рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

И. С. Бах

И. С. Бах - раздел Государство, Теория и практика управления в СССР Ибо Догмы, Противоречащие Человеческому Естеству, Превращаются В Кандал...

Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в кандалы.

Бертран Рассел,

лауреат Нобелевской премии

 

Рассматривая эволюцию мировой управленческой мысли, нельзя забывать, что существует еще одна древняя и мощная си­стема воздействия на поведение личности и всего общества в це­лом — религия. После тотального разрушения в 1917 г. религиоз­ных духовных ценностей русскому народу была предложена но­вая, марксистско-ленинская морально-этическая концепция, пос­ле же краха социалистического строя не осталось ничего, кроме идеологических руин, и народ вновь вернулся к Церкви — надеж­ной заступнице и утешительнице (хотя следует помнить, что уте­шение лишь помогает переносить зло, но не устраняет его...).

Необходимость отказа от методов агрессивного атеизма была ясна еще в начале перестройки. Не случайно празднование в 1988 г. юбилея 1000-летия введения христианства на Руси получи­ло не только религиозное, но и всенародное общественно-полити­ческое звучание. В 1917 г. в России было свыше 40 000 действую­щих церквей, к 1939 г. их осталось только около 100; сегодня Цер­кви возвращаются ее имущество и святыни, восстанавливаются храмы и монастыри, заметно усилилось влияние всех религиоз­ных конфессий на общество. Главная примета времени — повышенный интерес к религии, отказ миллионов людей от доктрин безбожия и их возвращение в лоно Церкви. Все это реалии сегодняшней жизни, неразрывно связанные с процессами демократизации, происходящими в стране.

Специалисты, работающие в системе государственной служ­бы, в любых сферах общественного производства и частного предпринимательства, независимо от их отношения к религии, обязаны учитывать в своих контактах с людьми эти перемены в обществен­ном сознании. Необходимо не только придерживаться основ кон­ституционной свободы совести, но и знать основы веры и догматы Церкви, что было характерно для всех образованных людей доре­волюционной России. В истории мировой цивилизации жрецы религиозных культов первыми поняли и использовали законы психологического воздействия на людей обрядной, ритуальной стороны церковной службы, обращенной больше к чувствам, чем к разуму. Нее религиозные обряды, богослужения основаны на строгом ри­туале, глубоко продуманной процедуре, призванной закрепить в людях уверенность в незыблемости божественных законов и недопустимости вероотступничества. Все поражает воображение веру­ющих: внешнее и внутреннее убранство храма, особая акустика, умелое освещение, красивое облачение служителей, даже харак­терный, "неземной" аромат христианских и буддистских храмов. С трепетом и глубоким почитанием относились верующие древности к прорицателям и оракулам, из которых особым уважением пользовались оракулы Амона в Египте, Дельфийский, Зевса в Додоне, "сивиллины книги" в Риме.

В жизни общества религия всегда играла важную роль мировоззренческого и морально-этического регулятора поведения лю­дей. Библия и Коран декларируют четкую систему правил и норм поведения, регулирующих не только участие в религиозной жиз­ни, но и многие сферы деятельности и быта человека. Четкие нор­мы поведения и основные нравственные законы звучат в Нагорной проповеди Иисуса Христа, шариат в исламе — свод правил и зап­ретов, охватывающих практически все стороны жизни правовер­ного. Церковь имеет многовековой опыт воздействия на общество, обладает мощной финансовой базой, подготовленными кадрами и собственной прессой. Культовый храм является своеобразным цен­тром, способствующим установлению долговременных коммуника­ций между единоверцами (культовых, хозяйственных, семейно-бытовых) и сплочению общины. Интегрирующие функции религии проявляются и на более высоких уровнях вплоть до общегосударственных. Церковь, как правило, поддерживает существующую систему социальных отношений, активно выступает в поддержку мира, против колониализма и расизма. Ислам является особо активной силой, выступающей против чуждой идеологии и морали, способствует подъему национального самосознания, хотя иногда эта борьба доходит до религиозной нетерпимости и фанатизма, достаточно вспомнить призывы ваххабистов — исламских экстре­мистов. Церковь постоянно ратует за консолидацию нации, поддерживает борьбу народа против иноземных захватчиков. Доста­точно вспомнить Сергия Радонежского, благословившего борьбу с татаро-монгольским игом, усилия Православной Церкви Сербии и Болгарии в деле национального освобождения, роль Русской Пра­вославной Церкви в Великой Отечественной войне. Кромвель, на­зывая себя "метлой божьей", вел солдат на бой с войском короля под пение библейских гимнов. Ислам является идейным знаменем, объединяющим мусульман в национальных и региональных конф­ликтах.

Нельзя отрицать огромного влияния Церкви на духовную жизнь общества. Религия способствовала созданию не только системы моральных, духовных ценностей, но и шедевров архитектуры, изобразительного искусства, музыки. Готические соборы Европы с их иконостасами, фресками, витражами, православные соборы с иконами Андрея Рублева, Феофана Грека, Тадж Махал, комплекс площади Регистан в Самарканде, бесценные храмы Египта и Ин­дии, живопись эпохи Возрождения, Бах, Гендель. В монастырских библиотеках бережно хранились уникальные литературные па­мятники, в том числе и "Слово о полку Игореве".

Однако все мировые религии (буддизм, христианство, ислам) не достигли тех целей, которые провозглашались ими. Особеннос­тью современной эпохи является тот печальный факт, что челове­чество не смогло сформировать глобальной общественной идеи, в том числе религиозной. Высшие иерархи религиозных конфессий давно уже ищут пути преодоления противоречий между наукой и религией, между телом и душой, жесткими церковными догмата­ми и изменяющейся социальной средой. Уже длительное время предпринимаются попытки объединения различных направлений внутри единой религии (например, внутри христианства — като­лицизм, православие, баптизм, протестантизм и т.д.), так как эти затянувшиеся теологические споры наносят значительный вред христианскому учению. Директор института религии США пастор Ричард Нейхауз справедливо сокрушается, что "Пресвитерианс­кая Церковь, Епископальная Церковь, Объединенная Методистс­кая Церковь — все эти некогда гигантские национальные святыни ныне находятся в свободном падении, конца которому не видно" [95]. Людей больше волнуют мирские заботы, чем религия (это явление получило название секуляризация).По данным богослов­ской литературы, только 5% скандинавских лютеран регулярно посещают церковь, в Англии лишь 3% посещают воскресную служ­бу, во Франции — менее 7%, за последние 25 лет процент испанцев, считающих себя "активными католиками", упал с 83 до 31, и не случайно, что этот процесс вызвал особое беспокойство папы Иоанна Павла II, который во время своего визита в Мадрид в I993 г. призвал: "Испании надо вернуться к ее христианским корням".

Сам факт различного толкования основных религиозных дог­матов внутри единого учения доказывает возможность, отказа от излишне жестких канонов Церкви, необходимость введения не­принципиальных корректировок с учетом новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени (принцип разви­тия). Создание единых морально-этических норм, современной ду­ховной концепции, сближающей позиции различных религий, воз­можно и по другим направлениям: отказаться от нетерпимости к другим религиям, преодолеть асоциальные тенденции религии, признать возможными и другие пути духовного совершенствования личности, кроме аскетизма и монашества, и т.д.

С позиций теории управления методы религиозного воздействия на социум и личность заслуживают серьезного внимания и должны учитываться в межличностных отношениях. Чтобы эффек­тивно управлять, необходимо знать особенности личности, и если такой особенностью является религиозность человека, то специа­лист обязан знать основные религиозные догматы не хуже своего оппонента и компетентно вести диалог с ним. Обсуждая проблемы взаимоотношений религии и науки с убежденным и образованным верующим, а их с каждым годом становится все больше, нужно уметь оперировать не приблизительными книжными представле­ниями, важно владеть и теологическими знаниями, иметь собствен­ные, продуманные и аргументированные убеждения.

Подавляющее большинство людей независимо от их отноше­ния к религии искренне считают Библию и Коран одними из самых глубоких и мудрых книг, созданных человечеством. Независимо от того, считать ли эти книги богоданными или результатом творчества многих и многих незаурядных личностей, Библия и Коран поражают глубоким знанием рода людского, его прекрасных и отвратительных черт. Они написаны высокохудожественным и образным языком (Коран читать труднее, но большинство аятов и сур имеют подробные комментарии). В Ветхом Завете многие книги — истинные шедевры мысли и чувства, особенно Книга Екклесиаста, Притчи и Песнь Песней Соломона; все четыре Евангелия поражают искренностью, страстностью, точностью слова и образов. Однако, рассматривая проблемы религии в контексте искусства управления, мы должны понять методы воздействия религии на человека и, сохраняя уважение к свободе совести каждого, вооружить руководителя не только основными тезисами религиозных концепций, но и критическим анализом их.

Уже столетия ведется спор между духовным и материаль­ным, между религией и наукой. Религия принципиально отличает­ся от научной теории тем, что постоянно апеллирует к вечной и абсолютно достоверной истине, в то время как наука признает, что существующие на этот период времени научные теории обре­чены на постоянное уточнение и дальнейшее развитие. Конфликт между теологией и наукой — это конфликт между авторитетом и экспериментом, между абсолютным и относительным. Когда Напо­леон, беседуя с великим Лапласом о его книге "Изложение систе­мы мира", заметил, что в книге нет упоминания о Боге, астроном ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе"…

Каждое достижение естественных наук, подрывавшее устои церковных догм, осуждалось богословами и разоблачалось с религиозно-церковных позиций, а авторы ереси подвергались пресле­дованиям вплоть до физической расправы. Страшен список жертв церковного фанатизма: Чекко д'Асколи в 1327 г. сожжен на костре за пропаганду идеи о шарообразности Земли, в 1449 г. убит религиозными фанатиками великий ученый Востока, астроном и математик Улугбек, а его обсерватория была разгромлена (ее обнаружили в 1908 г., а в 1948 г. начали раскопки). Вспомните ночь в Париже 24 августа 1572 г., печально известную как Варфоломеевская... Николая Коперника за его труд "Об обращениях небесных сфер", показавший несостоятельность геоцентрической теории Птолемея, спасла от сожжения только смерть. Был сожжен на мед­ленном огне по распоряжению Кальвина испанский ученый и врач Мигель Сервет (1553 г.), столь же страшна участь Джордано Бру­но, Андреаса Везалия и многих других ученых. По приговорам, церковных судов на эшафот и костер взошли вереницы вольнодумцев, ведьм и колдунов, пылали скиты с детьми и женщинами фанатичных раскольников, каждый год истязают свою плоть пуб­лично мусульмане-шииты во время праздника шахсей-вахсей... Нельзя простить уничтожение знаменитой александрийской биб­лиотеки первохристианами!

Особое место в памяти всего мира занимает скромная, чистая крестьянская девочка из маленькой деревушки Домреми, ко­торая впервые в истории человечества в 17 лет (!) стала главноко­мандующим вооруженными силами страны, изгнала захватчиков, вернула трон королю и по решению церковного суда, обвинивше­го ее в ереси и колдовстве, благодарным отечеством сожжена на костре в 19 лет... Лишь в 1920 г. Орлеанская дева, народная герои­ня Франции Жанна д'Арк была признана невиновной в ереси и канонизирована.

Всегда поражает и настораживает фанатичная приверженность «единственно верному учению», убежденность верующих в абсолютной правоте именно их религиозных догматов, какими бы экзотичными и странными на взгляд других людей они ни были. На­пример, довольно необычными христианами являются мормоны, которые 150 лет назад, спасаясь от цивилизации, пересекли на примитивных повозках гигантские просторы Америки, в 1847 г. добрались до берегов Соленых озер и основали столицу штата Юта Солт-Лейк-Сити. В том же году глава мормонов Джозеф Смит основал Церковь Иисуса Христа Последнего Судного Дня и написал "Книгу мормона" (мормон на одном из местных диалектов — медо­носная пчела), в которой проклял человеческие знания, власть государства и все другие религии. Мормоны убежденные сторон­ники полигамии, никакой техники при обработке полей не приме­няют, газет, радио и телевидения не признают (позже Д. Смита как сторонника многоженства линчевали в Иллинойсе). И сегодня сотни тысяч мормонов живут своим обособленным миром и твердо убеждены, что их моральные и религиозные принципы самые лучшие. Еще более странными (и страшными!) являются религиоз­ные верования некоторых племен тропической Африки (Замбия, Нигерия, ЦАР, Габон, Заир), требующие обязательного женско­го обрезания. Оказывается, что боги, увы, создали людей несовершенными, сохранив у женщин мужское начало в клиторе, и эту ошибку небожителей исправляют жрецы уже много веков. Более 90 миллионов (вдумайтесь, это все женское население Рос­сии!) наших современниц были подвергнуты чудовищной операции клитородектомии (эксцизии), 20% девочек, подвергнутых эксцизии в 1994 году, погибли от заражения крови, так как местные врачеватели ("нганги") оперируют до 300 девочек одним ножом (журнал "Азия и Африка", № 6, 1996 г.). Но таков религиозный обычай (самый, естественно, мудрый, разумный и справедливый в мире!), такова сила религиозного воздействия на общество.

Однако, перелистывая страницы истории науки, нужно объек­тивно констатировать, что большинство великих ученых, чьи от­крытия в итоге подрывали основы веры, не были атеистами. Сре­ди них было много астрологов, алхимиков, пантеистов, признававших влияние мистических сверхъестественных сил на природу и человека. Великий Парацельс всю жизнь верил в могущество алхимии, Джордано Бруно глубоко изучал каббалу, Мигель Сервет был крупным специалистом в области теологии и астрологии, Исаак Ньютон фундаментально изучал библейские пророчества, основоположник генетики Мендель был глубоко верующим монахом, Бутлеров много лет жизни отдал спиритизму и т.д. Их взгля­ды, как правило, отличались сложным сочетанием передовой научной мысли с обычными для того времени фантастическими до­пущениями, компромиссами установленных фактов и привычных иллюзорных, идеалистических связей между ними.

За долгие годы советской власти отношения между религией и наукой определялись понятным и любимым в то время словом — борьба, причем по одну сторону стояли черные, они же мрачные и реакционные, а по другую — прогрессивные, передовые и свет­лые силы. Действительно, история религии имеет много черных и мрачных страниц, но ведь и белоснежные одежды науки замара­ны грязью, подлостью и преступлениями. И это не только хресто­матийный Трофим Денисович с компанией борцов с вейсманизмом-морганизмом, не только лакеи от философии, объявившие кибер­нетику буржуазной лженаукой, или создатели атомной и водород­ной бомб, химического и бактериологического оружия, ставшие потом, после получения всех мыслимых наград и почестей, актив­ными борцами за демократию и свободу. Нет, преступления науки против человечества имеют давнюю историю, этот печальный спи­сок продолжает расти и получил уже геростратову известность. Практически все плоды науки, вызвавшие при своем появлении всеобщую эйфорию, оказываются горькими по своим последст­виям.

В противоположность космологическим концепциям античнос­ти и культурным ценностям Востока с их идеями единства челове­ка и природы, мощной системой экологических запретов, акцен­том на мораль и духовные ценности личности научно-технический прогресс рассматривает окружающий мир как неисчерпаемую (яко­бы!) кладовую богатств, разорить которую — "наша задача". Глав­ным достоинством, показателем силы, мудрости народов счита­лась способность овладеть природными богатствами с помощью со­временной науки и мощных технических средств. И чаще всего не своими — нужно и детям что-то оставить, — а соседей, готовых за консервную банку, жвачку и кока-колу отдать нефть, руду, древесину, осквернив и надругавшись над природой. В последние десятилетия XX столетия масштабы хозяйственной деятельности столь велики, что атмосфера и гидросфера многих регионов мира уже не в состоянии нейтрализовать вредное влияние антропоген­ных нагрузок. За последние 500 лет уничтожено две трети лесов планеты, существенно сократились запасы чистой воды, возникла реальная опасность нарушения кислородного баланса и разруше­ния озонового экрана. Все это происходит на фоне бурного роста народонаселения, "демографического взрыва". Напомним данные статистики: около 200 тыс. лет назад людей было около 1 млн., 60 тыс. лет назад — 5 млн., 300 лет назад — 500 млн., в 1850 г. — 1 млрд., в 1930 г. — 2 млрд., в 1970 г. — 3,6 млрд., сейчас — около 5 млрд., а при сохранении темпов прироста 2% в год количество людей на планете к началу третьего тысячелетия достигнет 6 млрд. (кстати, средняя продолжительность жизни в России за 100 лет, с 1886 г. по 1986 г., увеличилась более чем в два раза). Рыдать над гибелью морей, озер, рек, над исчезновением хрупких форм флоры и фауны, содрогаться от ужаса неизбежной экологической катастрофы стало обязательной и распространенной формой обще­ственного мазохизма, но природа не знает этого и продолжает гибнуть — "процесс пошел"... Россия и здесь, естественно, не от­стает от других и в плаче, и в жестоком разграблении природных богатств.

Сверхсложная система природа — общество все более начи­нает напоминать неоперабельного онкологического больного, гибель которого уже предрешена, и можно надеяться лишь на чудо. Философская, так сказать, концепция возведения в абсолют роли науки и техники при решении коренных проблем человеческого существования носит много различных ученых названий: сциентизм (от лат. scientia — наука, знание), или сайентизм (от англ. science), техницизм, технократизм. Она страшна не только раз­рушительным воздействием на природу и даже на человеческий генофонд, но и неизбежностью кровавых войн за сырьевые богат­ства, и деморализацией общества, растлением человеческих душ, ориентацией только на утилитарные, материальные ценности. На­глядный пример — урбанизация и приземленность американского образа жизни, столь соблазнительные для "новых русских".

В сознании миллионов людей происходит удивительный фе­номен: понимая несомненную важность и жизненную необходимость научно-технического прогресса, люди, однако, видят в науке ос­новную виновницу социального зла, кризиса всей современной цивилизации, главную угрозу будущему человечества. Наука, рас­крывая все новые тайны природы и не задумываясь над послед­ствиями, над практическим применением новых знаний, сама на­учно-технологическая ориентация цивилизации может быть губи­тельной для внутреннего мира человека, может привести к распа­ду морально-этического сознания и гибели созданных за тысячелетия гуманитарных ценностей. Неизбежность экологической катаст­рофы серьезно рассматривается в трудах знаменитого Римского клуба[3], в работах крупных ученых "антропологической школы" Освальда Шпенглера, Герберта Маркузе, Льюиса Мэмфорда. Деятельность таких организаций, как Green peace, направлена против применения пестицидов и строительства атомных станций, приме­нения атомного оружия.

Заговорив об атомном оружии, нельзя не вспомнить еще одно безумие наших дней, еще одно уродливое детище науки — воен­ную технику, вооружение, пожирающее колоссальные интеллек­туальные и материальные ресурсы. Хотя за последние 50 лет на планете происходят только локальные войны и вооруженные кон­фликты, военные расходы достигли наивысшего уровня за всю историю человечества. Своеобразным рубежом стал 1987 г., когда впервые за всю историю на вооружение во всех странах мира было затрачено... около тысячи миллиардов долларов! За последние 10 лет военные расходы превысили общую сумму, потраченную за всю предыдущую историю человечества. Накопленных средств мас­сового уничтожения достаточно для того, чтобы несколько тысяч раз уничтожить все человечество. При этом более половины всех ученых мира работают в военной промышленности и армии [122].

Что же принципиально может быть противопоставлено технократизму современной жизни, есть ли альтернативы бездушно­му, угрожающему самой жизни научно-техническому прогрессу? Возврат к прежним патриархальным отношениям, к которому при­зывал еще Жан-Жак Руссо, считавший, что рост промышленнос­ти и развитие науки приводят к утрате обществом свободы и сча­стья, потере нравственных идеалов? Или согласиться с современ­ными эсхатологическими концепциями, констатирующими, что мораль отстает от интеллектуальности человека и наука достигла критической способности к разрушению, а неизбежность атомной катастрофы лишь подтвердит библейские пророчества грядущего Апокалипсиса?

Несомненно, что мировая цивилизация, хотя и с опозданием, пришла к непреложному выводу об отклонении, аберрации науки от основной своей цели — служения человеку — и свернула на антигуманный тупиковый путь. В науке наметилась тенденция к пересмотру целей, к ревизии основной проблематики — социальные, биологические, психологические и генетические факторы выдви­гаются на передний план. В сфере общественного производства, и в частности теории управления, усилился интерес к проблеме че­ловека, к инженерной психологии и эргономике — науке, изучаю­щей возможности и особенности трудовых процессов для повыше­ния эффективности труда при одновременном духовном и физическом развитии личности.

Помня о печально известном разгроме вейсманистов-морга­нистов, русская наука вместе с мировой вернулась к исследованиям роли биологических факторов и наследственности в самом про­цессе существования и развития человечества. Уникальность человека как биосоциального существа заключается в том, что он ис­пытывает на себе воздействие не только генетической, но и социальной программы. Носителем генетической программы являются молекулы ДНК, а социальной — мозг, фиксирующий опыт челове­чества, который не записывается в генах, а передается поколени­ям путем воспитания.

Одновременно с развитием цивилизации идет и эволюция ос­новных концепций гносеологии и теософии. Путь к пониманию ос­новных церковных догматов чаще идет не через сердце, а через разум. Действительно, мало кто даже из верующих согласится с Библией, что мир был сотворен всего лишь около 6000 лет назад, что можно остановить движение Солнца или что Земля вращает­ся вокруг центрального светила. Церковь понимает, что постоянно ссылаться на иносказание, аллегории отдельных текстов Библии больше нельзя, спорить с научными данными бессмысленно, и сле­дует ожидать внесения разумных коррективов в некоторые теоло­гические доктрины.

Не выдерживают даже самой уважительной и доброжелатель­ной критики многие постулаты христианства. Принцип "кто уда­рит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" не нов: еще за 500 лет до Христа Будда учил не противиться злу, но никто из христиан не понимает его буквально, а лишь в перенос­ном смысле. А вот другой основополагающий принцип христиан­ства: "Не судите, да не судимы будете", который нельзя толко­вать двусмысленно, не выполнялся никогда ни судом инквизиции, ни современными судами, которые зачастую возглавляются весь­ма ревностными христианами. Трудно выполнить и заповеди "...про­дай имение свое и раздай нищим", "...не заботьтесь для души ва­шей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеть­ся", "не заботьтесь о завтрашнем дне", да и разумно ли поступать так? Или эти заповеди применимы лишь в переносном смыс­ле? А запрет церкви на контроль рождаемости, а нерасторжимость брака? Настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон отмечает: "Честный исследователь обнаружит множество порази­тельных расхождений между евангельским христианством и хрис­тианством в том виде, как оно проповедуется и осуществляется на практике сегодняшней церковью". Есть заповедь, выполнение которой практически невозможно для нормального и физически здо­рового человека: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем".

Мужчины, юноши и взрослые, пусть самые чистые, верные и порядочные из вас скажут откровенно: разве вы, ежедневно встре­чаясь с милыми и прелестными женщинами, не чувствуете в сво­ем сердце непреодолимой симпатии, чувственного влечения к ним? И разве это подсознательное влечение, вложенное в мужскую душу природой, а тем более если самим Богом, позорно, порочно и гре­ховно?

Всем понятная и ясная заповедь "не убий". Кто будет спорить с ее очевидностью? Но... Мужчина пришел к себе домой и видит страшную картину: грабитель забрал ценности, изнасиловал жену и, боясь свидетелей, убил ее и ребенка. Как нужно поступить это­му мужчине? Простить? Или обратиться в милицию? Или все-таки попытаться задержать преступника самому? И если при за­держании грабителя чуть сильнее стукнуть его головой о стену и он умрет, то любой суд оправдает этого мужчину! Кроме суда Божьего? Время, социальные перемены, новые условия жизни требуют пересмотра этих жестких требований и выдвигают новые принципы, нормы поведения человека.

Разве принцип "говори всегда правду" не достоин возведения в ранг христианской заповеди? Не так прост по сути этот прин­цип, и трудно, очень трудно неукоснительно следовать ему. Му­сульманин может говорить неправду лишь в тех случаях, когда ложь спасает жизнь человека, и в стане врага. В повседневной жизни лгать нельзя ни партнеру по бизнесу, ни начальству, ни другу, ни жене. Аморальность лжи ясна, но, кроме того, ложь и неразумна: если человек будет уличен во лжи хоть раз, то дове­рие к нему будет подорвано навсегда.

А как, скажут многие, вести себя у постели смертельно боль­ного человека, неужели и ему нужно говорить правду и отнять даже слабую надежду на спасение? Ведь не случайно великий С. П. Боткин допускал понятие "святая ложь"! Да, и в этом случае лгать нельзя — ведь можно не сказать страшную правду, а со­слаться на отсутствие результатов всех анализов и на действи­тельно существующую неясность диагноза, все это не противоре­чит клятве Гиппократа. И ложь "во спасение", и "святая ложь" — все это отговорки слабых. Иисус сказал: "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого". Правила, нормы или, если хотите, заповеди каждый мыслящий человек формирует для себя сам. Можно, например рекомендовать поду­мать и о своем месте среди сильных мира сего, о своем поведении среди них. Мудрый совет дает Воланд в бессмертном романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут". Веди себя достойно!

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем состоит особая сложность и деликатность проблем государственности и национальных отношений?

2. Внешняя среда и ее влияние на деятельность любого кол­лектива. Примеры.

3. Особенности межличностных отношений и влияние внут­ренней среды организации на формирование личности.

4. В чем состоит роль религии в формировании личности и общества?

5. Каково влияние научно-технического прогресса на разви­тие цивилизации?

 


[1] В СССР отдельные ведомства имели банки данных в своей области деятельности, но они не были общедоступными.

[2] Таблица приводится по книге: Егоршин А.П. Управление персоналом.

[3] Римский клуб был создан в 1968 г. как международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических деятелей, специалистов в области управления, экспертов и т.д. Организатор — вице-президент компании "Оливетти" Аурелио Печчеи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория и практика управления в СССР

На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика управления в СССР"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: И. С. Бах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Н. В. Гоголь
  О социалистической системе управления написаны тысячи книг, но практически все они объясняют, убеждают, доказывают непогрешимость ленинских принципов управления народным хо­зяйством

Принципы управления
  Управление — искусство, подобно медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку — концепции, теории, принципы и методы. Гарольд Ку

Принципов управления
  Наука управления имеет в своей основе систему базовых по­ложений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управ

В. И. Ленин
  Трудно, пожалуй, найти человека, который затруднился бы ответить на вопрос: что такое цель? Ясно, что это то, чего мы хотим достичь, цель — мысленное, продуманное и взвешенное опред

Управления производством
  Наименование подсистемы Основная цель размещаемых в подсистеме задач Технико-экономическое планирование Разработка с

Латинская пословица
  Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с опре­деленным риском, а в России после ее вступления в конкурент­ные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нормах

А. Файоль
  Любая управляемая система эволюционно развивается, совер­шенствуется, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Источником, причиной развития явля­ют

Л. Аллен
  Само название принципа содержит расшифровку его основ­ного смысла — передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Этот

Принцип соответствия
В промышленности, как и в медицине, тот, кто ищет простое средство от всех болезней, обречен на неудачу. Элтон Мэйо  

Аксиома управления
  Очевидная важность принципа автоматического замещения отсутствующего ясна каждому опытному руководителю. Замеще­ние отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно ре­ш

С. Н. Паркинсон
  Для осознанного применения следующего принципа управле­ния — принципа первого руководителя — рассмотрим ситуацию: вам поручено внедрение ответственного мероприятия. Директор предпри

Принцип одноразового ввода информации
  В деятельности руководителя информация, ее оперативность и достоверность, играет решающую роль, так как она является предметом, средством и продуктом управленческого труда.

Принцип новых задач
Применение современных систем математического программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задач

Принцип повышения квалификации
Фирма "Мацусита" сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию. Основной принцип деятельности фирмы "Мацусита"  

Государство, нация
Л. ван Бетховен, финал 9-й симфонии, ода "К радости" И. Ф. Шиллера: "Объединитесь, миллионы!"   Раньше, давным-давно, жили все люди на земле дружно, ми

Характер взаимодействия персонала и руководителей
  Рабочие ситуации Наиболее вероятные реакции персонала американского Японского Нескольким спе

Элвар Элбинг
  Искусство управления проявляет себя особенно ярко и пло­дотворно, когда под влиянием изменяющейся среды нарушается монотонная действительность и возникает проблема принятия не­станд

Китайская мудрость
  Любая социальная общность людей (семья, коллектив пред­приятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосред­ственного окружения и своей внутренней среды. Производствен­ное пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги