Феодальный общественный строй» утвердился на Руси в IX в.

Социальная структура общества состояла из:

· феодалов (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри).

Фео­далы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную орга­низацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княже­ских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягатель­ство на их жизнь полагалась смертная казнь.

Два пути формирования класса бояр:

Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя, т.н. земские бояре.

Во-вторых, бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. Они были в про­шлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники вы­полняли различные его задания по управлению государством, были совет­никами князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту служ­бу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.

В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

· Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на на­чальном этапе ее развития. После при­нятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В ру­ках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.

· свободных общинников (сельские и городские «люди»);

Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «луч­ших» или «вятших», т. е. зажиточных, и «молодших» или «черных», т. е. бедных. По занятиям своим они назывались купцами или «гостями» и ремесленниками.

Смерды (крестьяне-общинники);Они были свободными людьми, имели свою пашню и свое хозяйство.

· закупов (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий «купу»);

Если смерд шел в батраки к землевладельцу и работал на его земле, то он не считался самостоятель­ным человеком и носил название «закупа». Закуп, однако, не был рабом, он мог снова стать смердом, если мог рассчитаться со своим хозяином

· изгоев (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом);

· челяди и холопов (придворные рабы);

 

Государственный строй Киевской Руси.