рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья - раздел Кулинария, От зарождения воспитания в первобытном обществе Период Ix—Xiii Вв. В Востоковедении Считается Эпохой Восточного Ренессанса, П...

Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира под­вергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Как бы там ни было, изу­чение и толкование философских трудов античности приво­дило к развитию рационалистических тенденций в мусуль­манской теологии.

Первые переводы Аристотеля на арабский язык осуще­ствили еще сирийские врачи, приглашенные в Багдад в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты при участии таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др. Комментирование ими трудов Аристотеля и Платона способствовало развитию общенауч­ного знания, поскольку арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономи­ей, медициной — и значительно в меньшей степени с рели­гией ислама. В своих воззрениях мыслители Ближнего Восто­ка опирались на идею о вечности мира. Их волновали про­блемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то, что вслед за Платоном и Аристотелем они признавали божествен­ное начало как первопричину всех причин, они в то же вре­мя высоко оценивали знания, основанные на опыте и логи­ческих доказательствах.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточ­ных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть чело­веческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции человека.

Придерживаясь аристотелевского тезиса о социальной сущ­ности человека, восточные мыслители эпохи европейского средневековья в своих педагогических воззрениях уделяли боль­шое внимание социальной обусловленности воспитания. Че­ловек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Ибн Сина, поскольку он удовлетворя­ет их не иначе как в общении с другими людьми, которые его окружают, вследствие чего необходимо соглашение между ними, установление норм справедливости и закона, которые должны иметь статус обязательности.

Сущность воспитания человека поэтому сводится к выра­ботке у молодежи навыков соблюдения этических норм, стрем­ления к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и к овладению приемами самопознания и самовоспитания.

Содержание философских трактатов того времени позво­ляет судить о круге проблем, волновавших средневековых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов на­ходили отражение острейшие педагогические проблемы: «Трактат об образцовом учении, основах знания и об уме молодежи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Насирэддина Туси и др.

Ученые-энциклопедисты Востока оказали весьма большое влияние на развитие философской и педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. В частности, это нашло отражение в трудах европейских гуманистов.

Характерной особенностью педагогических взглядов эн­циклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, об­ладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся упоминавшиеся ранее Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Туси, Бируни, Ибн Халдун и др., которые рас­сматривали педагогические проблемы не абстрактно, а как часть жизни человечества. Такой подход во многом объясня­ет и причины значительного влияния мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох.

Считающийся основателем арабской философии Абу-Юсуф Якуб бен Исхак Кинди (ок. 800 — ок. 879) создал более 200 про­изведений по разным отраслям знания, в том числе и по педагогическим проблемам. В своем учении об уме он выдви­нул концепцию четырех видов разума — актуального, по­тенциального, приобретенного и проявляющегося. Наука, по его мнению, стоит значительно выше религии, и на основа­нии этого необходимо в процессе воспитания ребенка фор­мировать у него не слепую веру, а высокий интеллект, спо­собный сыграть основную роль, как в его нравственном со­вершенствовании, так и во всех видах его деятельности, поскольку главным инструментом достижения успеха является разум. Позже, в XIII в., эта идея получила дальнейшее развитие в теории европейского философа Роджера Бэкона. Многие европейские просветители не раз ссылались на тру­ды Кинди.

Вторым учителем после Аристотеля современники назы­вали блистательного ученого и философа Абу Насра аль-Фараби (870—950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались пробле­мы умственного, нравственного, эстетического и физичес­кого воспитания молодежи, проблемы педагогического тру­да, которые тесными нитями переплетались с его философ­скими воззрениями.

В частности, Фараби был наиболее последовательным противником фанатичности идеологии ислама. Комментируя «Этику» Аристотеля, он утверждал, что высшее благо нахо­дится в существующем мире и только безумные полагают, что оно вне его. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философс­кой системы. Главная цель воспитания, согласно его кон­цепции, — подвести человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.

В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы вос­питания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами прояв­ляют желание овладевать науками, стремление к труду и доб­рым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы — к ним воз­можно применение жестких методов, т.е. принуждения. Вме­сте с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с на­блюдениями и опытом самих воспитуемых.

Рассматривая проблемы целей и средств воспитания, фи­лософы Востока в значительной степени опирались на мысль Аристотеля о том, что нравственность является следствием постоянных упражнений и привычки, а не наследуется, по­добно природным свойствам человека.

Несмотря на глубочайшее уважение восточных ученых к идеям древнегреческих мыслителей, многие из них подвер­гались сомнению. Так, Фараби полагал, что трактовка Арис­тотелем нравственных правил и их кодекс носят слишком универсальный и абсолютный характер. На деле же любой нрав способен изменяться даже в трудных условиях. Ребен­ку, в душе которого еще нет конкретных нравственных уста­новок и душевных качеств, должны быть созданы условия для них. При формировании нравственного облика челове­ка, по мнению Фараби, решающими факторами выступают взаимоотношения людей в конкретном сообществе и чело­веческая воля.

Излагая свои взгляды на содержание и метод научного познания, Фараби требовал при изучении любой науки со­блюдать три непреложных условия: руководствоваться чет­кими принципами, делать выводы из получаемых эмпири­ческих данных, относящихся к данной науке, и критически относиться к мнениям других.

Свыше 150 трудов по астрономии, географии, математи­ке, физике, фармакологии, истории, этнографии, литера­туре, философии, в которых рассматривались и проблемы содержания образования и воспитания, создал Абу Рейхан Мухаммед Бируни (970—1048). Уже в ту эпоху он говорил о важности наглядности и систематичности в обучении, о развитии у всех учащихся познавательных интересов в про­цессе обучения. Приобретение знаний, по его мнению, происходит, прежде всего, благодаря опыту и наблюдению.

Многие труды ученых-эн­циклопедистов средневекового Востока являлись для того вре­мени образцовыми учебниками. Так, проявляя интерес к про­блемам обучения, и в частно­сти, обучения математике, Бируни создал трактат под назва­нием «Тафким», означающий «вразумление начаткам звездочетства». Эта работа служила своеобразным интегративным курсом математики, астроно­мии и географией предназна­чалась для приобретения пер­воначальных знаний о мире. Она была долгое время одним из самых популярных учебни­ков, дававших возможность обучающемуся при ответе выб­рать из нескольких вариантов один по своему усмотрению или дать свободный ответ на поставленный вопрос. Рассмат­ривая функции воспитания, Бируни утверждал, что глав­нейшей его задачей является очищение души и мыслей от дурных наклонностей, от устаревших обычаев, фанатизма, покорности страстям, борьбы за власть — всего, что делает людей слепыми перед истиной.

Названный в свое время «королем наук», талантливо со­вмещавший теоретическое мышление философа, психолога, математика и педагога с практической деятельностью, Абу-Али Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латин­ской транскрипции как Авиценна (980—1037). Он занимал дол­жности врача и везира при различных правителях в странах Ближнего и Среднего Востока. Среди многочисленных его ра­бот наибольший интерес представляют многотомный «Канон врачебной науки» и энциклопедический труд «Книга исцеле­ния», куда вошли важные для педагогической теории разде­лы: «Книга о душе», «Книга знания», «Книга указаний и на­ставлений». Его основной подход к воспитанию состоял в тре­бовании комплексного воздействия на развитие ребенка, в широком использовании арсенала различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Такое воспитание дол­жно было осуществляться не индивидуально, а совместно, чтобы дети учились друг у друга, могли соперничать между собой, лучше овладевая знаниями. При этом полагал он, необходимо выделять различные уровни обучения в зависи­мости от возможностей воспитуемых. Определяя содержание образования, Ибн Сина рекомендовал начинать с обучения детей устной и письменной речи, что является основой соб­ственно научного образования. Овладев необходимой суммой знаний, ученик может приступить к подготовке себя к буду­щей профессиональной деятельности.

Не один год своей жизни Ибн Сина посвятил преподава­тельской деятельности. Научные труды и практическая дея­тельность как врача и педагога создали ему известность не только на Востоке, но и на Западе. Вместе с тем при жизни он подвергался гонениям со стороны служителей ислама, поскольку многое в его взглядах противоречило религиоз­ным догмам. После его кончины в Багдаде по приказу хали­фа были сожжены почти все его сочинения, настолько опас­ными они представлялись исламу даже после смерти автора.

В числе известных мыслителей Востока, уделявших очень большое внимание проблемам воспитания, следует назвать Абу Хамида аль-Газали (1056/59—1111). В своем труде «Воскрешение наук о вере» он рассматривал проблему соотношения стремле­ния человека к богопознанию с развитием у него этических и эстетических установок. Только хорошо продуманное воспита­ние, по убеждению Газали, может придать душе ребенка нуж­ную форму. Поскольку основы детской души и характера зак­ладываются родителями, особое внимание он обращал на вос­питание в семье. Им был высказан ряд рекомендаций для родителей по воспитанию детей в домашних условиях.

Доводя до логического завершения предлагавшуюся им систему воздействия на ребенка, Газали разработал предпи­сания для учителя, который, принимая под свою опеку ре­бенка от родителей, обязан последовательно, не нарушая семейных традиций, развивать все хорошее, что уже было заложено в ребенке в семье. Нравственность усваивается деть­ми, считал он, двумя путями — в процессе подражания и самовоспитания. В реализации этих путей роль родителей и учителя чрезвычайно велика. С расширением круга знаний и формированием мышления у детей возрастает возможность самовоспитания, начинающегося с самонаблюдения и самопознания. Ребенок при этом крайне нуждается в мудром руководстве родителей и наставников.

Аверроэс, латинизированное имя андалузского ученого и мыслителя Ибн Рушда (1126—1198) из находившейся к тому времени под властью арабов Испании, стал широко известен с момента его появления на европейской культурной арене в качестве популяризатора наследия Аристотеля. Со­чинения Аверроэса основаны на рационализме, преклоне­нии перед силой разума. Его перу принадлежит, в частно­сти, труд «Система доказательств», принесший славу вос­точной педагогической мысли. В нем выдвигались принципы обучения — сознательность, научность, наглядность, кото­рые вошли в фонд педагогической мысли и Нового времени.

Занимая одновременно должности судьи и придворного врача в Андалузии и Марокко, Аверроэс создал семитом­ную медицинскую энциклопедию. В ней и в других работах им проводилась идея об интеллекте как некоей субстанции, присущей всем людям и воздействующей на них извне. Идеи Аверроэса были популярны в Европе вплоть до XVI в. В западноевропейской средневековой философии даже возник­ло особое направление — аверроизм, занимавшееся натура­листическим переосмыслением учения Аристотеля.

Развитие педагогической мысли Востока связано и с дея­тельностью иранского философа Насирэддина Туси (1202—1273), который создал свыше 150 трактатов, среди которых были и имеющие отношение непосредственно к педагогике: «Обуче­ние учащихся», «Книга мудрости», «Наставление обучающе­муся на пути учебы» и др. В этих трудах излагались его взгляды на содержание и организацию обучения и воспитания, на со­отношение умственного, эстетического и физического воспи­тания. Знание он рассматривал в качестве лекарства, которым пользуется человек, поэтому необходимо, прежде всего, четко представлять себе цель получения знаний к уметь избрать пра­вильный путь к их постижению. Педагогические мысли Туси дают пищу для размышления и сегодня, поскольку многие из них касаются подготовки учителя и его роли в учебно-воспита­тельном процессе.

Престиж умения передавать свои знания другим в средние века на Востоке был чрезвычайно высок по многим причи­нам, в том числе благодаря деятельности ученых-энциклопе­дистов. Будучи сами высокообразованными и высоконравствен­ными людьми, они выступали против образованных, но без­нравственных людей, против благочестивых невежд. Имеющие знания, но безнравственные в своем поведении люди дискре­дитируют саму науку, считали они, а благочестивые неучи способствуют распространению глупости. Но даже в несовер­шенном мире человек может быть счастливым, достигнув оп­ределенного уровня развития ума, который уже сам по себе должен способствовать нравственному совершенствованию че­ловека.

Огромную роль в передаче знаний и формировании нрав­ственных устоев молодежи ученые-энциклопедисты отводили учителю. Как писал Фараби, цель деятельности учителя — по­мочь найти учащемуся путь к достижению счастья. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеж­дать; не только владеть наукой, но и быть способным переда­вать знания и любовь к знаниям своим ученикам. Ученые-эн­циклопедисты мусульманского средневековья, которые, по словам Гегеля, превзошли в интеллектуальном отношении западный мир, разрабатывая свои концепции, обращались к различным источникам древности — европейской античнос­ти, источникам древних Индии и Китая и пр.

Педагогические идеи средневековых мыслителей Востока, их представления об образовании, нравственности, роли семьи и учителя в формировании ребенка, о соотношении видов воспитания вытекали из их философского мировоз­зрения. Их вклад в разработку концепции человека и в пони­мание его места на Земле неоценим. Разделяя гуманистичес­кий взгляд на природу человека, ученые-энциклопедисты Востока стремились к достижению общечеловеческого счас­тья. Значительная часть их идей вошла в фундамент, на кото­ром впоследствии выстраивались педагогические теории ев­ропейского Возрождения и Просвещения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

От зарождения воспитания в первобытном обществе

От зарождения воспитания в первобытном обществе... До конца XX в... Учебное пособие для педагогических учебных заведений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческий
Москва 2001 ББК 74.03(0) Авторский коллектив: академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин;

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
Обращение к проблеме происхож­дения воспитания обусловлено ло­гикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реал

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно­общинного строя
С развитием производящих форм хо­зяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от ис­пользования каменных орудий к производству орудий и оружия из

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
Появление воспитания и образова­ния как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древ­нейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление ко­торых принято относить к 5-му тыся

Школа и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на пр

Воспитание и школав Израильско-Иудейском царстве
В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было реша­ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений.

Воспитание и школа в Древнем Иране
Древний Иран - это страна, которую населял один самых загадочных народов Земли — арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом

Воспитание и школа в Древней Индии.
История Древней Индии условно Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский — до VI в. до н.э. и буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее з

Школьное дело и зарождение педагогической мыслив Древнем и средневековом Китае
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо­ху античности, греко-римской древ

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
На островах Эгейского моря, преж­де всего на Крите, и на материко­вой территории Греции в 3—2-м тысячелетиях до н.э. сложился осо­бый тип культуры, во многом схо­жий с древними восточными цивилизац

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Рим, по преданию, был основан в 752 году до н.э. В конце 6 века до н.э. здесь сложилась Римская республика, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н.э. Рим

Зарождение христианской традиции воспитания
В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния

Просвещение и педагогическая мысль в Византии
Византийская империя просуществовала с 395 по 1453г. Она сложилась при распаде Римской империи в ее восточ­ной части, охватывающей Балканский полуостров. Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.

Основные этапы развития культуры
Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизацию, можно выделить несколько этапов в развитии культуры и про­свещения Византии. Ранний этап связан с длительным процессом

Воспитание и образование в Византии.
Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе лежало т

Педагогическая мысль в Византии
В IV—V вв. в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинисти­чески образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следу­ет иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически п

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный укл

Влияние церковной культуры на развитие образования
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретик

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием са­моценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Констан

Реформация и ее влияние на образование и воспитание
На рубеже XV—XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ве­дущей идеологией эпохи. Но именно в этот п

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания
С конца 50-х гг. XVI в. в качестве про­тивостоящей лютеранству силы вы­ступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиоз­ное движение, но и противост

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни боль­шинства народов Ближнего и Сред­него В

Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока
В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — ма­тематика, астрономия, граммати­ка арабского языка. В подходах к науке яв

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира. В Колхиде школы открывались обычно при церквях или

Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI—IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочине­ниях Прокопия Ке

Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 вв.).
В 988 г в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Ви­зантийской империи. С этого времени насе

Воспитание и обучение в 14-16 вв.
В XIV—XVI вв. получают развитие воспитательно-образовательные тен­денции, которые наметились в предыдущую эпоху. В феодальных странах Западной Европы под дав­лением экономических факторов увеличива

Образование в Русском государстве в XVII в.
Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещен

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI—XIII вв., о более ранней эпохе достоверных све­дений нет. Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней

В XVII-XVIII вв.
XVII в., с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни средне­вековья, и поэтому по крайней м

Педагогические идеи В. Ратке
Одним из основоположников педа­гогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Рат­ке (1571 — 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихиус. Он родился

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века.
В XVII—XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Получаемое людьми образование должн

Движение за обновление школьного образования и методов обучения
Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения стало превращаться к началу XVII в. в тормоз, который ме­шал развитию естественнонаучных зн

Школьное бразованиев Англии 17-18 вв.
В обстановке завершавшейся эпохи первоначального накопления капи­тала сложившаяся к этому времени в Англии система школьного образования пришла в глубо­кое противоречие с новыми социокультурными ус

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
Д. Локк (1616—1704), английский философ, просветитель и государ­ственный деятель, был одним из ос­новоположников эмпирико-сенсу-алистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессии: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы всегда тесно связано с исто­рией, экономическим и социально-политическим развитием страны. Становление школьного образова­ния в северных, центральных и юж­ных

Просвещение в России в начале XVIII в.
Серьезные изменения в политичес­кой, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе,

Школьное дело при Петре I
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровског

Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ
Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739). Он внес огром

В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России
Василий Никитич Татищев (1686— 1750) автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического слова­ря «Лексикон Российский», был создателем и ряда интересных педагоги

Просвещение и школа после Петра I
Преемники Петра I — Екатерина! Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики сво­его великого предшественника. Петровские школы, за р

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40—60-х г. 18 века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ло­моносова (1711—1765) — ученого-энциклопедиста, художни­ка и п

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704—1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сфор­мировался как мыслитель и деятель

Педагогическая теория И. Г. Песталоцци
Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 в, оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) родился в семье юриста в северогерманском городке Ольденбурге, недалеко от Бремена. Получив хорошую общеобразо­вательную подготовку с домашним учителем,

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега
Фридрих Адольх Вильгельм Дистервег (1790-1866) родился в городке Зигене в Вестфалии в семье судебного служащего. Он учился сначала в обычной народной, а потом в ла­тинской школе, которые пра

Педагогические идеи Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье потомственного учителя и получил первоначальное об­разование под руководством отца. Поступив в обычную для того времени школу, где все обучение ст

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
В первые десятилетия XIX в. для За­падной Европы было характерно возрождение идей раннего утопи­ческого социализма, о чем речь ве­лась ранее. Наиболее яркими представителями этого направле

Развитие школы и становление школьной системы
Просвещение в России, столетия­ми развивавшееся в рамках религи­озного мировоззрения как оппози­ция к педагогике Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит в целом н

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
Общественный интерес к пробле­мам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления де­кабрьского восстания 1825 г., ког­да перед правительством встала не­обходимость формировать из подрастающ

К.Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России -и его последователи
В 60-е гг. XIX в. развернулась разно­сторонняя деятельность основопо­ложника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Кон­стантин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, детс

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Конец 19 века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отноше­ний, которая потребовала научного и технического перевоо­ружения производств

Основные представители реформаторской педагогики
На педагогическую теорию во второй половине 19 столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника позитивизма О. Конта (1798—1857), опыт и теоретическое з

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, — открытия «образц

Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования
Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пе­стротой не только по ведомствен­ной принадлежности, но и по сро­кам и содержанию обучения. Самы­ми

Педагогическая мысль в России в конце 19- начале 20 века.
В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, офици­альной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подхода­ми, бравшими

Межвоенный этап новой истории на Западе
Межвоенный этап новой истории на Западе трактуется обыч­но как период политических и экономических преобразований, когда усилилось внимание к проблемам воспитания подраста­ющего поколения в духе со

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). На съезде обнаружились существенные противоречия в подходах к решению пр

Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х годов.
Создание советской школы потре­бовало коренного пересмотра подходов к содержанию, и методам об­щего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для у

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 18 года.
Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, об­разования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности на­учно-педагогической секции ГУСа, созд

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа
Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. серьезно отразилась на дея­тельности отечественной школы. Ус­ловия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школ

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны
Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной ги­гиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководст

Послевоенный период.
В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особен­но сказалось то, что после окончания войны Европа оказа­лась разделенной на сферы влияния

Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания вто­рой мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал

Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогическои науке, которые ориен­тированы на поиск путей повышения эффективности обра­зования. Практически все эти направления базирую

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
В 40-х гг. XX в. в государствах Восточ­ной Европы оказались разрушенны­ми ранее сложившиеся системы об­разования, основывавшиеся на на­циональных традициях. Во время второй мировой войны Польша, Бо

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги