Кто может Совершать Таинство Миропомазания; когда и над кем оно может быть совершено?
В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается человеку как Дар Христа, дар Его жизни. «Дух, – говорит Христос, обещая Его приход, – от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 14-15).
Печать – это отпечаток на человеке Того, Кто им владеет, Кто сохраняет и защищает его целостность. Печать одновременно и знак высокого достоинства, ибо во Христе он становится храмом Святого Духа.
Таинство миропомазания может быть совершено не только епископом, но и священником. Но только первые имею право освящать миро (мироварение) (см. Карфагенский собор 318 г. Правило 6-е). В Римской церкви миропомазают только епископы.
Через Миропомазание человеку сообщается благодать Божия, дающая ему силы для преуспеяния в духовной жизни. Первоначально апостолы через молитву и возложение рук совершали низведение Святого Духа на «охотно принявших» (Деян. 2, 44) слово благовестия и крестившихся. Необходимость совершать Таинство Духа через возложение рук требовала личного участия апостолов в Таинствах. Разойдясь же с проповедью Евангелия по всей земле и в связи с увеличением числа христиан, апостолы благословили поставленным им епископам и пресвитерам совершать низведение Духа Святого на верующих через помазание миром, а освящать миро («благовонный елей») – только епископам. Теперь миро (из оливкового масла с примесью особых ароматов) освящается главами Церквей или собором епископов по особому богослужебному чину в Великий Четверг.
Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Совершитель таинства, священнослужитель (епископ или священник), «помазует крестившегося святым миром, творя креста образ на челе и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах» (Требник), с произнесением при знаменовании каждой части тела слов: «Печать дара Духа Святаго». Кроме Миропомазания над крещаемыми младенцами это таинство совершается и над теми из обращающихся в Православие, по прежнему вероучению которых не существует непрерывного иерархического преемства от апостолов (протестанты, многие русские сектанты), являясь одним из способових присоединения. Совершительные слова таинства «Печать дара Духа Святаго» указывают на его значение и действие. Оно является:
а) завершительным актом присоединения к Церкви, утверждением, или печатью присоединения;
б) печатью благодатных сил, даруемых в нем для укрепления и возрастания в жизни духовной.
Из католичества присоединяются к Православию через помазание святым миром только те, которые не успели принять конфирмацию.(Разделение совершения Миропомазания и Крещения произошло на Западе около XIII века, Притом в римской церкви совершается помазание одного чела, тогда как в Православной Церкви помазываются миром чело, очи, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Подается оно в Римской церкви достигшим 10-летнего возраста и совершается епископом).
Православная Церковь, следуя примеру Церкви Ветхозаветной (ближайшим образом – Церкви Византийской), использовала святое миро при короновании русских государей. Это Миропомазание ни есть особое таинство, ни повторение Миропомазания, совершенного при Крещении, а лишь особый вид или высшая степень Таинства Миропомазания, в которой сообщаются особенные высшие благодатные дары.
Издревле святое миро используется в обряде миропомазания святого престола и внутренних стен храма.Сам Бог учредил эти священнодействия, повелев Моисею освятить «елеем помазания» алтарь в устроенной в нем скинии, все принадлежности скинии и саму скинию (Исх. 40, 9-10). Христианская Церковь, усвоив некоторые ветхозаветные обряды, сообразные с духом Нового Завета, сохранила неизменным этот обряд при освящении храма и поэтому святое миро используется в чинопоследовании освящения храма архиереем. Святое миро используется также при освящении архиереем антиминса. Антиминс (αντιμισιον – «вместо престола») используется с первых веков христианства, вероятнее всего со времен гонений. В ранней Церкви он имел преимущество перед твердым престолом в том, что «его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных».