рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Слово о квакерах

Слово о квакерах - раздел Государство, Культура и власть. Философские заметки Квакеризм Изначально Обрел Силы На Севере Англии, Где Бедные Земледельцы Плат...

Квакеризм изначально обрел силы на севере Англии, где бедные земледельцы платили церковную десятину, которую взыскивали землевладельцы и забирали большую ее часть себе в карман. Это было радикальное движение, некоторые участники которого публично сожгли свои библии в знак неподчинения государственной церкви. Квакеры были первыми, кто предоставил равные права женщинам, сделавшим важный вклад в развитие движения, особенно в провинции. В 1660 г. квакеров насчитывалось около 60 тыс. Это была значительная и активная сила для страны с четырехмиллионным населением [30, 70].

Квакеризм означал персональное возрождение через силу Духа, совершающего в человеке гигантские моральные преобразования, через которые, считали квакеры, преобразуется общество в большей степени, чем через конституции и законы. Готовность следовать всем указаниям Духа привела к острой общественной щепетильности, которая выразилась в отрицании рабства, войны и смертной казни. Все эти три идеи стали следствием одной самой важной: в отличие от древних и средневековых людей, считавших победой над врагом только убийство или обращение врага в рабство, квакеры первыми стали считать победой над врагом превращение его в единомышленника. Тем самым квакеры предвосхитили главную тенденцию развития человеческого общества и отдали предпочтение борьбе в области сознания вместо грубой физической силы. Во времена своего зарождения квакеризм был подобен зеленому ростку в пустыне, подвергавшемуся опасности физического уничтожения, но сила движения оказалась огромной. Недаром квакеризм оказался единственным направлением неконформистов, сохранившимся как учение и организация в ХХ в.

Годы междуцарствия отмечены высокой активностью в издательской деятельности в силу отмены цензуры. Множество книг на религиозные темы широко распространялись, были особенно популярны в армии и с жаром обсуждались в каждом городе, книги достигали самых отдаленных мест. Возникли маленькие секты, которые признавали прямое руководство Духа. Это вызывало ужас у ортодоксальных пуритан. Тысячи людей влились в квакерское движение с идеями, уже в значительной мере сформированными книгами и священниками спиритуальных пуритан [31, 28].

Среди пуритан можно выделить сикеров, которые идейно стояли у истоков возникновения квакеризма. Сикеры не были сектой и не имели особой литературы. Под этим названием объединялись все, кто отрицал существование истинных священников, церкви, таинств. Некоторые из них уже использовали обряды, которые квакеры сделали постоянными, например, они садились в тишине, и каждый искал связь с Духом.

Пуританские лидеры, такие как Кромвель, поощряли возникновение и развитие новых религиозных течений при условии, что они не способствовали возрождению католицизма и возвращению прелатов. Республика — плод победы Кромвеля — была периодом политических и религиозных исканий. Было опубликовано около 30 тыс. трактатов в большинстве своем религиозного содержания. В период до 1715 г. квакеры написали около 2750 трактатов и книг и собрали более 1000 писем и, по крайней мере, столько же документов. За 1652—1665 гг. они выпустили 25 тыс. печатных страниц и 3 тыс. сохранившихся рукописей. Сторонние источники о квакерском движении сопоставимы по объему с тем, что накопили о себе квакеры.

Квакеры изменяли общество: они вносили свои особые этические правила в повседневную жизнь. Первоначально квакеризм был движением обычных людей, среди них не было богатых и влиятельных, но они выделялись среди всех протестантов активностью и готовностью к драматическим действиям [31, 1—28]. Квакеры были особой разновидностью пуритан, и многие их взгляды на этику и культ были пуританскими, но они сумели преодолеть пессимизм пуританско-кальвинистской доктрины и верили, что каждый, кто до конца откроет свое сердце Богу, может достичь состояния земного блаженства. Квакеры проповедовали полное равенство людей, отрицая все титулы, звания, привилегии. Они требовали правовой реформы, обеспечения престарелых, борьбы с пьянством, мира, государственной политики цен. Квакеры утверждали, что правительство должно быть связано моральным законом. Они не призывали к борьбе, но твердо и настойчиво, несмотря на преследования, утверждали свой образ жизни, используя принцип ненасильственного сопротивления [34, 31].

Квакеры преодолели кальвинистскую доктрину избранничества и предопределения и пришли к идее всеобщего равенства. Даже и мистицизм был направлен на благо ближнего. Всякое ущемление свободы и прав личности истолковывалось как грех против Бога. Квакеров мало интересовало личное спасение души; они хотели переделать мир, искоренив ложь и зло, отрицали всякое насилие над людьми со стороны государственной власти, требуя изгнания из правительства всех, кто заботится лишь о своей выгоде [34, 93—95].

В течение всего XVII в. главной причиной желания занимать высшие государственные посты были деньги, получаемые от этих должностей. Например, казненный Страффорд, бывший на королевской службе 11 лет и обвинявший других в коррупции, увеличил свой годовой доход до 17 тыс. ф. ст. [25, 59].

Идея общественной службы не была достаточно полно разработана до XIX в. Служба королю не отличалась от службы частному лицу. Королевская служба могла быть пожизненной, несмотря на крупные злоупотребления. Должностные места никогда в Англии не считались наследственными, хотя на практике так было нередко. Представления о служении обществу существовали в зародыше. Люди считали своей обязанностью лояльно служить суверену. Идея службы обществу в XVII в. значительно развилась, отчасти под влиянием квакеров [24, 25].

Этические стандарты квакеров основывались в меньшей степени на любви друг к другу и спокойствии, а в большей — на внутренней борьбе, которую каждый вел с самим собой. Моральные стандарты ранних квакеров были столь высокими, что немногие могли их выдержать. Христианские идеалы, отраженные, в частности, в нагорной проповеди, безграничны в своих требованиях, и это тем более верно в отношении пуританской Англии. Острая борьба была почти неизбежна вследствие пуританского требования как внутренней, так и внешней чистоты.

Внутреннюю борьбу всегда было труднее вынести, чем внешнюю. Сторонний наблюдатель может понадобиться для того, чтобы помочь человеку увидеть себя правдиво: психиатр может предоставить такую возможность в той же мере, что и квакерские собрания. Квакерские священники, наподобие современных психологов, знали много способов, которые позволяли сознанию избежать столкновения с невыносимой правдой [31, 94—102]. Техника квакерских проповедников была массированной атакой на все угрызения совести в их слушателях.

Квакеры дисциплинировали друг друга, например, публично сурово выговаривали за аморальное поведение. Но чаще проступки квакеров предавались публичному порицанию в мягкой манере. Квакеры рисковали, вызывая обиду у человека его открытым осуждением. Такая практика использовалась большинством квакерских священников только после глубокой борьбы с самим собой. Это было главным достижением. Людская вера в то, что горькая правда не вызовет катастрофы и, возможно, даже даст положительный эффект, означала непоколебимую веру в себя и в других людей.

Ранние квакеры проповедовали такую трансформацию мира, которую сами пережили посредством внутренней борьбы. Их проповеди об этике были очень подробными, и их целью всегда была полная духовная конверсия. Эта кампания ради победы Света во всем мире была построена на жестоких суждениях и обвинениях. Пуритане упрекали квакеров за то, что последние мало упоминали о любви к Господу и мало выражали любовь друг к другу. Но квакеры считали, что мир возможен только в результате обмена суждениями, прямыми, бескомпромиссными. Воззвания квакеров, по существу, означали, что все люди по природе злы, и надежда только на Свет. Они верили, что то, что было Богом в сознании людей, будет осуждать их.

Пуритан и квакеров объединяла вера в то, что Божья милость состоит не столько в прощении грехов, сколько в даруемой моральной силе. Нет никакого сомнения в том, что повиновение Духу вело к кампанейщине, а не к моральному кодексу. Но ставшему квакером надлежало изменить все привычки, которые хотя бы отчасти считались злыми. Став квакером, надо было менять свою деятельность по определенному стандарту, который был наступательным, а не оборонительным. Эта деятельность со временем меняла и сознание.

Все манеры квакеров были направлены на то, чтобы сломить гордость. Осуждение гордости и самоволия было сердцевиной «войны ягнят» — так они назвали кампанию борьбы со своими недостатками. Даже протест против социального неравенства не означал у квакеров требования социальных реформ, а был атакой на гордость и средством для духовной конверсии.

Квакеры были лояльны Духу и общине, ведомой Духом. Это приводило к отказу от подчинения социальной иерархии и патерналистическим отношениям отцов и детей, хозяев и слуг.

Квакеры следовали простоте как образу жизни. Это было средством подавления самолюбия и гордости. Простота напоминала о том, что многие будут бедными, если отдельные лица очень состоятельны. Эта особенность квакеров соответствовала враждебному отношению пуритан к роскоши и расточительности. Многие квакеры даже меняли работу, если она была связана с роскошью; среди них не было ювелиров, изготовителей игрушек, придворных портных, сборщиков акцизов и т. п.

Квакеры отдавали первенство проповеди, но дома они напряженно работали и не удивительно, что позднее прославились строительством школ и фабрик, изобретениями и научными достижениями. Семьи квакеров добились внешних успехов в предпринимательстве: крупнейшие банки и страховые компании «Барклай» и «Ллойдс» были основаны квакерами [35, 96]. Квакеры-купцы, в отличие от пуритан, не торговались, а назначали фиксированную цену на свои товары, тем самым даже не пытаясь взять бóльшую цену с отдельных доверчивых покупателей. В Средние века суд назначал цены, а церковь следила за их исполнением. Пуритане дали свободу купцам самим назначать цены. Со временем фиксированная цена стала пользоваться доверием покупателей, что привело к росту оборотов и богатства купцов-квакеров, которое было подорвано гонениями на квакеров, начавшимися с начала 60-х гг. XVII в.

Для сохранения высокой репутации квакеры внимательно следили за поведением друг друга и позже ввели посты старост и наблюдателей, которые следили за дисциплиной и в случае необходимости исключали из общины или препятствовали вступлению недостойных. Нарушением квакерской этики считалось бракосочетание члена квакерской общины с исповедовавшим другие религиозные взгляды. В XVIII—XIX вв. 50 тыс. человек были за это исключены из квакерских общин. Но все же квакеры тратили энергию на обращение мира в свою веру, а не на борьбу друг с другом [31, 121—180].

Изначально квакеризм был учением бедняков. Зимой 1651 г. Фокс, основоположник квакеризма, посетил две группы сепаратистов в южном Йоркшире, которые имели взгляды, очень похожие на его собственные. Эти группы стали впоследствии его верными помощниками. Север Англии — важнейший район раннего квакеризма. Пуританизм был здесь слаб. Отсюда вышли 160 из 250 самых активных квакеров и не менее 90 из 192 лидеров квакеров первого поколения. Для сравнения: из 149 ведущих пресвитерианских и индепендентских священников северянами были только 24 [31, 37—41].

До промышленной революции Северная Англия имела свои особенности. Первыми проповедниками квакеризма были в большинстве своем фермеры, и их сельский и местный жизненный опыт сформировали религиозные взгляды так же, как и национальный характер пуританской Англии.

Север был пограничной областью между Англией и Шотландией. Великие эрлы веками совершали набеги на север, а шотландцы сжигали английские города. То была глушь. Еще в 1770 г. доставка грузов даже на городские рынки осуществлялась на вьючных лошадях. Мостов было мало, а имевшиеся были не шире, чем необходимо для проезда одной лошади.

В центре севера Англии, где квакеризм был наиболее силен, деревни были заселены в основном потомками скандинавов; в Средние века там говорили по-скандинавски, и этот район входил в область датского права. От скандинавов пришел обычай собирать собрания свободных граждан для обсуждения дел общины у могил, заимствованный квакерами. Скандинавским правилом было индивидуальное владение домом и землей. Манориальная система здесь всегда воспринималась с негодованием. Фермеры имели репутацию независимых. В озерном крае была отчаянная бедность. В других местах фермеры зарабатывали себе на жизнь, но никогда не было никакого шика. Большинство йоменов держали землю по традиционному владению; хотя это были копигольдеры, свои права они могли наследовать уплатой штрафа лендлорду. Несколько ферм принадлежало фригольдерам, которые сами обрабатывали свою землю. Йомен имел право на пастбище, где оно не было огорожено лендлордом для своих овец. Они несли воинскую повинность, когда на границе возникала опасность. Иными словами, североморская культура на севере Англии имела прочные корни.

Особую ненависть крестьян вызывала церковная десятина, которую они платили джентри, те же редко отдавали долги духовенству. В 1536—1537 гг. северяне восстали при Генрихе VIII, требуя отмены церковной десятины и снижения ренты. Восстание было подавлено, но квакеры имели успех именно в тех районах, которые были охвачены восстанием. Народная память сохраняла более столетия и региональную гордость, и злобу земледельцев на знать, церковников и церковную десятину. Показательно, что когда великие эрлы в конце XVI в. восстали против королевы Елизаветы, земледельцы не повели и бровью.

Северные графства в Англии того времени были самыми бедными. В 1623 г. люди умирали от истощения. В годы гражданской войны условия жизни были очень плохими: в 1649 г. 30 тыс. семей только в графстве Кумберленд не имели хлеба, семян для посевов, денег, торговля упала наполовину.

Другим бедствием тех времен были эпидемии. В 1623 г. тиф сразил 8150 человек, а эпидемия 1597 г. была и того хуже. В 1649 г. из Манчестера пришла чума. В конце XVII в. в эти места пришло относительное благополучие, но до 1660 г. на достаток не было и намека.

Не удивительно, что во время гражданской войны в середине XVII в. крестьяне не примкнули к своим эрлам в борьбе за короля. Парламент же обещал уважать права земледельцев и сохранил контроль за севером Англии.

Север Англии игнорировался церковью еще в большей мере, чем государством. Большинство епископов там никогда не были; они жили при дворе короля. Северные приходы были огромны: Кендал, состоящий сейчас из двадцати приходов, был самым большим в Англии и занимал половину озерного края, Улверстонский приход в 1650 г. охватывал 9 деревень, отстоящих друг от друга на 13 миль, приход Долтона имел 20 деревень на площади 80 квадратных миль. В каждом приходе было по 2—4 маленьких церкви, которые были одновременно и школами. Обычно какой-либо фермер служил в качестве чтеца Святого Писания и школьным наставником в течение зимы.

Количество школ на севере было минимальным по сравнению с другими частями Англии. В графстве Вестморленд в 1645 г. только 12 приходов из 41 имели школы. До 1660 г. на северо-западе Англии существовало только 44 школы. Из 89 завещаний 1650—1662 гг. следует, что только 12 человек из 89 обладали Библией или какими-либо книгами.

Крестьяне часто не знали, кто такой Христос. Пуританские пасторы, прибывшие на север Англии раньше квакеров, столкнулись с устойчивым отрицательным отношением к духовенству, которое, по мнению населения, держало народ в слепоте и невежестве.

В целом население севера Англии было радикальным по отношению к знатным и имущим. И этот радикализм только усилился религиозными воззрениями квакеризма.

Пуританизм находил пристанище в городах, квакеризм — в деревнях. Глостершир на границе с Уэльсом был страной лоллардов в Средние века, поэтому примыкавшие Бристоль и Корнуолл стали еще одной опорой квакеров [31, 72—86].

Бристоль и Лондон также были оплотами квакеризма, который не теснил пуританизм, а захватывал свободные территории или слои населения. В этих городах олдермены и торговцы поддерживали пресвитерианцев, но ремесленники и подмастерья были пуританами. Лондон, так же как и Бристоль, был оплотом левеллеров, баптистов, малых сект, которые не воспринимали проповедников ортодоксальных пуритан и зажиточных людей. Квакеры в Лондоне и Бристоле были рабочими, но 15% жителей Лондона называли себя торговцами и только 3% были джентльменами и людьми сложных профессий. Сильные позиции квакеризма среди ткачей в деревнях и среди портных и кожевенников в городах свидетельствуют о духе независимости и самоуважения. Это группы населения, особенно ткачи, были активными членами всех сект со времен лоллардов [31, 86—92].

В 1652 г. сепаратистские группы объединились, чтобы следовать за Фоксом, и этот год считается годом рождения квакеризма.

Проповедь квакеризма с самого начала движения была опасным делом. Влиятельных заступников у квакеров не было. В 1652 г. Фокс трижды подвергался избиениям за свои проповеди, а летом 1653 г. был заключен под стражу на 2 месяца в Карлисле для того, чтобы избежать повешения по обвинению в богохульстве. Фарнворфу кинули камнем в лицо. Алдам был заключен в тюрьму в Йорке, где и оставался до 1655 г., несмотря на несколько петиций к Кромвелю. Нейлер в Бристоле публично получил 310 ударов плетью и, несмотря на широкие протесты, был клеймен горячим железом; ему прокололи язык и бросили в тюрьму на неопределенное время. С 1657 г. значительно сократилось количество нарушений квакерами английских законов (шествий обнаженных людей, прерываний пасторских проповедей). Квакеры сконцентрировались на требовании отменить церковную десятину. Многие за отказ платить ее попадали в тюрьму [31, 44—46].

Вслед за реставрацией Стюартов последовали гонения на все секты, в том числе и на квакеров. Преследование еретиков в 1660—1685 гг. не сопровождалось их сожжением, как при Марии Тюдор, но число пострадавших было самым большим в английской истории. Пятимильный акт держал пуританских священников вдали от городов и их бывших конгрегаций, а также отстранил их от преподавания в школах. Акт о сектантских молельнях запрещал всем религиям собрания более четырех человек, если только они не были семьей. Закон устранял всех неконформистских священнослужителей из всех организаций в городах, графствах, из правительства, армии, военно-морских сил и университетов. Квакеры подвергались особым гонениям, так как, в отличие от баптистов или пресвитерианцев, не отсиживались дома, а выходили на митинги протеста, когда же арестовывали отцов, дети занимали на митингах их места. В результате из 1240 диссентеров, осужденных в Лондоне в 1664 г., квакерами были 850, а из общего числа 909 заточенных в тюрьмы в Мидлсексе — 859 человек. Для квакеров, в отличие от других конгрегаций, страдание было оружием в ненасильственном сопротивлении. Многие из них разорились под гнетом штрафов. Их штрафовали ежедневно за неуплату церковной десятины. Только в графстве Суффолк в 1683 г. казначейство возбудило исков на 33 тыс. ф. ст., а общая сумма штрафов по стране оценивалась в сумму, достигающую 14 млн ф. ст. У кого не было денег, шериф арестовывал имущество [31, 224—228].
Большинство молодых лидеров квакеров умерли в тюрьмах, 15 тыс. квакеров подверглись суду, 243 были осуждены на высылку в колонии (но только несколько десятков было вывезено в реальности). И тем не менее, несмотря на гонения, квакеризм достиг пика своего влияния в 70-е гг. XVII в.

Под давлением обстоятельств квакеры превратились в секту, членство в которой передавалось по наследству. Они не оставили родину, бизнес, но их ответственность за преобразование жизни уже не обсуждалась на их собраниях. В жизни они действовали не как секта, а как индивиды. И все же по важнейшим вопросам их организация сохраняла свои идейные позиции. Например, в 1727 г. лондонское ежегодное собрание квакеров отвергло работорговлю [31, 70—71, 232].

На американском континенте квакеры начали агитацию в 1655 г. Они направлялись на Ньюфаундленд, Род-Айленд, Плимут, Лонг-Айленд, Барбадос, Мэриленд. В таких колониях, как Виргиния, Род-Айленд, Лонг-Айленд и т. п., у квакеров не было никакого сопротивления, так как колонисты не имели духовных наставников. Массачусетс и Коннектикут с дисциплинированными пуританскими общинами были настроены враждебно по отношению к квакерам. В Пенсильвании Уильям Пенн применил квакерские принципы для государственного строительства, но в центр была помещена мораль, а не дух. Даже политические свободы в Пенсильвании были предоставлены людям «в рамках нравственности». В 1700 г. в Америке было 40 тыс. квакеров по сравнению с 50 тыс. в Англии и половина из них в Пенсильвании, причем нравственность для них была важнее, чем повиновение Духу. В 1758 г., следуя своим канонам, филадельфийское ежегодное собрание квакеров исключило рабовладельцев. Если в Англии квакеры стали торговцами, оставив земли ради того, чтобы прекратить бесконечные стычки из-за церковной десятины, то в Америке были фермерами. Со временем американские квакеры расширили границы своей деятельности: они занимались частным предпринимательством, были активны, неподкупны, бережливы, избегали роскоши и долгов [31, 66—88, 246—249].

Квакеры стали играть ведущую роль в делах Сити и банковского мира Англии, принося туда свои специфические достоинства. Они становились силой в финансовом мире потому, что эти честные, спокойные, либеральные и миролюбивые люди оказывали сдерживающее влияние на неистовую жестокость финансистов. Квакеры прославились тем, что частное предпринимательство ими велось исключительно честно. Возникновение английской пословицы «мое слово — мой вексель» вызвано их предпринимательской практикой [14, 377,
408—409].

В XVIII в. квакеры сделались самой многочисленной в Англии сектой, стали респектабельным, замкнутым объединением людей, не стремившихся обращать в свою веру других, но хранивших традиции чрезвычайно эффективной деятельности. Главной идеей квакеров было убеждение в том, что внутренние качества христианина имеют большее значение, чем христианская догма. Это было уникальное для всех сект правило. «То, что они придерживались такой морали в деловом мире и в домашней жизни и поддерживали ее без притворства или ханжества, было большим достоинством этих исключительных людей. Англия может гордиться тем, что она создала и увековечила эту категорию людей. Пуританский котел кипел очень бурно, но когда он остыл и был опорожнен, то на дне его оказался этот ценный осадок» [14, 265].

Квакеры, бывшие особой ветвью пуритан, начали борьбу с коррупцией и, в частности, с церковной десятиной, присваивавшейся джентри, на которых королем была возложена обязанность ее собирать, а значит, выполнявших функции чиновников, с людей, стоявших на гораздо более низкой ступеньке социальной лестницы. Последователями квакеров были беднейшие слои общества, а поэтому их возможности даже по сравнению с пуританами были гораздо более ограниченными. Квакерам потребовались поэтому строгая дисциплина, бичевание недостатков друг друга (нормой среди них было обращение друг к другу: «Я говорю тебе, порождение дьявола…»), жестокий аутотреннинг (способы молчаливого моления, доводившие людей до потери сознания), открытый вызов обществу (хождение нагими по городам в знак бездуховности современного им общества) и бюрократии (отказ снимать шляпу даже перед судьями, которые их за это и штрафовали). Нельзя сказать, что в обществах квакеров была замечена какая-то особая взаимовыручка. Квакеры дали пример духовной стойкости, они возвысились почти исключительно силой духа, несгибаемой волей. Бедняки, которых коррупция, как социальное явление, только обирала, каждый в одиночку добивался успеха, опираясь на свои собственные силы.

Квакеры, честно ведя бизнес, не придумали что-то новое. Выше упоминалось о прекрасной репутации фризских купцов VI—VIII вв. во всех частях Европы, где они торговали. Эта норма североморской культуры сохранилась и в XVI в.: английские и нидерландские купцы вытеснили португальцев из Африки, Южной Азии и Дальнего Востока не только и не столько силой, сколько безупречно честным отношением к партнерам, высоким качеством товаров и более низкими, чем у португальцев, ценами.

Во второй четверти XIX в. в русской прессе выделялась честность деловых англичан. В.Г. Белинский, например, писал о том, что в Англии сколько-нибудь порядочный человек никогда не лжет. Отсюда, подчеркивал он, всеобщее доверие, необыкновенно облегчающее механизм житейских отношений: дела ведутся под честное слово. Мнение о честности англичан было распространено не только в среде дворянства и интеллигенции. Английский священник, побывавший в России в начале 30-х гг. XIX в., писал, что петербургские извозчики, всегда требовавшие с седоков уплаты денег за проезд вперед, делали исключение только для англичан, в чем он мог убедиться на своем собственном опыте.

Русские наблюдатели не могли не заметить точности и аккуратности, которые характеризовали деловую жизнь Англии, где значительное число сделок заключалось на слово, нарушение которого было равносильно потере репутации и чревато разорением. При сравнении с нравами русского купечества это производило сильное впечатление [36, 215—222]. Созданию такой репутации английских предпринимателей способствовала и деятельность квакеров, сделавших свой вклад в развитие английской и в более широком смысле североморской культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура и власть. Философские заметки

На сайте allrefs.net читайте: "Культура и власть. Философские заметки"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Слово о квакерах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Центра общественных наук при МГУ Ю.М. Осипов
Оглавление Введение............................................................................... 11 Литература..............................................................

Культура как социально-психическое явление
Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов, явлений и понятий, созданных и накопленных предшествующими поколениями. Участвуя в производственной и общественной деятельн

Часть II Нидерланды
О народе Нидерландов надо писать не в прозе, а стихами. Судите сами: крохотная страна, около 40% территории которой отвоевано у моря и которая лежит ниже уровня мирового океана [1, 16], является тр

Поверхностные и грунтовые воды
Реки Нидерландов очень полноводны. Годовой сток достигает 110 млрд м3. Сток грунтовых вод составляет половину поверхностного. Особое место занимает Рейн, на долю которого приходится 70 м

Грунты. Торфяники
Плодородие лессов и низкое плодородие песчаных грунтов вряд ли требуют комментариев. Более важно знать особенности торфяников (столь распространенных в Нижних странах), обнаруживающиеся при их испо

Заселение лёссов и валов
Самые первые стойбища охотников в Нижних странах существовали уже около 250 тыс. лет назад. Но ледниковые периоды не позволили людям остаться здесь надолго. Полагают, что многочисленные стойбища лю

Заселение песчаных грунтов
Приблизительно в 3500 г. до н. э. в Нижние страны пришли новые колонисты, на этот раз из Северной Германии и Южной Скандинавии. Обосновавшись в средней и северо-восточной частях Нидерландов, они за

Крестьянское хозяйство
Многочисленные следы полей железного периода были обнаружены на песчаных почвах — главным образом благодаря аэрофотосъемке — в Дренте, Гронингене и Гулдере. Они занимают участки в 100—150 акров, ра

Покорение Галлии
В середине I в. до н. э. римские владения поглотили кельтские территории в Галлии. Юлий Цезарь, в 54 г. до н. э. возглавлявший римскую провинцию на территории нынешнего Прованса на юго-востоке Фран

Распад империи
В конце II в. отчетливо проявилась опасная для Рима тенденция: римляне стали избегать военной службы. Поэтому приходилось привлекать наемников во вспомогательные войска из числа членов союзных плем

Сельское хозяйство и ремесла
К северу от устья Рейна, на песчаных грунтах, в течение II в. произошли изменения: были ликвидированы кельтские поля и одновременно возникли больших размеров и более тщательно структурированные пос

Торговля
В конце железного периода и в начале романского периода существовали региональные места обмена излишков продукции земледелия, полученных на сухих песчаных почвах, на животноводческую продукцию, пос

Положение в регионе на завершающем этапе римского господства
Производство продукции сельского хозяйства к юго-западу от Рейна отставало от потребностей армии и администрации Римской империи. Начиная приблизительно с конца II в. и определенно в III в. римляне

Романизация германцев
Экспансия Римской империи внешне выглядела исключительно как захват, но в глубине протекал очень важный процесс окультуривания местных племен. До прямого захвата территории Нижних стран римляне уст

Фризы. Восхождение
Фризы, располагаясь к устью Рейна ближе, чем саксы или англы, оказались в очень выгодном положении для посреднической торговли. Кроме того, фризы не раз давали отпор римлянам и заставили с собой сч

Англы и саксы
О ранней истории англов известно мало. Археологи еще не нашли местожительства англов, но на берегу Северного моря на Ютландском полуострове обнаружены поселения народа, который жил небольшими земле

Морское судоходство и торговля
Переселению англов и саксов на Британский остров немало способствовали фризы, которые были лучшими мореходами тех времен в Североморье. Недаром часть фризов тоже переселилась вместе с англосаксами.

Торговля
Экономическая рыночная структура с высокой степенью дифференциации и специализации производства и сферы обращения, внедренная Римской империей в Нижних странах, исчезла с ее распадом. Но в VII и VI

Сельское хозяйство
В Средние века были два периода, в течение которых земледелие Нижних стран радикально менялось: VIII—IX вв. и XI—XIII вв. В VIII—IX вв. было развито скотоводство: свиньи, крупный рогатый скот, овцы

Фризы. Расцвет
Фризы, оказавшись с конца VIII в. в составе Франкской империи, были вынуждены принимать христианство. У них существовал культ плодородия. Особенно почиталась богиня плодородия Фрейя. Один из дней н

Торговля
В Средние века достигла расцвета древняя фризская торговля, существовавшая и в античное время. Фризы бойко торговали в Англии, Скандинавии, а также вдоль Рейна. В Лондоне и Йорке у них были свои кв

Фризы. Общественное устройство
Вскоре после начала II тысячелетия Фрисландия попала в феодальную зависимость от Брюнонов. Однако последние были не в состоянии распространить свою власть на Фрисландию и присоединить ее на деле, н

Право собственности
Первая хартия гарантировала фризам четкие права на их недвижимость. Третья и четвертая хартии излагали эти права более детально. Семья имела абсолютные права на землю. Личная власть над семейной зе

Свобода фризов
Понятие о свободе у фризов со временем менялось и представления о свободе IX и XV вв. совершенно различны. В VI части «Фризской правды» описано одно из условий потери свободы. Если женщина была зам

Общественная организация
Основой фризского общества, средоточием его вольнолюбивых устремлений была сельская община с ее самоуправлением, в течение столетий сопротивлявшаяся натиску светских и церковных феодалов.

Административное и общественное управление
Представителями графа на местах были шерифы — низкопоставленные служащие, обязанные следить за состоянием гидротехнических сооружений и пресекать правонарушения на территории, занимаемой этими соор

Права наследования
Согласно «Зеландской хартии» от 1290 г., правом наследования у фризов был майорат: лен должен был быть наследован старшим сыном, если же у отца были и младшие сыновья, то старший давал своим братья

Голландия
В позднее Средневековье изменившиеся условия жизни дали новые импульсы развитию сельского хозяйства. Почвы истощались, и приходилось перебираться на новые места. И хотя леса были редкими, им наноси

Сельское хозяйство
Характерным для XI—XIII вв. нововведением стало использование торфа в качестве удобрения на сухих песчаных почвах. Навоз смешивался с компостированной травой ( или вереском, или с торфом). При этом

Распашка торфяников
Как менялась деятельность людей и как она формировала их сознание, видно на примере освоения торфяников. До IX в. Западно-Нидерландская приморская область состояла из череды широких прибре

Плотины и польдеры
А тем временем природная среда в XII—XIII вв. продолжала меняться. Эрозия морского берега стала угрожающей. В устьях Мааса, Ваала и Лека вода стала идти вспять. Устье Старого Рейна засыпало песком,

Специализация производства
Проявились две тенденции. Часть населения, следуя качественным изменениям почв, занялась скотоводством, в результате чего возник новый тип хозяйства. Крестьянские хозяйства сконцентрировались на пр

Рост городов
Процесс урбанизации Нижних стран в Средние века не может быть понят на основе изучения возникновения и роста одних только городов. Не существует центра без периферии. Урбанизация — это процесс дифф

Голландия, Зеландия, Брабант
В Голландии, в отличие от Фрисландии, правил принц (ранее граф), но его права были ограничены, и уже в XII—XIII вв. права принца и народа были точно определены. В обществе, где подавляющее большинс

Бургундский период
Во второй половине XIV в. политический статус Нижних стран претерпел значительные изменения: иностранные династии заменили отечественные, и Нижние страны оказались в составе Бургундии — буферного г

Торговля
В раннее Средневековье Нижние страны были посредниками в торговле между Англией, Скандинавией и Германией. Объемы торговли были ограниченными. По мере роста важности торговли рейнские города устано

Реформация церкви и ее предтечи
Уже в XIV в. на побережье Нижних стран сложились капиталистические принципы хозяйствования. Но североморская культура населения постоянно сталкивалась с навязывавшимся извне феодальным влиянием. Ка

Герард Грооте и братства совместной жизни
Герард Грооте родился в Девентере в 1340 г. в семье видного городского советника. Его обучение в школе началось в родном городе, а затем продолжилось в Аахене и Кельне. Позже он три года учился фил

Монастыри
Особенно старались напакостить братствам монахи-доминиканцы. Их атаки были очень опасны. Пришлось последовать совету Грооте и ради защиты Христианского возрождения построить в 1386 г. монастырь в В

Вессель Гансфорт
Сильное влияние на развитие и распространение идей христианского ренессанса оказал Вессель Гансфорт. Лютер после того, как прочитал книги Гансфорта, писал о нем в 1522 г. так: «...человек выдающихс

Движение Христианского возрождения
Итак, движение Христианского возрождения в разные периоды своей истории (1380—1520) состояло из трех главных ветвей: братств, школ и монастырей. Большой вклад этого движения в подготовку Реформации

Смена династии
Герцогиня Мария вышла замуж за Максимилиана Австрийского, сына императора Святой Римской империи, что привело к смене династии, претендовавшей на власть в Нижних странах. Спустя 5 лет после брака М

Противоборство с Карлом V
Непрерывные, систематические противоречия между центральной феодальной властью и местными капиталистическими институтами вылились в скрытый, но всегда существовавший конфликт между представителями

Конец монархии
Всего лишь несколько лет спустя после восшествия на престол короля Филиппа проявились первые явные признаки Великой нидерландской революции — самого важного этапа истории Нидерландов, — которая нач

Фризы. Упадок
Существенное замедление развития Фрисландии произошло в период «фризской свободы» 1345—1498 гг. Одной из важных причин этого явления было то, что мы называем коррупцией. Начиная с XIV в. п

Часть III Португалия
Во II в. до н.э. весь Пиренейский полуостров был завоеван и включен в состав Римского государства. Влияние культуры Древнего Рима было очень сильным, и христианство — государственная религия Римско

Независимость Португалии
Сын Энрике Афонсу Энрикеш в 18-летнем возрасте начал править той частью Португалии, которая находится между реками Дору и Миньо, в 1128 г., а закончил в 1185 г., продвинув свои границы до реки Тежу

Север страны
До начала активной фазы Реконкисты с середины XI в. до середины XII в. территория Португалии сохранялась и была равна приблизительно 42 тыс. км2. Она была удивительно однородна по климат

Юг страны
На арабском юге, где преобладает засушливая равнина, население расселялось не равномерно, а по большим городам и деревням, что было непривычно для северян. Экономическая деятельность базир

Феодальные отношения
Вассалитет, как институт, был установлен в Португалии в XIII—XV вв. Вначале королевские пожалования не могли переходить по наследству, но с течением времени наследование стало общепринятой практико

Торговля и ремесла
В 1293 г. король утвердил систему страхования всех судов, загрузившихся в Португалии или зафрахтованных португальскими купцами для заграничного плавания. Часть собранных сумм хранилась во Фландрии,

Администрация и кортесы
Управление страной из единого центра требовало создания многочисленного аппарата чиновников. С конца XIII в. роль центра в Португалии нарастала. Уже в XIV в. чиновники центрального правительства бы

Начало заморской колонизации и торговли
В начале XV в. в Португалии сложилась непростая обстановка. Маврские корсары продолжали совершать набеги на побережье Португалии из своих портов на северо-западе Африки, а португальское воинство бы

Всепроникающая королевская власть
Безответственное правление Афонсу V (1438—1481) привело к резкому сокращению королевского домена и увеличению владений феодалов, причем не всех, а не более чем 15 семей. Став королем в 1449 г. в 17

Радикальные изменения португальского менталитета
1525—1550 гг. стали периодом португальского гуманизма, который корнями уходил в планетарное христианское мессианство и схоластику XII в. Это позже схоластика стала ассоциироваться с чем-то костным,

Великие географические открытия и торговля
После смерти Энрикеша Мореплавателя в 1460 г. было признано узкое направление внешней экспансии Португалии. Главным и единственным направлением всех дел и мыслей короны до Жуана II была Северная Аф

Инквизиция
Инквизиция постепенно росла, крепла и, наконец, превратилась в государство в государстве. Ее бюрократия превышала королевскую, тоже немалую. Например, во всех портах имелись так называемые посетите

Испанский период
Умерший в 1557 г. Жуан III оставил наследником престола Себастьяна — болезненного трехлетнего ребенка, страдавшего физическими недугами и психическими расстройствами. По состоянию здоровья он не мо

Правление Помбала
Король Жузе I (1750—1777) назначил министром иностранных дел и военным министром Себастьяна Жузе Помбала, который стал фактическим правителем Португалии. При правительстве Помбала появились первые

Конец XVIII в. и бразильский период. Революция 1820 г.
Деспотическое государство конца XVIII в. с его сложной всепроникающей бюрократической машиной тратило все больше средств. В начале XVIII в. были введены налоги на продажу мяса и вина. Это было перв

От революции к революции
В 1828 г. усилиями традиционалистов, отстаивавших идею абсолютной монархии, хартия была отменена, традиционные кортесы, состоявшие из трех частей — дворянства, духовенства и горожан, — восстановлен

Революция 1974 г.
В 60-е гг. колонии в экономике Португалии постепенно утрачивают свое значение. Если в 1965 г. Португалия экспортировала в страны ЕС лишь на 310 млн эскудо больше, чем в свои колонии, то в 1969 г. р

Англосаксы
К тому, что было изложено о терпеновой культуре англосаксов в ч. 2, здесь следует добавить сведения о культурных традициях их предшественников, которые могли и должны были быть востребованы, хотя б

Нормандия
Нормандское герцогство образовалось в 911 г. после того, как викинги под предводительством Роллона захватили территорию в устье Сены. Это не было миграцией народов, подобно переселению англосаксов

Завоевание Англии нормандцами
Не вдаваясь в дворцовые козни той эпохи и перипетии баталий (победа англосаксов над норвежцами в битве под Йорком 25 сентября 1066 г. и их поражение в сражении при Гастингсе 14 октября 1066 г.), мо

Власть в XII—XIII вв.
Начинать управление после 18 лет анархии можно было только с уступок духовенству и баронам. Так внешне и выглядела его коронационная хартия. Однако именно в ней Генрих II провозгласил продолжение к

Общественное и экономическое развитие Англии в XII—XIII вв.
Основной вид деятельности людей — это производство, поэтому целесообразно начать этот раздел с аграрного производства — самого распространенного вида деятельности англичан в рассматриваемый период.

Землевладельцы
Бароны вслед за королем делали для себя деньги даже из возложенных на них королем налогов. Например, щитовые деньги каждый барон платил королю за фиксированное раз и навсегда количество рыцарей, вы

Вилланы
Англосаксонский период завершился поразительным противоречием между господствовавшим в стране королевским правом и социально-экономической действительностью. Законы Канута, составленные с использов

Города и торговля
Зарождение городов в Англии начиналось с рынков, формировавшихся в местах, защищенных крепостными сооружениями. Торговля с континентом в англосаксонский период доминировала над внутренней торговлей

Законотворчество, суд, парламент
Со второй половины XII в. власть короля стала направляться на развитие права. Реформы Генриха II расширили поле королевской юрисдикции за счет баронской: в компетенцию королевских судов были включе

XIV век
XIV—XV вв. в истории Англии — период борьбы королевской власти с баронством, стремившимся во всем ущемить права короля, период, закончившийся самоистреблением баронства, — важным фактом, способство

Экономическое развитие
Обычно экономическое развитие общества в истории изучается в качестве фактора, обусловливающего развитие общества в целом. Например, английский историк Эйлмер считает: «Карл Маркс, великий экономич

Социальное развитие
После Войны Роз родовой знати в Англии не осталось. Влиятельными лицами в государстве были и купцы, и юристы, и землевладельцы, и священники, и мореплаватели и т. д., но при одном условии — каждый

Слово о констеблях
Описание борьбы парламента с королевской властью безусловно отражает особенности национальной культуры англичан. Однако исполнение решений верховной власти и поддержание порядка происходили на мест

Колонизация Америки
Изучая историю колонизации Америки, можно многое понять в культуре англичан XVII в. и в то же время выявить корни культуры США. В 1606 г. группа людей в Плимуте получила хартию на колониза

Слово о пуританах
Важной культурной традицией англичан во все века было критическое отношение к церкви как к институту и постоянные поиски наилучшего устройства духовной жизни. После Реформации этот процесс усилился

Революция. Республика. Протекторат
В декабре 1640 г. палата общин Долгого парламента объявила незаконным сбор корабельной подати. В феврале 1641 г. парламент принял акт, ограничивший права короля в отношении самого парламента: с тех

Реставрация
В конце мая 1660 г. в Англию вернулся король Карл II. Исходя из своих интересов, английская буржуазия сразу поставила ему жесткие рамки. Ему было заявлено, что король в Англии более не считается мо

Социальные перемены
Через столетие после Кромвеля йомены, как социальная группа, исчезли. Ликвидировались остатки открытых полей, быстро шел процесс огораживания. Парламент утверждал законы об огораживании, причем ого

Колониальная политика
Начало XVIII в. было ознаменовано войной, возникшей из-за борьбы европейских стран за наследство, оставшееся после смерти бездетного испанского короля. В этой войне больше других выиграла Англия: п

Промышленность и транспорт
К середине XVIII в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, что сделало ее внутренний рынок огромным, а концентрацию капиталов чрезвычайно высокой. В 1760—1780 г. начался массовый п

Радикализм
Возникновение радикализма в 1760—1780 гг. сопровождалось созданием организаций радикалов, независимых от парламентских партий. Они разработали программу реформ и ввели в практику политической борьб

Новые тори
Версальский мирный договор 1783 г. зафиксировал потерю Англией североамериканских колоний. Недовольство англичан политической системой от этого резко усилилось, и на волне этого недовольства к влас

Корреспондентские общества и права человека
Даже на фоне экономического роста англичане под влиянием Великой французской революции проявляли недовольство, которое стало с конца XVIII в. принимать организованные формы. «Общество друзей народа

Международное положение Англии
Англия теснила своих конкурентов повсюду. Используя зависимость португальского правительства, она получила свободный доступ во все бразильские порты и обеспечила себе монополию на ее рынках с начал

Религия и нравственность
В XVIII в. существенно изменилось отношение английского общества к религии. В предшествовавшие столетия религия была догмой; в XVIII же веке она проповедовалась как мораль с исторически обусловленн

Промышленность
Экономика Англии в начале XIX в., получив еще больший простор для своей деятельности, продолжала быстро развиваться. После 1820 г., когда закончился застой, вызванный войной с Наполеоном, особенно

Парламентская реформа
В начале XIX в. власть в Англии принадлежала, как и прежде, землевладельцам, но не промышленникам. Представители знати распоряжались парламентскими мандатами и нередко назначали депутатов в парламе

Чартизм
Возникновение рынка труда повлекло за собой появление политических организаций рабочих. В 1836 г. почти одновременно возникли Лондонская ассоциация рабочих и Большой северный союз в Лидсе. Обе орга

Хлебные законы
Финансовые проблемы были столь сложными, что во второй половине 30-х гг. XIX в. правительство вигов и либералов имело пять дефицитных бюджетов. Рост недовольства и стихийной активности бедноты, гро

Экономика в середине века
К середине XIX в. в Англии машинное производство стало вытеснять ручной труд. В экспорте Англии 70% составляли изделия из хлопка, но наиболее высокие темпы развития производства оставались за тяжел

Слово о тред-юнионах
Корпоративизм рабочих, как основа тред-юнионизма, формировался несколько столетий, но получил окончательное оформление в XIX в. Тред-юнионизм дает прекрасный пример самоорганизации людей. Тред-юнио

Эмиграция
С середины XIX в. началось усиленное освоение колоний. В 30‑х гг. возникла массовая эмиграция из Англии: в 1820 г. из Англии уехало 25 тыс. человек, в 1830 — 56 тыс., в 1840 — 90 тыс. За 1831

Экономическое развитие во второй половине XIX в.
Промышленность Англии в 1850—1870 гг. быстро развивалась. Выплавка чугуна увеличилась за этот период на 165%, и в 1870 г. в Англии выплавлялась половина мирового производства чугуна. Конвертерный с

Самоорганизация трудящихся.
Экономический кризис 1857 г. затронул интересы всех рабочих, в том числе и высококвалифицированных, зарплата стала снижаться, предприниматели отказывались считаться с тред-юнионами и пытались их ли

Государственное регулирование. Образование
В XVI—XVIII вв. государства Европы, включая Великобританию, находились под влиянием идей меркантилизма, которые побуждали правительства регулировать экспорт и импорт, помогать развитию, регулироват

Нравственность как средство борьбы за власть
Обзор английской истории XIX в. целесообразно завершить анализом явления, которое заслуживает особого внимания. Весь XIX в. полон драматической борьбы промышленников против аристократии. Аристократ

Начало века
В начале ХХ в. до Первой мировой войны Англия сохраняла высокие темпы роста своей промышленности. В 1913 г. на ее верфях было построено морских судов суммарным водоизмещением, в семь раз превосходи

Между двумя мировыми войнами
С конца войны до середины 1920 г. в стране наблюдался экономический подъем, вызванный повышенным спросом на хозяйственные товары, производство которых было ограничено в военные годы. Но промышленно

Вторая мировая война
После потери вооружения в боях при Дюнкерке (в мае 1940 г.) в Англии осталось мало оружия, но уже в первой половине 1941 г. британская промышленность восстановила потери, а правительство стало нара

Период восстановления
Потери и расходы во время войны привели к огромному дефициту платежного баланса. Заграничные капиталовложения сократились на четверть. Торговый флот сократился более, чем на четверть, а доход от не

Консерватизм конца века
К началу 70-х гг. ХХ в. британское общество состояло на 90% из наемных работников, рабочие составляли 73% самодеятельного населения, причем почти 50% рабочих были объединены в профсоюзы (в Японии —

Редактор Т.Г. Трубицына
[1] Все нобелевские лауреаты были удостоены премии за результаты исследований в области экономики «богатства». Гуннар Мюрдаль был первым и пока единственным, кто получил Нобелевскую премию за

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги