Соотношение Таинства Покаяния с Литургией в древности и в настоящее время (ЧЕРНОВИК)

Церковь – вот цель и завершение таинств, и, конечно, Таинства исповеди. Другими словами, предназначение таинств – это устройство и совершение Церкви, а не просто освящение верующих как отдельных личностей. По этой причине разные таинства не составляют отдельные средства благодати, независимые одно от другого, но составляют собой единство и – главное – обязательно и существенно имеют отношение к Божественной Евхаристии. Она – их завершение, причина их существования, «Таинство таинств», и в ней завершается и осуществляется Церковь, которая является единственным путем, ведущим в Царство Божие. Остатком этого древнего предания является обычай совершения таинства исповеди прежде Евхаристии.

Таинство Покаяния воссоединяет человека с Церковью, открывая возможности дальнейшего усовершенствования на пути спасения, – прежде всего чем? «Новым таинственным соединением с Христом Богом в Таинстве Евхаристии. Так становится покаяние естественным и необходимым приготовлением к Святому Причастию». Эти два Таинства тесно связаны между собой: Таинство Покая­ния всем своим процессом – от говения, когда человек проходит весь подготовительный к исповеди покаянный подвиг, до самой исповеди с разрешительной молитвой священника – подготовляет душу верующего к соединению со Христом, после чего в Таинстве Причащения очищенная покаянным подвигом, омытая сле­зами раскаяния и разрешенная от исповеданных грехов душа человека через принятие святейшего Тела и Крови соединяется с источ­ником нашего спасения – Господом Иисусом Христом.

Главнейшая часть таинства Покаяния – исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». В древней. Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили – соблазн в Церкви.