рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования

Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования - раздел Кулинария, От зарождения воспитания в первобытном обществе Основным Типом Школы В России К Началу Xx В., Как И Раньше, Была Начальная Шк...

Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пе­стротой не только по ведомствен­ной принадлежности, но и по сро­кам и содержанию обучения. Самы­ми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, под­ведомственные Министерству народного просвещения; одно-классные и двухклассные церковно-приходские школы Свя­щенного синода. Кроме того, но их было значительно мень­ше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Им­ператрицы Марии, казачьи и др.

Деятельность сельских школ определялась «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Мини­стерства народного просвещения» (1875). Срок обучения в одноклассных училищах по-прежнему составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, сла­вянская грамота, русский язык с чистописанием, арифме­тика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обуче­ния, дополнительно преподавались начатки истории, гео­графии, естествознания, церковное пение и черчение. При наличии средств «Инструкцией» допускалось введение в учеб­ный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородниче­ству, пчеловодству.

Важнейшим условием открытия этих училищ было обяза­тельство местных земств, сельских общин или других учре­дителей обеспечить их участком земли, помещением, выде­лять средства на содержание учителей, на приобретение учеб­ных пособий для учащихся. Министерство же выделяло на содержание этих училищ всего около одной трети общей сум­мы затрат, однако они подчинялись министерству, дирек­ции и инспекторам народных училищ.

В каждом одноклассном училище работали один учитель и один законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель, в некоторых вводились должности помощ­ников учителя. Ими, как правило, были выпускники двух­классных училищ, которых оставляли при школах для подго­товки к поступлению в учительскую семинарию.

Самым распространенным типом начальной школы в Рос­сии этого периода были по-прежнему церковно-приходская школа и школы грамоты, находившиеся в ведении Святей­шего синода. Они, как и министерские школы, были одноклассными и двухклассными, во-первых курс обучения про­должался 3 года, а во вторых — 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Последние открывались по инициати­ве приходских священников или других членов причта и ут­верждались главой епархии.

Как указывалось в «Положении о церковных школах ве­домства православного исповедания» (1902), главной зада­чей всех этих школ являлось «распространение в народе об­разования в духе православной веры и церкви», утвержде­ние христианской нравственности и сообщение детям необходимых полезных знаний.

В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах до­бавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени.

Несмотря на то, что церковно-приходские школы способ­ствовали повышению общей грамотности населения, уро­вень общеобразовательной подготовки учащихся в них, их материальная база значительно уступали министерским шко­лам. Все это привело в предреволюционные годы к сокраще­нию их численности.

Основным типом начальных учебных заведений в городах были городские училища, которые по «Положению о город­ских училищах» (1872) могли открываться не только прави­тельством, но и земствами, городскими обществами, сослов­ными учреждениями и частными лицами. Они находились в ведении попечителей учебных округов и осуществляли свою деятельность под руководством инспекторов народных учи­лищ. Целью городских училищ, как она определялась в «По­ложении», было обеспечение детям всех сословий начально­го умственного и религиозно-нравственного образования.

В 1912 г. в соответствии с «Положением о высших началь­ных училищах» все городские училища стали преобразовы­ваться в высшие начальные училища с четырехлетним сро­ком обучения. Для поступления в высшие начальные училища необходимо было окончить одногодичное начальное учи­лище Министерства просвещения или соответствующее ему другое начальное учебное заведение.

В учебные планы высших начальных училищ входили За­кон Божий, русский язык с элементами церковнославянс­кого, арифметика, начатки географии, истории, естество­ведения, рисование и черчение. В отличие от городских учи­лищ учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными. Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов по тем пред­метам, которые отсутствовали в учебных планах начальных училищ, но имелись в гимназиях: это, прежде всего, древние и современные иностранные языки.

Главным типом средней школы в России в конце XIX — начале XX в. была, как и раньше, классическая гимназия. Сохранялись также реальные училища, духовные семинарии, военные учебные заведения с общеобразовательным курсом, женские гимназии Министерства просвещения и ведомства Императрицы Марии, институты благородных девиц, епар­хиальные училища. Однако центральное место в системе сред­них учебных заведений по традиции занимали классические гимназии, выпускники которых пользовались преимуществен­ным правом при поступлении в университеты.

Целью традиционной гимназии было воспитание соци­альной элиты, людей, которые могли бы занимать должнос­ти в государственном аппарате. По-прежнему на изучение классических языков (латинского и древнегреческого) в гим­назиях отводилось до 65% учебного времени, Закона Божье­го и математики — чуть выше 10%, остальное учебное время распределялось между естествознанием, географией, исто­рией и рисованием.

Типом среднего учебного заведения, рассчитанного на детей средних городских слоев населения, были реальные училища. Их задача состояла в том, чтобы дать учащимся не только общее образование, но и определенную профессио­нальную ориентацию.

По уставу 1872 г. срок обучения в реальном училище со­ставлял шесть лет. Если имелись материальные возможнос­ти, разрешалось открывать VII класс. VII классы могли быть общими, которые готовили учащихся к поступлению в выс­шие специальные учебные заведения, и профессиональными с различными технологическими уклонами. При реальных училищах допускалось открытие и приготовительных классов за счет родителей, самоуправления или благотворителей.

В начале 900-х гг. была сделана попытка сблизить содержа­ние образования первых двух классов гимназий и реальных училищ, что могло бы дать возможность учащимся-реалис­там поступать в III класс классических гимназий. А новый учебный план 1906 г. предусматривал даже возможность их поступления в университеты при успешной сдаче экзамена по латинскому языку. Однако к 1913 г., в связи с усилением реакции, это положение было отменено.

Во всех классах общего отделения реальных училищ пре­подавались Закон Божий, русский язык, немецкий, фран­цузский или другой иностранный язык (со II класса), геогра­фия, история, математика, физика (начиная с V класса), ес­тествознание, рисование, черчение (только в III и IV классах), чистописание (в I классе) и законоведение (в VII классе).

В приготовительном классе изучались Закон Божий, рус­ский язык, математика, рисование и чистописание.

Специфическим типом средних учебных заведений в России в конце XIX — начале XX в. были кадетские корпуса, дворянс­кие учебные заведения для подготовки офицеров. Деятельность их осуществлялась на основании «Положения о кадетских кор­пусах» (1886). В этих учебных заведениях наряду с военно-про­фессиональной подготовкой давалось достаточно широкое об­щее образование. В учебный план здесь входили Закон Божий, русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начатки естественной ис­тории, физики, космографии, географии, истории, чистописа­ние, рисование, обязательные военные предметы: строевое обу­чение, гимнастика, фехтование, плавание, а также предметы эстетического цикла — музыка, пение, танцы.

Перегрузка содержания отдельных предметов отрицательно сказывалась на качестве знаний кадетов. Поэтому шло посте­пенное сокращение объема сведений по отдельным предме­там, и к 1915 г. был утвержден новый учебный план, кото­рый включал в качестве обязательных предметов Закон Бо­жий, русский язык и литературу, французский, немецкий (или английский) язык, начальные сведения по естествоз­нанию, физике, химии, космографии, географии, истории, законоведению, чистописание, рисование и черчение, а так­же предметы, которые выводились за основную сетку ча­сов, — строевое обучение, гимнастика, фехтование, плава­ние, музыка и пение, танцы.

В учебном плане женских гимназий все предметы делились на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, истории, физики, сведения по домо­водству и гигиене, чистописание, различные виды рукоде­лия, гимнастика. Вторые включали французский и немецкий язык, предметы эстетического цикла — рисование, музыку, пение, танцы. Сравнение учебных планов мужских и женских гимназий свидетельствует о том, что и по количеству предме­тов, и по программам всех общих дисциплин женское образо­вание было более ограниченным и поверхностным.

Характерной особенностью данного периода было разви­тие общественно-педагогического движения. Отражая инте­ресы различных политических сил, с середины 90-х гг. в нем выделились три основных направления: оппозиционно-либе­ральное, буржуазно-демократическое и социал-демократичес­кое. Каждое из них, отражая интересы определенного слоя российского населения, предлагало свою модель народного образования, однако социально-экономическое развитие об­щества выдвинуло такие проблемы, которые оказались близ­кими для всего педагогического движения, несмотря на раз­личия в политической ориентации разных его направлений.

Важнейшим вопросом, который, так или иначе, ставился в то время, являлся вопрос о необходимости введения всеоб­щего начального обучения. В поисках путей решения этой проблемы активно участвовали уездные и городские земства, которые изыскивали средства для развития школьной сети, разрабатывали местные проекты расширения всеобщего на­чального образования, создавали специальные комиссии для изучения состояния народного образования и выработки перспектив его развития, пропагандировали результаты сво­ей деятельности. Примером может служить педагогическая выставка, организованная в 1902 г. в г. Курске, на которой были представлены проекты различных земств относительно введения всеобщего начального образования.

Центральным вопросом, волновавшим всю педагогичес­кую общественность, был вопрос о том, какой должна быть начальная народная школа. Значительная часть деятелей зем­ского движения, отдельные представители Министерства народного просвещения активно выступали за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяю­щих давать детям первоначальную профессиональную под­готовку. Однако против профессионализации начальной шко­лы выступали как большинство ученых, так и наиболее про­грессивная часть учительства.

Так, говоря о значении общеобразовательной подготовки учащихся как основы будущего профессионального обучения, известный педагог Н.Ф. Бунаков полагал, что без необходимо­го общего образования молодежи любые профессиональные школы — технические, сельскохозяйственные, ремесленные — и прочие училища будут выпускать только плохих техников, ремесленников, земледельцев, способных лишь к работе по старинке, но не будут вести дело образования вперед, совер­шенствуя его в соответствии с требованиями времени.

В конце 90-х — начале 900-х гг. особенно актуальной стала проблема создания национальной школы. Передовая педаго­гическая общественность, поддерживая требования нацио­нальных окраин, выступала против русификаторской поли­тики царского правительства, за создание такой народной школы, в которой обучение на родном языке и в духе национальных традиций сочеталось бы с изучением русского языка и русской культуры.

Большое внимание участники общественно-педагогическо­го движения уделяли женскому образованию. Благодаря усили­ям передовых деятелей просвещения, демократической интел­лигенции, земств стала значительно расширяться сеть женских воскресных школ, увеличилось число женских гимназий, пе­ресматривались их учебные планы и программы, открывались женские средние специальные учебные заведения, остро встал вопрос о создании высших женских учебных заведений. Однако все это было следствием преимущественно общественной и частной инициативы, правительственные круги оставались при обсуждении этого вопроса на прежних позициях.

Наконец, еще одна проблема, которая очень остро встала на рубеже двух столетий и была предметом серьезных дискус­сий, — это материальное, юридическое и общественное поло­жение учителей. Между либералами и демократами существо­вали разногласия по вопросам профессионального объедине­ния учителей, руководства обществами взаимопомощи, полицейского надзора за политической благонадежностью учи­телей, что указывало на наличие политической дифференциа­ции среди участников общественно-педагогического движения, хотя в целом оно выступало как серьезный противовес госу­дарственной политике по отношению к учительству.

Таким образом, общественно-педагогическое движение, выдвинув злободневные вопросы развития народного обра­зования, способствовало привлечению внимания к ним об­щественных сил страны, развитию общественной и частной инициативы в области организации начального, среднего и высшего образования.

Различия в подходах к решению наиболее острых педаго­гических проблем отражали интересы разных социальных

кругов и особенно ярко проявились в процессе поиска путей создания так называемой трудовой школы. Широкое обсуж­дение проблем трудовой школы, богатый опыт воспитания и обучения в учреждениях, не входивших в систему Мини­стерства народного просвещения, не могли не отразиться на государственной политике в области образования, особенно в период подготовки его реформ. На этот факт обратил вни­мание, в частности, П.Ф. Каптерев, который писал, что пра­вительство открывало государственные школы, финансиро­вало и управляло ими, но педагогическую сторону обычно организовывало общество.

Попытки связать школу с жизнью, дать детям некоторые практические навыки активно предпринимались деятелями профессионально-технического образования. Не принижая роли общего образования в подготовке учащихся к трудовой деятельности, они разрабатывали свою систему взглядов на содержание, методы и формы общего и специального образо­вания, на сочетание общих и профессиональных знаний и практической выучки.

Одним из наиболее разработанных был проект члена Рус­ского технического общества Ивана Алексеевича Анопова (1844—1907). По его мнению, такой школой могла бы стать реальная общеобразовательная школа с 8-летним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы при­кладной математики (механики и основ строительного ис­кусства) и ручного труда, который не только позволяет раз­вивать у учащихся определенные умения и навыки, но и спо­собствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний на практике.

Школа, по мысли И.А. Анопова, должна обеспечивать до­ступ в высшие учебные заведения наиболее способным юно­шам, а остальным давать знания, необходимые для умелого руководства каким-либо делом на месте: ведение собственно­го сельского или городского хозяйства, промышленного пред­приятия, а также включаться в различные формы деятельно­сти на фабриках, заводах, железных дорогах и т.д. Учебный план такой школы, по проекту И.А. Анопова, должен был включать изучение иностранных языков, географии, истории, математики, естественной истории, физики, химии при со­кращении времени на изучение закона Божьего. Все предметы он разделял на научные, практические занятия в учебных мастерских и лабораториях, ручной труд (I, II и III классы) и искусства. Таким образом, сближая общеобразовательную и профессиональную школу, И.А. Анопов не упускал из виду взаимосвязь между теоретическими и практическими занятиями, дополняя теоретическое обучение практическими заня­тиями, проводимыми в учебных мастерских и школьных ла­бораториях. В учебный процесс он считал необходимым вклю­чать трудовую подготовку, которая является важным факто­ром профессиональной ориентации учащихся. Однако все это были частные инициативы, делавшие попытки реформиро­вать среднюю общеобразовательную школу «снизу».

Первые шаги реформирования средней общеобразователь­ной школы «сверху» были сделаны министром народного просвещения Николаем Павловичем Боголеповым (1846—1901), издавшим 8 июля 1899 г. циркуляр, в котором приводился перечень недостатков средней школы и объявлялось о созда­нии специальной комиссии по их устранению. Комиссия подходила к реформированию средней общеобразовательной школы, по признанию министра, постепенно и осторожно, так как учебное дело не терпит грубой ломки. Представлен­ный комиссией проект сохранял основы классической гим­назии и реального училища как основных типов средней школы. В нем указывалось на существование односторонней ориентации на умственное развитие учащихся и предлага­лось основательно проработать вопрос о физическом воспи­тании детей. Проблема специальной подготовки должна была решаться путем расширения сети профессиональных учеб­ных заведений в системе Министерства народного просве­щения, идея же введения уроков ручного труда в средние общеобразовательные школы поддержки не получила.

Следующий шаг в реформировании средней общеобразо­вательной школы был сделан Министерством народного просвещения под руководством Петра Семеновича Ванновс­кого (1822—1904), назначенного на пост министра 24 марта 1901 г. Комиссия под его руководством разработала проект «Основных положений устройства общеобразовательной сред­ней школы». По этому проекту намечалось создать единый тип среднего общеобразовательного учебного заведения с семилетним курсом обучения. С IV класса предполагалось ввести бифуркацию: в одном отделении должен был изу­чаться латинский язык, в другом — дополнительный курс естествознания и графического искусства. Ручной труд наря­ду с гимнастикой и военными упражнениями, как необяза­тельный предмет, включался в программу всех классов, кро­ме последнего (в первых трех классах по 4 часа в неделю, в остальных — по 2 часа).

Попытки П.С. Ванновского, затрагивавшие самые назрев­шие вопросы реформирования школы, вызвали негативную реакцию защитников классической системы образования.

Николай II, ознакомившись с проектом, высказал свое неудовольствие по поводу несвоевременной ломки школы, что представлялось ему крайне опасным и вредным. После от­ставки П.С. Ванновского все изменения, которые были им внесены в среднюю общеобразовательную школу (отмена преподавания латинского языка в первых двух классах, а гре­ческого в III и IV классах гимназии, усиление преподавания русского языка и географии, введение в программу I класса русской истории, отмена переводных экзаменов из класса в класс), были постепенно устранены.

Первая мировая война побудила общественные силы уси­лить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку взгляда на общеобразовательную подготовку молодежи. В этот период на пост министра про­свещения был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870—1945), авторитетный и трезвомыслящий обществен­ный деятель и политик. Первые его шаги на этом посту были направлены на смягчение противоречий между стремлением общественности к коренным реформам в области образова­ния и политикой правительственных верхов, которые пыта­лись сохранить все по-старому. При министерстве были созданы различные комитеты и комиссии, такие как комиссия по реформе начальной школы (с участием городов и земств), комитет по средней школе (совместно с членами правитель­ства и Государственной думы), комитет по профессиональ­ной подготовке и т.д. В этих комиссиях и комитетах рассмат­ривались предложения и записки от отдельных учебных за­ведений, ученых и частных лиц, желавших участвовать в преобразовании школы. В частности, в 1915 г. Для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях», подготовленный под руководством самого П.Н. Игнатьева.

Данный проект реформы средней общеобразовательной школы предполагал внесение значительных изменений в ее задачи и структуру. Школа должна была давать общее обра­зование, а не ставить целью просто подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Ученики, окон­чившие среднюю школу, должны были получить возмож­ность продолжать обучение или в высших учебных заведени­ях или включаться непосредственно в практическую деятель­ность. В связи с этим по-новому ставился вопрос о содержании и построении обучения в средней школе, а также о специа­лизации в ее старших классах. Выдвинутые перед средней школой задачи могли быть решены только путем широкого внедрения идей трудового начала во все стороны ее учебно-воспитательной деятельности.

Проект «Положения о гимназиях» предусматривал пред­варительный начальный курс обучения и семилетний курс единой средней школы. Последняя делилась на две ступени — первая с трехлетним сроком обучения и единым для всех уча­щихся учебным планом: Закон Божий, русский язык, мате­матика, история, география, естествознание с практически­ми занятиями, рисование, пение, физические упражнения (гимнастика и ручной труд — 9 часов); вторая с четырехлет­ним сроком обучения, которая делилась на четыре направле­ния: гуманитарно-классическое, новогуманитарное, реальное с преобладанием естественных наук, реальное с преоблада­нием математических наук. Для юношей и девушек предус­матривался равноценный гимназический курс. Проект позво­лял устанавливать преемственные связи между гимназиями и высшими начальными училищами, выпускники которых могли без экзамена поступать в старшие классы гимназии.

Пытаясь решить вопрос о месте каждого предмета в учеб­ном плане средней общеобразовательной школы, авторы про­екта разделяли их на воспитательные и образовательные. К воспитательным были отнесены рисование, пение, ознаком­ление с памятниками искусства, гимнастика, ручной труд и практические занятия по естествознанию, химии и физике. Все остальные предметы относились к образовательным. В об­щем, можно сказать, что авторы проекта реформы сделали некоторую попытку связать общеобразовательную подготовку учащихся с подготовкой к практической деятельности.

Особое внимание в проекте реформы средней школы уде­лялось использованию таких методов обучения, как иллюстра­тивный, демонстрационный, опытный, которые позволяли бы развивать у учащихся активность, инициативу, сознательную самодеятельность и творчество. Так, в объяснительной записке к программе по грамматике подчеркивалось, что метод обуче­ния должен способствовать сознательному усвоению учащи­мися учебного материала, а не просто тренировать память. Для лучшего закрепления теоретического материала предлагалось использовать различные формы практических работ. Например, полученные знания по иностранному языку могли закреплять­ся в работе над театральными постановками: учащихся следо­вало знакомить с названиями костюмов, декораций, сцени­ческими терминами, учить рисовать и писать афиши, оформ­лять пригласительные билеты на изучаемом иностранном языке. По географии рекомендовалось составлять диаграммы, графи­ки и картограммы, используя теоретический материал курса.

Практические занятия в общей системе образовательных дисциплин должны были позволить ученикам наблюдать изучаемые явления, способствовать сознательному и более глубо­кому усвоению материала, соединяя наглядный и эксперимен­тальный методы с упражнениями в приобретении трудовых умений. Практические занятия, по мнению авторов проекта, дисциплинируют устойчивость и точность мысли, способству­ют выработке приемов аккуратной работы, упражняют органы чувств, помогают развитию наблюдательности, живого инте­реса к реальному миру и его явлениям, способствуют приобре­тению элементарных знаний и навыков технического характе­ра. Такое понимание значения практических занятий получило отражение в объяснительных записках к программам по всем предметам естественнонаучного цикла, где было точно опре­делено количество часов на практические занятия в зависимо­сти от направления обучения.

В проекте реформы была сделана попытка воплотить в жизнь требования демократически настроенного учительства и ученых-педагогов о введении ручного труда в школу как отдельного предмета. Специально созданной комиссией был подготовлен документ «О преподавании ручного труда в сред­ней школе», в котором получили отражение теоретические разработки и практический опыт, накопленный отечествен­ными и зарубежными педагогами.

Формулируя задачи нового учебного предмета, авторы под­черкивали, что педагогический ручной труд должен стать средством воспитания и образования школьника, а не гото­вить учеников общеобразовательной школы к тому или ино­му ремеслу как профессии, обеспечивающей им заработок. В связи с этим предлагалось изучать не одно какое-то ремес­ло, а основные элементы из разных ремесел, научить уча­щихся пользоваться разнообразными инструментами, выпол­нять не отдельные операции, а изготавливать целые предме­ты, в основном утилитарного назначения. Таким образом, введение ручного труда как учебного предмета в среднюю общеобразовательную школу должно было, по мнению ре­форматоров, стимулировать развитие межпредметных связей, что могло бы способствовать более глубокому освоению уча­щимися различных школьных предметов, воспитывало бы их самостоятельность, инициативу, творчество, содейство­вало бы нравственному, умственному, физическому, эсте­тическому воспитанию подрастающего поколения.

Недовольство чиновничьих кругов политикой либерального министра привело к тому, что дальнейшего развития реформа школы не получила. Однако поиски решения острых педагоги­ческих проблем продолжались и находили отражение в развитии частной и общественной инициативы по созданию школ нового типа, которые могли бы обеспечить развивающуюся промыш­ленность кадрами руководителей производства и достаточно све­дущими в нем рабочими. Именно поэтому усилилось открытие частных школ, хорошо оснащенных и обеспеченных высококва­лифицированными педагогическими кадрами. Примерами тако­го типа учебных заведений могут служить общеобразовательная школа князя В.Н. Тенишева (Тенишевское училище) в Петер­бурге, гимназия П.Г. Шелапутина в Москве и др.

В соответствии с «Положением» 1896 г. получил распрос­транение новый вид средней школы — коммерческие учи­лища. Эти школы были подчинены отраслевым министер­ствам, что позволяло организовывать учебно-воспитательный процесс в них на новых принципах, привлекать к работе наиболее прогрессивную, творческую часть учителей.

Интересен опыт создания школ по образцу зарубежных, так называемых «новых школ», в которых учебно-воспита­тельный процесс строился на принципах совместного обу­чения, трудового воспитания, ученического самоуправления и т.д.: школа Е.С. Левицкой в Царском Селе (1900), гимна­зия О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910), гимна­зия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и др.

В начале XX в. по инициативе интеллигенции в городах, пригородных поселках и даже в сельской местности стали орга­низовываться «вольные» школы, в которых к управлению внут­ренней жизнью привлекались учащиеся и их родители. В них организовывались различные клубы, кружки для учащихся, вводилось самоуправление (мужская гимназия С.А. Столбцова, женские гимназии Ю.С. Ивановой и М.Д. Могилянской, мужская гимназия Л.Д. Лентовской, гимназия М.Н. Стоюниной и др.). В Москве были созданы школы с совместным обу­чением, среди которых большой популярностью пользовались гимназии Е.А. Кирпичниковой и Е.А. Репман, «новая школа» М.Х. Свентицкой, детское училище Е.П. Залесской.

Характерной особенностью периода было появление сель­ских гимназий, расположенность которых в сельской мест­ности, близость к природе, посильное включение учащихся в труд позволяли совершенно по-новому подойти к реше­нию задач трудового, эстетического, физического воспита­ния, увязывать обучение с сельскохозяйственным трудом. Такие школы открывались в Самарской и Рязанской губер­ниях и особенно в Подмосковье (в подмосковных поселках Красково-Малаховке, Останкине, Ростокине, Лосиноостров­ском, в селах Озеры, Всехсвятское, Бронницы, Щелково).

Учеными-педагогами и представителями демократически настроенной интеллигенции предпринимались попытки обосновать теоретически и реализовать на практике организацию образовательно-воспитательных учреждений, отличавшихся от традиционных школ не только содержанием образования, но и организацией учебно-воспитательного процесса. Идеи раз­вития творческих сил и способностей ребенка, его активнос­ти и самодеятельности, уважения к детской личности, разви­вающей роли труда были положены в основу созданного сто­ронниками «свободного воспитания» «Дома свободного ребенка». Организатором этого воспитательного учреждения был К.Н. Вентцель, полагавший, что воспитание и образова­ние детей в школах должно осуществляться в процессе вклю­чения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производи­тельным творческим трудом.

В этот же период С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко начинают уникальный опыт создания образовательно-воспитательного учреждения для детей беднейшего населения Марьиной рощи в Москве с использованием самодеятельности и самоуправ­ления детей, их заинтересованности и инициативы в органи­зации всей внутренней жизни этого учреждения, применени­ем труда как стимула для создания детского сообщества.

Еще в 1905 г. С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко организовали загородную летнюю колонию для приютских детей, в 1906 г. в Москве ими было создано общество «Сетлемент» (от англ. — поселение), которому удалось развернуть разнообразную ра­боту: начала создаваться система детских учреждений, вклю­чающая детский сад, начальную школу, детский клуб, раз­личные мастерские, в которых уже работающие дети обуча­лись различным ремеслам и одновременно получали общеобразовательную подготовку. В 1909 г. вместо закрытого властями «Сетлемента» было открыто другое общество — «Дет­ский труд и отдых», а в летнее время работала детская коло­ния «Бодрая жизнь». Во всех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейший эксперимент по со­зданию детского сообщества в процессе совместного произ­водительного труда. Большое внимание уделялось эстетичес­кому и нравственному воспитанию детей.

Появление новых типов школ в конце XIX — начале XX в. указывало на то, что различные слои российского общества ста­ли активно участвовать в практическом реформировании шко­лы, проявляя плюрализм педагогических подходов к решению задач образования и воспитания подрастающего поколения. Од­нако, несмотря на различие подходов при организации новых школ, можно выделить то общее, что их объединяло.

Прежде всего, следует отметить значительные изменения в содержании образования. В учебные планы этих школ включались в более широком объеме естествознание, предметы художественного цикла, гимнастика, ручной труд, много внимания уделялось факультативным занятиям, организации кружков и клубов по интересам. Одновременно шел поиск рациональных форм организации учебных занятий, разраба­тывались и внедрялись новые методы преподавания (лабора­торный, исследовательский, экскурсионный и т.д.). Все это позволяло активизировать учебный процесс, вызывая у школьников интерес к знаниям, развивая у них навыки са­мостоятельной работы.

Использование «трудового принципа» и «трудовых актив­ных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отра­жались на страницах печати, рассматривались в работе учи­тельских съездов. Примечателен в этом отношении съезд, созванный по инициативе Петербургского общества грамот­ности и проходивший с 22 декабря 1913 г. по 3 января 1914 г., который внес значительный вклад в поиски рациональных форм использования труда в школе. Участники съезда под­вергли резкой критике старую школу за схоластичность обу­чения, отрыв от жизни, за «книжность и словесность» и про­тивопоставили ей «трудовую школу», которая, по их мне­нию, способна преодолеть многие отрицательные стороны старой школы, способствовать демократизации всей школь­ной системы. В частности, значительное место в работе съез­да заняло обсуждение вопросов о целях и задачах «трудовой школы». Выступавшие доказывали необходимость введения в общеобразовательную школу «трудового начала» как важно­го средства развития личности в целом.

На съезде разгорелась острая борьба по вопросу о началь­ной школе. Большинство участников съезда высказались про­тив всяких попыток профессионализации народной школы, подчеркивая, что главное в школе — это приучение учащихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружаю­щей жизни. Однако, приближаясь к жизни, школа не должна останавливаться только на знакомстве с местными условиями, не должна замыкать крестьян в их узкой деятельности. Наибо­лее передовые ученые и учителя считали, что научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближения школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспита­тельный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окру­жающей жизни и природы, на непосредственный опыт и на­блюдения детей. Для этого предлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, основанное на самостоятельных наблюдениях и опытах детей, самостоятельное чтение и бесе­ды, письменные работы творческого характера — сочинения, дневники, журналы и т.д., не сокращая при этом и без того малый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, а широко понимая «трудовой принцип» как способ организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить соединение препода­вания с самостоятельностью детей, их опытом и трудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работой рук.

В конце XIX — начале XX в. в общественном движении в России начинает принимать активное участие социал-демок­ратия, заявляя о том, что она выражает интересы рабочего класса и демократически настроенной интеллигенции. Выд­вигая свою политическую программу, социал-демократы касались и проблем народного образования.

В развитии и распространении социал-демократических взглядов на народное образование в России видную роль сыграл Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918). В своих работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «Еще раз социализм и политическая борьба» он затрагивал и вопросы просвещения, народного образования, школы. Резко критикуя политику царского правительства в области образования народа, Г.В. Плеханов полагал, что и либеральная буржуазия, поднявшая голос за реформы в об­ласти просвещения и образования, преследовала свои клас­совые интересы и только социал-демократы готовы после­довательно бороться за просвещение народа, решая задачи развития самосознания рабочих, способных выступить про­тив экономического и социального угнетения.

В 1887 г. Г.В. Плеханов разработал проект Программы рус­ских социал-демократов, в котором были сформулированы и основные положения по народному образованию: оно мыс­лилось как бесплатное, всеобщее, светское, с обязательной материальной поддержкой детей из необеспеченных семей, снабжением их бесплатным питанием, одеждой и учебными пособиями. При этом Г.В. Плеханов выступал против только элементарного образования народа, подчеркивая, что оно дает определенное преимущество перед полной безграмот­ностью, но все же не позволяет широким массам осознать свою роль в общественной жизни страны. Поэтому только полноценное образование на всех его уровнях будет способ­ствовать росту самосознания народа, формировать его стрем­ления к изменению существующего положения.

В 1893 г. во главе петербургских социал-демократов встал Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924), который к середине 900-х гг. опуб­ликовал такие работы, как «Что та­кое "друзья народа" и как они вою­ют против социал-демократов» (1894), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894-1895), «Развитие капитализма в России» (1896—1899), «Что делать?» (1901—1902). В них были изложены программа, страте­гия и тактика собственно марксис­тской партии, стремившейся возглавил рабочее движение в России. В этой политической программе были отражены и требования социал-демократии в области народ­ного образования, реализация которых, по мысли В.И. Лени­на, была необходимым условием будущей пролетарской ре­волюции, важным средством политического просвещения на­родных масс и мобилизации их на борьбу против царского самодержавия. Рассматривая вопросы организации народного образования, В.И. Ленин указывал на взаимосвязь между экономикой, политикой и просвещением, говорил о классовом характере школы, воспитания и образования в классовом об­ществе.

II съезд РСДРП (1903) официально принял партийную программу, в которой указывалось на необходимость, после свержения самодержавия, проведения таких демократичес­ких преобразований, как предоставление всем права полу­чать образование на родном языке, отделение церкви от государства и школы от церкви, обязательное бесплатное об­щее и профессиональное образование для детей обоего пола до 16 лет, оказание материальной помощи неимущим и ма­лоимущим семьям. В программе РСДРП содержались требо­вания запретить использовать на предприятиях детский труд (до 16 лет), сократить для подростков 16—18 лет рабочий день до 6 часов, открыть при заводах и фабриках, где основ­ную массу составляют женщины, детские ясли и сады, со­здать услоьия по охране материнства и младенчества.

Стремясь к союзу рабочих всех национальностей, В.И. Ле­нин акцентировал внимание социал-демократов и на про­блемах национальной школы. Однако он критиковал идею так называемой культурно-национальной автономии, полагая, что изъятие из ведения го­сударства школьного дела и пере­дача его нациям могли бы привес­ти к разрыву экономики и идео­логии, не к единению всех наций, а к распространению клерикализ­ма и шовинизма и тем самым к расколу единого пролетарского движения.

В июне 1917 г. вышли в свет «Ма­териалы по пересмотру партийной программы», в которых была бо­лее четко изложена позиция боль­шевиков по вопросам школьной политики. Были сформулированы требования полной светскости об­разования, бесплатного и обяза­тельного общего и политехнического образования для де­тей обоего пола до 16 лет, передача дела народного образо­вания местным органам самоуправления, которые должны разрабатывать школьные программы и подбирать учителей при участии населения.

Пропагандистом идей социал-демократов, а затем и боль­шевиков в области организации народного образования была Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Опираясь на результаты своего изучения зарубежной литературы и школьной практики, обобщение информации о положении народного образования в России, Н.К. Крупская полагала, что целью школы, которая является важным социальным институтом, до сих пор является подготовка подрастающе­го поколения к жизни в классовом обществе. Она обращала внимание общественности на новые подходы социал-демок­ратов, а потом и большевиков к организации народного образования: отделение школы от церкви, обучение, по крайней мере, начальное, на родном языке, в школе не дол­жно быть полицейского надзора, учителя должны иметь воз­можность создавать свои профессиональные союзы, иметь свою печать и право на организацию и проведение съездов, руководить школой должны демократические органы мест­ного самоуправления.

В общем, можно утверждать, что все это в целом не было собственно педагогической концепцией, а только отража­ло попытки революционного крыла социал-демократии сде­лать народное образование одним из средств в своей поли­тической борьбе за власть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

От зарождения воспитания в первобытном обществе

От зарождения воспитания в первобытном обществе... До конца XX в... Учебное пособие для педагогических учебных заведений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческий
Москва 2001 ББК 74.03(0) Авторский коллектив: академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин;

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества
Обращение к проблеме происхож­дения воспитания обусловлено ло­гикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весь­ма отдаленных исторических реал

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно­общинного строя
С развитием производящих форм хо­зяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от ис­пользования каменных орудий к производству орудий и оружия из

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций
Появление воспитания и образова­ния как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древ­нейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление ко­торых принято относить к 5-му тыся

Школа и воспитание в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на пр

Воспитание и школав Израильско-Иудейском царстве
В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа единобожия было реша­ющим фактором в развитии куль­туры, что было связано с возникновением новых нравствен­ных представлений.

Воспитание и школа в Древнем Иране
Древний Иран - это страна, которую населял один самых загадочных народов Земли — арийцы. Ин­дусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некото­рые славянские народности находятся в историческом

Воспитание и школа в Древней Индии.
История Древней Индии условно Древней Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский — до VI в. до н.э. и буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культу­ры состояла в ее з

Школьное дело и зарождение педагогической мыслив Древнем и средневековом Китае
В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире
Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо­ху античности, греко-римской древ

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции
На островах Эгейского моря, преж­де всего на Крите, и на материко­вой территории Греции в 3—2-м тысячелетиях до н.э. сложился осо­бый тип культуры, во многом схо­жий с древними восточными цивилизац

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Рим, по преданию, был основан в 752 году до н.э. В конце 6 века до н.э. здесь сложилась Римская республика, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н.э. Рим

Зарождение христианской традиции воспитания
В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния

Просвещение и педагогическая мысль в Византии
Византийская империя просуществовала с 395 по 1453г. Она сложилась при распаде Римской империи в ее восточ­ной части, охватывающей Балканский полуостров. Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье.

Основные этапы развития культуры
Ориентируясь на принятую в современном византиноведении периодизацию, можно выделить несколько этапов в развитии культуры и про­свещения Византии. Ранний этап связан с длительным процессом

Воспитание и образование в Византии.
Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе лежало т

Педагогическая мысль в Византии
В IV—V вв. в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинисти­чески образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В развитии мировой культуры Византия сыграла роль моста, соединившего античную образованность со средневековой культурой. Следу­ет иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя фактически п

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный укл

Влияние церковной культуры на развитие образования
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры, которая использовала его как для проповедования церковной догматики, так и для борьбы с еретик

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV—XVI), человечество обязано признанием са­моценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Констан

Реформация и ее влияние на образование и воспитание
На рубеже XV—XVI вв. гуманизм уже не только в Италии, но и на всей территории от Англии и Нидерландов до Швейцарии и стран Пиренейского полуострова был ве­дущей идеологией эпохи. Но именно в этот п

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания
С конца 50-х гг. XVI в. в качестве про­тивостоящей лютеранству силы вы­ступила Контрреформация, которая была не только католической реак­цией на реформаторское религиоз­ное движение, но и противост

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
Если в развитии Европы в эпоху средних веков самым характерным явлением было распространение и господство христианской религии и ее идеологии, то в жизни боль­шинства народов Ближнего и Сред­него В

Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока
В ходе формирования мусульманской теологии складывались различные ее школы, в рамках которых развивались научные знания — ма­тематика, астрономия, граммати­ка арабского языка. В подходах к науке яв

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока эпоху средневековья
Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира под­вергли глубокому изучению духовное нас

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Существовавшие в начале средних веков школы на территории Западной Грузии (Колхиды) и Армении во многом напоминали школы античного мира. В Колхиде школы открывались обычно при церквях или

Воспитание и обучение у древних славян.
Письменные свидетельства южных соседей, а также данные археологии помогают восстановить картину характерного для VI—IX вв. родоплеменного общества у восточных славян. Так, в сочине­ниях Прокопия Ке

Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 вв.).
В 988 г в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Ви­зантийской империи. С этого времени насе

Воспитание и обучение в 14-16 вв.
В XIV—XVI вв. получают развитие воспитательно-образовательные тен­денции, которые наметились в предыдущую эпоху. В феодальных странах Западной Европы под дав­лением экономических факторов увеличива

Образование в Русском государстве в XVII в.
Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещен

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI—XIII вв., о более ранней эпохе достоверных све­дений нет. Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней

В XVII-XVIII вв.
XVII в., с которого традиционно начинают отсчет Нового времени, в значительной мере сохранил многие социально-экономические устои и особенности духовной жизни средне­вековья, и поэтому по крайней м

Педагогические идеи В. Ратке
Одним из основоположников педа­гогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Рат­ке (1571 — 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихиус. Он родился

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу 18 века.
В XVII—XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Получаемое людьми образование должн

Движение за обновление школьного образования и методов обучения
Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения стало превращаться к началу XVII в. в тормоз, который ме­шал развитию естественнонаучных зн

Школьное бразованиев Англии 17-18 вв.
В обстановке завершавшейся эпохи первоначального накопления капи­тала сложившаяся к этому времени в Англии система школьного образования пришла в глубо­кое противоречие с новыми социокультурными ус

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
Д. Локк (1616—1704), английский философ, просветитель и государ­ственный деятель, был одним из ос­новоположников эмпирико-сенсу-алистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессии: был учеником нотариуса, а потом — гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения
Развитие педагогической мысли и школы всегда тесно связано с исто­рией, экономическим и социально-политическим развитием страны. Становление школьного образова­ния в северных, центральных и юж­ных

Просвещение в России в начале XVIII в.
Серьезные изменения в политичес­кой, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе,

Школьное дело при Петре I
Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Однако под влиянием этих проектов единый тип обра­зования, характерный для допетровског

Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ
Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий (1669—1739). Он внес огром

В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России
Василий Никитич Татищев (1686— 1750) автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического слова­ря «Лексикон Российский», был создателем и ряда интересных педагоги

Просвещение и школа после Петра I
Преемники Петра I — Екатерина! Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики сво­его великого предшественника. Петровские школы, за р

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40—60-х г. 18 века неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ло­моносова (1711—1765) — ученого-энциклопедиста, художни­ка и п

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704—1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сфор­мировался как мыслитель и деятель

Педагогическая теория И. Г. Песталоцци
Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 в, оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта
Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) родился в семье юриста в северогерманском городке Ольденбурге, недалеко от Бремена. Получив хорошую общеобразо­вательную подготовку с домашним учителем,

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф. А. В. Дистервега
Фридрих Адольх Вильгельм Дистервег (1790-1866) родился в городке Зигене в Вестфалии в семье судебного служащего. Он учился сначала в обычной народной, а потом в ла­тинской школе, которые пра

Педагогические идеи Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье потомственного учителя и получил первоначальное об­разование под руководством отца. Поступив в обычную для того времени школу, где все обучение ст

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
В первые десятилетия XIX в. для За­падной Европы было характерно возрождение идей раннего утопи­ческого социализма, о чем речь ве­лась ранее. Наиболее яркими представителями этого направле

Развитие школы и становление школьной системы
Просвещение в России, столетия­ми развивавшееся в рамках религи­озного мировоззрения как оппози­ция к педагогике Западной Европы, по крайней мере до эпохи Петра I, к началу XIX в. выходит в целом н

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
Общественный интерес к пробле­мам воспитания усилился в эпоху Николая I после подавления де­кабрьского восстания 1825 г., ког­да перед правительством встала не­обходимость формировать из подрастающ

К.Д. Ушинский - крупнейший педагог XIX в. в России -и его последователи
В 60-е гг. XIX в. развернулась разно­сторонняя деятельность основопо­ложника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Кон­стантин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Туле, детс

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Конец 19 века отмечен вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отноше­ний, которая потребовала научного и технического перевоо­ружения производств

Основные представители реформаторской педагогики
На педагогическую теорию во второй половине 19 столетия сильное влияние оказала философия позитивизма. По определению основоположника позитивизма О. Конта (1798—1857), опыт и теоретическое з

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики
Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жизни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой интегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, — открытия «образц

Педагогическая мысль в России в конце 19- начале 20 века.
В русской педагогике конца 19 начале 20 века отражались противоречия между традиционной, офици­альной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подхода­ми, бравшими

Межвоенный этап новой истории на Западе
Межвоенный этап новой истории на Западе трактуется обыч­но как период политических и экономических преобразований, когда усилилось внимание к проблемам воспитания подраста­ющего поколения в духе со

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
В апреле 1917 г. состоялся Всероссийский учительский съезд, в ходе которого был создан Всероссийский учительский союз (ВУС). На съезде обнаружились существенные противоречия в подходах к решению пр

Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х годов.
Создание советской школы потре­бовало коренного пересмотра подходов к содержанию, и методам об­щего образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для у

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 18 года.
Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, об­разования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности на­учно-педагогической секции ГУСа, созд

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа
Великая Отечественная война 1941— 1945 гг. серьезно отразилась на дея­тельности отечественной школы. Ус­ловия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школ

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны
Научная разработка различных аспектов педагогики, истории педагогики, психологии, школьной ги­гиены, методов обучения в общеобразовательной школе продолжалась в прежнем направлении. Общее руководст

Послевоенный период.
В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особен­но сказалось то, что после окончания войны Европа оказа­лась разделенной на сферы влияния

Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Усиление государственного влияния на школу характерно для всех западноевропейских стран. В Великобритании еще до окончания вто­рой мировой войны был принят акт Батлера. Этот закон демократизировал

Педагогическая наука в странах Запада
Во второй половине XX в. на Западе возник ряд направлений в педагогическои науке, которые ориен­тированы на поиск путей повышения эффективности обра­зования. Практически все эти направления базирую

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
В 40-х гг. XX в. в государствах Восточ­ной Европы оказались разрушенны­ми ранее сложившиеся системы об­разования, основывавшиеся на на­циональных традициях. Во время второй мировой войны Польша, Бо

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.
Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы. Большое внимание в послевоенный период уд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги