«ДАО-ДЭ ЦЗИН» - раздел Государство, «Дао-Дэ Цзин»
«Дао-Дэ Цзин»...
«ДАО-ДЭ ЦЗИН»
«ДАО-ДЭ ЦЗИН»
——————————————————————————————————
Перевод, вступительная статья и комментарии В. В. Малявина
<Вступительная статья>
Для чего еще один перевод хорошо известного китайского канона? Главная причина, конечно, личная. «Дао-Дэ цзин» стал для меня самым потрясающим… Разумеется, такое понимание не дается легко и быстро. Сам Лао-цзы, как и… Другая версия жизнеописания Лао-цзы отождествляет его с неким мудрецом по имении Лао Лай-цзы, тоже уроженцем царства…
Мировое Всё невозможно опознать и о нем нечего сказать — ведь от него нельзя отстраниться. Отсюда свойственная даосским авторам апология незнания и… Для Лао-цзы (как и для Конфуция) не существует словесного образа… Как ни странно, старейший китайский мудрец не проповедует истин, которые следует познавать и понимать. Если он и учит…
Как мы уже видели, свойства даосского Пути предполагают свой собственный предел, свою противоположность: сокрытие должно само сокрыться и стать… Главное понятие Лао-цзы — «таковость» (цзы жанъ) всего сущего — особенно… Гениальность Лао-цзы — в его понимании бытия как со-бытийственности, внеметафизической цельности, которая предстает…
Вот почему в нем есть совершенство.
Низшее совершенство хочет совершенства,
Вот почему в нем нет совершенства.
Небо, обретя единое, стало чистым;
Земля, обретя единое, стала покойной;
Духи, обретя единое, стали божественными;
Слабость — это применение Пути.
Все вещи в мире исходят из сущего,
А сущее исходит из отсутствующего.
и претворяют его.
Обычные люди, узнав о Пути, отчасти следуют ему,
отчасти нет.
Одно рождает Два,
Два рождает Три,
А Три рождает всю тьму вещей.
Невещественное войдет в то, что не имеет пустот.
Так узнаем, что от недеяния есть выгода.
Учение без слов, выгоду недеяния
Что дороже: жизнь или богатство?
Что хуже: иметь или потерять?
Вот почему кто многое любит, тот много потратит,
Но польза его беспредельна.
Великая наполненность кажется пустой,
Но польза ее неистощима.
Верховых лошадей отводят унавоживать поля.
Когда в мире нет Пути,
Боевых коней растят на дальних заставах.
Не открывая окна, можешь узреть Небесный Путь.
Чем дальше уходишь, тем меньше узнаешь.
Вот почему премудрый человек
Посвящать себя Пути — значит каждый день терять.
Потеряй и еще потеряй — так дойдешь до недеяния.
Ничего не будешь делать — и все будет делаться.
Его помышления таковы же, как помышления всех.
Тех, кто добр, я считаю добрыми,
Тех, кто недобр, я тоже считаю добрыми:
Товарищей по жизни — три из десяти,
Товарищей по смерти — три из десяти.
Жизнь свою в смерть обращающих — тоже три из десяти.
Вещество придает им формы, сила обстоятельств их завершает:
Вот почему все вещи почитают Путь и ценят Совершенство.
Путь почитают и Совершенство ценят не по приказу:
Его можно считать Матерью вселенной
Тот, кто постигает мать, чтобы знать ее дитя,
И познает дитя, чтобы держаться за мать,
Боялся бы только сбиться с него.
Великий Путь так ровен, так широк,
Но люди любят кривые тропинки.
Того, кто крепко обнимает, нельзя оторвать:
Тому дети и внуки не перестанут приносить жертвы.
У того, кто это пестует в себе, совершенство
Подобен новорожденному младенцу:
Ни скорпионы, ни осы, ни змеи его не ужалят,
Хищные птицы и дикие звери его не схватят.
Говорящий не знает.
Завали дыры,
Затвори ворота,
На войне применяй хитрость
И посредством бездействия завладевай Поднебесной.
Отчего мне известно, что это так?
Люди просты и добродушны.
Когда миром правят придирчиво-строго,
Люди хитры и коварны.
Нет ничего лучше, чем быть бережливым.
Кто умеет беречь, первым изготовится.
Первым изготовиться означает копить Совершенство.
что варить мелкую рыбу.
Если мир упорядочивать посредством Пути,
Злые духи лишатся власти над душами.
Средоточие мира, Сокровенная Родительница мира.
Самка всегда одолеет самца покоем, и, покоясь,
пребывает внизу.
Сокровищница для добрых людей и убежище
для недобрых.
Красивыми речами можно торговать,
Делай, не делая.
Находи вкус там, где вкуса нет.
Находи большое в маленьком и многое в малом.
Что еще не проявилось, то легко упредить.
Что хрупко, то легко разбить.
Что мелко, то легко рассеять.
Не желали с его помощью просветить людей,
А применяли его так, чтобы сделать людей простодушными.
Людьми трудно управлять оттого, что они много знают.
Что они расположены ниже всего.
Вот так они владеют ручьями в горах.
Посему премудрый человек, желая быть над людьми,
ни на что не годен.
Да, велик — и оттого как будто ни на что не годен!
Будь он для всего пригоден, давно бы уже измельчал.
Умеющий сражаться не дает волю гневу.
Умеющий одерживать победу над противником
не борется с ним.
«Я не смею быть хозяином, а лучше буду гостем.
Я не смею продвинуться на вершок, а лучше
отступлю на шаг».
И очень легко исполнить.
Но никто в мире не может их понять,
Не может их исполнить.
Не знать, а думать, что знаешь — это болезнь.
Только тот, кто знает свою болезнь,
способен не быть больным.
Придет великая гроза.
Не стесняй людей в их жилищах,
Не причиняй вред жизни других.
Тот, кто смел в скромности, будет жить.
Из этих двух одно полезно, другое вредно.
Небо чего-то не любит — кто знает тому причину?
Как можно запугать их казнями?
Если сделать так, чтобы люди всегда жили в страхе
перед смертью,
Вот отчего голодают люди.
Людьми трудно управлять оттого, что верхи деятельны.
Вот отчего ими трудно управлять.
Умирая, он тверд и напряжен.
Когда все вещи, трава и деревья, живут, они мягки и гибки.
А умирают они сухими и жесткими.
Верхний край надо опустить вниз,
Нижний край надо поднять вверх.
Если слишком длинно, укоротить,
Но вода лучше всего побеждает то, что прочно и твердо,
Ибо ничто не может ее изменить.
То, что слабое одолеет сильное, а мягкое — твердое,
Непременно остается обида.
Как можно счесть это благом?
Вот почему премудрый человек держит левую часть
Пусть у людей будут десятки и сотни орудий,
Но пользы от них искать не нужно.
Пусть люди будут почтительны к смерти
Ласкающие слух речи не правдивы.
Добрый человек не искусен в спорах.
Тот, кто искусен в споре, — не добрый человек.
Новости и инфо для студентов