". Болит не "я", болит лишь

"оно", от которого "я" зависит. Если разобраться по существу, то "я" -

всего лишь с а м о - отождествление. А именно и прежде всего -

самоотождествление с тем, что в нас более или менее постояннo или кажется

таковым. Пол, год рождения, место жительства, национальность - что там

еще? Профессия?..

Это уже можно сменить, это и я, и не я. Но вот тело - куда от него

денешься? Каждый день мою все те же руки, каждый день вижу в зеркале одну

и ту же физиономию, поневоле привыкнешь...

Однако же и тело отнюдь не постоянная величина.

Если бы некий не шибко добрый волшебник мог показать цветущей девушке

ее портрет в старости, она бы с ужасом отшатнулась - нет, это не я! (Такой

прогностический портрет, между прочим, действительно можно нарисовать, и с

довольно большой точностью.) Она же, став глубокой старухой, покажет вам

свой портрет в юности с печальным удовольствием: вот, это я. Так кто же

она?..

И та, и другая. И третья, и четвертая. "Тайна сия велика есть".

А почему многие, и не только девушки, так любят обновки? Чтобы красиво

выглядеть и производить приятное впечатление? Да, Но не только. Чтобы

хорошо себя чувствовать. Чтобы сказать себе: вот, это я - "красивый

двадцатидвухлетний". Примеривая новую одежду, мы примериваем и роль Нового

Самого Себя.

Мы ищем новые и новые самоотождествления. Мы воплощаемся в свои тела и

дела, но тут же, в неискоренимом витаний, обитает и некая неприкаянная

бесплотность, желающая отождествиться со всем, но ото всего насильственно

свободная. Вопросительный знак, желающий или не желающий стать знаком

равенства. Внутренняя свобода. Смесь множества "я" - развитых и

зачаточных, состоявшихся и возможных... Всю жизнь мы прививаем себе одни

свойства и стараемся подавить другие, всю жизнь сознательно и

бессознательно подражаем, всю жизнь, ведая о том или не ведая, играем

своих родителей, друзей и знакомых, героев кино, литературы и еще

несметный легион всевозможнейших персонажей, общее имя которым История, -

если даже мы никого из себя не "строим", они строят нас. Сквозь нашу

телесную оболочку, как жильцы гостиницы, проходят многоразличные "я". Так

почему же "быть самим собой" означает быть все время одним и тем же? Быть

не собой, а ничтожной частью себя?..

Я изобрел психологический велосипед, сработанный нашими предками еще в

допещерные времена, знакомый в общих чертах уже обезьянам и во всех

деталях актерам, но для меня этот велосипед стал ракетой. Внутренняя игра.

Мои двойники, о которых не знал никто, кроме меня. Вася Кошкин пригодился

мне не только для сдачи экзаменов, но на определенном этапе и для общения

с собственными родителями - Вася был и любящим сыном, и неплохим

дипломатом, однако для общения со сверстниками, а особенно со

сверстницами, он уже не годился, в нем не хватало общедоступного обаяния.

Зато тут очень кстати пришелся молодой турецкий паша Кстон-бей-Абстул -

щедрый, непосредственный, любвеобильный, но, увы, чересчур ревнивый. В

гости к маленькому племяннику Левику ходил веселый волшебник по прозванию

Дядедим, хитрый выдумщик живых сказок.

А в секцию бокса хаживал не особенно симпатичный, но по тем временам

нужный малый Жора Свирепой, из-за которого несколько пострадала моя

переносица.

Этого товарища, как и высокочтимого бей-Абстула, пришлось потом

попросить оставить меня в покое. Вставая утром, я знал, что сегодня не

буду вчерашним, а завтра сегодняшним, что мое право и обязанность -

выбирать себя каждый день. А наблюдая за другими, не переставал

изумляться, какое множество людей живет сегодня во вчерашнем настроении и

с позавчерашними мыслями.

 

 

...Ты художник, - повторял я себе, - ты художник, пишущий автопортрет в

соавторстве с жизнью.

Очевидность - еще не Истина.

Сначала человек играет роль, а потом роль - человека. Медленно, но

верно и тело, и лицо, и чувства, и ум начинают принадлежать тому Некто,

которого вы поселяете у себя внутри. Это правило без исключения,

вглядитесь в любого, и вы убедитесь в этом".

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

От редакции

Искусство быть другим... От редакции quot Практикум доброты quot так тоже можно было бы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль, играющая человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От редакции
  "Практикум доброты" - так тоже можно было бы озаглавить книгу, представляемую нами читателю. Само ее появление было бы невозможно, если бы гуманистически

Как запастись черновиками судьбы
  - Это мне кажется очень странным, - прервал царь. - Тем не менее это чистая правда, - ответила Шехерезада.     Эдгар Аллан По

Попытка портрета
  Внешний облик Д. С. отличается необычайной обыкновенностью: это невысокий, долговязый, сухощавый, крайне толстый мужчина с могучими узкими плечами, весьма сутулый

Познакомьтесь
  Иногда это похоже на научную конференцию, иногда на дружескую вечеринку, иногда на спектакль или маскарад. Ничего и никого, кроме людей. Амбулаторные пациенты Докт

Краткое описание рабочего кабинета
  Уже в самой вывеске "Психотерапевт" есть что-то гипнотическое. Но так как для нашей работы, по счастью, нужен только один вид медицинского оборудования -

Господин Случай слушает
  Итак, где Доктор, там и кабинет. А где кабинет, там и игра. Дома у Д. С. два параллельных телефонных аппарата, один на письменном столе, другой у кровати. Шахматны

Из кого получаются невезучие
  - Обращали ли вы внимание, что даже для голодного ребенка игра важней, чем еда? - наступательно спрашивал меня Д.С., еще в самом начале нашего знакомства. - А заме

Кстати о замужестве
  Чувствую, что нужно еще показать на паре-другой примеров, как игра работает, как исцеляет. И опять я в затруднении: какой случаи выбрать? Их ведь сотни, и каждый у

Ни в коем случае не пытайтесь не ревновать
  Еще один случай, тоже почти наугад. Домашней игрой был вытащен из бездны пациент К. Ревнивец, доведший до безнадежности взаимоотношения с горячо любимой супругой.

О необходимости Гостя
  ...А произошло вот что. Насколько игра способна пробудить чувства спящие (актерам это более чем известно) настолько же чувство, свирепо бодрствующее, успокаивается

РАТ-ПРАКТИКУМ
    Ролевая гимнастика. Игра с внутренней бесконечностью (Из инструкции для новичков ГИПа. Подготовка к ролевым играм общения.) Одно и то же слово &quo

Дядя Митя с котом Циником.
  На этот раз по праву гостя нападать начал я. - Дмитрий Сергеевич, вы называете ГИП школой общения, так? - Так. - И себя числите старшим преподавателем, не

Мера небытия
В другой раз, у меня дома, Проблема была сформулирована иначе. У психотерапевтов, надо заметить, бывают дни говорильные, после которых устает язык, болит горло и хочется умолкнуть

Но в ней намек
  Умных людей больше, чем они того заслуживают.   Старинная спорная мысль   - Вам какую характеристику, Белую или Черную? - Ну т

Тайна Райского Зеркала
  Застенчивый, он не поднимал глаз, в которых мелькали молнии гениальности. Гений-одиночка, двоечник общения. Отслужил армию. Ушел с филфака, работает на случайных р

Ребенок, вынутый из грязной воды
  -...Понимаете ли, какая штука... С одной стороны, этот мистер мне вроде бы и не нужен, всю премудрость худо-бедно постиг сам. А с другой стороны, когда приходится

Почему так трудно давать авансы
  ...Я начал понемногу уставать: на вечернем совином запале за Д. С. угнаться трудно, а останавливать както неудобно. "Как бы это ухитриться стать и жаворонком,

РАТ-практикум
ПГ - оо, или Волшебные Кресла, Как выяснять сложные отношения   (Из инструкции для молодоженов, среднеженов, пожиложенов и всех прочих, заинтересованных в п

Как проводить сеансы.
  Типичный простой Сеанс Выяснения Отношений заключается в обоюдном поочередном использовании как Черного, так и Белого Кресел, согласно подетальному назначению.

Когда в доме спят змеи.
    (Из переписки Доктора)   Уважаемый С. С.!     Разделяя Ваше "отвращение и ненависть ко всей и всячес

ГИП. Тест-психологема "Такси".
  Страшно торопясь в кино (ждет Она или Он, дивный фильм), вы поймали машину, доехали, рассчитываетесь. У вас трешка (последняя), а на счетчике 1 р. 36 коп.

Еще о женщинах и гениях
(из письма Д. С.) Вот какой был разговор: Он. Вы любите женщин? Я. (в смущении). Да как сказать... Он. А я люблю. Я. А за что? Он. За хорошее.

Загадочное происшествие с участием автора
  Странную сценку пришлось наблюдать мне однажды летом возле метро Кировская. Решил я купить арбуз, стою, значит, в хвосте перед ларьком, и вижу собственными глазами

Памятник раздражительности
  Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду. Как тень, он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.

Рассуждения на бочке с динамитом
  Стенография моя, полузабытая со студенчества, опять пригодилась. Д, С., ледокольно плавая между нами, говорил то размеренно, то, видимо, увлекаясь, впадал в бурное

Памятник раздражительному человеку
  Самосознание безобразно запаздывает. Словно слабенький следователь, оно плетется к месту преступления, когда следы уже заметены, а преступник продолжает творить св

Есть ли вопросы!
    ...Сколько времени прошло?.. По часам двадцать две минуты, по ощущению - и мгновение, и целая вечность. Мы сидим, Д. С. ходит и говорит, внимание и

Болевой шок
  Все молчали. Д. С. медленно поднялся и Болевой шок (продолжение) все молчали. Д. С. медленно поднялся и Болевой шок (окончание) все молчали. Д. С

Старые счеты с самим собой
  ...После перерыва наперебой заговорили мужчины (все, кроме окончательно замуровавшегося гривастенького). Д. С. то молчал, то вставлял реплики, спорил, смеялся и та

РАТ-практикум.
    Прелюдия, мили мера необходимой самообороны   (Из письма Доктора к молодому мужчине)   "...Вы спрашиваете, как же

Портрет психотерапевта
  Что, правда? Наконец-то завоеван, И я могу сказать тебе: "мой друг"? О друг мой, есть ли словосочетанье Нежней и проще, мягче и теплей?

Человек и его музыка
  - ..Здесь вы решаете себя из Другого, вы из него, вы для него. Поэтому всего прежде расслабьтесь, - пояснял он, - расслабьтесь мощно, концертно-откиньте себяи вклю

Пациент полуспит-гипноаутотренинг.
    Видение подсознания (слышание, интуиция - все едино, а точного слова нет) - первоочередная забота. Переболев Фрейдом, Д. С. понял, как легко в сужд

Штрафной батальон
  О том, что на ГИПе работают все для всех, я уже говорил. И не так уж редко случается, что пациент помогает пациенту действеннее, сильнее, чем самый проникновенный

Некоторые соображения
  Я уходил, Д. С. рассуждал, дело опять затягивалось. - Возьмем две точки, отделенные друг от друга некоторым расстоянием. Назовем одну Здоровьем, а другую Болезнью.

Столкновение
  ...В ночном декабрьском предснежье, в зачаточных завитках метели, в воспаленной опустелости улиц... Большой город ночью воспален несбывшимися дневными желаниями и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги