Российское самодержавие.

Отличия российской монархии от европейских:

1. Значительно бóльший объем власти: московский великий князь (затем царь) являлся ответственным только перед богом самодержцем, власть которого не была ограничена законом или сословным представительством.

2. Значительно бóльший уровень централизации: московский государь объединял в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.

Исторические корни московского самодержавия:

1. Внешние:

а) Византийское наследие (идеал неограниченного самодержца. «Самодержец» - калька с греческого «автократор»).

б) Золотоордынское наследие (централизованная и деспотическая организация власти в Золотой орде, ритуал приветствия царя подданным, распростершись ниц, целование края одежды, пытки).

Только татарский хан и византийский басилевс именовались в средневековой Руси «царями»

2. Внутренние:

а) Патримониальный («вотчинный») характер власти московских князей: Московское княжество (затем царство) рассматривалось правителями как их постоянно расширявшееся родовое наследство; политическое господство рассматривалось как право неограниченного распоряжения территорией и людьми.

б) Создание Московского княжества на колонизуемой территории, без необходимости учитывать местные традиции (отсутствие, в отличие от Киева и Новгорода, народного собрания – вече).

в) Слабость аристократии как политического противовеса великому князю/царю.

- Хозяйственная зависимость от князя.

- Отсутствие развитой системы ленов.

- Атомизация элиты за счет переселений, постоянного включения в дворянство нерусских элит и местничества.

- Отсутствие корпоративной организации дворянства компенсируется наличием кланов и клиентел, зависимых от государя.

г) Зависимость церкви от государства.

- Византийское наследие: концепция гармонии между императором и церковью, означавшей фактическую зависимость церкви от государства.

- Московское православие после падения Константинополя не имело такого надежного тыла, как католичество в лице папского Рима.

Ухудшение положения населения в XVII в. по сравнению с XV в.

Карстен Герке: «… можно предположить, что большинству населения в сравнении с XV в. жилось хуже, и прежде всего потому, что общественные и государственные условия ужесточились так, что народу и вздохнуть было трудно: принуждение вместо свободы, опека вместо самостоятельности, вездесущие насилие, произвол и коррупция, обострение социального контроля и давление доносов – как человек мог разобраться во всем этом? … «психические» ощущения подданных царя скорее всего можно описать с помощью понятий беспомощность, пассивность, покорность судьбе, равнодушие, ненависть, подхалимство. Тем самым намечается исторически роковая деформация менталитета, в которой были повинны не только жизненные условия, унаследованные у средневековья, но и, прежде всего, тип общества “по государственному соизволению”, созданному самодержавием».

В Судебнике 1497 г. физические наказания за преступления были предусмотрены в 2-х параграфах из 68 (3%), в Уложении 1649 г. – 146 из 967 (15%).