рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления социологии М. Вебера

Работа сделанна в 2009 году

Основные направления социологии М. Вебера - раздел Государство, - 2009 год - Методы социологических исследований Основные Направления Социологии М. Вебера. Введение. Макс Вебер (1864 ...

Основные направления социологии М. Вебера. Введение.

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.

В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни. Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент.

Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда. Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия». Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу.

С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны. 2.2. Направления социологии М.Вебера. Социолог Макс Вебер утверждал, что необходимо изучать поведение отдельного человека, т.к. в нем отражаются все особенности общества, в котором он действует. Ни общество, ни народ, ни государство, ни экономика не могут совершать социальных действий, их совершают индивиды, чье поведение ориентировано на определенные социальные институты.

Категория «социальное действие» является центральной в социологии Вебера, которая получила название «понимающей социологии». Ученый должен не просто констатировать поступки людей, но и «понимать» их, т.е. проникать в контекст социальных взаимодействий, постигать смысл, который сами люди вкладывают в свои действия. Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1. Традиционный тип действия основан на обычае, привычке. 2. Аффективный тип связан с сильными, плохо контролируемыми индивидом эмоциями. 3. Ценностно-рациональный тип действия базируется на вере в безусловную этическую, религиозную, эстетическую и т.п. ценность определенного поведения независимо от возможности достичь успеха. 4. Целерациональный тип направлен к достижению цели, которую индивид ясно осознает и для достижения которой он выбирает соответствующие средства.

По мнению Вебера в истории западной цивилизации наблюдается последовательная рационализация социальных действий индивидов во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, науке, культуре, управлении, быте. Рационализируется также само мышление человека.

Перечисленные типы социального действия являются фундаментом различных вариантов легитимного господства, т.е. такого господства, которое признается законным со стороны управляемых индивидов. В истории, считает Вебер, встречается три основных типа господства: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство строиться на вере не только в законность, но и в священность существующей власти, т.к. она существовала всегда. Такой тип господства характерен для традиционных патриархальных государств.

Правители обладают там по отношению к подданным правами господ над слугами. Аппарат власти работает как расширенный «дом-семья» правителя и состоит из лично зависящих от господина служащих, родственников, друзей, вассалов. Назначение на должности происходит по принципу личной преданности правителю. Формальное право отсутствует, отношения во всех сферах общества основаны на личных связях. Власть не только опирается на традицию, но и ограничивается ею. Так, если правители нарушают традицию, то они становятся нелегитимными в глазах подданных и те считают возможным восстать против подобной власти.

Харизматическое господство построено на вере в необыкновенные свойства вождя. Харизма – это магические способности, пророческий дар, выдающаяся сила духа и слова вождя. Харизматический лидер призван выполнить в обществе особую миссию: спасти от катастрофы, открыть небывалые пути развития, основать новую религию.

Этой миссией и обосновано его право на послушание, веру и любовь. Данный тип господства опирается на аффективные социальные действия. Аппарат управления здесь также строится по принципу личной преданности вождю, решения принимаются иррационально, на основе озарения или личного примера правителя. В основе легального господства лежат целерациональные социальные действия. К этому типу господства Вебер относит современные ему государства Западной Европы и США. При таком типе господства человек подчиняется не другому человеку, а закону.

Основные характеристики легального господства: • Любая норма может быть определенным порядком введена как право и сней должны считаться все, в том числе и правители. • Право – это комплекс абстрактных законов, которые одинаково применяются к разнообразным конкретным случаям. • Правители – это вышестоящие исполнители определенных законом обязанностей в четко установленный период. • Управляемые являются свободными гражданами, подчиненными праву, а не подданными, обязанными подчиняться правителю.

Аппаратом управления при этом типе господства становится бюрократия, которую Вебер определяет как рациональную машину управления. Основные принципы бюрократического управления: 1. Руководство официальными делами происходит неизменными, стандартными методами. 2. Решения принимаются на основе формального права, а не на основе родственных или личных связей. 3. Служебные вакансии замещаются в соответствии с образованием и компетенцией претендентов.

Должности не являются личной собственностью чиновников и не могут быть проданы, подарены или переданы по наследству. 4. Средства для исполнения власти являются собственностью организации, а не личной собственностью функционера и он обязан отчитываться за средства и способы применения власти. 5. Процесс функционирования бюрократической организации построен на кругообращении документов.

Вебер подвергал бюрократию критике, т.к. она стремится выйти за отведенные ей в обществе рамки, за ее запаздывающую реакцию на быстрые социальные изменения. Но все же он полагал, что более совершенного инструмента управления человечество за всю историю не создало. Важным вкладом Вебера в социологию также было изучение влияния религиозно-этнических установок личности на ее хозяйственную деятельность. В отличие от Маркса, Вебер считал, что различные формы капитализма существовали в различных обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, в какое бы историческое время и в какой бы части света они не располагались, Эти «капитализмы» немецкий социолог определял как авантюрные, торговые, ориентированные на войну, государственное управление и связанную с ним наживу.

Особое место в истории занимает рациональный промышленный капитализм, который зарождается в Европе в XVI веке, во времена Реформации. Жажда наживы существовала у людей всегда, но при рациональном капитализме она реализуется не путем завоеваний, спекуляций и т.п а с помощью дисциплины, науки, накопления, которые ведут к безграничному росту производства.

Такая форма капитализма имеет место только в западной цивилизации. Вебер связывал ее с появлением протестантской религии. Протестантская этика предписывает верующим остерегаться мирских благ и следовать аскетическому образу жизни, добиваться максимального успеха в профессиональной деятельности, что дает ему чувство уверенности в своей избранности богом.

Такое поведение идеально совпадает с необходимыми для промышленного капитализма требованием рациональной организации производства, сохранения большей части прибыли для воспроизводства, а не для «прожигания жизни». 2.3. Вывод Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь сторонником марксистского подхода к решению проблем общества, он тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом». Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры.

Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений.

Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями.

По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом. Идеи Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической мысли Запада.

Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития. Тема III. «Культура, социальный контроль и девиантное поведение». 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методы социологических исследований

Материальная и духовная культура 12-3. Основные элементы культуры. 13-4. Вывод. 14 Тема IV. «Социальная структура общества и социальная… К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод… В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения.Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления социологии М. Вебера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность метода наблюдения
Сущность метода наблюдения. Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т

Классификация наблюдений
Классификация наблюдений. Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:  По степени формализованности процедуры  По степени участия наблюдателя в исследо

Достоинства и недостатки метода наблюдения
Достоинства и недостатки метода наблюдения. Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков. Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь ис

Определение и основные элементы культуры
Определение и основные элементы культуры. Ведение Культура может быть определена как поведение, спе¬цифическое для Homo sapiens, и как совокупность матери¬альных объектов, используемых в качестве н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги