Сформулируйте отношение Церкви к второбрачию; смешанным бракам (дописать ответ)

Официальным условием церковного брака является союз веры – т.е. принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского, Карфагенского, Четвертого и Шестого Вселенских Соборов запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

Это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно христианским. Можно ли стать «единым телом» во Христе без совместного причащения Его евхаристического Тела и Крови? Может ли брачная пара войти в Таинство брака – таинство, относящееся «ко Христу и Церкви», – не участвуя вместе в таинстве Божественной Литургии?

Слова апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7, 14) вероятнее всего относятся к браку, в результате которого один из участников обращается к правой вере, а не к тому, в котором член Церкви сочетается с человеком, Церкви не признающим.

Смешанный брак рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически не совместимо с принадлежностью к Церкви [2,35-37]. Если православный супруг хочет вернуться к евхаристической жизни, то должен расторгнуть сам свой брак. Выход замуж вообще за нехристианина считаются предательством Церкви, предательством Христа, и в древности влек за собой пожизненное отлучение от Церкви. И сейчас можно совершенно точно утверждать, что брак с нехристианами совершенно недопустим. Это измена Церкви и выход из нее. Сейчас смешанным браком называется брак между православным и католиком и православным и протестантом. В России такие браки допускались Священным Синодом. Было специальное постановление Синода допускающее такие браки, если православная сторона получит согласие неправославной воспитывать своих детей в Православии [1, 42].

См. вопрос 57.

1. Протоиерей Владимир Воробьев «Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг.

2. Протоиерей Иоанн Мейендорф «Брак в Православии».

 

59. Смысл и значение Таинства Елеосвящения.

Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит Благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеосвящения, вопреки распространенному ошибочному мнению, предлагается христианам не как «последнее напутствие» умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу Царства Божия, в «радость и мир» Святого Духа. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и, как следствие этого, исцеление от болезней. Об этом со всей ясностью и определенностью говорит ап. Иаков: «Болен ли кто из вас, – пишет он, – пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Однако, Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, в какой это по промыслу Божию необходимо для спасения болящего.

Последняя молитва в чине Елеосвящения – молитва, разрешительная от грехов. За человека, принимающего Таинство, «ходатайствует пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его, примилосердного, даровать немощному отпущение прегрешений и очистиь его совесть от всякой скверны». Поэтому и принято говорить о связи Таинства Елеосвящения с Таинством Покаяния.

Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к Благодатной Лозе – Господу И.Х., чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его жить по заповедям Божиим. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, не доступные обычному покаянию христиан.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но и в изменении его восприятия болезни, страданий и смерти. Если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе – единственное исцеление. Страдание стало подвигом, преображением. Оно стало знаком той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизни.

Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу.

«Живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14,7-8).

Наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. Человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже не нужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих.

Отличие Православного учения о Таинстве Елеосвящения от Католического и Протестантского.

Католики. Воззрение на Соборование или Елеосвящение у католиков сейчас фактически не отличается от православного.

Воззрение на соборование – как на последнее помазание, которое преподается только умирающим отринуто. Сейчас они вернулись к изначальному церковному новозаветному взгляду на Соборование, как на Таинство, которое преподается болящим, не умирающим.

Под очевидным влиянием католичества в XVIII-XIX вв. у нас тоже Соборование употреблялось преимущественно для людей, находящихся у порога земной жизни.

Лютеране. Определяют Таинства как «необходимые для христиан источники Благодати», хотя почему они необходимы спасающимся «одной верой», и какой вообще смысл должны иметь эти видимые священнодейства при отсутствии видимой Церкви? Протестантам ответить трудно. Они называют Таинства «печатями» и «знаками» обетований Божиих, необходимыми для усиления веры. Хотя вера возбуждается Словом и без них.

В «Апологии Аугсбургского исповедания» (1530) Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение «не установлены Богом и не могут называться Таинствами, хотя и могут быть употребляемы для напоминания о Боге перед простецами». Истинных Таинств три: Крещение, Причащение, Разрешение от грехов (последнее без видимого знака).

Кальвинизм. Два таинства – Крещение и Причащение.

 

60. Библейские основания Таинства Елеосвящения.

По свидетельству Св. Писания, Таинство Елеосвящения имеет Богоучрежденный характер. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных (Лев. 14, 15 – 18). Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» (Ис. 1, 5-6).

Божественные апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12-13). Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его и условия участия в нем: «Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во Имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и аще грехи будет сотворил, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитися друг за друга, яко да исцелеете, много бо может молитва праведнаго поспешествуема» (Иак. 5,14-16).

Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10,8). По этой заповеди действием Духа Святаго апостолы совершали Таинство Елеосвящения.

Молитва веры и помазание елеем во имя Господа составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека.

До VI в. больные призывали клириков домой. С VI в. предпочтение отдается храмам, т.к. тесно связано с Литургией и больницы строили при храмах. С XIII в. больницы при храмах не строят, Елеосвящение освобождается от связи со службами суточного круга: вечерни, утрени и Литургии. С XIV в. – обособление частей последования Елеосвящения от храмового богослужения. Вечерня опускается, песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения. Вновь возникает обычай совершать Таинство Елеосвящения в частных домах.

 

61. Условия совершения Таинства Елеосвящения. Кем и над кем оно может быть совершено?

Апостол Иаков, заповедуя болящему призывать пресвитеров для совершения Таинства, не указывает их числа. В Древней Церкви многие (много) пресвитеры совершали Таинство, но по необходимости совершал и один пресвитер. Особенно во времена гонений. В IV-VI вв. Таинство совершает один пресвитер, но была и практика совершения тремя пресвитерами.

В VII-VIII вв. входит обычай совершать Таинство семью пресвитерами (Св. Симеон еп. Фессалоникийский считает, что это символизирует 7 Даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (11,2) и семикратное обхождение Иерихона семью священниками В.З.), и после этого устанавливается следующее правило: общепринятое число совершения Т.Е. – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа.

Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.