Надо понимать движения детского сердца - раздел Кулинария, Т. В. Мишаткина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Нет В Мире Более Гуманных Профессий, Чем Профессии Врача И Пе...
Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога. До последней минуты борется врач за жизнь человека, никогда он не даст почувствовать больному, что его состояние плохое, даже безнадежное. Это азбучная истина врачебной этики. Мы, учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах нашу педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя. Это целая область нашего педагогического труда, область почти не исследованная и во многих школах забытая, хотя о чуткости, гуманности, заботливости общих разговоров немало.
… Слова о чуткости часто лишь провозглашаются и, не реализуясь на практике, превращаются в демагогию, болтовню. Можно ли говорить о чуткости, когда совершенно нормальный, здоровый ребенок из-за неуспеваемости по одному предмету остается на второй год? Можно ли говорить о чуткости в противоположном случае, когда, махнув на все рукой, учитель «натягивает» ребенку тройку, лишь бы не оставить на второй год? И в том и в другом случае - полное равнодушие к судьбе ребенка. И причина такого равнодушия- в незнании ребенка, в отсутствии прочного .психологического фундамента работы педагогического коллектива. Для многих учителей неуспевающий, отстающий ребенок - это тайна за семью печатями. Без знания души ребенка, особенностей его мышления, восприятия окружающего мира слова о
чуткости остаются пустым звуком; без знания души ребенка нет педагогической культуры...
Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом; а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанным колесиком страдает от боли так же, как израненный птинец, - это отзывчивость, основа доброты и поэтичности.
У ребенка бывают свои - маленькие, и большие - тревоги, огорчения, заботы, несчастья. Учитель, обладающий высокой эмоциональной культурой, сразу видит, что у ребенка что-то не в порядке. Это видно прежде всего по глазам... Заметив, что, у ребенка не все благополучно, чуткий учитель не станет сразу же расспрашивать. Но он найдет, способ как-то дать-понять, почувствовать ребенку, что он, учитель, догадываемся о его сердечной тревоге... А наедине можно и расспросить. Но если педагог убедился, что ребенок нуждается в помощи, остаться в стороне или забыть о ребенке,- значит нанести ему новую травму.
Бывает, что у, ребенка какая-нибудь пустяковая,- с точки зрения взрослого, обида; например, кто-то спрятал его, игрушку... Но нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла. Учитель-гуманист никогда не забывает, что он сам был ребенком. Надо войти в положение ребенка, разделить с ним его горе, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь — это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает ребенка...
...До тех пор, пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, пока в его глазах не пробудился, неподдельный восторг, пока мальчик не увлекся детскими шалостями, — я не имею права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком... Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. Я уже не раз замечал, какие тяжелые переживания рождаются в детском сердце, когда ребенок чем-то встревожен, огорчён, а воспитатель не знает об этом! Сумею ли я знать, чем живет ребенок каждый день, что у него на душе? Буду ли я всегдасправедлив с детьми?
Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание представлялось мне как все более глубокое познание каждого ребенка.
Чем ближе я знакомился с будущими воспитанниками,тем больше убеждался, что одной из важных задач, которые стоят передо мной, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его.
...Жизнь утвердила убеждение в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца.
Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать нежное детское сердце от зла.
В годы детства каждый, человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, сердечности, заботы, мы, воспитатели, должны быть особенно внимательны к нему.
Встречая детей, я каждый день, всматривался в их лица. Печальные глаза у ребенка – что может быть более трудное в сложном процессе воспитания. Если в детском сердце горе, ребенок только присутствует в классе. Он – как туго натянутая струна: притронешься неосторожно – причинишь боль. Каждый ребенок переживает горе по-своему: одного приласкаешь — и ему станет легче, другому ласковое слово причиняет новую боль. Педагогическое мастерство в таких случаях заключается прежде всего в человеческой мудрости: умей щадить больное сердце, не причиняй воспитаннику нового горя, не прйкасайся к ранам его души. Потрясенный горем, охваченный смятением ученик, конечно, не может учиться так, как он учился раньше; горе накладывает отпечаток на его мышление. Самое главное для учителя — это прежде всего видеть детское горе, печаль, страдания. Видеть и чувствовать детскую душу. В том, как учитель относится к горю ребенка, насколько способен он понимать и чувствовать детскую душу и заключается основа педагогического мастерства.
Надо прежде всего понимать движения детского сердца. Этому невозможно научиться с помощью каких-то специальных приёмов. Это дается лишь благодаря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога. Какими бы истоками ни питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее: грустные, печальные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество. Ребенок, переживающий несчастье, не замечает игр и развлечений товарищей; ничто его неможет отвлечь от горестных мыслей. Самая тонкая и доброжелательная помощь маленькому человеку - это разделить его горе, не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному. Грубое вмешательство может вызвать озлобленность, а советы не, унывать, не отчаиваться, держать себя в руках, если за ними нет подлинно человеческого чувства, воспринимаются детьми как неуместная болтливость...
Если бы меня спросили, что самое трудное в нашей работе, я бы ответил: говорить с ребенком о его отце и матери. Здесь малейшее неумение, оплошность, неточность могут привести к пагубным последствиям....
Бывают такие обстоятельства, когда перед ребенком как будто бы острое лезвие ножа: он в ужасе, все в нем замирает. Такое чувство переживается в минуту обнажения тех интимных семейных взаимоотношений, которые ребенку хочется прикрыть, спрятать... Вот почему мне хочется сказать отцам: знайте и помните: дети переживают ваше падение, как свое личное горе, воспринимают вашу радость, как свою. Берегите же детскую любовь, к человеку, укрепляйте веру в человека.
Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах, сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные или же равнодушные ко всему отстающие, второгодники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям! Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа ненастоящая.
Глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает
и радость, и огорчение, и тревогу, и, возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость — это и есть настоящая доброта. Подлинный воспитатель редко говорит своим питомцам: будьте хорошими. Доброту его души воспитаниики чувствуют в глубокой правдивости и искренности. Подлинная доброта — это правдивость. Она далеко не всегда бывает приятной. Часто правда бывает горькой, тревожной, в ней — огорчение и обида. Но самая горькая правда утверждает в душе ребенка стремление быть хорошим, потому что доброта — а правдивость это и есть подлинная доброта — по самой своей природе никогда не унижает человеческого достоинства.
Великий русский педагог К. Ушинский писал, что мы можем сильно любить человека, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности... Я вспоминаю эти слова каждый раз, когда длительное время не вижу детей, не чувствую их радостей и огорчений. С каждым годом у меня все больше крепло убеждение: одна из определяющих черт педагогической культуры – это чувство привязанности к детям. Но если чувству, по словам К. Станиславского, «приказывать нельзя»; то воспитание чувств учителя, воспитателя является самой сущностью высокой педагогическойкультуры.
Автор... профессор кафедры философии социологии экономики Международного... Т В Мишаткина...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Надо понимать движения детского сердца
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
В содержании и структуре профессиональной этики педагога особое место занимает этика гражданственности. Это обусловлено прежде всего основной целью процесса обучения и восп
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Гражданское общество - целостная система духовных, социальных и экономических отношений между лицами, группами, институтами и организациями, независимыми от государственно
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Этика гражданственности тесно связана с такими феноменами социальной жизни, как политическая этика и политическая культура, носящими ярко выраженный идеологический характер. Вместе с
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ культуры.
Наряду с общими признаками политической культуры и «до-культуры» и их проявлениями в таких феноменах, как патриотизм, интернационализм и др., у каждого историко-культурного региона имеются свои о
Проблема насилия
В истории и теории рассматриваемого вопроса всегда присутствовала идея, что насилие — это необходимое средство для стабильного существования и управления обществом и
Этика ненасилия
В системе гражданских отношений ненасилие — это прежде всего борьба за справедливость, за права человека, за власть, но без применения силы и причинения вреда,
Насилие и фашизм: этический аспект
Одна из самых опасных форм потенциального и актуального насилия — фашизм. Опасность реализации фашизма в современных условиях предполагает сочетание многих факторов:
• наличие «среднего к
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что означают для Вас понятия «гражданское общество», «гражданственность», «гражданская позиция», «гражданин»?
2. Назовите и охарактеризуйте основные черты этики гражданственност
ПЕДАГОГА
В системе отношений, регулируемых этикой, особое место в последнее время стало занимать отношение человека к природе. В связи с этим и перед педагогич
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИМПЕРАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Экологический аспект профессиональной этики требует прежде всего от самого педагога коренного пересмотра некоторых традиционных этических принципов и императивов, кас
БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Экологическая компонента профессиональной этики педагога предполагает не только его моральную готовность к формированию у учащихся особого, не-антропоцентрического отношения к пр
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Environmental ethics — это «этика окружающей среды» или «этика осознания себя в окружающей среде»?
2. Студент А.М. предлагает представить взаимодействие культуры и природы в виде цили
И ЭТИКА ПЕДАГОГА
Все моральные проблемы — профессиональные и общечеловеческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении л
Понятие и сущность культуры общения
Культура общения — это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимиза
Нравственная протокультура и «дефекты» общения
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной! культуры — нравственная «протокультура» порождает деф
Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении
Кроме психологических и моральных причин, препятствующих общению, познанию и пониманию Другого, одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры.
Феномен насилия в общении
Насилие — другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, и по сути. Насилие в общении проявляется в неприятии права парт
ЭТИКА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в конкретных ситуациях жизни.
Большое мес
Дружба как высшая форма общения
Дружбапризнается величайшей нравственной и социальной ценностью большинством людей. Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с друг
Любовь как отношение и влечение
О любви очень много сказано и написано. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты... И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия и этика любви —
Этика семейных отношений
В системе нравственного воспитания немаловажную роль играет подготовка молодых людей к семейной жйзни, которая в свою очередь потребует от них определённой культуры чувств и культуры обще
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Среди «открытых» проблем нравственности, встающих пере педагогом, одна из наиболее сложных, связанных со спецификой его профессионального труда — это проблема так называемой молодежной с
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Л. Фейербаху принадлежат следующие слова: «Уединенность есть конечность и ограниченность общение, есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком в обычном смысле, человек в об
ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА
Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие — коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Этикет —
ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как правила поведения (от «веды» — знание);
• правила вежливости
Из истории российского этикета
|
О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоминается уже в первых письменных источниках. В «Повести временных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и закон
Особенности современного этикета
Знакомство с историей этикетной культуры Европы, Америки и России позволяет сделать некоторые общие выводы, касающиеся и современного этикета. История подтверждает, что этикет действительно заклю
Приветствия, обращений, знакомства
Приветствияобусловлены «неравенством» в этикете, поэтому следует помнить, что первыми обязаны приветствовать: молодые- старших, входящие - присутствующих, запаздывающие - ож
Жесты, мимика, позы
В процессе приветствий, знакомств и представлений человек демонстрирует определенные манеры поведения, характеризующие этикетную культуру человека. Манеры
Правила речевого поведения
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определ
ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА В ОДЕЖДЕ
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают-то по «одежке! Одежда - одно из главных условий того, насколько хорошее мнение сложится о вас. Основой этикетной культуры
ЭТИКЕТ «НЕФОРМАЛЬНЫХ» МЕРОПРИЯТИЙ
Общение, как правило, протекает в определенных условиях которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу — в семье, наедине с другом или любимым человеком; б)
В кафе и ресторане
Посещение ресторана— это нечто среднее между официальным и неофициальным мероприятием. Здесь еще больше, чем в гостях, нас ожидает торжественность и «прилюдность»
Что и как следует правильно, есть?
Если случается, что в гостях мы не знаем, как следует есть какое-либо блюдо, наблюдаем, как это делает хозяйка, и ведем себя так же. Но существуют и общепринятые правила, которые на
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее Ваше представление о нем. В чем выражаются связь и отличие этики и этикета?
2. Предлагаем Вам мнения известных людей
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1969) замечательный советский педагог 60-х гг., всю свою
жизнь отдавший детям. В своей деятельности
учителя и директо
Я твердо верю в силу воспитания
Для меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым, безликим, — значит, ты не сумел ничего
Побуждение к труду души
Воспитание заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать, оттачивать у человека способность быть воспитываемым. Способность же быть воспитываемым — это чуткость души, чуткость
Одно из наиболее трудных испытаний для педагога
Тончайшим способом влияния на юную душу являются, по моему мнению, слово и красота. ...Тонкость внутреннего мира человека, благородство морально-эмоциональных отношений не утвердишь
Учителю надо впитать море света
Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, пр
Без высокой потребности человека в человеке нет преданности идее
Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен знать о человеке. Пренебрежение к этому, очень важному правилу нарушает гармонию! между знаниями и нравственностью. Это явление я
Открывается мир идей
Отрочество знаменательно тем, что человек не только открывает человека (это характерно и для детства), но и ищет человека.
Подростки ощущают потребность поделиться друг с д
Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет
Гуманитарные предметы и гуманитарные знания надо рассматривать не только как определенную, составную часть программы и запаса знаний, но и как серьезный фактор, способствующий общему развитию, обле
ТЕСТ 1 Определение уровня Вашей общительности
Коммуникабельность — необходимое качество в профессиональной этике педагога. Проверьте, насколько развито он у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На во
ТЕСТ 2. Этикет и культура Вашего общения
Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего
ТЕСТ 4.
«Умеете ли Вы слушать и слышать другого»
Умение слушать, выслушать ученика — профессиональное качество учителя, от этог зависит и умение налаживать хорошие отношения с
ТЕСТ 5. Изучение эмпатии личности
Эмпатия — способность к сопереживанию, отзывчивости, так необходимая в общении, особенно педагогу. Предлагаем проверить свою склонность к эмпатии. Для этого оценивайте свои ответы на предлагаемы
Упражнения для аутотренинга
Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными,
Умейте слушать другого
Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.
1
Общие советы
Скажите «нет», если Вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.
На работе
Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.
Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.
Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свободных
Нравственные основы его отношения к своему труду
Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. Полифункциональный характер педагогической деятельности. Социальные задачи отбора
Тема 5. Этика педагога и ученого в системе высшего образования
Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду: творческий индивидуальный подход, большая свобода действий, особенности взаимоотношении со студентами. Д
Тема 8. Этика и культура межличностного общения педагога
Общение как нравственная ценность. Общение в профессиональной деятельности педагога. Роль общения в познавательно-когнитивной деятельности. Общение как способ профессиональной самореализаци
Тема 9. Этикет в профессиональной культуре педагога
Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этика и этикет. Условно-согласительный характер этикета. Отражение в этикете социокультурных и
Темы для рефератов и самостоятельной работы
Профессиональная этика педагога
1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог — профессия творческая?
3. Консерватизм — добро или зло в педагоги
Новости и инфо для студентов