рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типы анафор, причины множественности анафор

Типы анафор, причины множественности анафор - раздел Кулинария, ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ Анафора (Греч. Anaphora Возношение), Центральный Раз...

АНАФОРА (греч. anaphora возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также Евхаристическим каноном (греч. kanon правило), или Евхаристической молитвой.

Структура Анафоры. Существенными элементами текста почти каждой Анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: Префация (предначинание) благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Sanctus» («Свят, Свят, Свят…»); эпиклесис призывание благодати Божией (в большинстве Анафор моление о ниспослании Святого Духа) на дары; повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее Установительные (или Тайноустановительные) слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей; анамнесис свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия; ходатайственные молитвы поминовение живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве.

История развития Анафоры. Вероятно, эти структурные элементы Анафоры существовали в ней с самых первых дней существования Церкви, однако первые христиане не имели твердо фиксированных текстов евхаристических молитв, а импровизировали их, основываясь прежде всего на текстах иудейских благословений (beraha), в частности, использовавшихся на пасхальной трапезе. Позже складывается тенденция к фиксации текстов Анафор, когда Церковью отбираются для употребления лучшие из них, обладающие наибольшими богословскими и поэтическими достоинствами. Самые ранние из дошедших до нас текстов Анафор относятся ко II-III векам. В последующие века в различных поместных Церквах было создано большое разнообразие евхаристических молитв, многие из которых используются в богослужении до сих пор.

2 вариант: В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло немало изменений. Единая по существу и замыслу, идущая от Единого Основателя, Вечного Архиерея Христа и из той же «горницы святаго и славнаго Сиона», анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям и настолько изменила свой внешний вид, что едва ли было бы легко сравнивать современную Православную или Коптскую литургию, не говоря уже ο Римской мессе, с той «Вечерей Господней», которую знали и совершали апостолы, неизвестный автор «Дидахи» или святой Иустин Философ. Причин этому немало.

1) расширение христианства по лицу вселенной и удаление от единого центра – «Сиона, Матери Церквей, Божиего жилища».

2) влияние поместных обычаев и привычек, скоро превратившихся в традиционные канонизированные нормы, наложило свой отпечаток на совершение евхаристического богослужения.

3) Кроме того, если в начале христианства харизматический пафос и экстаз давали каждый раз литургу силы для творчества новых молитв, то с течением времени и с прекращением харизматической жизни раз прочитанная молитва или совершенный чин становились скоро правилом церковного обихода. Они затвердевали и требовали своего признания со стороны верующего народа. Вступили в свои права консерватизм и традиционность. Обаяние древнего, ветхого всегда склонно затенить в жизни духа вечное, подлинно духовное. Вместе с этим появлялись выдающиеся авторитеты, учителя и строители Церкви, и они своими трудами в области богослужебного чина устанавливали новые формы, которые скоро узаконивались и получали общее признание, как наилучшие в данной церковной области или общине.

Все это привело к чрезвычайной дифференциации евхаристических молитв. Число отдельных анафор в Поместных Церквах так разрослось, что со временем потребовались усилия Церкви для внесения большего порядка и стройности в эту область религиозной жизни.

Основные типы Анафор. Еще в древней Церкви вырисовываются три основные типа структурной организации текста Анафор (систематизация Л. Буйе): александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский.Именно они обусловили основные ветви дальнейшего развития евхаристических молитв. К александрийско-римскому типу относятся некоторые Анафоры, используемые в Коптской и Эфиопской Церквах, а также Римский Канон, который на протяжении многих веков вплоть до последних десятилетий оставался единственной евхаристической молитвой в латинском обряде Католической Церкви. Западно-сирийский тип представлен литургией апостола Иакова, прежде широко распространенной на Востоке, а позже сохранявшейся у сирийцев-яковитов, а также в нескольких православных монастырях в Иерусалиме и на греческом острове Закинфе (в последнее время ее изредка служат православные архиереи, в т. ч. и в Русской Православной Церкви); дальней ветвью этого типа являются многочисленные Анафоры мозарабской Литургии, сохранившейся в Испании. К восточно-сирийскому типу относятся Анафоры Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, практически единственные, оставшиеся в обиходе Православной Церкви, а также Литургии Афанасия Великого, которой пользуется Армянская Церковь.

 

41. Анафоры Литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

Если следовать западной научной терминологии, то структура евхаристического канона, известного нам по рассмотренным писаниям и наиболее привычного обывательскому слуху и зрению, такова:

Главная часть литургии начинается после возгласа диакона: «Встанем добре, встанем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити» словами «Милость мира, Жертву хваления» и заканчивается возгласом священника: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Она состоит из молитв:

1. Praefatio – (благодарение за творение мира и благодеяния Божии нам) – кончается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…».

2. Sanctus переходит к искупительным подвигам Господа нашего Иисуса Христа, описанию Тайной Вечери с установительными словами как воспоминанию заповеди Господа.

3. Anamnesis, в которой вспоминаются претерпленные Спасителем Крест, погребение, Воскресение, вознесение, седение одесную Отца.

4. Epiclesis –это призывание Святого Духа ради освящения Даров, их преложения и ради освящения верных, причащающихся от этих Даров.

5. Intercessio –это ходатайственные молитвы ο Церкви небесной и земной, епископате, клире, властях мирских, ο живых и мертвых. Β глубокой древности было чтение диптихов, т.е. помянников живых и мертвых.

Особенности литургии Иоанна Златоуста. В основной своей структуре сходна с Литургией Василия Великого, от которой отличается лишь священническими молитвами (которые со временем стали читаться тайно), начиная с завершающей молитвы Литургии оглашенных, в том числе Анафорой. Эта структура восходит к древней антиохийской богослужебной практике, получившей с конца IV в. дальнейшее развитие в Константинополе. К VIII в. приобретает вид, в основном сходный с современным. В числе наиболее существенных отличий нынешнего состояния Литургии Иоанна Златоуста (равно как и Литургии Василия Великого) от первоначального разъединение Проскомидии, первоначально находившейся в самом начале Литургии, и перенесение ее первой части в самое начало, перед Литургией оглашенных (несколько ближе к первоначальному оказывается архиерейский чин Божественной Литургии, когда первая часть Проскомидии довершается епископом во время «Херувимской песни»). Другим отличием является тайное чтение священником ряда важнейших молитв, лишающее молящихся полноты текста и видения его логической перспективы; в реальности это обернулось тем, что текст распадается на несколько частей, большая из которых прочитывается тайно, а меньшая (в том числе завершение) произносится в виде священнических возгласов (вопрос о возвращении тайным молитвам их первоначального звучания во всеуслышание поднимался в последнее время многими православными литургистами и пастырями, в том числе при подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917).

Анафора Литургии Иоанна Златоуста. Представляет собой Анафору восточно-сирийского (или эллинистического антиохийского) типа, основной текст которой написан, по-видимому, до Иоанна Златоуста, но, вероятно, им был привнесен в обиход Константинопольской Церкви; им же в Анафору могли быть включены некоторые элементы (впрочем, эти элементы, обнаруживающие сходство с некоторыми местами творений Златоуста по тематике и стилю, могли быть добавлены и позже, с целью связать Анафору с его авторитетом). Возможно, именно эта Анафора долгое время была известна под названием «Анафора Двенадцати Апостолов» (известна сирийская «Анафора Двенадцати Апостолов», весьма близкая ей по содержанию). Анафора Литургии Иоанна Златоуста представляет собой молитву благодарения, обращенную к Отцу, но посвященную Сыну и Им осуществленному домостроительству спасения. Основная ее тема «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16).

С течением веков в текст Анафоры Литургии Иоанна Златоуста вторгались некоторые интерполяции, наиболее обширная из которых запечатлелась начиная с XVI в. в Служебниках Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние, это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря Третьего Часа, повторяемого троекратно.

Первоначально Литургия Иоанна Златоуста служилась в Византии сравнительно редко. Со временем она стала в Православной Церкви основной (возможно, в силу большей, чем Литургия Василия Великого, краткости). По уставу служится во все дни года, кроме Великого поста, когда она совершается только по субботам первых шести недель, в Благовещение и Вербное Воскресенье, а также в те дни, примыкающие к Рождеству Христову и Крещению, когда совершается Литургия Василия Великого или не положено Литургии вовсе.

Особенности Литургии Василия Великого. Порядок основных разделов тождественен Литургии Иоанна Златоуста; отличие составляют некоторые священнические молитвы (начиная с завершающей молитвы Литургии оглашенных и далее, большая часть которых произносится тайно), в том числе содержит собственную Анафору. Текст Анафоры, по-видимому, действительно написан Василием Великим. Это так называемая Византийская редакция Анафоры Василия (помимо нее имеется, в частности, более краткая Александрийская, написанная, возможно, им самим первоначально, а потом переработанная в Византийскую, которая в наши дни используется с небольшими изменениями в Римской Мессе под названием «IV Евхаристическая молитва»). Эта Анафора продолжает традиции Евхаристических молитв восточно-сирийского (или эллинистического антиохийского) типа и отличается высочайшими поэтическими и богословскими достоинствами. Ввиду того, что к эпохе зрелого средневековья сложилась практика тайных священнических молитв, большая часть текста любой Анафоры стала прочитываться предстоятелем тайно, и лишь некоторые его фрагменты сохранили звучание во всеуслышание в виде священнических возгласов и песнопений (именно во время этих песнопений прочитываются тайные молитвы). Такая же участь постигла и Литургию Василия Великого (именно из-за объема ее Анафоры объясняется большая, чем в Литургии Иоанна Златоуста, продолжительность песнопений, звучащих в это время). В последнее время, однако, многие архиереи и священники стремятся произносить ее во всеуслышание и не нарушать ее единства.

С течением веков в текст Анафоры Литургии Василия Великого вторгались некоторые интерполяции, часть которых запечатлелась в Служебниках Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние. Это, прежде всего, перенесение последних слов эпиклесиса Литургии Иоанна Златоуста, а также введение в эпиклесис тропаря Третьего Часа.

В течение многих веков Литургия Василия Великого занимала первенствующее место в Константинопольской Церкви и совершалась чаще, чем Литургия Иоанна Златоуста (почти каждое воскресенье). Со временем, однако, ее стали служить реже, пока, наконец, в уставном порядке не был закреплен обычай совершать ее только 10 раз в году: в четверг и субботу Страстной недели, в первые пять воскресений Великого поста, в рождественский и крещенский сочельник (либо в сам день праздника, если его канун приходится на воскресенье) и в день памяти святого Василия Великого (1/14 января).

 

42. Содержание молитв Praefatio и Sanctus.

1. Praefatio – (благодарение за творение мира и благодеяния Божии нам) – кончается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…».

2. Sanctus переходит к искупительным подвигам Господа нашего Иисуса Христа, описанию Тайной Вечери с установительными словами как воспоминанию заповеди Господа.

PRAEFATIO

1 вариант:

После возгласа «Благодарим Господа» на Литургии Иоанна Златоуста священник читает: «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…»; на Литургии Василия Великого – «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый…». У Иоанна Златоуста в молитве прославление Вечного и Неизменного Бога крайне лаконично изложены темы сотворения мира и Божьего домостроительства для спасения человека, благодарение о дарованном нам спасении, за все благодеяния «их же вемы и не вемы, явленная и неявленная», о совершаемой службе. У Василия Великого в молитве – благодарение и развернутое прославление Бога, Единого в Троице, в форме подробного изложения и молитвенного созерцания Троичного догмата. У свт. Иоанна переход к ангельской песни через благодарение о службе; у свт. Василия – через прославление Св. Духа.

2 вариант:

Анафора Иоанна Златоуста начинается с Префации, в которой Бог толкуется путем апофатического богословия: «неизречен, недоведомь, невидимь, непостижимь», но в то же время и «присно Сый» (т. е. «всегда Сущий»; последнее в греческом оригинале «on», что соответствует древнееврейскому YHWH имени Божию, открытому Моисею из пламени горящего куста). Бог прославляется здесь как единый во Святой Троице: «Такожде Сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый». Главный мотив благодарения сотворение нас и дарованное нам спасение: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее»; т. е. Царство Божие понимается как данное нам уже здесь и сейчас. Префация завершается благодарением за это земное служение, которое Бог благоволил принять, хотя ангельские силы совершают пред лицом Его небесную Литургию, взывая «Свят, Свят, Свят» (этим славословием, обычным для состава большинства известных Анафор, завершается Префация).

Анафора Василия Великого открывается пространной Префацией (Предначинанием), началом которой становится торжественное провозглашение имени Божия «Сущий» (в церковнославянском переводе: «Сый»; греческий оригинал «ho wn», что соответствует древнееврейскому YHWH имени Божию, открытому Моисею из пламени горящего куста): «Сый Владыко, Господи, Боже Отче Вседержителю покланяемый! Достойно, яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити Единаго воистинну сущаго Бога…». Дальнейшим развитием Префации, которая, как и вся Анафора, обращена к Лицу Бога Отца, является раскрытие догмата о Пресвятой Троице. Воспевается откровение Божие в смысле открытия Богом Самого Себя людям ради их спасения: «… Ты еси даровавый нам познание Своея истины». Но и само Божественное домостроительство дело спасения мира через Сына раскрывается как откровение Отца: «… Отче Господа нашего Иисуса Христа, великаго Бога и Спасителя, упования нашего, Иже есть образ Твоея благости: печать равнообразная, в Себя показуя Тя Отца…». Домостроительство Отца через Сына, Его откровение в Сыне довершается явлением третьей Ипостаси Троицы: «Имже (Христом) Дух Святый явися…». Действием Святого Духа совершается на земле служение людей Богу («… от Негоже вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит…»), соединяясь с ангельскими силами в славословии «Свят, Свят, Свят…».

SANCTUS (Победную песнь… – Свят, Свят, Свят…)

1 вариант:

Во время пения славословия «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) священ­ник продолжает читать евхаристическую молитву наЛитургии Иоанна Златоуста: «С сими и мы блаженными Силами…»; на Литургии Василия Великого:«С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче…». У Иоанна Златоуста эта часть евхаристической молитвы сводится к цитате «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). У Василия Великого в этой части евхаристической молитвы продолжительное изложение истории домостроительства спасения человека, начиная с описания сотворения человека и заканчивая описанием Тайной вечери, Креста, Воскресения, Вознесения и Второго пришествия Господа.

2 вариант:

Иоанн Златоуст. Далее переход к повествованию об установлении Евхаристии осуществляется через конкретизацию спасения мира Отцом во Христе: «… Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный…». Пришествие Христа в мир и Его земная жизнь становятся высшим проявлением Божественного домостроительства («смотрения»): «Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив,…»; именно это служит отправной точкой для рассказа о Тайной Вечере: «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки…». Следуют Установительные слова Христа над хлебом и чашей.

Василий Великий. Далее обычное для любой Анафоры повествование об установлении Евхаристии предваряется подробным изложением истории творения, грехопадения и спасения Богом падшего мира. Эта часть, как и предшествующая, почти целиком составлена из цитат, взятых из различных книг Ветхого и Нового Заветов. Здесь снова настойчиво подчеркивается откровение Отца через Сына: «… егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси, Иже есть сияние славы Твоея и начертание Ипостаси Твоея, нося же вся глаголом силы Своея, не хищение непщева еже быти равен Тебе Богу и Отцу: но Бог Сый превечный, на земли явися и с человеки споживе…»; «… и пожив в мире сем, дав повеления спасительная, оставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца…». Тема домостроительства Отца через Сына постепенно подходит непосредственно к рассказу об установлении Евхаристии, но именно с указанием на непосредственную связь Тайной Вечери с голгофской жертвой: Христос «даде Себе измену (т. е. взамен) смерти, в ней же держими бехом, продани под грехом; и сошед крестом во ад, да исполнит Собою вся (т. е. чтобы наполнить все Собою), разреши болезни смертные (т. е. родовые муки смерти: образ, заимствованный из послания апостола Павла к Римлянам); и воскрес в третий день, и путь сотвори всякой плоти, еже из мертвых воскресением…»; «… остави же нам воспоминания спасительнаго Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь в нюже предаяше Себе за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя руки…» и следует описание установления Евхаристии, содержащее Установительные слова Христа над хлебом и над чашей; к последним добавляется: «Сие творите в Мое воспоминание», расширяемое словами из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам (11:25-26), произносимыми здесь от лица Самого Иисуса: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете».

 

43. Содержание рассказа о Тайной Вечере («Institutio») и молитвы Anamnesis.

СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ («INSTITUTIO»).

1 вариант:

Если говорить о содержании рассказа о Тайной Вечери, я бы начал сSANCTUS (Победную песнь… – Свят, Свят, Свят…), а точнее с post-Sanctus…

Иоанн Златоуст. Далее переход к повествованию об установлении Евхаристии осуществляется через конкретизацию спасения мира Отцом во Христе: «… Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный…». Пришествие Христа в мир и Его земная жизнь становятся высшим проявлением Божественного домостроительства («смотрения»): «Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив,…»; именно это служит отправной точкой для рассказа о Тайной Вечере: «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки…». Следуют Установительные слова Христа над хлебом и чашей (Institutio).

Василий Великий. Далее обычное для любой Анафоры повествование об установлении Евхаристии предваряется подробным изложением истории творения, грехопадения и спасения Богом падшего мира. Эта часть, как и предшествующая, почти целиком составлена из цитат, взятых из различных книг Ветхого и Нового Заветов. Здесь снова настойчиво подчеркивается откровение Отца через Сына: «… егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси, Иже есть сияние славы Твоея и начертание Ипостаси Твоея, нося же вся глаголом силы Своея, не хищение непщева еже быти равен Тебе Богу и Отцу: но Бог Сый превечный, на земли явися и с человеки споживе…»; «… и пожив в мире сем, дав повеления спасительная, оставив нас прелести идольския, приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца…». Тема домостроительства Отца через Сына постепенно подходит непосредственно к рассказу об установлении Евхаристии, но именно с указанием на непосредственную связь Тайной Вечери с голгофской жертвой: Христос «даде Себе измену (т. е. взамен) смерти, в ней же держими бехом, продани под грехом; и сошед крестом во ад, да исполнит Собою вся (т. е. чтобы наполнить все Собою), разреши болезни смертные (т. е. родовые муки смерти: образ, заимствованный из послания апостола Павла к Римлянам); и воскрес в третий день, и путь сотвори всякой плоти, еже из мертвых воскресением…»; «… остави же нам воспоминания спасительнаго Своего страдания сия, яже предложихом по Его заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь в нюже предаяше Себе за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя руки…» и следует описание установления Евхаристии, содержащее Установительные слова Христа (Institutio) над хлебом и над чашей; к последним добавляется: «Сие творите в Мое воспоминание», расширяемое словами из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам (11:25-26), произносимыми здесь от лица Самого Иисуса: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете».

2 вариант:

Слова Спасителя (установительные слова Таинства, слова установления – INSTITUTIO) священник произносит вслух: на Литургии Иоанна Златоуста – «Приимите, ядите…»; на Литургии Василия Великого – «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите…». Далее священник на Литургии Иоанна Златоуста тихо молится: «Подобне и Чашу по вечери, глаголя». И вслух: «Пийте от нея вси…». На литургии Василия Великого: «Подобне и Чашу от плода лознаго приемь, растворив, благодарив, благословив, освятив» (тихо). И вслух: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от нея вси…». Слова Спасителя при установлении Евхаристии и Его заповедь «Сие творите в Мое воспоминание» дают священнику основание приступить к священнодействию и возношению святых Даров. Священник молится на Литургии Иоанна Златоуста: «Поминающе убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая…»; на Литургии Василия Великого: «Сие творите в Мое воспоминание; елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедаете. Поминающе убо, Владыко, и мы…». У свт. Иоанна рассказ об установлении не содержит обычной для institutio других Анафор цитаты из Лк. 22, 19: «Сие творите в Мое воспоминание», хотя поминовение «заповеди» все же присутствует (вероятно, ссылка на пропущенную в institutio заповедь Лк. 22, 19). У свт. Василия рассказ об установлении заканчивается цитатой 1 Кор. 11, 24-26, причем слова ап. Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» – цитируется от Лица Самого Господа.

ANAMNESIS (Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся – Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш)

Анамнесис (констатация того, что евхаристическое приношение совершается в воспоминание спасительных страданий Христа, Его смерти и воскресения, а также в ожидании второго Его пришествия), который переходит в свидетельство о приносимой здесь бескровной жертве: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся…» (то есть мы, Божий народ, приносим дарованные Богом хлеб и вино как образ всей истории спасения мира во Христе; приносим Богу «всегда и повсюду»: «kata panta kai dia panta», калькированное на церковнославянский как «о всех и за вся», придающее в таком прочтении дополнительный смысл, хотя и правильный, но не первичный), которое сразу же продолжается выражением хвалы, благодарения и моления: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

2 вариант:

За возношением Святых Даров, во время пения «Тебе поем…» священник читает следующую часть евхаристической молитвы – на Литургии Иоанна Златоуста: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу… низпосли Духа Твоего Святаго …»; на Литургии Василия Великого – «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы, грешнии и недостойнии раби Твои…. И, предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа, Твоего, Тебе молимся и Тебе призываем…».

Переход от «анамнетической» (исторической) к «эпиклектической» (просительной) части анафоры – от воспоминания домостроительства спасения к прошениям о Дарах и о Церкви.

 

44. Содержание молитв Epiclesis и Intercessio.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ

О Миропомазании... Смысл и значение Таинства Миропомазания... Библейские основания Таинства Миропомазания...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типы анафор, причины множественности анафор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О Таинствах вообще
1. Ветхозаветное богослужение. 2. Таинства Православной Церкви. Что такое «Таинство», каковы условия совершения Таинств? 3. Опишите католическое учение о «тайносовершительной форм

О Евхаристии
29. Смысл и значение Таинства Евхаристии. 30. Библ. основания Таинства Евхаристии. 31. Установление Таинства Евхаристии. 32. Сравнение новозаветных рассказов о Евхаристии

О Браке
48. Смысл и значение Таинства Брака. 49. Как понимали брак древние иудеи? Как понимали брак древние римляне? Каковы различия в понимании значения брака в Православии и католичестве?

О Священстве
64. Смысл и значение Таинства Священства. 65. Библейские основания Таинства Священства. 66. Кто может совершать Таинство Священства; над кем оно может быть совершено? 67.

Ветхозаветное богослужение
Богослужение это внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах. Богослужение состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, делать то, что угодно Богу – веровать в Бога, над

Происхождение богослужения.
Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу, ведет свое начало с тех пор, как человек впервые узнал о Боге. Узнал же он о Боге тогда, когда, по сотворении человека

И православное отношение к нему
Есть существенная разница в том, как понимает таинства наша Церковь по сравнению с Западом. Протестантизм,незави­симо от сокращения числа таинств (только крещение и прича­щение ост

Священные облачения православных клириков
Священными одеждами называются те облачения, в которые священнослужители облекаются во время Богослужения и которые через богослужебное употребление свое делаются священными. Чт

Священные и церковные сосуды
ДИСКОС (греч. – круглое блю­до) – богослужебный сосуд, на котором полагается Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии по призывании Св. Духа претворяется в истинно

Смысл и значение Таинства Крещения
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, грех

Библейские основания Таинства Крещения.
Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам-апостолам. Во время одного такого явления Он

Митр. Макарий
Крещение Иоанна, самого Христа и учеников Его. Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки. Самым же делом Господь установил таинство Крещ

Установление Таинства Крещения. Место Таинства Крещения в ряду прочих Таинств
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, грех

Прообразы Таинства Крещения в Ветхом Завете.
Ветхий Завет содержит в себе не только пророчество о Мессии, но и прообразы Нового Завета. Таинство крещения является воссоединением человека с полнотой Церкви через жертву Христа в Духе Святом. Пе

Историческая связь Таинств Крещения и Евхаристии
Крещение – это Таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении его в воду и при призывании крестящим Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, грехов

Историческая связь Таинств Крещения и Миропомазания
Крещение – это Таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении его в воду и при призывании крестящим Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни

Совершение Таинства Крещения в разные исторические периоды (м.б. неполно)
Крещение – это Таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении его в воду и при призывании крестящим Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни

Институт оглашения и связанные с ним чинопоследования в ранней Церкви и в Византии
Оглашение связано с разъяснением основных истин христианства, изложенных в Символе веры, заповедях Божиих и молитве Господней. Оглашенным, т.е. получающим наставление в истинах веры, человек станов

Молитвы запрещений в чине оглашения.
Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечистых духов. Чтение их всегда было и ос­тается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого

Отречение от сатаны.
Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны. Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная прак­тика. Постановления Апостольские предписы

Сочетание Христу.
Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов ог­лашения. Первые упоминания о нем относятся ко II-III векам. Произ­носимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Еди­не

Совершение Таинств Крещения и Миропомазания в храме св. Софии Константинопольской в IX-X вв.
До нас дошел документ Константинопольской церкви в манускрипте VIII в. Называется этот манускрипт «Кодекс Барберини». И еще есть рукопись XI в. в Грото-ферратской библиотеке. Из эт

Смысл и значение Таинства Миропомазания
Миропомазание есть Таинство, в котором верующе­му, при помазании тела его священным миром, пода­ются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его в духовной жизни.

Библейские основания Таинства Миропомазания.
С самого начала совершения крещения было убеждение в том, что недостаточно креститься только водою, но должен быть низведен дар благодати Святаго Духа. 1. В Деяниях Апосто

Место Таинства Миропомазания в ряду прочих Таинств.
В Евангелии от Иоанна говорится: «В последний великий день праздника Иисус Христос возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки

Необходимые условия для совершения Таинства Миропомазания.
Кто может Совершать Таинство Миропомазания; когда и над кем оно может быть совершено? В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается че

Смысл и значение Таинства Покаяния
Таинство Покаяния – это благодатное священно­действие, в котором после принесения верующим раскаяния в грехах дается отпущение грехов мило­стью Божиею через посредство пастыря Церкви со­гласно обет

Установление Таинства Покаяния. Место Таинства Покаяния в ряду прочих Таинств
«Покаяние» – это славянский перевод греческого слова «μετάνοια», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние не только сознание

Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства
В Таинстве Покаяния христианину подается очище­ние от грехов, совершенных после Крещения. Каю­щийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице епископа или священника, по молитвам которо­го

Соотношение Таинства Покаяния с Литургией в древности и в настоящее время (ЧЕРНОВИК)
Церковь – вот цель и завершение таинств, и, конечно, Таинства исповеди. Другими словами, предназначение таинств – это устройство и совершение Церкви, а не просто освящение верующих как отдельных ли

Совершение и понимание Таинства Покаяния в разные исторические периоды
Главнейшей составной частью Таинства Покаяния является исповедь. В Древней Церкви было две формы исповеди: публичная и тайная. Публичное покаяние совершалось кающимся перед епископом в присутствии

Смысл и значение Таинства Евхаристии
Евхаристия (буквально: «благодарение») есть та­инство, в котором хлеб и вино предложения прела­гаются Духом Святым в истинное Тело и истин­ную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаю

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть
а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57); в) за

Библейские основания Таинства Евхаристии
Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов «приимите, ядите… пийте от нея вси… сие творите в Мое воспоминание…» Но еще задолго

Установление таинства Евхаристии
Евхаристия (буквально: «благодарение») есть та­инство, в котором хлеб и вино предложения прела­гаются Духом Святым в истинное Тело и истин­ную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаю

Беседа о Хлебе Небесном (Ин.)
(ранее 6, 15-21; п. 71) 22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учени

Кто может совершать Таинство Евхаристии; кто может приступать к Таинству
Совершать литургию может только правильно рукоположенный священнослужитель (то есть, имеет каноническое рукоположение, имеет правильное апостольское преемство) епископ или пресвитер. Диакон или дру

Евхаристия как Таинство Церкви
Евхаристия есть по преимуществу Таинство Церкви. По молитве всей Церкви, епископ или священник бла­гословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, кото­рые силою Святого Духа прелагаются в Тело и Кро

Связь Таинства Евхаристии с другими Таинствами
В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения, «так как без него человек не может соединиться со Спасите­лем, стать членом Христовой Церкви, принимать участи

Б. Византийская группа.
4. Литургия святого Василия Великого. 5. Литургия святого Иоанна Златоуста. 6. Литургия святого Григория Армянского. Из этих шести самостоятельных литургических типов три

Место и значение литургии Слова.
Литургия оглашенных в древней Христианской Церкви заключала в себе части богослужения, которые предшествовали молитвам верных, а именно: псалмопения, чтение писаний Ветхого и Нового Завета, пастырс

Историческое развитие священнодействий приготовления и принесения даров.
Проскомидия (приношение) появляется в церкви не сразу, но складывается постепенно. Если во времена древней христианской церкви престолу предстояло 20-30 христиан, и их можно было помянуть за литург

EPICLESIS (Призывание)
1 вариант: Иоанн Златоуст: За анамнесисом следует эпиклесис (призывание благодатного действия Божия), представляющий собой усердную молитву

Смысл и значение Таинства брака.
Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Хри

Установление института брака. Брак в Ветхом и Новом Завете. Брак как Таинство.
Таинство брака установлено Господом ещё в Ветхом Завете: «Не хорошо быть человеку одному. <…> Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть еди

Совершение Таинства Брака и Евхаристия (связь между ними)
Первые христиане не мыслят жизнь без Евхаристии и вне Евхаристии. Христианская жизнь начиналась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Евхаристия была полнотой, ко

Изменение чинопоследования Таинства Брака в исторической перспективе.
Чинопоследование венчания в своих основных чертах сложилось в IX-X веках и позже развивалось. Сохранилось много источников, позволяющих проследить это развитие. Сохранились полные рукописи: рукопис

Евангельское и апостольское чтение в чинопоследовании Таинства Брака, их толкование
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА Глава 5 20 Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 Повинуясь друг другу в страхе

Сформулируйте отношение Церкви к повторным бракам; разводам
Непрерывная каноническая и литургическая традиция Церкви утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости (1Кор. 7,9)

Сформулируйте отношение Церкви к второбрачию; смешанным бракам (дописать ответ)
Официальным условием церковного брака является союз веры – т.е. принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского, Карфагенского, Четвертого и Шестого Вселенских Соборов запр

Употребление вина и воды.
В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды и вина. Впервые об этом говорят рукописи ХII в. В древнехристианской церкви для освящения елея и воды сл

Смысл и значение Таинства Священства.
Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово (Правос

Здесь не говорится об иерархическом порядке, а говорится об онтологии священства. Оно есть особое призвание, благодатная жизнь, благодатное служение.
Некоторые протестантствующие богословы стремятся забыть об этой благодатной природе свя­щенства в христианстве. И забыть об этом иногда «хочется», потому что есть противоположная тенденция – предст

Священство в Ветхом и Новом Заветах.
Во все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми, необходимость особого, таинственного служения, которое несравнимо ни с чем другим. Для того, ч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги