В. до н.э. –V в. н. э.

Территория –Семиречье. Европеоиды.

Происхождение термина невыяснено. Основные источники китайские, история усуней в них прослеживается от II в. до н.э. (Усунь-го, Синь-го – государство (усуньское, кочевое)) до 938 г. (Бу-цзу - племя).

Политическая историяЧжан Цян (ІІ в. до н.э.) пишет, что местом прежнего обитания усуней были где-то далеко на востоке. Но палеоантропологические источники говорят о преемственности саков и усуней. Первые известия об усунях - в конце ІІ в. до н.э., когда ханьский император ищет союзников в борьбе с хуннами, и отправляет в Западный край посольство во главе с Чжан Цянем. По его сведениям усуни насчитывали 630 тыс. жителей и могли выставить 188 800 воинов – «большое войско из конницы и пеших лучников, обученных наступательному бою». Дружина правителей насчитывала 30 тыс. конницы и несколько десятков лучников. Хунну начинают в 80 г. до н.э. набеги на восточные границы усуней, но терпят поражение от объединенных сил. Еще до 73 г. до н.э. территория была разделена между наследниками на центральную, принадлежащую гуньмо и на восточную и западную, зависимых от гуньмо. В 64-51 гг. до н.э. народ и территория разделились на большой и малый гуньмо (проханьская и прохуннская династии). Время правления Цылими (45-14 гг. до н.э.) – расцвет государства – «твердо держал власть..., настала глубокая тишина и мир».

Под властью усуней находился ряд племен и владений – историк Янь Ши-гу пишет «как только подчинит, то превращает в вассалов». В I в. до н.э. владение Согюй «дабы приобрести доброе расположение усуньцев» провозглашает правителем сына гуньмо Ван-Гуйми – Ваньняня. Владетель северных чешей Угу, спасаясь от хуннов с 68 по 62 гг до н.э. находился у усуней. Усуни устанавливали союзнические отношения с другими государствами посредством заключения брачных союзов. Долгое время усуни воюют с канлами и хунну за влияние на шелковом пути.

Часты были усобицы. Из хроник известно о гуньмо Ними (50 гг. I в. до н.э.), который «будучи зол и порочен,... потерял доверие народа» и явился причиной «беспокойства и горя усунь». В 40-30 гг. I в. до н.э. народ «снова взбунтовался» и бежал, недовольный тем, что великим гуньмо стал неугодный им Юань-гуйми. В 20-30 гг. I в. до н.э. малый гуньмо Аньжи был убит «подвластными ему жителями», а «линхоу произвели большой мятеж». В 12 в. до н.э. мятежный принц с 80 тыс. усуней ушел к кангарам, и начал войну против обоих кунбегов.

В IV-VI вв. они будут завоеваны племенами жужаней, выходцами из центральной Монголии.

Общество –верховная власть принадлежит гуньмо или куньбек – правитель, передававший власть по наследству. Его ставка - Чигучен (Город Красной Долины) на берегу Иссык-куля – город с укреплениями и предместьями. Существовало 8 категорий чиновников. Помощник правителя – глава исполнительной власти дуглу. Ниже 2 полководца и 3 правителя уделов – князья. Помощники военачальников – дарту. Были чиновники, ведавшие делами ставки, сбором налогов, исполнением законов. Вожди родов и племен носили титул - бека. Главное богатство – скот, Сыма Цянь в «Исторических записках» пишет: «В Усунь много лошадей. Их самые богатые люди имеют 4-5 тыс. голов лошадей». Земля – могла быть формой частного и наследного владения – «Земля, где прах моих предков или где мое зимнее жилище,- моя земля». Историк Бань Гу сообщает: «В то время великий гуньмо Цылими держал власть и все лин-хоу (вассальные князья) из боязни подчинились ему. Он объявил, чтобы население, пася лошадей и скот, не выходило на его пастбища». Частная собственность на скот и др имущество – тавро, которое есть у всех категорий людей. Чиновники и военачальники владеют медными и золотыми печатями как символом власти при дворе гуньмо, а каменные и глиняные – разграничивают собственность разных владельцев. Имущественное неравенство видно по захоронениям, их высота варьируется между 15 и 1 метром.

Хозяйство:скотоводство - лошади – мерило богатства. Правители при женитьбе на инородных царевнах посылали по 1000 голов лошадей, лошаков, мулов. В Семиречье разводили резвых и выносливых скакунов (схожих с сакскими). Было развито поливное земледелие. Хэ Цю-Тао (XIX в.) пишет, что усуни не «устраивают полей», а «сеют деревья». Историк Суй Сун утверждает, что хотя усуни «следовали за водой и травой... все же имели города и предместья». Бань Гу сообщает, что придворная дама жены гуньмо Фынь раздавала подарки усуньским «оседлым владетелям». Оседлые усуни жили в каменных и кирпичных домах, а кочевой – в юртах. Известно жалобное письмо в стихах китайской принцессы, выданной за гуньмо (105 г. до н.э.), она жалуется на жизнь в круглом доме, оббитом кошмой и еде состоящей только из мяса и бульона. Высоко развито ювелирное искусство (каргалинская диадема).Торговля с уйгурами, енисейскими киргизами, поволжскими народами.

Верования:поклонение духам предков, природы. Шаманов и святых людей хоронили в тайных местах.

Позднее усуни одно из тюркских племен, входящее в Старший жуз казахского народа.

Каргалигнская диадема -длинная золотая полоса, состоящая из 2 кусков общей длиной 35 см и шириной 4,7 см, сверху и снизу по полосе гладкий бордюр шириной 0,5 см. Внутреннее поле пластинки заполнено изображением зверейЮ птиц, людей в окружении сложного растительного орнамента в технике штамповки: марал с повернутой назад головой, самка марала, между ними летящая птица, крадущийся крылатый тигр, на котором сидит человек, голова человека обращена назад, а рукаи он держится за дерево, на постаменте стоит крылатая лошадь, бегущий дракон, верхом на нем человек, левой рукой держащийся за рог дракона, над всадником летит гусь, крылатый конь на постаменте, летящая птица, козерог в быстром беге с человеком на спине, медведь, птица над ним, человек верхом на архаре с цветком в руке. Глаза животных выполнены из светлого сердолика и альмандина, туловища инкрустированы бирюзой.

 

Канлы (кангюй, кангары)