рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Природа человека как квинтэссенция его социального потенциала

Природа человека как квинтэссенция его социального потенциала - раздел Государство, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПАРАДИГМЫ И ПРИОРИТЕТЫ   Своеобразие «Загадки Человека» Во Многом Определяется Тем, Чт...

 

Своеобразие «загадки человека» во многом определяется тем, что, являясь своего рода вечной проблемой, она всякий раз выступает как вечно новая, поскольку предполагает познание личности определенной эпохи, жизнедеятельность которой осуществляется в иных, прежде всего материальных, вещных и социально-экономических условиях. Взаимосвязь общественных условий в целом, т.е. уровня экономического и социального статуса конкретного общества, с одной стороны, и развития человека как личности и индивида - с другой, была всесторонним образом обоснована в социологии. Как бы подводя определенные итоги социально-философских изысканий в рамках данной проблемы в «немецкой идеологии» отмечалось: «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека»[24]. Тем самым было доказано, что сущность человека не предшествует существованию, а появляется и формируется в тех или иных природных, вещных или материально-экономических, политических, духовно-идеологических и прочих условиях реального бытия людей, определяемых прежде всего социальными отношениями, материализованными в том числе и в расселении людей, и в дифференциации условий жизнедеятельности.

Социализация не может осуществляться изолированно от вещных и материальных условий среды, непосредственной структуры общества, темпов и динамики его развития. Поэтому «личность» - это лишь одна сторона диалектической парной категории, второй стороной является «общество». С изменением общественных, социальных отношений, а следовательно, и соответствующей политики - меняется и личность, причем как структурно, так и содержательно. Недостаточность развития производительных сил, ограниченность социальной сферы объективировало то обстоятельство, что общество практически на протяжении всей истории развивало не собственно внутренне присущие человеку антропологические качества, а свойства, навязываемые ему внешне чуждыми и вполне безличными структурами, во многом подавляющими человеческую индивидуальность.

Вполне понятно, что личность не может быть неизменной в истории, поскольку в своей сущности она имеет производный характер от прогресса общества в целом. Смене общественно-экономических эпох соответствует собственно и прогресс личности, выкристаллизовывающийся в специфические типы на основе сменяемости известных человечеству способов производства.

Поэтому чем больше человек освобождался от примитивного единства в форме первобытнообщинной и родоплеменной интеграции, тем в большей степени пробуждалась его природа, антропология, выкристаллизовывающая как его собственную индивидуальность, так и определенные личностные качества. Рабовладение целиком основывалось на принуждении. Личность раба была низведена до «говорящего орудия», зато рабовладельцы получали гораздо лучшие условия для своего развития, чем это было возможным в предшествующую эпоху. Постепенно в обществе узаконивается и наследственность социальных привилегий, что долгое время считалось объективным, естественным состоянием, позволяющим многим поколениям как бы естественно, биологически или антропологически наследовать это положение, причем в качестве обязательного, как нечто внешнее - вместе с так называемой «кровью» своих родителей, предков. Например, в условиях феодализма ремесленник всегда оставался ремесленником, а дворянин - дворянином. Социальные различия дифференцируются в сословные, где каждый индивид знал не только свое место, но и границы своих возможностей.

Конечно, феодальную, как и всякую другую, эпоху нельзя понимать упрощенно, беря во внимание лишь основные социальные слои и их противоречия. Структура всякого общества хотя и определяется главным образом непосредственно их взаимоотношением, на самом деле проявляется в более сложной форме. Развитие производительных сил за пределы феодальных общественных отношений объективно привело к такому состоянию, что в этом обществе свободной конкуренции отдельный человек выступает как бы освобожденным от природных, антропологических связей, которые в прежние исторические эпохи делали его принадлежностью определенного ограниченного человеческого конгломерата. В то же время люди в своем развитии подчинены общественному производству, существующему вне их наподобие некоего рока, а не общественное производство подчинено индивидам, которые управляли бы им как своим общим достоянием, что возможно только на высшей ступени развития материального производства и социальной справедливости, соответствующей политики в социальной сфере.

Парадокс исторического развития таков, что основная масса населения всегда занималась подневольным трудом, далеко не всегда соответствующим его антропологическим, естественным наклонностям и стремлениям, которые как бы объективным образом подавлялись. В этом смысле нельзя не заметить глубоких внутренних противоречий в самой структуре человека - как бы между человеком как индивидом и человеком как личностью, заметно деперсонифицирующейся в условиях современной научно-технической революции. Эти противоречия вынуждены признать многие. Так, например, американский социальный психолог-неофрейдист Э. Фромм замечает: «Сегодня мы встречаем человека, который ведет себя и чувствует, как автомат, который никогда не испытывает чего-то действительно своего..., чья искусственная улыбка заменила подлинный смех, чья бессмысленная болтовня заменила связную речь, у которого на месте подлинного страдания выступает мрачное отчаяние»[25]. Все это свидетельствует об обезличивании человека современного общества, о нивелировании его индивидуальности и деформации антропологии. Человек живет в мире чуждых его природе общественных отношений, в деформированной социальной сфере, что является основной причиной многих «болезней личности».

Центральным положением эволюционистской теории Маркса является отношение человека к природе и развитие этого отношения. В начале истории человек полностью зависит от природы. В ходе эволюции он все больше и больше освобождается от природной зависимости, начинает господствовать над природой и преобразовывать ее в процессе деятельности, а изменяя ее посредством социальной сферы, он изменяет и самого себя. Когда он окончательно поставит природу под свой полный и разумный контроль, тогда общество навсегда утратит антагонистический характер, «предыстория» закончится и начнется подлинная история человека. Свободный человек будет планировать и организовывать свой обмен с природой, и целью всей общественной жизни будет не труд и даже не производство, а максимальная реализация человеческой сущности.

Каждое общество обладает определенной структурой и действует определенным образом в соответствии с необходимостью, диктуемой рядом объективных условий. Эти условия включают в себя как способ производства, зависящий, в свою очередь, от сырья, промышленного оборудования, климата, народонаселения, так и политические и географические факторы, культурные традиции и внешние влияния, которым подвергается общество. Здесь и заложен методологический ключ к пониманию антропологических оснований социальной сферы.

В то же время имеющиеся теоретические и практические достижения, определенные успехи в разработке социальной проблемы развития личности позволяют сделать некоторые теоретические выводы, также имеющие методологическое значение.
Во-первых, не следует отождествлять научное видение как теорию с конкретным процессом ее практической реализации, осуществляющимся в непосредственных, специфических условиях той или иной страны, региона, мегаполиса и т.д. На практике именно здесь и выявляются определенные особенности, а иногда и некоторые неантагонистические противоречия. Во-вторых, следует социальное равенство отождествлять не с общественным положением индивида, а с его индивидуальными способностями, наклонностями, вкусами и т.д. Если в первом отношении все люди, бесспорно, могут быть равны, то во втором - не только сохранится, но и значительно обогатится индивидуальность каждого, поскольку даже утописты проектировали будущее как строй, «неравенство которого есть не что иное, как разноцветное преломление равенства». В-третьих, обеспечивая социальную справедливость и тем самым одинаковые возможности для каждого своего члена в общественном плане, общественный прогресс в принципе не может гарантировать абсолютное, или так называемое «безбрежное», счастье буквально каждому, как это еще иногда представляется, поскольку, не говоря уже об объективных природных процессах - старения, смерти, - сохраняется, например, индивидуальная степень определенной одаренности или определенная мера конкретной работоспособности для каждого и т.д. В-четвертых, развитие личности как константную цель общества не следует отождествлять лишь с определенным состоянием, поскольку это есть постоянный процесс. Общественный прогресс не есть состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность, а есть действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние, в том числе и социальной сферы.

Уже сегодня можно наблюдать многие процессы становления таких форм социального бытия людей, которые существенно способствуют их гармоническому развитию. В качестве исходного ориентира, выступающего лишь основой для характеристики тенденций становления будущей структуры личности, следует принять традиционную точку зрения М.С. Кагана о том, что личность должна раскрываться в сфере труда, в разных формах общения, в свойственных ей ценностных ориентациях, в обретаемой ею системе знаний о мире, обществе, человеке, наконец, в искусстве.

Исторически так сложилось, что наблюдаемое возрастание силы человека, сосредоточенной в знаниях, опыте, орудиях и технологиях труда, привело к ложным представлениям о том, что можно все, чего только стоит захотеть, что все подвластно человеку, способному якобы по своему замыслу и проекту чуть ли не переделать весь мир. «Ощущение силы» до предела обострило экологическую ситуацию, породило проблему сохранения самой природы человека, его антропологических основ в современном состоянии социальной сферы.

В результате таких подходов возникло искусственное мнение о могуществе властей предержащих, их способности путем своих управляющих воздействий решить по собственному усмотрению чуть ли не любую проблему: то не признавалась достоверность выводов кибернетики, генетики и других наук, то произвольно заставляли выращивать кукурузу на Севере, разворачивать реки, осушать болота, вообще переиначивать природу и не считались с биологической сущностью человека, т.е. с антропологическими основаниями в развитии социальной сферы.

Между тем и в природе (среде нашего обитания, а не в окружающей среде, как будто не мы в ней, а она вокруг нас), и в обществе, и в самой сущности, антропологических истоках человека как биосоциального существа имеются объективные предпосылки (основы, условия), закономерности, формы, складывавшиеся тысячелетиями, которые не зависимы от нашей воли и нашего восприятия и накладывают определенные ограничения на нашу деятельность. Конечно, развитие человека изменяет его взаимоотношения с объективным, антропологическим, но последнее остается таковым, невзирая на постоянное накопление мощи человека[26]. Поэтому первейшим условием рациональности и эффективности социальной политики государственного управления является познание объективного, природного и антропологического, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет многообразных элементов и закономерностей, построенное на основе знаний об объективном, т.е. знаний о природных и антропологических основах социальной жизни и соответствующей политики в формировании социальной сферы.

В качестве объективных антропологических основ социальной политики и управления следует назвать природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д.) диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни, в том числе и социальной сферы. Не случайно каждая из исторически известных цивилизаций привязана к определенным природно-географичес-ким условиям и в какой-то мере была приспособлена именно к ним. С этой точки зрения Россия с момента возникновения имеет весьма своеобразные объективные условия развития социальной сферы и расселения, не считаться с которыми и не учитывать их значит заранее обрекать управленческие процессы, в том числе и социальную политику, на негативный результат.

Ко второму роду антропологических оснований социальной политики относятся естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. Когда какой-либо народ тысячелетиями создает свою культуру («вторую», искусственную природу) на определенной территории и добивается гармонизации природы и своей жизнедеятельности, известного равновесного отношения между ними, то тем самым он вырабатывает как бы органичные структуры, механизмы и технологии труда, быта и социального общежития, вне соблюдения которых любая политика приобретает по существу разрушительный характер. Можно, конечно, путем усиленной эксплуатации природы решить проблемы двух-трех поколений, но уже последующие ощутят разорванность связей и начнут расплачиваться за предыдущую самонадеянность.

Отсюда возникают проблемы соотношения мировой и национальной культуры, самобытности, оригинальности и заимствования. Необходимость изучать и знать достижения всего человечества, проживающего будь то на Востоке, Западе или Юге, но и одновременно понимать, что любая культура взросла в своих «координатах» естественно-общественных, природно-антрополо-гических условий, приспособлена именно к ним и при переносе в другую культуру может быть использована лишь с учетом возможностей и способностей этой культуры к восприятию и впитыванию (ассимиляции) иных культурных приобретений, даже самых впечатляющих и перспективных. Тем более, что органичная собственная культура характеризует действительное состояние жизнедеятельности людей, а привносимая (заимствуемая) - лишь вероятностное, которое может быть как лучшим, так и худшим.

Третий ряд объективных основ социальной политики и управления - это культурно-историческое наследие, которое создано объективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня нашей объективной жизненной опорой. Прежде всего результирующим названных антропологических условий выступает производственная база со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории расселения определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного района, населенного пункта). Эта база есть продукт творческой, созидательной деятельности людей, есть опредмечивание их замыслов, знаний и труда, но по отношению к целям, функциям и структуре социальной политики она может и должна рассматриваться как объективная данность. Каждый раз надо учитывать ее состояние, потенциал, пригодность к решению тех или иных задач, возможности обновления и многое другое, исходя именно из антропологических оснований в самом широком их понимании - как «природных».

Наряду и совместно с экономикой важная роль детерминанты социального управления принадлежит социальной сфере общества, состоящей из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры, так или иначе они и лежат в основе социальной политики. Социальные отношения в научной литературе сводятся к отношениям по обеспечению жизненными средствами, по воспроизводству социальных и природных, антропогенных данных человека, по приобщению совокупного человека к производству, к существующей или изменяющейся системе общественных отношений. Под социальной инфраструктурой «понимается совокупность материально-веществен-ных элементов, создающих условия удовлетворения социальных интересов людей - это набор структур по оказанию социальных услуг, начиная с родильного дома и кончая местом панихиды»[27].

Функционально здесь важна каждая структура, ибо виды социальных услуг не взаимозаменяемы. За тысячелетнюю историю социальная жизнь людей выработала определенные формы, закономерности, традиции, даже стереотипы, которые ее поддерживают и воспроизводят в определенных объективных условиях и более конкретно - на основе имеющейся производственной базы и системы экономических отношений, с учетом антропологических оснований жизнедеятельности. Этим обусловлены зависимости между экономической деятельностью и социальной жизнью общества, многогранные прямые и обратные связи между ними, которые необходимо учитывать в соответствующей политике. В общем и целом социальные потребности людей приспосабливаются к экономическим возможностям общества, иначе историческая жизнь могла бы не состояться. Но реально социальные потребности удовлетворяются лишь в ограниченных масштабах, что частично придает социальной жизни обедненный и односторонний характер, сказывающийся на самочувствии и развитии человека.

По идее и теоретическим рассуждениям либералов социальная жизнь должна иметь свободный характер, развиваться в естественных и имманентных формах в соответствии со своими закономерностями. С этим можно согласиться только в том смысле (и границах), что социальная жизнь имеет свои объективные основания и должна складываться с учетом потребностей и интересов людей. За пределами названного социальная сфера формируется сознательно, является управляемой и способна приобретать необходимые уровень, состав и структуру лишь при поддержке государства. Ведь для общества важны не отдельные элементы (или составные) социальной политики и сферы, даже если они и хорошего качества, а их системные образования, обеспечивающие равноправие людей в доступе к социальным услугам по всей территории страны (системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, отдыха, физической культуры и спорта, информации, духовного развития человека и т.д.). Современное государство несет ответственность перед обществом за состояние и темпы развития его социальной сферы, социальную политику в целом. Тем самым оно призвано постоянно ориентироваться на происходящее в социальной жизни, знать здесь исторически и национально выверенное (традиционное), различать объективное - природное и антропологическое и субъективное, вырабатывать и реализовывать свои управляющие воздействия на основе социальных потребностей и интересов людей и в целях их удовлетворения с позиций социальной сферы.

Человек объективно попадает в те условия, в том числе и, пожалуй, прежде всего материально-пространственные, которые уже созданы до него, и вольно или невольно распредмечивает их в процессе своей социализации, т.е. личностного становления.
С другой стороны, являясь индивидуальной и неповторимой, каждая личность пытается создать такую окружающую среду жизнедеятельности, в том числе и материальную, где бы полнее реализовались ее способности, осуществлялись потребности и ценностные ориентации. Одним словом, создать возможность наиболее полного проявления собственной антропологии или натуры именно как подлинно человеческой, неповторимой природы.

Вот почему, замечает Ж.Т. Тощенко, «анализ проблем развития общественных отношений, формирования личности нельзя осуществить и понять, если не учитывать в полной мере влияния материально-вещных элементов на эти процессы». С другой стороны, «поскольку социальная инфраструктура нацелена на удовлетворение определенных потребностей людей, ее развитие нельзя рассматривать в отрыве от уровня их культуры, ценностных ориентаций и т.п., представляющих собой важный регулирующий механизм ее совершенствования»[28]. Поэтому условия пространственной организации жизнедеятельности, органически включающие в себя тот или иной круг материальных и духовных ценностей, в общем плане имеют ту же историю, что и само общество, опосредуясь в ходе своего преобразования его основополагающими, в том числе и антропологическими, детерминантами, и прежде всего такими как: природа человека, уровень развития производительных сил, форма собственности, наличие социальных групп, отношений между ними и другие, оказывающие формообразующее влияние на социальную сферу.

Этот аспект еще мало исследован.

Вопрос не решен однозначно даже на так называемом понятийном уровне. Для формирования дефиниции исследуемого феномена необходимо руководствоваться положением, что в ближайший период нам придется выделять больше ресурсов на ускоренное развитие жилищного и культурно-бытового строительства, транспорта, связи, системы материального снабжения - всего, что называют инфраструктурой. В прошлом многим из этих сфер мы просто не могли уделять должного внимания. Теперь этим придется заниматься и заниматься серьезно, на уровне обоснованной социальной политики. Но внимание акцентируется прежде всего на форсировании раз-вития инфраструктуры производственной, трудовой, а не всех видов жизнедеятельности, не социальной в целом, хотя устойчивых и четких между ними разграничений, как видим, нет.


Что же касается ее производственной разновидности, то последнюю отождествляют именно с совокупностью всех условий, необходимых для жизни рабочего во время труда. Именно учет этого фактора позволит наиболее эффективно использовать свободное время на удовлетворение разнообразных ценностных ориентаций и потребностей развивающейся личности.

Понятие «социальной инфраструктуры» гораздо шире, чем только производственной, поскольку включает в себя все необходимые для полнокровного человеческого бытия материально-вещные ценности, собственно и составляющие в своей совокупности те условия, которые стимулируют, развивают и обеспечивают жизнедеятельность человека во всех ее сферах, обусловленных его природой, антропологией. С одной стороны, человеческая природа раскрывается, помимо прочих детерминант, материальной средой, которую каждый индивид застает как нечто данное, объективно формирующее наклонности, способности и ценностные ориентации личности, с другой - последние, имея определенную самостоятельность, заключающуюся прежде всего в опережении наличествующих условий, сами активно влияют на трансформацию материально-вещной среды, опосредуясь в конечном счете через социальные отношения, социальную сферу общества.

И история неопровержимо свидетельствует о том, что по мере развития человека, его деятельности предметный мир во все большей и большей мере как бы вовлекается в нее, с одной стороны, в готовых, уже созданных самой природой формах, с другой - в виде искусственно производимых предметов.

Лишенный предметной среды человек не может ни существовать, ни развиваться. Он есть «предметное существо». Понятие «предметное существо» (имея в виду взаимосвязанное понимание условий и стремлений как ценностных ориентаций личности) в свое время было выведено К. Марксом: «... Человек - есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное существо. Они существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа ...»[29]
В конечном счете, опираясь на этот вывод, современные исследователи считают, что: «любая деятельность может осуществиться при наличии определенных условий. Последние выступают как предпосылки деятельности. Если условия - предпосылки возможности деятельности, то сама деятельность есть реализация возможностей - действительность. В процессе деятельности условия становятся ее активными началами, т.е. факторами»[30].

Вот почему осознание антропологических оснований своего существования и не просто избирательное, а именно подлинно ценностное к ним отношение являются основой не только их рационального преобразования, но и собственного самосовершенствования, саморазвития, поскольку широко известна мысль, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой они сами создают обстоятельства.

Таким образом, именно в реализации разумных потребностей проявляется подлинно человеческая природа каждой личности, с учетом антропологических оснований создаются новые предметные формы жизнедеятельности. Они предполагают формирование системы ценностей, т.е. представления о том, что более всего важно для людей как социальных существ. В этом, на наш взгляд, и заключается сущность антропологических оснований современной социальной политики.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПАРАДИГМЫ И ПРИОРИТЕТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПАРАДИГМЫ И ПРИОРИТЕТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Природа человека как квинтэссенция его социального потенциала

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Некоторые подходы к сущности социального
  Латинское слово socialis, что означает «общественный», относительно недавно вошло в политическую и научно-философскую лексику. К. Манхейм, немецкий социолог, так объясняет данное об

Социальное бытие, социальные отношения, социальный мир
  В контексте проблематики социального следует рассмотреть содержание и особенности тех феноменов сосуществования, которые претендуют на статус собственно социальных отношений, или от

Социальный и индивидуальный миры: диалектика и взаимосвязь
В социальном мире любого класса и уровня можно наблюдать достаточно типичные отношения индивидуального «Я» и социального «Мы». Среди них следует выделить прежде всего отношения первичной социали

Некоторые функционально-деятельностные характеристики социального мира
  Теоретическую и практическую значимость представляют исследования проблем социального мира как ассоциации функционалов. Функциональные ассоциации основаны, как правило, на принципе

Прогресс как самореализация сущности человека
  Любая концепция социального развития общества предполагает наличие механизма ее реализации как основы социальной политики. Таковым механизмом является общественное производство. Вос

Методологические основы определения сущности социальной политики
  Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является социальная, под которой понимается целостное социальное (в узком смысле слова) бытие, где взаимодействуют социальные групп

Системный характер социальной политики
Рассмотренные выше подходы к пониманию социальной политики подводят к логическому выводу, что она системна по своему характеру, т.е. представляет упорядоченную структуру как целостность взаим

Уровневая ориентация социальной политики
В термине «социальная политика» содержание обеих частей приобретает синтетическое значение, раскрывающее обоюдный синергетизм социального и политического (политическое возникает из социального). С

Парадигмы социальной политики
  Представленная трехуровневая ориентация социальной политики дает возможность характеризовать ее парадигмы. Социальная политика всегда была подвержена идейн

Современные тенденции в мировой экономике
  В настоящее время в наиболее развитых странах Запада начался переход к новому технологическому укладу, который характеризуется следующими основными особенностями: ·

Взаимодействие самоорганизации и организации как парадигма социально-экономического развития
  Отношение между рыночным и государственным регулированием в экономике с широкой мировоззренческой точки зрения можно рассматривать как частный случай взаимодействия процессов самоор

Кейнсианский и монетаристский подходы к социальной политике
Экономическая концепция Д. М. Кейнса, как мы видели, возникла в связи с Великой депрессией 30-х гг. и была направлена против классической теории, оказавшейся неспособной не только

Основные структурные элементы социальной сферы
Социальная политика в современном обществе - одно из главных направлений деятельности власти. Исследование социальной сферы как объекта социальной политики предполагает выяснение ряда проб

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Основания для деле-ния населе-ния на социальные слои МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ   &

Детерминированность роли государства как основного субъекта социальной политики
  Роль государства как основного субъекта социальной политики обусловливается различными подходами к пониманию сути и объема последней. Имеет место узкая трактовка, сводящая социальну

Государственное регулирование политики занятости в развитых странах Запада: динамика и тенденции
  Нигде, даже в самых «рыночных» странах, государство не оставляет рынок труда полностью во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами там действует и механизм государственного рег

Типология социальной политики с точки зрения государства как ее основного инструмента
  Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации: · ценностны

Корпоратизм как форма социального партнерства
  Социальное партнерство предполагает согласование интересов и способов их отстаивания тремя основными субъектами - государством, профсоюзами, работодателями. Между тем социаль

Основные модели социального партнерства
  Разнообразие вариантов социального партнерства в мире сводится к четырем основным моделям - австрийской, германской, шведской и американской. Австрийская модель.

Концепция девятой рыночной структуры
Известный французский ученый Ж. Аттали утверждает, что человечество сегодня вступает в девятую в его истории рыночную структуру, а восьмая, которая обладает достойной пока мощью, «возникла в 30-х г

Концепция знания как нового способа создания общественного богатства
  Сегодня многие западные теоретики и политики все больше склоняются к поддержке концепции О. Тоффлера[84] о приоритете знаний как нового способа создания общественного богатства, кот

Особенности «шведской модели» социальной политики
  В конце 60-х гг. в научной литературе появился термин «шведская модель». Под ним подразумевался комплекс социально-экономических реформ, реализуемых государством с помощью сильной с

Становление социально-этических представлений об общественной справедливости в XI-XIII веках
  Идеология социальной политики начинает формироваться в древнейшие периоды истории России. Управление государством требовало от русских князей соблюдения определенных канонов, осущес

Оформление государственно-законодательных подходов к принципам социальной справедливости в XV - первой половине XVII вв.
  В XV веке Российское государство становится правопреемником византийского православия. Расширение идеологического геопространства приводит к новому уровню оценок текущей социальной

Общественно-политические взгляды на государственное благосостояние во второй половине XVII - первой половине XIX вв.
  Со второй половины XVII в. формируются государственные подходы к общественному благосостоянию. Происходит формирование и укрепление абсолютизма. Самодержавие рассматривается и обосн

Становление научных представлений о социальном благосостоянии общества со второй половины XIX в. до 1917 г.
  После отмены крепостного права основные идеи, направления и конструкции социальной политики неизбежно связываются с поиском дальнейшего пути развития России. Полемика о стратегии и

Формирование идеологии государственного патернализма в отношении социально уязвимых слоев населения
  После 1917 г. новая политическая доктрина управления государством, классовый подход к проблемам социальной справедливости привносят новые элементы в понимание сущности социальной по

Социально-правовые ориентиры и поиски общественного благосостояния в конце 80 - 90-х гг.
  В середине 80-х гг. принимается новая концепция социально-экономического развития общества. Она определяется в официальных документах как стратегия ускорения. В основе ее лежит «ком

Социально-экономические особенности переходного периода
  В условиях доминирования государственной собственности главное препятствие для развертывания конкуренции и формирования свободного рынка представляют монополии, диктующие выгодные и

Приоритетные направления социальной политики переходного периода
  В условиях тяжелого экономического положения, бюджетного кризиса, низкого уровня инвестиционной активности государство не располагает необходимыми ресурсами для наполнения конкретны

Роль государства в социальной политике
  Принимаемые социальные программы, выдвигаемые идеи, концепции, декларации, лозунги реализуются только при наличии реальных материальных, финансовых возможностей, использовании субъе

Роль государства в социальной защите населения
  Переход к рыночному распределению произведенного внутреннего продукта неминуемо привел государство к пересмотру прежней политики социальной защиты населения. Поскольку рынок дает то

Новые субъекты социальной политики
  Условия рыночной экономики сформировали новый субъект социальной политики - частное предпринимательство, деловые круги, ис­поведующие принципы гуманизма и идеи социального го

Муниципальная власть как субъект социальной политики
Социальная политика формируется и проводится на различных уровнях осуществления властных отношений: федеральные и региональные органы государственной власти, местное самоуправление. Каждый из них и

Опыт осуществления социальной политики на уровне местного самоуправления
  В стране действует на местном уровне достаточно разветвленная и гибкая система муниципальных учреждений, предприятий, организаций. Это муниципальные больницы, школы, театры, музеи.

Правовое регулирование социальной политики
  Правовое регулирование государственной социальной политики включает определение основных ее субъектов и объектов, институтов социальной политики, а также государственных стандартов.

Особенности государственного регулирования социальной политики
  В России, помимо общих факторов, выдвигающих государство в число основных субъектов социальной политики, существуют и специфические. Важнейшие из них - незавершенный характер общест

Сущность и особенности рынка труда в России
  В чрезвычайно трудных условиях в России происходит движение к рынку труда, уходит в прошлое «полная занятость». Вместе со свободой выбора сфер трудовой деятельности, возможностью ре

Проблема занятости населения
  Проблема рынка рабочей силы неотделима от проблемы занятости населения. В современных условиях перехода к рыночной экономике проблема занятости и ее составляющих приобретает

Основные цели и контуры политики занятости
Главной целью современной российской политики занятости становится повышение трудового потенциала страны путем выявления неиспользуемых способностей людей, вовлечения их в более эффективную и всеох

Проблема безработицы и социальные программы государства
  Переход к рынку и структурная перестройка экономики привели к росту числа безработных в нашей стране. Но эта безработица имеет более глубокий характер, чем те ее формы, которые прин

Социальная инфраструктура: антропологическая основа и личностная направленность
  По мере развития общества все большую значимость приобретает социальная инфраструктура. Ее основой являются материально-вещные элементы, которые призваны обеспечить общие условия де

Состояние и возможности социального партнерства в России
Сложность и масштабы социальных проблем в России сегодня таковы, что требуют новых решений, альянсов и ценностей. Применительно к России речь следует вести скорее о начальных этапах классического с

Особенности федеративного устройства Российской Федерации
  Особенность российского федерализма состоит в сочетании двух начал: административно-территориального и национального, что не может не сказываться на социальной политике. По территор

Социальная политика и национальные отношения
  Национальные отношения как имманентный социальному бытию феномен имеют комплексную, многосоставную природу, и их состояние зависит от целого ряда факторов. Современная история Росси

Этносоциальные проблемы и социальная политика
В прошлом в нашей стране социально-экономическое положение национальностей было неодинаковым, особенно из-за разных стартовых исторических условий, различий в уровне развития регионов и территорий,

Регионы и социальная политика
Социальная политика конкретно дифференцируется по регионам, поскольку они разнятся между собой по многим параметрам. Территориальная дифференциация как таковая - явление обычное и распрост

Социальная защита коренных малочисленных народов и лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера
Впервые в РФ на конституционном уровне закреплена охрана коллективных прав специфических этнических групп (ст. 69). Речь идет прежде всего о коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего

Основные направления реализации социальной политики
  Текущие основные цели и приоритеты механизма реализации социальной политики сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни граждан Российской Федерации, не допустить снижения

Социальные функции политических партий
  Политическую партию можно представить как организацию активных политических лиц в обществе, тех, кто заинтересован в контроле над государственной властью и кто, добиваясь поддержки

Социальная политика в программных документах политических партий
Социальная политика по сути своей является программой социального управления и развития, степень и детализация разработки которой зависят от целого ряда факторов

Мегатенденции социальной политики
  Представление о прогрессе как качественно изменяющемся, восходящем поступательном движении истории от неразвитых форм существования к более совершенным сегодня не является не только

Ценностные императивы российской социальной политики
  Сложность стоящих перед Россией задач определяется, среди прочего, и тем, что ни принятие новых законов, ни построение рыночной инфраструктуры, ни становление частного бизнеса не со

Авторский коллектив
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПАРАДИГМЫ И ПРИОРИТЕТЫ     Учебное пособие   лр 020658 Компьютерная верстка О.Н. Новикова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги