Фризы. Расцвет

Фризы, оказавшись с конца VIII в. в составе Франкской империи, были вынуждены принимать христианство. У них существовал культ плодородия. Особенно почиталась богиня плодородия Фрейя. Один из дней недели, пятница, был назван в ее честь: Friday — у англичан, Freitag — у немцев, Vrijdag — у нидерландцев, Fredag — у шведов. Культовые сооружения возводились вблизи воды. Поклонение источникам воды, ключам, родникам — всему, что было связано с водной стихией, — древняя традиция фризов, которую не смогло до наших дней искоренить христианство за 12 веков, прошедших с момента христианизации фризов.

Католицизм шел не один, он нес с собой власть франкских феодалов. Эта власть была не просто порабощающей, она была чуждой культуре фризов, а поэтому вызывала полное неприятие. Под воздействием франков и набегов викингов фризы меняли свое местожительство от устья Шельды до устья Везера, но сохраняли свою культуру. Каждая акция неповиновения фризов власти заканчивалась уничтожением христианских церквей и убийством священников. Фризы люто ненавидели духовенство, видя в них пособников власти.

Представления фризов о жизнеустройстве были объединены и зафиксированы во «Фризской правде» («Lex Frisionum»). Она была составлена в VIII в., а первая запись ее текста сделана в 802 г. на латинском языке; тогда же она была окончательно принята на Аахенском съезде. Согласно «Фризской правде», фризское общество в основном состояло из равноправных свободных членов. Из их числа выделялись знатные люди — мобили и эделинги. Были и полусвободные люди — литы, социальное положение которых было промежуточным между свободными и рабами (сервами). Эделинги имели больше имущества и могли стать патронами других свободных фризов. Свободные люди могли попасть в зависимость даже от литов, так как среди последних уже существовала имущественная дифференциация.

Литы во Фризии имели земельный надел в наследственном пользовании, могли приобретать имущество, им выплачивался виргельд (возмещение за уголовное преступление, совершенное против свободного или лита), разрешалось носить оружие, служить в войсках, выступать на народном собрании. Сервы, в отличие от литов, оставались собственностью владельца и не были правовым субъектом.

«Фризская правда» документально зафиксировала главный принцип жизни этого народа: «Все фризы должны быть свободными», причем этот принцип распространялся на всех фризов, в том числе на северных (малых), которые, в отличие от больших, жили на маршах Шлезвига, у границы с Данией [7, 58—71].