Учения Цицерона о государстве и праве

Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин

"Учения Цицерона о государстве и праве" Составил: Студент 1 курса ??????????

Введение

[1]Марк Туллий Цицерон - род. в 106 до н. э. — ум. 07.12.43 гг. до н. э. - знаменитый римский оратор, юрист, учёный, писатель, государственный деятель и мыслитель. Римский эдил, пре­тор, консул. Известен тем, что стремился возродить республиканские принципы во время гражданских войн, окончательно разрушивших Римскую республику. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»). Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве", "О законах", "О границах добра и зла", "Катон Старший, или О старости", "Лелий, или О дружбе", "Об обязанностях" и др. Цицерон позна­комил римлян с древнегреческой философией в собствен­ной интерпретации.

Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой опасности военной диктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон, выступавший против диктатуры от имени «всей Италии» и всех сторонников республики, играл, по словам Аппиана, роль «единовластного демагога». После победы триумвиров имя Цицерона было включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.

Трактаты Цицерона "О государстве" и "О законах" крайне ценны как памятник исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом относительно государственного устройства римской республики.

Цицерон широко известен как знаменитый оратор, - его имя даже стало нарицательным, - значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение "аспектов" его славы не случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков и, наконец, как философ он едва ли может считаться крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое слово!

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и, прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.


Учение Цицерона о государстве

 

Возникновение государства

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем… Возникновение государства (также и права) не, по мнению и произволу людей, а…  

Аспекты государственного устройства Рима по Цицерону

Политическая позиция Цицерона

[5]Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально… Правда, Цицерон отдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им… В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила, претора и…

Отношение Цицерона к рабству

Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в…  

Характеристика государственного деятеля

[7]Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в… В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие… Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как…

Истинный закон по Цицерону

Естественное право

Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем… Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется данному… Естественное право, согласно Цицерону, возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем…

Формулировка законов

Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками». Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того,… Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и…

Заключение

В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное право разных народов и частью как естественное право международного общения (т. е. как естественное международное право). Он формулирует существенный принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста.

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.


Список использованных источников и литературы:

1. Кузищин В.И. – "История древнего Рима". М., 1994 г. - 366 стр.

2. Политико-философские трактаты Цицерона. "О государстве", "О законах", "Тускуланские беседы" – Русский гуманитарный Интернет университет

3. Рижский М.И. - "Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты". М.,1985 г.

4. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды. Под ред. А.Н. Бадак , И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. М., 1999 г.

5. Всемирная история в иллюстрациях. М., 1994 г.

6. Всемирный энциклопедический словарь. Главный ред. Адамчик М.В. Минск, 2004 г. – 1640 стр.


[1] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1527 – 1528.

[2] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с.

[3] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 422

[4] Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты. / Перевод М.И. Рижский. Москва, 1985 г. – 256 с.

[5] Всемирная история. Элинистический и Римский периоды / Под ред.А.Н. Бадак, И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. Москва, 1999 г. – С. 520.

 

[6] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1525.

[7] Всемирный энциклопедический словарь / Под ред. М.В. Адамчика и др. Минск, 2004 г. – С. 1521.

[8] Кузищин В.И. История древнего Рима. М.: 1994 г. – 366 с