Реферат Курсовая Конспект
Учитель в мире стереотипов. Педагогическая парадигма - раздел Кулинария, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕАЬНОСТИ Парадокс Профессионально-Педагогического Опыта В Том, Что Он Не Всегда Играет...
|
Парадокс профессионально-педагогического опыта в том, что он не всегда играет положительную роль. Менее опытные учителя судят о своих учениках более верно, поскольку они опираются на реальность и здравый смысл. Это не так просто, но у них нет другого выхода. Зато у более опытных коллег такой выход есть: судить об учениках стереотипно, используя схемы, выработанные в прежнем опыте. Например, такие: «Очкарик — значит умный, когда отвлекся — случайно, ему простительно. А остальным — нет». Или: «Мальчики работают головой, а девочки все "берут задницей" — усидчивостью». И так далее. Такой путь легок, но приводит к значительным дефектам в педагогической деятельности.
В переводе с греческого стереотип обозначает «твердый отпечаток». Современное определение этого понятия таково: стереотип — это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые эмоционально окрашены предубеждением или пристрастием, т. е. устойчивой оценкой.
Основы педагогической деятельности
Укоренившись в сознании, стереотипы однозначно препятствуют творческому познанию и способствуют негативному отношению к другим мнениям, а заодно и к самим «инакомыслящим». Ложные и устаревшие стереотипы мышления блокируют ум человека от восприятия новых идей, препятствуют системному осмыслению им профессиональной деятельности.
Психологический механизм действия стереотипа примерно таков. Всякая новая для нас информация, в особенности неожиданная или противоречащая тому, Что было принято и усвоено нами, что стало для нас достоянием нашего внутреннего мира, — вызывает нарушение равновесия уже сложившейся системы ценностей. Такое нарушение — вещь субъективно очень неприятная. Оно может быть выражено примерно следующими словами: «Что же, я все эти годы ошибалась?» Только вопрос этот, грозящий поколебать самооценку, остается в подсознании, отчего и сам стереотип редко осознается как стереотип.
Как видим, стереотипы во многом сродни установкам. Но если установки формируются до столкновения с реальностью и от этого столкновения могут легко разрушиться, то стереотипы — дитя опыта и в опыте лишь укрепляются.
В определенном смысле можно сказать, что стереотип — «дитя установки».
Начало работы учителя чревато разрушением многих установок-мифов. Возникает бессознательный страх: все рушится! Мир школы совсем не таков, каким я его себе представлял! Нужно найти как можно быстрее «спасательный круг»! Первые стереотипы появляются по следам первых педагогических удач. Рецепты разрешения ситуаций находятся один за другим, методом проб и ошибок. И найденные с трудом, с болью, такие желанные, они становятся для нас чем-то очень дорогим. Их ли менять?! Зачем?!
Естественно, что стереотипы приносят и значительную пользу. Так, они повышают скорость нашего реагирования в типовых ситуациях. Там, где молодой учитель «затормозит», учитель опытный быстро «разберется», так что только позавидуешь. — «Да вы что! Это я так, "на автомате", дело-то пустяковое, подумаешь, за воровство пропесочить!»
Среди множества различных стереотипов, свойственных учительской деятельности, существуют и несомненно полезные (хотя бы ваш красивый почерк — ведь это тоже стереотип!), и безусловно вредные. От них-то мы и будем избавляться. А есть и такие, которые несколько лет назад были полезны, а теперь стали вредными: изменилась школа, изменились дети, изменились вы. Но есть и «вечные» стереотипы, наверняка хорошо известные каждому: «Береги честь смолоду», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Кто не падал — тот не поднимался» и так далее. Опыт прошлого и настоящего лишь подтверждает их неизменность.
Глава 3 Ступень преподавания_________________________________ 115
. Но множество стереотипов являются более чем сомнительными. К их ( числу относятся, например, так называемые стереотипы группового восприятия. Мы нередко видим другого человека как представителя какой-либо группы («молодежь», «рабочий класс», «новые русские»...). В одном из западных вузов был поставлен эксперимент. По студенческим аудиториям водили одного и того же человека, но в одном месте его представляли лаборантом, в другом ассистентом и т. д. — вплоть до профессора. Потом студентов просили назвать рост мистера Ингленда Оказалось, что рост его заметно увеличивался по мере продвижения по иерархической лестнице.
Еще одна группа вредных стереотипов связана с восприятием внешности другого человека. Если квадратный подбородок — значит сильная воля. Если толстый — значит добродушный. Если в очках — более умный, образованный, интеллигентный. Поджатые губы — признак ханжи. Если улыбающийся — дружелюбно настроенный. А вот у граждан США на этот счет другой стереотип: улыбающийся — более умный (!). И если опасность от подобных стереотипов в быту, в общем, невелика, то в профессионально-педагогической деятельности она становится заметной. Даже если девять из десяти очкариков оказались способными и лишь один требовал повышенного внимания учителя и моральной поддержки в учебе —- стереотипное восприятие учителя-«физиономи-ста» однозначно повредит ему.
В основе этих и многих других стереотипов лежит обыденное, неполное, «от опыта» представление педагогов о некоторых реально существующих психологических, социальных и других закономерностях. Как правило, педагоги используют эти закономерности, не отдавая себе отчета в их содержании, не рефлексируя их, что в конечном счете приводит к стереотипизации своего собственного поведения в разных педагогических ситуациях и во взаимоотношениях с разными учащимися.
Исследования показывают, что современному российскому образованию вообще свойствен интеллектуальный порок — однозначно упрощаемое, конформное отнесение явления к какому-либо классу, типу, то есть — «наклеивание ярлыков». Даже те учителя, которые пользуются славой опытных методистов или высоких профессионалов, нередко опираются в своей работе на самые примитивные классификации детей — свои собственные, или астрологические, или заимствованные из популярной литературы сомнительного рода (типа «Думай и богатей»). В ходе педагогической деятельности под такую «теорию» подгоняются не факты, а живые дети. Возможен ли в таком стереотипном мире индивидуальный подход к учащимся?
Возможно ли признание каждого уникальной и неповторимой личностью?
Учитель очень часто самодостаточен не в хорошем, а в самом негативном смысле. Негативная самодостаточность — это отсутствие потребности в сомнениях, критичности, постоянном переосмыслении своей деятельности и учебного материала. В итоге учитель руководствуется не научными знаниями и не здравым смыслом, а лишь
Основы педагогической деятельности
собственным эклектичным житейско-профессиональным опытом, в котором основную часть занимают именно стереотипы. Его деятельность становится закрытой, замкнутой. Он не хочет ни учиться у других, ни делиться с ними своим опытом (опытом не житейским, а профессиональным — например, давать открытые уроки, выступать на педсоветах, участвовать в учительских конкурсах и т. д.). Такой учитель убежден в том, что его восприятие, его картина мира — если не единственно возможная, то уж, во всяком случае, единственно правильная, а все остальные нуждаются в коррекции.
Ограниченное число стереотипов он использует во всех возможных жизненных ситуациях. Знаком ли вам, например, такой стереотип, которым оправдывается низкое качество педагогической деятельности: «Если будут больше учителям платить — учителя будут лучше работать»? А такой: «Наорать — убедительнее и действеннее, чем сделать замечание в спокойной манере»?
Стереотипность мысли и деятельности — давняя беда учительского сословия. Больше века назад крупнейший американский философ, психолог, педагог У.Джеймс с горькой иронией писал: «Опыт показал мне, что учителя обладают меньшей свободой ума, чем любой иной известный мне класс людей. Если уж он понял что-то, он ложится на это всем своим весом, как корова на крыльцо, так что уже ни войти, ни выйти. Он унесет это с собой в могилу, как шрам».
Первыми стереотипами становятся приобретенные в вузе умения выполнять определенные действия — использовать (не всегда грамотно) приемы воспитания и обучения. Уже у первокурсников педагогических вузов обнаруживаются устойчивые стереотипы авторитарной педагогики. Но главный источник стереотипов — первая собственная педагогическая практика, первые месяцы опыта, который запечатлелся особенно ярко, пока была «свежая голова» и «нервы в порядке». А также — первые советы более опытных педагогов.
Результаты педагогической деятельности, основанной по преимуществу на стереотипах, печальны. Если учитель живет в основном в системе репродуктивных ценностей, остановился в собственном развитии, не страдает любовью к поисковой деятельности, к анализу и осмыслению фактов, явлений и процессов в их взаимосвязи, то чего же ждать от детей? Во всяком случае, отсылка детей к штампам, моделям, алгоритмам, усвоенным самим учителем еще в вузе (в другую историческую эпоху!), выглядит чаще всего смешно. И если в учителе не живет радостное ощущение — я двигаюсь, я развиваюсь, радуюсь, живу! — то нечего ему передать детям, нечем их увлечь и зажечь.
Глава 3 Ступень преподавания_______________________________________ Ц7
Не менее пагубными являются попытки выстроить свою педагогическую деятельность на системе стереотипов, заимствованных из одной какой-нибудь авторской модели. Недостаток любой модели состоит в том, что она — всегда формальна. И чем более детальным («технологичным») становится описание моделей воспитания педагогов-мастеров, тем меньше шансов на продление их в учительском опыте. Так и происходило в традиционной педагогике: все учителя изучали опыт А. С. Макаренко, В. И. Сухомлинского, В. П. Шаталова, но никому не удалось его повторить... Во многом то же самое повторилось с системой развивающего обучения Л. Я. Занкова — продуктом не кабинетных изысканий, а реального и очень успешного опыта. Чужой опыт воспитания не может быть повторен принципиально.
Дело в том, что никто из известных учителей-мастеров не работает стереотипно. Их педагогическая деятельность всегда имеет ярко выраженную личностную специфику. Так, методика Амонашвили — это методика совершенно конкретного человека, Шалвы Александровича Амонашвили, с его индивидуально-психологическими и национально-культурными особенностями. И любая другая методика известных учителей-мастеров при стереотипном переносе в деятельность других учителей полностью утрачивает свою эффективность. И «секрет» здесь не только в том, что у учительницы начальных классов Марии Ивановны Сидоровой другой темперамент, другой общекультурный уровень и другой круг интересов, чем у Шалвы Александровича Амонашвили. Главное в том, что за внешней, «операционной», формализуемой стороной новшеств в опыте учителей-мастеров, воспринимаемой как легкие и грациозные действия, скрывается огромная внутренняя работа. Она обыкновенно не озвучивается, и очень жаль. Знакомство с опытом внутренних сомнений и терзаний, осмысления ошибок и находок учителя-мастера значительно полезнее для личностно-профессионального роста учителя, чем взгляд на фасад педагогической деятельности мастера.
А теперь познакомимся с конкретными стереотипами, наиболее часто встречающимися в работе учителя:
» обеднение образа ученической аудитории за счет примитивной типологизации учеников и действия стереотипов группового восприятия;
» акцент в педагогическом общении на поведении учащихся, а не их деятельности, что к тому же является конфликтогеном;
* склонность преподавателей к однозначным, раз и навсегда заданным определениям (как в психолого-педагогическом и методическом, так и в предметно-содержательном плане);
Основы педагогической деятельности
» стремление сохранить привычный (иногда со времени собственного учения) подход к изложению материала и преподаванию в целом;
» ориентация в преподавательской работе на содержательную сторону: «знай свой предмет и излагай его ясно», на объем материала, а не на структуру и способы деятельности;
» стремление строить учебный процесс по схеме: изложение —> восприятие —»воспроизведение -> закрепление (очень важные виды деятельности учащегося — поисковая, исследовательская, проектная, творческая — не укладываются в этот стереотип);
» превалирование на лабораторных, практических, семинарских занятиях собственной активности преподавателя, стремление еще раз все рассказать, разъяснить, повторить;
» гипертрофия функции контроля в обучении — многие склонны рассматривать контроль как единственный способ активизации деятельности (тот же стереотип наблюдаются и у директоров школ — рассматривать внутришкольный контроль как главное средство управления школой и поддержания уровня педагогической деятельности);
» стремление по преимуществу обращаться с вопросами по содержанию предмета, теме к тем ученикам, которые сидят на первых партах, особенно — непосредственно перед ним (эти школьники оцениваются учителем при прочих равных условиях более высоко);
» предпочтение учителем учеников-«каллиграфов» (особенно если у него самого безукоризненный почерк);
* стремление реализовать методические рекомендации, не углубляясь в логику их обоснования («рецептурный подход»: ожидание, что метод подействует сам по себе, с неизбежностью последующего разочарования).
По исследованиям Дж. Брофи и Т. Гуда выделяется тип учителя, наиболее склонный к стереотипизации своей деятельности — ученые назвали его «сверхактивным». Он, замечая индивидуальные различия, тут же строит модель, преувеличивающую эти различия во много раз, и считает, что эта модель и есть действительность. Если ученик чуть активнее других — в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин, и т. д. Такой учитель имеет дело не с реальными, а с выдуманными им учениками и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных школьников, каждый из которых обладает индивидуальностью и к тому же растет и развивается, становясь сегодня уже немножко другим, нежели вчера.
Еще одна группа стереотипов характерна для педагогов с низкой самооценкой [10, с. 305-306]:
Глава 3 Ступень преподавания_______________________________________ 119
» отрицательно реагировать на тех учащихся, которые, как кажется, не любят этого учителя;
» использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, г. к. это не позволяет им расслабляться;
» стимулировать учащихся к учебе, вызывая чувство вины за их промахи;
* исходить из заведомой вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах;
» стремиться к установлению дисциплины ради дисциплины;
» увеличивать степень наказания учащегося пропорционально субъективно оцениваемой вине.
Какой способ мышления и деятельности можно и нужно противопоставить стереотипному? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным еще одного эксперимента, который был проведен на курсах повышения педагогической квалификации. Учителям предлагали анализировать литературные произведения. «Согласно нашим данным, — пишет автор исследования, — количество глубоких работ снижается почти вдвое, если учителя анализируют хорошо известное им произведение из школьной программы, по сравнению с анализом стихотворения не из школьного списка». Опыт школьного анализа не позволил учителям увидеть непосредственно произведение — они видели лишь усвоенный в школе стереотип. Таким образом, можно выявить закономерность: знако-мостъ, типичность ситуации провоцирует действие стереотипа.
Антитезой стереотипному мышлению являются...
» Непосредственный (непредвзятый) взгляд на вещи. Немецкий философ Эдмунд Гуссерль разработал «метод эйдетической редукции», представляющий собой своеобразную «расчистку» сознания от всяческих стереотипов и установок, мифов и предрассудков социальных идеологий, отвращающих человека от собственного творческого мышления соблазнами «растворения в общественном сознании». «Мое дело маленькое — я учу детей, а думают пусть за меня другие: разрабатывают программы, планы, методики...» В понимании Гуссерля, «расчистка» сознания — это освобождение явления, его сути от всех чужих и прошлых, навязанных извне суждений и оценок. Только тогда можно будет самому познать явление и выстроить собственное отношение к нему.
» Гибкость (вариативность) мышления, поведения, эмоциональной сферы.
* Эмпатия. Преодолению стереотипов очень способствует прием «взглянуть на вещи глазами другого». Именно так знакомая ситуация превращается в незнакомую. Вы — опытный, наполнен-
420
Основы педагогической деятельности
ный стереотипами педагог. А как на ту же ситуацию посмотрит ваш неопытный, житейски неискушенный коллега? А как ее видит ребенок? А его родители?
Стандартный набор педагогических установок и стереотипов, так сказать «метастереотип», называется педагогической парадигмой. Каждый учитель работает в рамках той или иной педагогической парадигмы — она обеспечивает целостность его деятельности, возможность приоритетной концентрации не на всех (в том числе взаимоисключающих), а на каких-либо определенных целях, задачах и направлениях. В рамках определенной парадигмы может работать и вся школа в целом (естественно, что несовпадение педагогических парадигм конкретного учителя и школы, в которой он работает — это сильный конфликтоген). Но чаще всего школьный коллектив не осознает и не создает общей парадигмы, а нередко и не признает ее, если она навязывается «сверху».
Наиболее распространенными в практике современной российской школы являются пять следующих парадигм.
1. «Зуновская» парадигма. Основной стереотип: главная деятельность школы — передача знаний; главная деятельность школьника — получение знаний. Отсюда вытекает: хороший учитель — это тот, который «много дает». «Дает» чего? Жизненного опыта? Общего развития? Нет, это все второстепенно. Главное — дает свой предмет: знания, умения, навыки. А вот еще один стереотип из этой серии: школа тем лучше, чем больше самых разнообразных знаний, умений и навыков она дает, чем шире программы и чем больше разнообразных «углублений». Именно в рамках этой парадигмы распространились в таких «лучших» школах и учебные дни по девять, десять и 11 уроков, и «профильные» предметы, полностью дублирующие те, что будут изучаться на первых двух курсах вуза. В «зуновской» парадигме воспитаны и продолжают трудиться значительная часть педагогов России. По результатам опроса 1012 учителей, проводившегося по всей России [66], был получен «примерный портрет учителя», в котором на первых пяти позициях оказались следующие качества:
» знание своего предмета;
» умение доступно излагать материал;
» знание методики преподавания;
» умение объективно оценивать знания учеников;
* умение обучать практическим знаниям и навыкам.
Налицо портрет типично «зуновского» учителя. Между тем достаточно давно медики, психологи и наиболее мыслящие педагоги при-
Глава 3. Ступень преподавания_______________________________________ 121
шли к выводу о разрушительных последствиях зуновской модели. Уже в 1988 г. концепция естественнонаучного образования, разработанная ВНИКом «Школа», с тревогой констатировала: в школьном естественнонаучном образовании наступил мотивационный кризис. Он связан с невозможностью полноценного усвоения учеником всевозрастающего объема информации. «Зуны» должны быть ограничены!
На сегодня средняя продолжительность учебного дня школьника 9-11 класса, включая подготовительные курсы и занятия с репетитором, — 11,5 часа. Для учеников некоторых особо «продвинутых» учебных заведений она иногда доходит до 14 часов. Плюс домашние задания. По данным С. Р. Вершловского, характеризуя свое обычное состояние, старшеклассники отмечали:
» сонливость — 15,3% (юноши), 25,3% (девушки);
» раздражительность — 13,4 и 23,6% соответственно;
» головные боли — 3,7 и 14,8 %.
Все это — признаки нарастающего переутомления. Вспомним слова популярной когда-то песенки: «Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства!»
Объем образования, сформировавшийся в рамках «зуновской» парадигмы, превышает сегодня все допустимые возможности нормального восприятия учеником. По мнению множества ученых различных специальностей, стандарты в предъявлении учебного материала и в требованиях к обязательным результатам обучения должны быть снижены в несколько раз. Еще раз подчеркнем: не на несколько десятков процентов, а в несколько раз.
Печальный парадокс состоит в том, что школа, если она останется в рамках «зуновской» парадигмы, но сократит объемы материала в соответствии с этой рекомендацией в несколько раз, будет готовить «недоучек». Именно это и останавливает процесс борьбы с учебными перегрузками школьников.
В этой же парадигме традиционно строится и процесс обучения в большинстве педагогических вузов. Известен случай, когда на вопрос студента: «Зачем в педагогическом институте так широко и углубленно изучают специальные предметы (математику, химию, историю), хотя в школе придется иметь дело с очень ограниченным объемом предметных знаний?» — профессор кафедры педагогики ответил: «В традициях российской высшей школы — давать будущему учителю фундаментальные знания, знания "с запасом", чтобы потом учитель не терялся перед самыми серьезными вопросами учеников. Чем выше
Основы педагогической деятельности
разница в знаниях между ним и учениками, чем выше его внутренний "запас", тем выше его педагогический авторитет».
2. Когнитивная парадигма. В этой парадигме созданы практически
все концепции развивающего обучения. Основной стереотип: главное
в человеке — мышление; высшая форма мышления — научно-теорети
ческая; следовательно, высшее призвание школы — развивать научно-
теоретическое (абстрактно-логическое) мышление. Объем «зунов» в
данном случае принципиальной роли не играет, главное — обучение
на высоком уровне сложности заданий. Когнитивная парадигма не
получила такого распространения, как «зуновская», в силу ясной при
чины: если первая непосильна для среднего ученика, то вторая — и для
среднего ученика, и для среднего учителя.
Бросается в глаза и однобокость когнитивной парадигмы. Она развивает словесно-логическую, абстрактно-понятийную составляющую сознания, игнорируя и разрушая тем самым образную сферу сознания. Она развивает интеллектуальную сферу в полном отрыве от других главных сфер психики — эмоциональной и волевой. «Дерево без корней — вот насаждаемая модель. Корни есть, но это то, что остается и поддерживается всем остальным содержанием жизни за пределами школы и учебного процесса. Ценой витиеватых методологических ухищрений вкладывает учитель знания в учеников, транжиря бесценное время, которое могло бы быть употреблено на освоение не менее ценных знаний и навыков из тех, что "сами лезут в голову" в этом возрасте, подготовленные всей предшествующей жизнью ребенка. "Развивающая" педагогика построена на принципе: учить тому, что труднее всего дается, учить так, как труднее всего учить... Ребенок — это нечто живое, целостное, самоценное, а вовсе не "совокупность психических процессов", которые надо развивать, на которые надо воздействовать. Стоит нам это осознать, как тотчас становится бессмысленным разговор о том, развивать ли нам эмпирическое или теоретическое мышление» [33].
3. Гуманистическая парадигма. Основной стереотип: ребенок сам
знает (чувствует), что ему нужно, поэтому задача учителя — не «фор
мировать», а «поддерживать», не «развивать», а «содействовать». Гу
манистическая парадигма в ее совершенной форме превращает педа
гогический процесс в своеобразное совместное блуждание взрослого
и ребенка по лабиринтам проблем и потребностей последнего. «Лич
ная образовательная программа основана на выявлении персонального
интереса ребенка, его персонального вопроса к миру. Подобный вопрос
всегда лежит в межпредметной области, не связан с какой-то конкрет-
Глава 3 Ступень преподавания_______________________________________ 123
ной образовательной дисциплиной. И подобный вопрос позволяет его бесконечно уточнять» [27, с. 143].
Данная парадигма, основанная на разработках зарубежной психологии, крайне слабо приживается в практике отечественной школы. Но ее отдельные элементы оказались мощным катализатором всей современной реформы образования и до сих пор продолжают сохранять свою роль «глотка свежего дыхания» в «зуновской» педагогической деятельности. Вот некоторые стереотипы гуманистической парадигмы, оказавшиеся ценными для совершенствования практики педагогической деятельности в России:
* ребенок — такой же субъект общения и деятельности, как учи
тель (а не объект);
* личную ответственность лучше всего воспитывать в условиях
свободного выбора (а не жестко и однозначно по определенно
му пути);
» единственно успешное обучение основано на внутренней мотивации обучающегося (а не на принуждении).
4. Прагматическая парадигма — своеобразный «продукт вырожде
ния» гуманистической парадигмы в результате ее столкновения с со
циально-экономической действительностью России, и в особенности
Москвы. Основной стереотип: хорошо только то обучение и воспита
ние, которое принесет ребенку реальную (материальную или социаль
но-статусную) пользу в будущей жизни. Если гуманистическая пара
дигма говорит о том, что образование должно удовлетворять «все
многообразие» потребностей ребенка, то прагматическая парадигма,
трезво оценивая реальные потребности, ориентируется на ведущие
потребности родителей и их детей (материальные, коммуникативные
и социально-статусные). Собственно познавательные, эстетические и
тому подобные («высшие», по А. Маслоу) потребности в стереотипах
социального сознания воспринимаются как непрестижные. Частные
стереотипы в рамках прагматической парадигмы: «За образование
надо платить»; «Вкладывать деньги есть смысл лишь в то образова
ние, которое затем окупится»; «Быть необразованным и невоспитан
ным — невыгодно».
5. Парадигма здравого смысла, имеющая в своей основе непредвзя
тый взгляд на вещи и наиболее мудрые традиции «народной педагоги
ки» России. Основной стереотип данной парадигмы: центральным и
всеобъемлющим педагогическим процессом является воспитание; об
разование, обучение и развитие — лишь составные части или средства
Основы педагогической деятельности
воспитания. В рамках этой парадигмы мы с вами продолжаем совершенствовать нашу педагогическую деятельность.
т Вопросы, нацеленные на развитие непредвзятого мышления.
» Что бы произошло, если бы наследственность была решающим фактором развития личности? Или среда? Или воспитание? Известны ли вам книги или фильмы, описывающие такие модели реальности? Что в них происходит?
« Предложите схему построения педагогического процесса и охарактеризуйте особенности педагогической деятельности в условиях, если ведущим фактором воспитания является табуретка?
* Каковы особенности педагогического процесса в условиях обрат
ного хода времени? Охарактеризуйте его цель, принципы, воз
можные методы и приемы работы.
Объективен ли, с вашей точки зрения, «примерный портрет учителя», составленный по данным опроса и приведенный выше? Используя вариативное мышление, составьте не менее трех различных «примерных портретов» успешного учителя (по пять ведущих качеств в каждом «портрете»), характеризующих разных, но по-своему успешных учителей. Есть ли качества, встречающиеся в каждом из трех «портретов»? В какой мере они представлены у вас?
Выше отмечалось, что уже у первокурсников педагогических вузов обнаруживаются устойчивые стереотипы авторитарной педагогики. Предложите несколько различных гипотез, объясняющих это явление. Например:
» у студентов недостаточен уровень личностной зрелости, не завершилось социальное взросление, тогда как только зрелый человек может, ощущая силу своей «опытности», общаться с младшими не авторитарно, а «наравне»;
» в «непрестижный» педвуз поступают, как правило, люди низкого общекультурного уровня («кто больше никуда не годится»), отсюда и преобладание установки на авторитарный стиль, вообще свойственный людям с низкой культурой;
• установка на авторитарное общение сформировалась у студентов
еще в школьные годы, на примере их учителей;
4 это общая особенность менталитета России — преобладание иерархической культуры взаимодействия над «культурой равенства»;
Глава 3. Ступень препода ва н и я
* действует бытовой стереотип: «Если ты от рождения любишь быть "сверху", поучать, доминировать, командовать — ты прирожденный педагог, поступать тебе надо в педвуз!»
Обсудите данное явление с коллегами. Какие гипотезы для его объяснения могут предложить они?
Сделайте вывод о степени развития у вас и у ваших коллег вариативного мышления.
В какой педагогической парадигме работаете вы и ваши коллеги? По каким признакам вы это определили? Выявите среди знакомых вам учителей 2-3 человек, работающих в рамках разных парадигм. Пообщавшись с ними или активизировав в сознании их образы, заполните следующую таблицу.
Таблица 17 Парадигма учителя |
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
основы... ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕАЬНОСТИ... Общение...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учитель в мире стереотипов. Педагогическая парадигма
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов