От 10 (23) апреля 2006 года

В Синодальную Богословскую комиссию

(копия Высокопреосвященнейшему Августину, Архиепископу Львовскому и Галицкому)

 

Ваше Высокопреосвященство,

председатель Синодальной Богословской комиссии Владыко Филарет! Уважаемые члены Синодальной Богословской комиссии!

Мы, миряне Московской епархии, обеспокоенные участившимися случаями расхождением между святоотеческим учением об отношении к талмудическому иудаизму и современной практикой высокопоставленных церковных руководителей, 24 июня (7 июля) 2005 года в день Рождества Честного Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна обратились с письмом к своему правящему епархиальному архиерею, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , с просьбой разъяснить наше недоумение. Письмо было принято в канцелярии Московской Патриархии и завизировано прот. Николаем Гостевым (письмо помещено в Приложении 1).

В течение последующих пяти месяцев никакого ответа мы не получили. Найдя преждевременным обращаться за разрешением нашего недоумения к Поместному Собору и учитывая всю важность вопроса, мы посчитали своим Христианским долгом направить это письмо на рассмотрение всем правящим архиереям Русской Православной Церкви, моля их не оставлять нашу просьбу без внимания, но ответить и разрешить наше недоумение. Высокопреосвященнийший Августин, Архиепископ Львовский и Галицкий, в ответном письме (помещено в Приложении 2) подтвердил необходимость решения поднимаемых нами вопросов для блага Матери нашей Святой Православной Церкви и уведомил нас, что он направил наше письмо для рассмотрения Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, председателю Синодальной Богословской комиссии. В связи с этим мы присоединяем смиренное наше слово к мудрому решению Владыки Августина и просим Синодальную богословскую комиссию рассмотреть и дать квалифицированную богословскую оценку беспокоящих нас вопросов. Наработки Синодальной Богословской комиссии (в случае необходимости) смогут послужить ценным материалом для утверждения Православного вероучения Поместным Собором Русской Православной Церкви, которому, согласно ст. 2 п. 1 нашего церковного Устава, принадлежит высшая власть в области вероучения. Для облегчения работы Синодальной богословской комиссии мы по тексту нашего письма Святейшему Патриарху выделили четыре основных богословских вопроса, требующих решения, наше видение которых мы помещаем непосредственно за ними. 1. Является ли религия нынешних талмудических иудеев развитием религии Ветхозаветного Израиля, которую насаждал Господь Бог через святых Пророков или же это совершенно новая религия, насаждаемая не Богом, а, следовательно, противником Божиим – диаволом?

Суть вопроса. Сам Христос говорил уже тогда отступавшим от веры Пророков иудеям: « Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас . Ваш отец диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне » (Ин 8, 37, 44-45). Кроме того, Господь через Апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе дважды свидетельствует о принадлежности иудаизма к сатанизму. Спаситель сказал: « И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское... » (Откр. 2, 8-9); и так же о церкви последних времен: « Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут , – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя » (Откр. 3, 9).

Так же об иудеях учат отцы Церкви. Например, Великий Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст поучает: «... Синагога... служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов, а вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души Иудеев » (Святитель Иоанн Златоуст. Против Иудеев. М.: «Лодья», 2000. С. 11); кроме того: «Конечно (Иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но это неправда: никто из Иудеев не поклоняется Богу . Кто говорит это? Сын Божий: « вы не знаете ни Меня, ни отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего ». Какое еще можно привести свидетельство достовернее этого?» (Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев. М.: «Лодья», 2000. С. 9). Таким образом, как Священное Писание, так и Священное Предание Православной Церкви однозначно квалифицируют иудаизм как сатанизм.