рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Триумф науки XIX века и ее апологеты

Триумф науки XIX века и ее апологеты - раздел Государство, Механизм ответственной власти Девятнадцатый Век Называли Веком Пара. С Не Меньшим Основанием – Веком Железа...

Девятнадцатый век называли веком пара. С не меньшим основанием – веком железа, а иногда – веком электричества. Но, в первую очередь, он был веком триумфа науки, которая добилась необычайных успехов во всех областях. Достижения науки не только обеспечили бурное развитие цивилизации, но и заложили основы нового мировоззрения. Они прояснили и сделали общедоступной методологию познания мира, бывшую до этого искусством, доступным немногим избранным.

Для самой науки в мире, казалось, почти не оставалось темных пятен. Интересный пример тому, слышанный автором еще в студенческие годы на лекции. Незадолго до начала 20-го века к университетскому профессору теоретической физики пришел проситься, говоря по нашему, в аспирантуру молодой человек, будущий великий физик Макс Планк, которому предстояло открыть в науке новую, квантовую эру. Но профессор начал отговаривать молодого коллегу: «Теоретическая физика уже завершена, стоит ли браться за бесперспективное дело?»*.

* Кляус Е.М. Поиски и открытия. – М: Наука, 1986, с. 136.

Успехи науки своеобразно преломились в сознании людей: путем простой экстраполяции достигнутого на будущее, был сделан вывод о безграничности власти человека над силами природы. Так один наш соотечественник провозгласил, что «мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача». Другой заявил, что Земля – это только колыбель человечества, но человек не может вечно жить в колыбели и вскоре, несомненно, полетит к звездам.

Безграничными представлялись и возможности науки в постижении идеала организации общества. В силу своей научности этот идеал, казалось, не мог не быть верным и единственно возможным, а в силу могущества науки – легко достижимым.

Возникший примерно в это же время марксизм широко распространился, в немалой степени, благодаря статусу научной теории.

Верили во всемогущество науки сильнее других те, кто только вступил на ее порог и не успел еще ощутить незавершенности ее постижений. В первую очередь это относится к недоучившимся или несостоявшимся студентам. Для них научность была абсолютным критерием истины (отсюда Базаров), а причастность к служению идеалу научного социализма давало чувство свободы от ограничений морали (отсюда Нечаев, а потом А. Ульянов и В. Ленин). Фанатизм такой убежденности проталкивал их в первые ряды борцов за светлое будущее. И недаром в первом ленинском Совнаркоме не было ни одного человека с нормальным высшим образованием.

Вот что писал по этому поводу о Ленине его современник, известный философ Н. Бердяев: «Став одержимым максималистической революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное различие между добром и злом, допуская обман, ложь, насилие, жестокость,... все средства для борьбы, для достижения целей революции»*.

* Чтобы представить себе вес этой оценки, скажем несколько слов о ее авторе. Бердяев Н.(1874...1943) – русский философ, основоположник экзистенционализма и персонализма. В первые годы советской власти – был организатором Вольной академии духовной культуры. Его деятельность в России закончилась высылкой на «корабле философов», когда большевистское правительство решило разом избавиться от своих наиболее видных идеологических оппонентов. Труды Бердяева оказали значительное влияние на становление и развитие французского экзистенционализма и персонализма, существенно повлияли на программу действия французских «новых-левых» в шестидесятых – семидесятых годах.

Подобная одержимость революционеров имела своим наиболее общим результатом монизм – веру в существование единственного наиболее правильного, истинного учения. А это повлекло за собой нетерпимость к инакомыслию. На решавшегося высказать свое несогласие обрушивался вал негодования окружающих. Попытки инакомыслия и критического анализа возможности скорого построения рая на Земле воспринимались, в лучшем случае, как излишнее умствование или как реакционность и мракобесие.

Революционные демократы были властителями общественного мнения. Убежденные в необходимости, своем долге и праве убирать с революционного пути к светлому будущему все препоны, они подвергали несогласных жестокому остракизму. Сила его была сокрушительной. Вот, например, уже сколько времени протекло и изменений в мире произошло, а Гоголь и Лесков только сейчас освобождаются от клейм, которым были наделены тогда.

Из научности ленинской интерпретации теории Маркса для уверовавших в нее вытекала и сакральность, божественность их вождей: она сама собой следовала из истинности учения: ведь, если высшая истина существует, то кому как не вождям владеть ею и значит, повеления вождей не подлежат обсуждению. Поэтому-то обычай беспрекословного повиновения начальству получил право на существование и после революции. И создаваемый заново, аппарат власти, декларирующей себя общенародной, поэтому смог стать даже более самовластным, а, следовательно, и более безответственным, чем он был в сословном обществе. Дисциплина и исполнительность в таких условиях не могли не переродиться в угодливость, а требовательность сверху – в произвол.

Но атмосфера всеобщего восхищения всемогуществом науки не остановила развития самой науки. И конец 19-го века можно считать началом преодоления ею собственной апологии: наука подошла к познанию принципиальных ограничений своих предсказательных возможностей.

Механика и математика, опираясь на мощь ЭВМ, шагнули в область нелинейных зависимостей, которые раньше исследованию не поддавались. И к средине 20-го было обнаружено, что поведение сложных систем может быть неоднозначным, двойственным. При особых состояниях системы (в отдельных точках, называемых точками бифуркации, см. «Синергетика – теория самоорганизации»), сколь угодно малые изменения в значениях параметров были способны приводить к сколь угодно большим изменениям в конечных результатах (прекрасный, хотя и фантастический пример – бабочка Бредбери*). Такие ситуации выходили за рамки обыденного здравого смысла, для которого малые воздействия – это малые изменения. И на место классического детерминизма, который всему был готов искать причину и из всего выводить следствия, который видел только количественные затруднения для предвычислений будущего, пришло принципиально иное, вероятностное видение мира. Вероятность перестала считаться порождением неполного знания. Она предстала способной быть внутренне присущей объекту, неотделимой от него: за природой приходилось признать право на «свободу воли».

* Существует такой фантастический роман, в котором путешественник во времени в далеком, геологическом прошлом нечаянно раздавил бабочку, хотя его предупреждали о предельной осторожности. Вернувшись из путешествия точно в тот же момент, когда и отправился в него, он обнаружил в своей стране фашизм вместо демократии. Это смерть бабочки через длинную цепь последующих нарастающих изменений в природе, в конце концов, оказалась причиной появления совсем иного, противоположного общества. Вот это бифуркация, так бифуркация!

Такой пересмотр основ картины мира начался почти на наших глазах – в последнюю четверть 20-го века – и еще не завершен.

Мы ничего не можем изменить в прошлом, но мы можем и обязаны яснее представлять себе, к чему следовало стремиться и чего следовало избегать. Это просто необходимо сегодня, когда вопрос о выборе пути в будущее опять встал перед нами: если те основания, на которых строилось прогнозирование будущего, признаются несостоятельными, то необходимо менять не только цели, но и методы их определения. Следует попытаться переосмыслить сам механизм развития общества и управления им.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Механизм ответственной власти

На сайте allrefs.net читайте: "Механизм ответственной власти"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Триумф науки XIX века и ее апологеты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Механизм ответственной власти
Валерий МИШИН Книга доступна в формате HTML (только текст). Предисловие Введение Часть I. Анализ 1. Триумф науки XIX века и ее апол

Современная теория управления
Начиная примерно со средины 19-го века, бурно развивающаяся теория управления стала одной из самых продуктивных частей современной науки. Возникшая как теория автоматического регулирования машин он

Управление обществом
Попробуем представить себе схему управления государством, последовательно следуя принципу необходимости обратных связей. Здесь такая связь – это ответственность управителя за сделанное, она входит

Как бороться с эгократией
Перестройка пошла путем одномоментной замены социализма на капитализм. Хотели как лучше, а вышло, как всегда. Иначе, вероятно, и быть не могло. Это очень четко следует из положения, которое сформул

Кто может победить эгократию
История развития эгократии в России, да и во всем мире, ее особенно пышный расцвет в последние десятилетия заставляют думать, что в современном обществе сейчас она могущественнее всех. Пер

Построение механизма Ответственной власти
В основе механизма Ответственной власти – три ключевых элемента. Первый – это программа развития страны, второй – руководитель правительства, принявший на себя ответственность за ее выполнение, тре

Правители
Качество программ преобразования обеспечивается механизмом конкуренции при их создании и последующего выбора на референдуме. Личность же ее исполнителя привязана к программе, и он оказывается на по

Исходное состояние
Говоря о выборах властителей, мы не затрагивали вопроса о базе выбора. Как показывает история, недостатка в кандидатах обычно не бывает, в особых случаях им можно «импортировать». Иное дело народ.

Цели и идеалы
Теперь, когда механизм построения Ответственной власти рассмотрен, пора определить, какое будущее может быть с его помощью построено. Необходимо заметить, что описанный здесь этот механизм

Одухотворение
Поль Валери в предисловии к «Персидским письмам» Монтескье писал: «Всякое общество восходит от дикости к порядку. Поскольку варварство – это эра факта, эра порядка должна представлять собой царство

Становление
Уровень цивилизации страны достаточен для обеспечения более высоких темпов развития. В странах «экономического чуда» он перед началом экономического рывка был не выше. Начинать реализацию

Неизбежность
Мы представили себе то общество, к которому должно привести использование механизма ответственной власти. Теперь следует оценить альтернативу, естественно, приняв за нее индивидуалистическое либера

Послесловие
В данной работе Вы нигде не встретили выражений: «по нашему мнению» или «мы полагаем». Опора на аналогии с апробированными положениями теории управления технических систем и использование логически

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги