рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура как социально-психическое явление

Культура как социально-психическое явление - раздел Государство, Культура и власть. Философские заметки Люди Каждого Последующего Поколения Начинают Свою Жизнь В Мире Предметов, Явл...

Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов, явлений и понятий, созданных и накопленных предшествующими поколениями. Участвуя в производственной и общественной деятельности, они усваивают богатства этого мира и таким способом развивают в себе те человеческие способности, без которых окружающий мир им чужд и непонятен. Даже членораздельная речь формируется у людей каждого поколения лишь в процессе усвоения ими исторически сложившегося языка, не говоря о развитии мышления. Никакой, даже самый богатый личный опыт человека не может привести к формированию отвлеченного логического, абстрактного мышления, потому что мышление, как и речь у людей каждого последующего поколения, формируется на основе усвоения ими уже достигнутых успехов познавательной деятельности прежних поколений.

Наука располагает многочисленными достоверными фактами, доказывающими, что дети, с самого раннего детства изолированные от общества, остаются на уровне развития животных. У них не только не формируются речь и мышление, но даже их движения ничем не напоминают собой человеческие; они даже не приобретают свойственной людям вертикальной походки. Известны и другие, по существу, обратные примеры, когда дети, принадлежавшие по своему рождению к народностям, пребывающим на первобытном, т. е. дородовом уровне развития, с пеленок попадали в условия высокоразвитого общества, и у них формировались все способности, необходимые для полноценной интеллектуальной жизни в этом обществе [11, 415].

Все эти научно зарегистрированные факты свидетельствуют о том, что человеческие способности не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в особой, существующей только в человеческом обществе форме — в форме внешних явлений, в форме явлений материальной и духовной культуры. Каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, мало иметь то, что дает природа. Нужно овладеть еще и тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества [11, 414].

Процесс усвоения человеком культуры, в том числе языка, мышления, трудовых навыков, правил человеческого общежития и многого другого, что входит в культуру, совпадает с процессом формирования психики человека, которая суть явление социальное, а не биологическое. Поэтому здесь было бы точнее вести речь не о культуре, а о психике людей. Однако последнее невозможно. Психика людей эволюционировала во времени, а поэтому она, как и культура, является категорией исторической. Изучать психику ушедших из жизни людей невозможно, хотя современная этнология отчасти восполняет этот пробел, а культура прошлых эпох оставила материальные (книги, строения, орудия производства и т.п.) и духовные (предания, обряды, традиции и т. д.) следы, по которым можно составить научно-обоснованную систему взглядов на развитие человеческого общества. Но все же, ведя речь о культуре, нельзя упускать из виду тот факт, что за ней кроется психика людей — продукт общественного развития и мощнейшее средство воздействия на природу, в том числе и на само человеческое общество.

Главный итог усвоения культуры состоит в том, что у человека формируются новые способности, новые психические функции. В результате обучения у человека развиваются физиологические органы мозга, которые функционируют так же, как и обычные морфологически постоянные органы, но являются новообразованиями, отражающими процесс индивидуального развития. «Они-то представляют собой материальный субстрат тех специфических способностей и функций, которые формируются в ходе овладения человеком миром созданных человечеством предметов и явлений — творениями культуры» [11, 421]. Продукты исторического развития человеческих способностей не просто даны человеку в воплощающих их объективных явлениях материальной и духовной культуры в виде, готовом для усвоения, а лишь заданы в них в виде кодов, например, звуками в речи или буквами в письменности. Чтобы овладеть этими достижениями и сделать их своими возможностями, инструментами, ребенку нужен наставник, учитель. В процессе общения с ними ребенок обучается. Таким образом, процессы усвоения культуры и формирования психики — суть воспитания. С прогрессом человечества воспитание усложняется, становится продолжительнее. «Эта связь между общественным прогрессом и прогрессом воспитания людей является до такой степени тесной, что по общему уровню исторического развития общества мы безошибочно можем судить об уровне воспитания и, наоборот, по уровню развития воспитания — об общем уровне экономического и культурного развития общества». Связь между воспитанием, культурой и психикой настолько прочная и важная, что к ней неизбежно придется еще вернуться, сделав здесь самые общие замечания [11, 423].

2.2. Культурно-историческая психология[2]

В современной психологии существует несколько концептуальных подходов к решению существующих в этой науке проблем. Один из них — культурно-историческая психология, основателем которой является знаменитый российский психолог Л.С. Выготский [12]. Согласно его замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например, бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Поэтому познание психики наиболее рационально в ходе реальной практической работы психолога, например, на поприще педагогики или лечебной практики, или психологической поддержки работником особо ответственных профессий, связанных с риском для жизни больших масс людей и т. д.

Основой культурно-исторической теории Л.С. Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Например, память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой являются различные мнемотехнические приемы и средства, т. е. особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, культурации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей (например, речь, мимика, жесты и т. д.) и даже человека к самому себе. Когда человек пытается овладеть своим поведением, а значит, овладеть своей психикой, то он в это время «изготавливает» особый знак, который затем выступает в качестве средства организации действия по овладению человеком своей психикой.

Вот как оценил культурно-историческую психологию американский психолог Майкл Коул в своей книге «Культурно-историческая психология. Наука будущего»: «Направление, разрабатывавшееся Львом Выготским, Александром Лурия и Алексеем Леонтьевым, не собиралось стать ни отдельной ветвью, ни особым подходом. Оно было задумано как разрешение "кризиса в психологии", как общая психологическая рамка, внутри которой различные традиционные подобласти психологии представали как сферы разделения труда, а не конкурирующие подходы к одному и тому же объекту исследования. Их формулировка культурно-исторической теории и связанная с ней методология никоим образом не были независимым изобретением, выношенным в полной изоляции. Л.С. Выготский и его коллеги были широко начитаны в современной им психологии, переводили и писали предисловия к трудам Д. Дьюи, У. Джеймса, П. Жане, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Л. Леви-Брюля, Э. Дюркгейма, гештальт-психологов и многих других. Одновременно они сделали (по крайней мере, в то время) то, чего не сделали другие: узаконили культурную психологию, которая могла вобрать в себя обе стороны психологии В. Вундта. Принятая ими методология позволяла теоретически осмыслить различные области социальной практики и снискать социальную поддержку» [13, 50].

Сам М. Коул разработал направление в психологии, которое было им названо культурно-исторической теорией деятельности [13, 128], т. е. выбрал тот аспект, которым особо плодотворно до него занимался профессор Московского университета А.Н. Леонтьев. «Центральный тезис русской культурно-исторической школы состоит в том, — пишет М. Коул, — что структура и развитие психических процессов человека порождаются культурно опосредованной исторически развивающейся практической деятельностью» [13, 131]. Последние два слова в этой фразе являются ключевыми.

Как писал А.Н. Леонтьев, «анализ деятельности составляет и решающий пункт, и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общественного сознания — это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений. В изучении индивидуальной психики — это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого из них» [14, 23].

Деятельность — не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций.

В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.

Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. Основной характеристикой деятельности является ее предметность [14, 81—84].

Мышление формируется вследствие особого психического процесса — интериоризации. Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются (делаются словесными), сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

Возникает сознание — отражение субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание, т. е. индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальной основой. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений. Сознание — не биологическая функция мозга, сознание порождается обществом, оно производится [14, 95—98].

Мышление — это внутренняя деятельность. Внутренняя деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет двустороннюю связь с ней. Переходы внешней деятельности во внутреннюю и наоборот возможны благодаря общности строения двух видов деятельности.

Понятие деятельности неразрывно связано с понятием мотива.

Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. подчиненный сознательной цели. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно, способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев назвал операциями. Действия соотносимы с целями, операции — с условиями [14, 101—107].

Деятельность индивида всегда предметна. Предметная деятельность порождает чувственные образы — эту всеобщую форму психического отражения. Чувственные образы качественно преобразуются в значения, являющиеся важнейшими «образующими» человеческого сознания. Хотя носителем значения является язык, но не он творец значений. В значениях представлена интериоризованная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

На ранних этапах общественного развития, когда еще сохраняется общность мотивов деятельности участников коллективного труда (скорее, борьбы за выживание), значения, как явления индивидуального сознания, находятся в отношениях прямой адекватности, что показано современной этнологией. Это отношение, однако, не сохраняется. Оно разлагается вместе с разложением первоначальных отношений людей к материальным условиям и средствам производства, возникновением общественного разделения труда и частной собственности. В результате общественно выработанные значения начинают жить в сознании людей как бы своей жизнью. Это обстоятельство ставит психологию перед необходимостью различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае А.Н. Леонтьев вводит представления о личностном смысле — еще одной «образующей» сознания, которая определяет пристрастность человеческого индивидуального сознания [14, 140—145].

Осознание индивидом явлений действительности может происходить только посредством усваиваемых им извне «готовых» значений — знаний, понятий, взглядов, которые он получает в общении. Это создает возможность внесения в его сознание, навязывания ему искаженных или фантастических представлений и идей, в том числе таких, которые не имеют никакой почвы в его реальном, практическом жизненном опыте. Лишенные этой почвы, они обнаруживают в сознании человека свою шаткость; вместе с тем, превращаясь в стереотипы, представления и идеи, как и любые стереотипы, способны к сопротивлению, так что только серьезные жизненные конфронтации могут их разрушить. Но и их разрушение не ведет еще к устранению дезинтегрированности сознания, его неадекватности, само по себе оно создает лишь его опустошение, способное обернуться психической катастрофой. Необходимо еще, чтобы в сознании индивида осуществилось перевоплощение субъективных личностных смыслов в другие, адекватные им значения.

Индивид не просто «стоит» перед «витриной» покоящихся на ней значений, среди которых ему остается только сделать выбор. Если индивид в определенных жизненных обстоятельствах и вынужден выбирать, то этот выбор делается не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются [14, 154, 155].

Культура реально существует лишь в своей концептуализированной форме. Ее носители — это, конечно, конкретные люди, каждый из которых частично ее усваивает; в них она персонифицируется и индивидуализируется, но при этом она образует не личностное в человеке, а то, что, напротив, является в нем безличным, как, например, общий язык, знания, предрассудки, мода и т. п.

Человек ребенком вступает в жизнь лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, а личностью становится лишь в качестве субъекта общественных отношений в процессе своей деятельности, т. е. личность человека так же, как и его сознание, порождается деятельностью, личностью не рождаются, личностью становятся. Поэтому никто не говорит о личности младенца, несмотря на его ярко выраженную морфологическую индивидуальность. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и индивидуального развития человека [14, 169—173].

Личность изменчива, как и сама жизнь, и вместе с тем она сохраняет свое постоянство. Устойчивость личности человека выдвинула проблему «я» в качестве особой проблемы психологии личности.

Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но тех отношений, которые реализуются в процессе деятельности человека, точнее, совокупности его разнообразных деятельностей.

В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения, которые характеризуются их «отвязанностью» от состояний организма. Эти иерархии деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Узлы, соединяющие отдельные деятельности, завязываются в той системе отношений, в которые вступает субъект [14, 182—186].

Развитие, умножение видов деятельности индивида не просто приводят к расширению их «каталога». Одновременно происходит их центрирование вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие.

За соотношением деятельностей стоит соотношение мотивов, а мотивы определяются потребностями, что и приводит к необходимости анализа последних.

Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека [14, 188—195].

Таковы основные идеи теории Леонтьева, к которым мы неоднократно будем возвращаться.

Теперь можно сформулировать первую задачу исследования: изучение формирования деятельности разных народов и влияния деятельности на сознание людей и культуру народов. Еще в XIX в., начиная с Александра Гумбольдта, если не раньше, было известно, что на так называемый национальный характер народа, что, на наш взгляд, есть грубый слепок с культуры народа, влияет географическая среда. Да, действительно, географическая среда на ранней стадии развития человеческого общества заставляет людей к ней приспосабливаться и тем самым навязывает вполне определенную деятельность, которая и формирует сознание людей, а в ходе поколений и культуру народа. Но с развитием производительных сил народы меняют географическую среду, самый яркий пример — это Нидерланды. Когда географическая среда приспособлена человеком к своим нуждам настолько, что перестает оказывать воздействие на его деятельность, то на первое место выступают другие виды деятельности, и именно они начинают формировать сознание людей наряду с традиционной культурой. Это означает, что влияние географической среды на культуру народа — это исторически преходящая частность, а деятельность людей — это непреложный закон психологии, справедливый всегда. Поэтому надо проследить смену видов деятельности народа на протяжении всего периода его существования для того, чтобы выявить механизмы формирования его культуры и предложить способы позитивного влияния на культуру людей путем целенаправленного изменения их деятельности.

Цель настоящего исследования — не изучить все в деталях, а как во всяком философском осмыслении, выявить главные закономерности, тенденции с тем, чтобы искать решения интересующих нас проблем не по всему полю, а на определенной полосе, много меньшей площади, чем все поле. Для этих целей культурно-историческая психология является очень полезным инструментом.

Однако есть еще одна возможность сделать выводы более надежными. Известно, что природа психики социальна, а это означает, что индивидуальное сознание человека на самом деле является огромным множеством взаимодействующих между собой элементов. Свойства множеств взаимодействующих элементов изучает особая наука — синергетика. На примерах столь разных объектов, как реакции химических веществ, волновые физические процессы, поведения популяций биологических организмов, демографические процессы в обществе, экологические проблемы, и многих сотен других объектов самой разной природы, а главное — на основе компьютерного моделирования систем нелинейных уравнений синергетика выявила общие закономерности поведения сложных систем. Синергетика, стремительно завоевывающая признание в научном мире, уверенно выходит за рамки концепции, и многими учеными уже признается не только как теория самоорганизации, но и как новая методология, новая парадигма, новое мировоззрение, поскольку охватывает вопросы эволюции Вселенной, генезиса и функционирования сложных био- и социосистем, становясь, по сути, теорией бытия [15, 96]. Конечно, у психики могут и даже должны быть свои особенности, так как это самый сложный для синергетики объект исследования, но спрашивается, почему наиболее общие закономерности, представляющие интерес именно для философского обобщения, в психологии и в теории деятельности, в частности, должны быть принципиально иными, чем те, которые синергетике уже хорошо известны? Скорее всего они в основных чертах те же самые (см. ниже). Тогда получается следующая картина. Те области науки, где эксперименты можно поставить очень точно (что позволяет вскрыть механизмы процессов, протекающих во множествах взаимодействующих между собой элементов), используются для выявления общих законов синергетики, а затем эти общие законы применяются для дополнения, уточнения или дополнительной аргументации выводов психологов. Конечно, всякие переносы чреваты ошибками и требуют большой осторожности, но философское осмысление нуждается в столь общих чертах, что ошибка кажется маловероятной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура и власть. Философские заметки

На сайте allrefs.net читайте: "Культура и власть. Философские заметки"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как социально-психическое явление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Центра общественных наук при МГУ Ю.М. Осипов
Оглавление Введение............................................................................... 11 Литература..............................................................

Часть II Нидерланды
О народе Нидерландов надо писать не в прозе, а стихами. Судите сами: крохотная страна, около 40% территории которой отвоевано у моря и которая лежит ниже уровня мирового океана [1, 16], является тр

Поверхностные и грунтовые воды
Реки Нидерландов очень полноводны. Годовой сток достигает 110 млрд м3. Сток грунтовых вод составляет половину поверхностного. Особое место занимает Рейн, на долю которого приходится 70 м

Грунты. Торфяники
Плодородие лессов и низкое плодородие песчаных грунтов вряд ли требуют комментариев. Более важно знать особенности торфяников (столь распространенных в Нижних странах), обнаруживающиеся при их испо

Заселение лёссов и валов
Самые первые стойбища охотников в Нижних странах существовали уже около 250 тыс. лет назад. Но ледниковые периоды не позволили людям остаться здесь надолго. Полагают, что многочисленные стойбища лю

Заселение песчаных грунтов
Приблизительно в 3500 г. до н. э. в Нижние страны пришли новые колонисты, на этот раз из Северной Германии и Южной Скандинавии. Обосновавшись в средней и северо-восточной частях Нидерландов, они за

Крестьянское хозяйство
Многочисленные следы полей железного периода были обнаружены на песчаных почвах — главным образом благодаря аэрофотосъемке — в Дренте, Гронингене и Гулдере. Они занимают участки в 100—150 акров, ра

Покорение Галлии
В середине I в. до н. э. римские владения поглотили кельтские территории в Галлии. Юлий Цезарь, в 54 г. до н. э. возглавлявший римскую провинцию на территории нынешнего Прованса на юго-востоке Фран

Распад империи
В конце II в. отчетливо проявилась опасная для Рима тенденция: римляне стали избегать военной службы. Поэтому приходилось привлекать наемников во вспомогательные войска из числа членов союзных плем

Сельское хозяйство и ремесла
К северу от устья Рейна, на песчаных грунтах, в течение II в. произошли изменения: были ликвидированы кельтские поля и одновременно возникли больших размеров и более тщательно структурированные пос

Торговля
В конце железного периода и в начале романского периода существовали региональные места обмена излишков продукции земледелия, полученных на сухих песчаных почвах, на животноводческую продукцию, пос

Положение в регионе на завершающем этапе римского господства
Производство продукции сельского хозяйства к юго-западу от Рейна отставало от потребностей армии и администрации Римской империи. Начиная приблизительно с конца II в. и определенно в III в. римляне

Романизация германцев
Экспансия Римской империи внешне выглядела исключительно как захват, но в глубине протекал очень важный процесс окультуривания местных племен. До прямого захвата территории Нижних стран римляне уст

Фризы. Восхождение
Фризы, располагаясь к устью Рейна ближе, чем саксы или англы, оказались в очень выгодном положении для посреднической торговли. Кроме того, фризы не раз давали отпор римлянам и заставили с собой сч

Англы и саксы
О ранней истории англов известно мало. Археологи еще не нашли местожительства англов, но на берегу Северного моря на Ютландском полуострове обнаружены поселения народа, который жил небольшими земле

Морское судоходство и торговля
Переселению англов и саксов на Британский остров немало способствовали фризы, которые были лучшими мореходами тех времен в Североморье. Недаром часть фризов тоже переселилась вместе с англосаксами.

Торговля
Экономическая рыночная структура с высокой степенью дифференциации и специализации производства и сферы обращения, внедренная Римской империей в Нижних странах, исчезла с ее распадом. Но в VII и VI

Сельское хозяйство
В Средние века были два периода, в течение которых земледелие Нижних стран радикально менялось: VIII—IX вв. и XI—XIII вв. В VIII—IX вв. было развито скотоводство: свиньи, крупный рогатый скот, овцы

Фризы. Расцвет
Фризы, оказавшись с конца VIII в. в составе Франкской империи, были вынуждены принимать христианство. У них существовал культ плодородия. Особенно почиталась богиня плодородия Фрейя. Один из дней н

Торговля
В Средние века достигла расцвета древняя фризская торговля, существовавшая и в античное время. Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кв

Фризы. Общественное устройство
Вскоре после начала II тысячелетия Фрисландия попала в феодальную зависимость от Брюнонов. Однако последние были не в состоянии распространить свою власть на Фрисландию и присоединить ее на деле, н

Право собственности
Первая хартия гарантировала фризам четкие права на их недвижимость. Третья и четвертая хартии излагали эти права более детально. Семья имела абсолютные права на землю. Личная власть над семейной зе

Свобода фризов
Понятие о свободе у фризов со временем менялось и представления о свободе IX и XV вв. совершенно различны. В VI части «Фризской правды» описано одно из условий потери свободы. Если женщина была зам

Общественная организация
Основой фризского общества, средоточием его вольнолюбивых устремлений была сельская община с ее самоуправлением, в течение столетий сопротивлявшаяся натиску светских и церковных феодалов.

Административное и общественное управление
Представителями графа на местах были шерифы — низкопоставленные служащие, обязанные следить за состоянием гидротехнических сооружений и пресекать правонарушения на территории, занимаемой этими соор

Права наследования
Согласно «Зеландской хартии» от 1290 г., правом наследования у фризов был майорат: лен должен был быть наследован старшим сыном, если же у отца были и младшие сыновья, то старший давал своим братья

Голландия
В позднее Средневековье изменившиеся условия жизни дали новые импульсы развитию сельского хозяйства. Почвы истощались, и приходилось перебираться на новые места. И хотя леса были редкими, им наноси

Сельское хозяйство
Характерным для XI—XIII вв. нововведением стало использование торфа в качестве удобрения на сухих песчаных почвах. Навоз смешивался с компостированной травой ( или вереском, или с торфом). При этом

Распашка торфяников
Как менялась деятельность людей и как она формировала их сознание, видно на примере освоения торфяников. До IX в. Западно-Нидерландская приморская область состояла из череды широких прибре

Плотины и польдеры
А тем временем природная среда в XII—XIII вв. продолжала меняться. Эрозия морского берега стала угрожающей. В устьях Мааса, Ваала и Лека вода стала идти вспять. Устье Старого Рейна засыпало песком,

Специализация производства
Проявились две тенденции. Часть населения, следуя качественным изменениям почв, занялась скотоводством, в результате чего возник новый тип хозяйства. Крестьянские хозяйства сконцентрировались на пр

Рост городов
Процесс урбанизации Нижних стран в Средние века не может быть понят на основе изучения возникновения и роста одних только городов. Не существует центра без периферии. Урбанизация — это процесс дифф

Голландия, Зеландия, Брабант
В Голландии, в отличие от Фрисландии, правил принц (ранее граф), но его права были ограничены, и уже в XII—XIII вв. права принца и народа были точно определены. В обществе, где подавляющее большинс

Бургундский период
Во второй половине XIV в. политический статус Нижних стран претерпел значительные изменения: иностранные династии заменили отечественные, и Нижние страны оказались в составе Бургундии — буферного г

Торговля
В раннее Средневековье Нижние страны были посредниками в торговле между Англией, Скандинавией и Германией. Объемы торговли были ограниченными. По мере роста важности торговли рейнские города устано

Реформация церкви и ее предтечи
Уже в XIV в. на побережье Нижних стран сложились капиталистические принципы хозяйствования. Но североморская культура населения постоянно сталкивалась с навязывавшимся извне феодальным влиянием. Ка

Герард Грооте и братства совместной жизни
Герард Грооте родился в Девентере в 1340 г. в семье видного городского советника. Его обучение в школе началось в родном городе, а затем продолжилось в Аахене и Кельне. Позже он три года учился фил

Монастыри
Особенно старались напакостить братствам монахи-доминиканцы. Их атаки были очень опасны. Пришлось последовать совету Грооте и ради защиты Христианского возрождения построить в 1386 г. монастырь в В

Вессель Гансфорт
Сильное влияние на развитие и распространение идей христианского ренессанса оказал Вессель Гансфорт. Лютер после того, как прочитал книги Гансфорта, писал о нем в 1522 г. так: «...человек выдающихс

Движение Христианского возрождения
Итак, движение Христианского возрождения в разные периоды своей истории (1380—1520) состояло из трех главных ветвей: братств, школ и монастырей. Большой вклад этого движения в подготовку Реформации

Смена династии
Герцогиня Мария вышла замуж за Максимилиана Австрийского, сына императора Святой Римской империи, что привело к смене династии, претендовавшей на власть в Нижних странах. Спустя 5 лет после брака М

Противоборство с Карлом V
Непрерывные, систематические противоречия между центральной феодальной властью и местными капиталистическими институтами вылились в скрытый, но всегда существовавший конфликт между представителями

Конец монархии
Всего лишь несколько лет спустя после восшествия на престол короля Филиппа проявились первые явные признаки Великой нидерландской революции — самого важного этапа истории Нидерландов, — которая нач

Фризы. Упадок
Существенное замедление развития Фрисландии произошло в период «фризской свободы» 1345—1498 гг. Одной из важных причин этого явления было то, что мы называем коррупцией. Начиная с XIV в. п

Часть III Португалия
Во II в. до н.э. весь Пиренейский полуостров был завоеван и включен в состав Римского государства. Влияние культуры Древнего Рима было очень сильным, и христианство — государственная религия Римско

Независимость Португалии
Сын Энрике Афонсу Энрикеш в 18-летнем возрасте начал править той частью Португалии, которая находится между реками Дору и Миньо, в 1128 г., а закончил в 1185 г., продвинув свои границы до реки Тежу

Север страны
До начала активной фазы Реконкисты с середины XI в. до середины XII в. территория Португалии сохранялась и была равна приблизительно 42 тыс. км2. Она была удивительно однородна по климат

Юг страны
На арабском юге, где преобладает засушливая равнина, население расселялось не равномерно, а по большим городам и деревням, что было непривычно для северян. Экономическая деятельность базир

Феодальные отношения
Вассалитет, как институт, был установлен в Португалии в XIII—XV вв. Вначале королевские пожалования не могли переходить по наследству, но с течением времени наследование стало общепринятой практико

Торговля и ремесла
В 1293 г. король утвердил систему страхования всех судов, загрузившихся в Португалии или зафрахтованных португальскими купцами для заграничного плавания. Часть собранных сумм хранилась во Фландрии,

Администрация и кортесы
Управление страной из единого центра требовало создания многочисленного аппарата чиновников. С конца XIII в. роль центра в Португалии нарастала. Уже в XIV в. чиновники центрального правительства бы

Начало заморской колонизации и торговли
В начале XV в. в Португалии сложилась непростая обстановка. Маврские корсары продолжали совершать набеги на побережье Португалии из своих портов на северо-западе Африки, а португальское воинство бы

Всепроникающая королевская власть
Безответственное правление Афонсу V (1438—1481) привело к резкому сокращению королевского домена и увеличению владений феодалов, причем не всех, а не более чем 15 семей. Став королем в 1449 г. в 17

Радикальные изменения португальского менталитета
1525—1550 гг. стали периодом португальского гуманизма, который корнями уходил в планетарное христианское мессианство и схоластику XII в. Это позже схоластика стала ассоциироваться с чем-то костным,

Великие географические открытия и торговля
После смерти Энрикеша Мореплавателя в 1460 г. было признано узкое направление внешней экспансии Португалии. Главным и единственным направлением всех дел и мыслей короны до Жуана II была Северная Аф

Инквизиция
Инквизиция постепенно росла, крепла и, наконец, превратилась в государство в государстве. Ее бюрократия превышала королевскую, тоже немалую. Например, во всех портах имелись так называемые посетите

Испанский период
Умерший в 1557 г. Жуан III оставил наследником престола Себастьяна — болезненного трехлетнего ребенка, страдавшего физическими недугами и психическими расстройствами. По состоянию здоровья он не мо

Правление Помбала
Король Жузе I (1750—1777) назначил министром иностранных дел и военным министром Себастьяна Жузе Помбала, который стал фактическим правителем Португалии. При правительстве Помбала появились первые

Конец XVIII в. и бразильский период. Революция 1820 г.
Деспотическое государство конца XVIII в. с его сложной всепроникающей бюрократической машиной тратило все больше средств. В начале XVIII в. были введены налоги на продажу мяса и вина. Это было перв

От революции к революции
В 1828 г. усилиями традиционалистов, отстаивавших идею абсолютной монархии, хартия была отменена, традиционные кортесы, состоявшие из трех частей — дворянства, духовенства и горожан, — восстановлен

Революция 1974 г.
В 60-е гг. колонии в экономике Португалии постепенно утрачивают свое значение. Если в 1965 г. Португалия экспортировала в страны ЕС лишь на 310 млн эскудо больше, чем в свои колонии, то в 1969 г. р

Англосаксы
К тому, что было изложено о терпеновой культуре англосаксов в ч. 2, здесь следует добавить сведения о культурных традициях их предшественников, которые могли и должны были быть востребованы, хотя б

Нормандия
Нормандское герцогство образовалось в 911 г. после того, как викинги под предводительством Роллона захватили территорию в устье Сены. Это не было миграцией народов, подобно переселению англосаксов

Завоевание Англии нормандцами
Не вдаваясь в дворцовые козни той эпохи и перипетии баталий (победа англосаксов над норвежцами в битве под Йорком 25 сентября 1066 г. и их поражение в сражении при Гастингсе 14 октября 1066 г.), мо

Власть в XII—XIII вв.
Начинать управление после 18 лет анархии можно было только с уступок духовенству и баронам. Так внешне и выглядела его коронационная хартия. Однако именно в ней Генрих II провозгласил продолжение к

Общественное и экономическое развитие Англии в XII—XIII вв.
Основной вид деятельности людей — это производство, поэтому целесообразно начать этот раздел с аграрного производства — самого распространенного вида деятельности англичан в рассматриваемый период.

Землевладельцы
Бароны вслед за королем делали для себя деньги даже из возложенных на них королем налогов. Например, щитовые деньги каждый барон платил королю за фиксированное раз и навсегда количество рыцарей, вы

Вилланы
Англосаксонский период завершился поразительным противоречием между господствовавшим в стране королевским правом и социально-экономической действительностью. Законы Канута, составленные с использов

Города и торговля
Зарождение городов в Англии начиналось с рынков, формировавшихся в местах, защищенных крепостными сооружениями. Торговля с континентом в англосаксонский период доминировала над внутренней торговлей

Законотворчество, суд, парламент
Со второй половины XII в. власть короля стала направляться на развитие права. Реформы Генриха II расширили поле королевской юрисдикции за счет баронской: в компетенцию королевских судов были включе

XIV век
XIV—XV вв. в истории Англии — период борьбы королевской власти с баронством, стремившимся во всем ущемить права короля, период, закончившийся самоистреблением баронства, — важным фактом, способство

Экономическое развитие
Обычно экономическое развитие общества в истории изучается в качестве фактора, обусловливающего развитие общества в целом. Например, английский историк Эйлмер считает: «Карл Маркс, великий экономич

Социальное развитие
После Войны Роз родовой знати в Англии не осталось. Влиятельными лицами в государстве были и купцы, и юристы, и землевладельцы, и священники, и мореплаватели и т. д., но при одном условии — каждый

Слово о констеблях
Описание борьбы парламента с королевской властью безусловно отражает особенности национальной культуры англичан. Однако исполнение решений верховной власти и поддержание порядка происходили на мест

Колонизация Америки
Изучая историю колонизации Америки, можно многое понять в культуре англичан XVII в. и в то же время выявить корни культуры США. В 1606 г. группа людей в Плимуте получила хартию на колониза

Слово о пуританах
Важной культурной традицией англичан во все века было критическое отношение к церкви как к институту и постоянные поиски наилучшего устройства духовной жизни. После Реформации этот процесс усилился

Революция. Республика. Протекторат
В декабре 1640 г. палата общин Долгого парламента объявила незаконным сбор корабельной подати. В феврале 1641 г. парламент принял акт, ограничивший права короля в отношении самого парламента: с тех

Слово о квакерах
Квакеризм изначально обрел силы на севере Англии, где бедные земледельцы платили церковную десятину, которую взыскивали землевладельцы и забирали большую ее часть себе в карман. Это было радикально

Реставрация
В конце мая 1660 г. в Англию вернулся король Карл II. Исходя из своих интересов, английская буржуазия сразу поставила ему жесткие рамки. Ему было заявлено, что король в Англии более не считается мо

Социальные перемены
Через столетие после Кромвеля йомены, как социальная группа, исчезли. Ликвидировались остатки открытых полей, быстро шел процесс огораживания. Парламент утверждал законы об огораживании, причем ого

Колониальная политика
Начало XVIII в. было ознаменовано войной, возникшей из-за борьбы европейских стран за наследство, оставшееся после смерти бездетного испанского короля. В этой войне больше других выиграла Англия: п

Промышленность и транспорт
К середине XVIII в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, что сделало ее внутренний рынок огромным, а концентрацию капиталов чрезвычайно высокой. В 1760—1780 г. начался массовый п

Радикализм
Возникновение радикализма в 1760—1780 гг. сопровождалось созданием организаций радикалов, независимых от парламентских партий. Они разработали программу реформ и ввели в практику политической борьб

Новые тори
Версальский мирный договор 1783 г. зафиксировал потерю Англией североамериканских колоний. Недовольство англичан политической системой от этого резко усилилось, и на волне этого недовольства к влас

Корреспондентские общества и права человека
Даже на фоне экономического роста англичане под влиянием Великой французской революции проявляли недовольство, которое стало с конца XVIII в. принимать организованные формы. «Общество друзей народа

Международное положение Англии
Англия теснила своих конкурентов повсюду. Используя зависимость португальского правительства, она получила свободный доступ во все бразильские порты и обеспечила себе монополию на ее рынках с начал

Религия и нравственность
В XVIII в. существенно изменилось отношение английского общества к религии. В предшествовавшие столетия религия была догмой; в XVIII же веке она проповедовалась как мораль с исторически обусловленн

Промышленность
Экономика Англии в начале XIX в., получив еще больший простор для своей деятельности, продолжала быстро развиваться. После 1820 г., когда закончился застой, вызванный войной с Наполеоном, особенно

Парламентская реформа
В начале XIX в. власть в Англии принадлежала, как и прежде, землевладельцам, но не промышленникам. Представители знати распоряжались парламентскими мандатами и нередко назначали депутатов в парламе

Чартизм
Возникновение рынка труда повлекло за собой появление политических организаций рабочих. В 1836 г. почти одновременно возникли Лондонская ассоциация рабочих и Большой северный союз в Лидсе. Обе орга

Хлебные законы
Финансовые проблемы были столь сложными, что во второй половине 30-х гг. XIX в. правительство вигов и либералов имело пять дефицитных бюджетов. Рост недовольства и стихийной активности бедноты, гро

Экономика в середине века
К середине XIX в. в Англии машинное производство стало вытеснять ручной труд. В экспорте Англии 70% составляли изделия из хлопка, но наиболее высокие темпы развития производства оставались за тяжел

Слово о тред-юнионах
Корпоративизм рабочих, как основа тред-юнионизма, формировался несколько столетий, но получил окончательное оформление в XIX в. Тред-юнионизм дает прекрасный пример самоорганизации людей. Тред-юнио

Эмиграция
С середины XIX в. началось усиленное освоение колоний. В 30‑х гг. возникла массовая эмиграция из Англии: в 1820 г. из Англии уехало 25 тыс. человек, в 1830 — 56 тыс., в 1840 — 90 тыс. За 1831

Экономическое развитие во второй половине XIX в.
Промышленность Англии в 1850—1870 гг. быстро развивалась. Выплавка чугуна увеличилась за этот период на 165%, и в 1870 г. в Англии выплавлялась половина мирового производства чугуна. Конвертерный с

Самоорганизация трудящихся.
Экономический кризис 1857 г. затронул интересы всех рабочих, в том числе и высококвалифицированных, зарплата стала снижаться, предприниматели отказывались считаться с тред-юнионами и пытались их ли

Государственное регулирование. Образование
В XVI—XVIII вв. государства Европы, включая Великобританию, находились под влиянием идей меркантилизма, которые побуждали правительства регулировать экспорт и импорт, помогать развитию, регулироват

Нравственность как средство борьбы за власть
Обзор английской истории XIX в. целесообразно завершить анализом явления, которое заслуживает особого внимания. Весь XIX в. полон драматической борьбы промышленников против аристократии. Аристократ

Начало века
В начале ХХ в. до Первой мировой войны Англия сохраняла высокие темпы роста своей промышленности. В 1913 г. на ее верфях было построено морских судов суммарным водоизмещением, в семь раз превосходи

Между двумя мировыми войнами
С конца войны до середины 1920 г. в стране наблюдался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на хозяйственные товары, производство которых было ограничено в военные годы. Но промышленно

Вторая мировая война
После потери вооружения в боях при Дюнкерке (в мае 1940 г.) в Англии осталось мало оружия, но уже в первой половине 1941 г. британская промышленность восстановила потери, а правительство стало нара

Период восстановления
Потери и расходы во время войны привели к огромному дефициту платежного баланса. Заграничные капиталовложения сократились на четверть. Торговый флот сократился более, чем на четверть, а доход от не

Консерватизм конца века
К началу 70-х гг. ХХ в. британское общество состояло на 90% из наемных работников, рабочие составляли 73% самодеятельного населения, причем почти 50% рабочих были объединены в профсоюзы (в Японии —

Редактор Т.Г. Трубицына
[1] Все нобелевские лауреаты были удостоены премии за результаты исследований в области экономики «богатства». Гуннар Мюрдаль был первым и пока единственным, кто получил Нобелевскую премию за

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги