рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зарождение христианской традиции воспитания

Зарождение христианской традиции воспитания - раздел Кулинария, От зарождения воспитания в первобытном обществе В Восточных Провинциях Римской Империи В I В. Н.э. Возникают Ран­нехристианск...

В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи, прежде всего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 — 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя полу­чили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, ли­тературу и философию с позиций христианского вероуче­ния. Собственно христианское воспитание и образование осу­ществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа «Но­вый завет» кумранитов.

Благодаря находке во время археологических раскопок религиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания. Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллек­тивные формы обучения, совместное изучение священных тек­стов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителя­ми праведности». Основными способами обучения были уст­ные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение пропове­дей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух пе­реводов священных текстов с древнееврейского на арамейс­кий и греческий и т.д. Особое значение в христианских общи­нах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как бо­гоугодному делу. Содержание образования ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. Первая часть — иудейские священные тексты 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. Древнейшие библейские тексты — это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, со­держание которых было положено в основу воспитания. Вто­рая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и со­держания воспитания.

В эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на гре­ческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, кото­рый получил название «Септуагинта». Это способствовало рас­пространению по всему Средиземноморью христианских идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.

Новый завет был создан в христианской среде в 1-Й вв. н.э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и ду­ховное развитие всех христианских народов. В основе его ле­жит Евангелие, в переводе с греческого — «благая весть». Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и учении Иисуса Христа, где не только попутно изложены новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения. Новый завет включает в себя 27 книг, напи­санных разными авторами, из которых наиболее известны­ми являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистичес­ких и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в ос­нове которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направле­нии христианского идеала.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

Развивались в эту эпоху и крупные центры просвещения, возникшие ранее, например школа христианского богосло­вия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н.э. Климентом Александрийским, а в III в. — Оригеном, видным богословом и философом. Климент Александрийский

(ум. в 211/212 н.э.) — священнослужитель и руководитель школы был автором до­шедшей до нас книги «Педагог», в которой он отмечал, что помимо внешней образованности человек должен обладать ре­лигиозным чувством. Цель воспитания, по Клименту, — вве­сти ребенка в христианский образ жизни. Климентом деталь­но описаны правила поведения ребенка. Семь свободных ис­кусств рассматривались лишь в качестве дополнительного средства воспитания.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога — образец для подражания воспитанникам.

Климент Александрийский полагал, что должно уметь ста­вить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения. При этом он отмечал, что целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не «научение», а — «улучшение души». Через убеждающее сло­во учителя дети знакомятся с образами лучших людей, отме­ченными святостью жизни, побуждающими молодежь посту­пать подобным же образом, подражать «избравшим добро», отвергая зло. Именно это является лучшим средством для ук­репления души человека.

Ориген (ок. 186—253/254) видел в человеке «соединение тела с духом», что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека.

Важно отметить выработанное христианством новое от­ношение к труду, тесно связанное с учением о нравствен­ности. Хорошо известны слова апостола Павла: «Кто не хо­чет трудиться, тот не ешь». Труд для христианина рассматри­вался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для той эпохи, хотя и находила своего предтечу в лице киника Антисфена.

Таким образом, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания — хрис­тианское воспитание. Для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древ­него Рима — одним из «отцов церкви», как стали называть впоследствии деятелей раннего христианства, чье учение было ортодоксальным, а жизнь почиталась святой, был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354—430). Августин был ши­роко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 г., начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствова­нии. В автобиографическом труде «Исповедь» он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с дет­ских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августи­ну, — слияние с Богом. В трактате «О граде Божьем» он сделал попытку соединить античные и христианское учения в одно — учение о греховности, добре и зле, о любви, спасении и по­каянии. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыс­лей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина зак­лючена в душе и лишь познание этой истины приводит раз­вивающегося человека к Богу.

Уже в ранних христианских монастырях организовывались книгохранилища, создавались ученые труды и учебные книги. Так, религиозный государственный деятель остготского госу­дарства Кассиодор (ок. 487 — ок. 578) основал в Италии мона­шеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию стало одним из центров средневековой науки. Сам Кас­сиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: «Настав­ление в божественном чтении», «Наставление в мирском чте­нии», «Об орфографии» и др. В V—VI вв. в Европе еще кое-где сохранились грамматические школы римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обучения.

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.

У множества так называемых варварских народов, находившихся на различных уровнях социального развития, но в целом на стадии разложения родоплеменного строя, сохранялись свои традиционные фор­мы воспитания. Кельты, известные также как «галлы» и «гелаты» — народ Центральной и Западной Европы — воспитывали у юношей такие качества, как храбрость воина, гостеприим­ство домохозяина, благопристойный внешний вид при лю­бых обстоятельствах, красноречие собеседника. Воспитание кельтской молодежи было сосредоточено в руках жрецов-друидов, которые исполняли и судейские обязанности. Обу­чение детей осуществлялось в устной форме.

Гай Юлий Цезарь (102—104 до н.э.) в шестой книге своих «Записок о галльской войне» писал: «Друиды принимают деятельное участие в делах благочестия, наблюдают за пра­вильностью общественных жертвоприношений, истолковы­вают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же посту­пает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом». Эти «науки», судя по описанию Цезаря, привлекали внимание даже образо­ванных римлян, которые считали полезным посылать своих сыновей для обучения в Галлию и Британию.

Кельтский фольклор, эпические произведения, особенно саги о народном герое Кухулине, восходящие к первым векам нашей эры, дают в общих чертах представление о кельтском традиционном воспитании. Из них видно, что мальчики из благородных семей воспитывались в доме друида или вождя, объединяясь в группы сверстников. Эпические сказания назы­вают учителя «приемным отцом». Герой Кухулин и его сотова­рищи проходили науку в доме вождя: «Блестящи, статны, пре­красны были доблестные воины, люди Улада, собиравшиеся в этом доме. В нем происходило много великих собраний вся­кого рода и дивных увеселений. Были там игры, музыка, пе­ние, герои показывали подвиги ловкости, поэты пели свои песни, арфисты и музыканты играли на своих инструментах...» Образованность Кухулина, достигшего должного возраста, описывается в следующих словах: «Многими дарами обладал он: прежде всего даром мудрости... далее — даром подвигов,

даром игры в разные игры, даром счета, даром пророчества, даром проницательности». Помимо этого герой получил во­енно-физическую подготовку и выработал в себе качества на­стоящего воина. Невеста Кухулина также воспитывалась в кругу сверстниц в доме «владычицы земли». В формировании ее лич­ности принимали участие все лучшие женщины рода, масте­рицы и знахарки. Вот в каких словах в эпосе раскрывается образованность кельтской девушки: «Она обладала... даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты».

В V в. н.э. кельты были обращены в христианство. Однако традиционное внимание к вопросам обучения и воспитания получило свое продолжение в новых формах. Не случайно многие британские и ирландские монахи, потомки кельтов, стали известными учителями и просветителями в раннесредневековой Европе.

У германцев, которые со II в. до н.э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношей, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста — в дружине, военном отряде. Це­зарь, повествуя о племени свевов, нарисовал такую картину общинной организаций воспитания: «Вся жизнь их прохо­дит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохра­няют целомудрие, тем больше им славы...» Цезарь обращал внимание также и на различные приемы закаливания, раз­нообразные военные упражнения, приучение юношества к тяготам сурового образа жизни, на заботу о физическом раз­витии. Все это высоко ценилось у германцев.

У германцев был принят обряд посвящения во взрослые, состоявший из серии испытаний в народном собрании под руководством старейшин. Так, в сочинении римского исто­рика Тацита (ок. 58—117 н.э.) «Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники не украшают юношу щитом и фрамеей (мечом); это их «тога», это первое юношеское отличие...» Нужно иметь в виду, что у римлян облачение 16-летнего юноши в тогу являлось при­знанием совершеннолетия. После этого германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив какой-либо подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и воен­ной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойными своего отечества и родителей». Старые заслуженные вои­ны становились наставниками молодежи, учителями жизни.

С IV—V вв., когда началось переселение германских пле­мен, их традиция воинскообщинного воспитания широко распространилась по всей Европе, оказав сильное влияние на складывавшуюся в средние века систему рыцарского вос­питания и даже на монастырское воспитание. Так, устав бе­недиктинцев, первого монашеского ордена в Западной Ев­ропе, требовал создания в стенах монастырей не только школ и скрипториев — мастерских для переписывания рукописей, но и воинских отрядов. Молодые монахи воспитывались од­новременно и как книжные люди, и как воины, а средневе­ковые рыцари стали стремиться не только к военным побе­дам, но и к идеалу «воина Христова».

В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилиза­ции сформировался «школьный канон» — цикл «семи сво­бодных искусств», составивших в средние века содержание школьного образования. Мировоззрение христианства и его воспитательные идеалы явились одним из источников ду­ховного развития в эпоху европейского средневековья.

В общем, можно сделать вывод, что к началу средневековья в Европе на развалинах западной части бывшей Римской импе­рии в области воспитания, образования и школьного дела су­ществовала чрезвычайно пестрая картина. В римских патрициан­ских семьях и в исчезающих вместе с городской цивилизацией школах сохранялись еще элементы угасающей античности. В то же время в христианских монастырях римский школьный ка­нон — семь свободных искусств — становился первой ступенью образования, предшествующей изучению богословия. В этих но­вых центрах просвещения готовили служителей церкви.

Одновременно набирало силу массовое христианское дви­жение, проповедовавшее новую нравственность, противо­речившую античному идеалу образованного человека. Хрис­тианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. В связи с этим можно утверждать, что теоретико-педагогическая мысль «отцов церкви» значи­тельно уступала тому, что было создано греко-римской куль­турой, она развивалась исключительно в рамках теологии. Хлынувшая в пределы нового мира стихия различных пле­менных культур в условиях складывавшейся феодальной го­сударственности нуждалась в объединяющей силе христиан­ства, в его церковной организации и была равнодушна к, культуре греко-римского мира.

В целом сложная социальная картина того времени, по­стоянные войны и бытовая неустроенность отрицательно сказывались на развитии школьного дела. Педагогическая мысль стала частью богословия, а школы замкнулись в сте­нах монастырей.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

От зарождения воспитания в первобытном обществе

От зарождения воспитания в первобытном обществе... До конца XX в... Учебное пособие для педагогических учебных заведений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зарождение христианской традиции воспитания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческий
Москва 2001 ББК 74.03(0) Авторский коллектив: академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин;

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
Обращение к проблеме происхож­дения воспитания обусловлено ло­гикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реал

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно­общинного строя
С развитием производящих форм хо­зяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от ис­пользования каменных орудий к производству орудий и оружия из

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
Появление воспитания и образова­ния как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древ­нейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление ко­торых принято относить к 5-му тыся

Школа и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на пр

Воспитание и школав Израильско-Иудейском царстве
В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было реша­ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений.

Воспитание и школа в Древнем Иране
Древний Иран - это страна, которую населял один самых загадочных народов Земли — арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом

Воспитание и школа в Древней Индии.
История Древней Индии условно Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский — до VI в. до н.э. и буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее з

Школьное дело и зарождение педагогической мыслив Древнем и средневековом Китае
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо­ху античности, греко-римской древ

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
На островах Эгейского моря, преж­де всего на Крите, и на материко­вой территории Греции в 3—2-м тысячелетиях до н.э. сложился осо­бый тип культуры, во многом схо­жий с древними восточными цивилизац

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Рим, по преданию, был основан в 752 году до н.э. В конце 6 века до н.э. здесь сложилась Римская республика, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н.э. Рим

Просвещение и педагогическая мысль в Византии
Византийская империя просуществовала с 395 по 1453г. Она сложилась при распаде Римской империи в ее восточ­ной части, охватывающей Балканский полуостров. Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.

Основные этапы развития культуры
Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизацию, можно выделить несколько этапов в развитии культуры и про­свещения Византии. Ранний этап связан с длительным процессом

Воспитание и образование в Византии.
Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе лежало т

Педагогическая мысль в Византии
В IV—V вв. в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинисти­чески образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следу­ет иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически п

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный укл

Влияние церковной культуры на развитие образования
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретик

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием са­моценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Констан

Реформация и ее влияние на образование и воспитание
На рубеже XV—XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ве­дущей идеологией эпохи. Но именно в этот п

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания
С конца 50-х гг. XVI в. в качестве про­тивостоящей лютеранству силы вы­ступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиоз­ное движение, но и противост

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни боль­шинства народов Ближнего и Сред­него В

Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока
В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — ма­тематика, астрономия, граммати­ка арабского языка. В подходах к науке яв

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья
Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира под­вергли глубокому изучению духовное нас

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира. В Колхиде школы открывались обычно при церквях или

Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI—IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочине­ниях Прокопия Ке

Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 вв.).
В 988 г в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Ви­зантийской империи. С этого времени насе

Воспитание и обучение в 14-16 вв.
В XIV—XVI вв. получают развитие воспитательно-образовательные тен­денции, которые наметились в предыдущую эпоху. В феодальных странах Западной Европы под дав­лением экономических факторов увеличива

Образование в Русском государстве в XVII в.
Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещен

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI—XIII вв., о более ранней эпохе достоверных све­дений нет. Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней

В XVII-XVIII вв.
XVII в., с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни средне­вековья, и поэтому по крайней м

Педагогические идеи В. Ратке
Одним из основоположников педа­гогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Рат­ке (1571 — 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихиус. Он родился

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века.
В XVII—XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Получаемое людьми образование должн

Движение за обновление школьного образования и методов обучения
Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения стало превращаться к началу XVII в. в тормоз, который ме­шал развитию естественнонаучных зн

Школьное бразованиев Англии 17-18 вв.
В обстановке завершавшейся эпохи первоначального накопления капи­тала сложившаяся к этому времени в Англии система школьного образования пришла в глубо­кое противоречие с новыми социокультурными ус

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
Д. Локк (1616—1704), английский философ, просветитель и государ­ственный деятель, был одним из ос­новоположников эмпирико-сенсу-алистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессии: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы всегда тесно связано с исто­рией, экономическим и социально-политическим развитием страны. Становление школьного образова­ния в северных, центральных и юж­ных

Просвещение в России в начале XVIII в.
Серьезные изменения в политичес­кой, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе,

Школьное дело при Петре I
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровског

Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ
Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739). Он внес огром

В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России
Василий Никитич Татищев (1686— 1750) автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического слова­ря «Лексикон Российский», был создателем и ряда интересных педагоги

Просвещение и школа после Петра I
Преемники Петра I — Екатерина! Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики сво­его великого предшественника. Петровские школы, за р

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40—60-х г. 18 века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ло­моносова (1711—1765) — ученого-энциклопедиста, художни­ка и п

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704—1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сфор­мировался как мыслитель и деятель

Педагогическая теория И. Г. Песталоцци
Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 в, оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) родился в семье юриста в северогерманском городке Ольденбурге, недалеко от Бремена. Получив хорошую общеобразо­вательную подготовку с домашним учителем,

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега
Фридрих Адольх Вильгельм Дистервег (1790-1866) родился в городке Зигене в Вестфалии в семье судебного служащего. Он учился сначала в обычной народной, а потом в ла­тинской школе, которые пра

Педагогические идеи Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье потомственного учителя и получил первоначальное об­разование под руководством отца. Поступив в обычную для того времени школу, где все обучение ст

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
В первые десятилетия XIX в. для За­падной Европы было характерно возрождение идей раннего утопи­ческого социализма, о чем речь ве­лась ранее. Наиболее яркими представителями этого направле

Развитие школы и становление школьной системы
Просвещение в России, столетия­ми развивавшееся в рамках религи­озного мировоззрения как оппози­ция к педагогике Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит в целом н

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
Общественный интерес к пробле­мам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления де­кабрьского восстания 1825 г., ког­да перед правительством встала не­обходимость формировать из подрастающ

К.Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России -и его последователи
В 60-е гг. XIX в. развернулась разно­сторонняя деятельность основопо­ложника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Кон­стантин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, детс

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Конец 19 века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отноше­ний, которая потребовала научного и технического перевоо­ружения производств

Основные представители реформаторской педагогики
На педагогическую теорию во второй половине 19 столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника позитивизма О. Конта (1798—1857), опыт и теоретическое з

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, — открытия «образц

Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования
Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пе­стротой не только по ведомствен­ной принадлежности, но и по сро­кам и содержанию обучения. Самы­ми

Педагогическая мысль в России в конце 19- начале 20 века.
В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, офици­альной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подхода­ми, бравшими

Межвоенный этап новой истории на Западе
Межвоенный этап новой истории на Западе трактуется обыч­но как период политических и экономических преобразований, когда усилилось внимание к проблемам воспитания подраста­ющего поколения в духе со

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). На съезде обнаружились существенные противоречия в подходах к решению пр

Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х годов.
Создание советской школы потре­бовало коренного пересмотра подходов к содержанию, и методам об­щего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для у

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 18 года.
Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, об­разования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности на­учно-педагогической секции ГУСа, созд

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа
Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. серьезно отразилась на дея­тельности отечественной школы. Ус­ловия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школ

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны
Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной ги­гиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководст

Послевоенный период.
В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особен­но сказалось то, что после окончания войны Европа оказа­лась разделенной на сферы влияния

Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания вто­рой мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал

Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогическои науке, которые ориен­тированы на поиск путей повышения эффективности обра­зования. Практически все эти направления базирую

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
В 40-х гг. XX в. в государствах Восточ­ной Европы оказались разрушенны­ми ранее сложившиеся системы об­разования, основывавшиеся на на­циональных традициях. Во время второй мировой войны Польша, Бо

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги