Фризы. Общественное устройство

Вскоре после начала II тысячелетия Фрисландия попала в феодальную зависимость от Брюнонов. Однако последние были не в состоянии распространить свою власть на Фрисландию и присоединить ее на деле, неформально, к своим землевладениям. Кроме того, у них были напряженные отношения с императором, и фризскую часть своего лена Брюноны отдали под залог епископу Утрехта. Наследник Брюнонов Хендрик де Ветте ван Нордхейм силой оружия пытался отобрать Фрисландию у утрехтского епископа, но рыцари епископа, поддержанные фризами, нанесли ему сокрушительное поражение. Последующий наследник Брюнонов был бездетный, и после его смерти Фрисландия осталась за епископом Утрехта. В этот период получили развитие не только церковные, но и светские организации. Высшим гражданским чиновником во Фрисландии в те времена стал франа. Фране подчинялся в том числе и суд, который нерегулярно заседал в разных районах и возглавлялся чиновником, называвшимся шерифом. Епископ сам ежегодно объезжал свои владения, чиня суд. В 1165 г. епископ Утрехта был вынужден отдать часть своих прав графу Голландии. Франа как чиновник сохранился, но попал в опалу к императору, выбрав своими сюзеренами епископа и графа. Теперь уже граф был уполномочен посещать Фрисландию и вершить суд. С течением времени графы Голландии заполучили от епископа Утрехта все феодальные права на Фрисландию [12, 41].

Культура народа (с поправкой на интересы власть имущих) в той ее части, которая затрагивает правила поведения людей в обществе, фиксируется в законах, в судопроизводстве, поэтому целесообразно рассмотреть эту сторону жизни фризов. Самый древний свод законов фризов — это упоминавшаяся уже «Фризская правда». В ней обнаруживается явное сходство с «Правдой салических франков», что очень странно: ведь все, что известно о жизни фризов, свидетельствует об очень сильных их отличиях от франков. «Фризская правда» была написана на латыни, а значит, скорее всего, духовными лицами, которые не могли составить документ в виде, противоречившем установкам их сюзерена, короля. Конечно, маловероятна и фальсификация законов. Просто во «Фризской правде» оказались, по-видимому, записанными только те законы, которые мало или совсем не противоречили «Салической правде» — и волки сыты, и овцы целы.

Гораздо больший интерес представляют 17 хартий и 24 «областных права» местностей Фрисландии, записанные около 1080 г. [12, 46, 55], но дошедшие до нас в списках XIII в. [7, 107]. Это были уже те времена, когда фризы не могли допустить различий между их обычным правом и записями этих прав, на основе которых принимались решения в судах. Совсем недаром появление этих документов называют «событием чрезвычайной важности, имевшим политическое, правовое, социально-экономическое и культурное значение» [7, 107].