Реферат Курсовая Конспект
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным - раздел Государство, ...
|
Введение
И
ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
сательно гончарного дела. Благодаря работе археологов мы узнаем древние секреты кузнецов, ткачей, мельников, и даже о работе плотника получаем отрывочные сведения. Но остатки орудий стекольщиков, резчиков по кости и корзинщиков пока не обнаружены, и о работе этих мастеров мы можем судить только по их изделиям.
Хотя нам достаточно известно о ткацком производстве, мы почти ничего не можем сказать об одежде тех времен, и, хотя найдено большое количество украшений, мы практически ничего не знаем о моде. В ходе раскопок обнаружено огромное множество гребней, но у нас нет сведений о прическах.
Несмотря на то что в нашем распоряжении имеются кости и другие предметы для игр, очень трудно воссоздать сами игры, также как и представить себе музыку тех времен, по остаткам музыкальных инструментов. Материальных свидетельств касательно торговли гораздо больше — достаточно вспомнить множество различных монет, но археологических данных о средствах передвижения нет. Из этих разрозненных кусочков мозаики мы попытаемся воссоздать целостную картину жизни англосаксонского общества, но в некоторых областях нам доступна гораздо более детальная информация.
В области военного дела большое количество письменных свидетельств дополняют результаты раскопок укреплений и множество сохранившихся образцов оружия. Изделия декоративно-прикладного искусства также хорошо представлены среди находок и до сих пор радуют глаз. Христианство оставило глубокий след в культуре — в нашем распоряжении имеются церкви, церковное облачение, утварь и каменные кресты, а раскопки в Винчестере позволили воссоздать очертания одного из самых больших английских кафедральных соборов.
Хотя наши запасники постоянно пополняются новыми находками, следует указать, что исследуемый нами период очень обширен — он длился 650 лет. И хотя возможно
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ археологии
на основании имеющегося материала сделать выводы касательно эпохи в целом, следует признать, что на протяжении двадцати шести поколений вкусы и привычки людей существенно менялись. Эти изменения можно ясно проследить на примере горшков и фибул, но они не выявляются настолько отчетливо при анализе архитектуры чданий и укреплений или планировки поселений. В силу лого составление хронологической схемы — одна из наиболее важных задач археолога-англосаксониста, ибо только таким образом она может вписать свой материал в исторический контекст.
Пока еще естественно-научные методы, такие, как радиоуглеродный анализ и дендрохронология, не могут существенно помочь археологу, занимающемуся англосаксонским периодом, и поэтому ему приходиться полагаться на типологическую датировку. Этот принцип построения относительной хронологии лучше всего выражается «формулой», впервые введенной Монтелиусом. Объект А, найденный вместе с объектом В (А + В), датируется через ссылку на объект Е, датировка которого мам известна посредством следующей цепочки: А + В — И t-C = C + D=:D + E; каждая «сумма» в этой формуле выражает отдельный этап археологических изысканий. Степень неопределенности возрастает с привлечением каждой новой находки до тех пор, пока попытка датировки не станет бессмысленной. Ясно, что такой метод должен использоваться с большой осторожностью и не может считаться абсолютно точным, хотя соблазн сопоставить археологический материал с историческими событиями иногда оказывается слишком велик для тех, кто изучает англосаксонский период. Археологический метод полезен тем, что он позволяет построить общую хронологическую сетку, но едва ли годится для точных исторических датировок.
Напрашивается вывод, что чем больше имеется материала, тем надежней оказываются датировки. Про-
ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
фессор Бертил Алмгрен, однако, показал статистически, посредством изучения самой большой группы ви-кингских фибул, найденных в Скандинавии, что предметы, найденные вместе с любой конкретной фибулой, не могут быть датированы точнее чем столетием. То же самое справедливо и для языческого англосаксонского периода. Некоторые артефакты более поздней англосаксонской эпохи, особенно ювелирные изделия, можно датировать точнее. Во-первых, на некоторых из них значатся имена известных исторических личностей. Во-вторых, некоторые предметы найдены в кладах вместе с монетами, которые могут быть датированы с достаточной точностью. И в-третьих, некоторые из предметов можно датировать по их принадлежности конкретным людям, например когда их находят в гробницах. В таблице перечислены произведения англосаксонского периода, датированные с помощью приведенных выше методов.
Из нее видно, что, хотя существует определенное количество датированного материала для IX и XI вв., предметов VIII и X вв. в нашем распоряжении практически нет. Даже имея на руках датировочные параллели, немногие исследователи осмеливаются точно датировать вновь найденные украшения и в случае, если можно привлечь в качестве дополнительных данных оформление рукописей. А насколько труднее определить возраст простого топора или ножа! Хрупкие предметы, вероятно, могут быть более точно датированы с помощью монет. Так, например, случилось, когда в Честере и в Норфолке археологи обнаружили клады монет в горшках. Горшки были дешевыми и достаточно хрупкими и поэтому едва ли были древними, когда их закапывали: разница между их датировкой и датировкой монет составляет максимум несколько лет. Но к сожалению, в нашем распоряжении таких находок не так много. Драгоценные предметы имеют тенденцию передаваться из
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОАОГИИ
ТАБЛИЦА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ ПОЗДНЕГО АНГЛОСАКСОНСКОГО ПЕРИОДА
IH- Век | Датировка по при- | Предметы, найден- | Предметы, найден- |
надлежности кон- | ные в захоронениях | ные вместе с | |
кретной личности | известных исторических деятелей | кладами монет | |
vn | Некоторые пред- | Саттон-Ху | |
меты из могилы | (ок. 650-660) | ||
святого Кутберта | Грондалл (ок. 670) | ||
(ум. 687) | |||
VIII | Кубок Тассило (777-888), сделанный в Германии под сильным английским влиянием | ||
IX | Кольцо короля | Севингтон | |
Этель вульфа | (ок. 850) | ||
(836-867) | Хексхем (ок. 850) | ||
Кольцо Этелсвит | Хон, Норвегия | ||
(855-889) | (ок. 855) | ||
Печать еп. | Киркосвальд | ||
Этельвальда | (ок. 855) | ||
(ок. 850) | Гравсенд (ок. 872) | ||
Драгоценность | Бестон Тор | ||
Альфреда | (ок. 875) | ||
(871-899) | Трухиддл (ок. 872-875) Талнотри (ок. 900) | ||
X | Кердал (ок. 903-905) | ||
XI | Брошь архиепи- | Иглоса, Швеция | |
скопа Йоркского | (ок. 1005) | ||
Вульфстана | Стокгольм, | ||
(1002-1023) | Швеция (ок. 1025) | ||
Крест Эдуарда | Саттон, о-в Эли | ||
Исповедника | (ок. 1066-1087) | ||
(1042-1066) - | Сент - Мери-Хилл | ||
утрачен | (ок. 1075) - | ||
утрачен |
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Ал, имеющийся в его распоряжении, собирался в течение нескольких столетий и найден в большинстве случаев в захоронениях и кладах. Обычно при изучении этого материала археологи берут определенную группу предметов, например небольших фибул, устанавливают их типологию, обсуждают их происхождение и делают наблюдения относительно области их географического распространения. Все это очень ценная работа, и одна из задач будущих археологов англосаксонского периода — опубликовать весь материал, скопившийся в музеях страны.
Но археологи англосаксонского периода никогда не занимались проблемами, которые, по моему мнению, полезны и интересны. Господин Джессуп подробно рассмотрел технику изготовления кентских драгоценностей, но никто еще не обсудил с технической точки зрения конструкцию англосаксонского щита. За единичным исключением, никто не попытался изучить скелеты, найденные в англосаксонских погребениях, на предметы продолжительности жизни, болезней, рациона, хотя некоторая работа в настоящее время ведется в отношении исследования зубов. Никто еще не опубликовал работы (хотя археологический материал для этого есть) о рыбной ловле, сельском хозяйстве и других занятиях англосаксов. Во многих публикациях, касающихся англосаксонских захоронений, содержатся лишь короткие сообщения об остатках полусгнившей ткани на пряжках и на умбонах щитов, но никто не изучил структуру ткани, найденной на металлических предметах, хотя миссис Кроуфут положила этому начало. Никто до сих пор не исследовал детально одежду и моды того периода. Таких вопросов сотни, и все их можно и нужно обсуждать на основе тех знаний, которыми мы обладаем.
В скором времени, я надеюсь, появятся новые детальные исследования уже известных археологических памятников и новые факты. Статьи мистера Джексона и сэра Эрика Флетчера о некоторых особенностях англо-
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
саксонской архитектуры демонстрируют со всей ясностью, как повторный анализ может пополнить наши знания об англосаксонской эпохе. Их исследование англосаксонской церкви в Лидде, например, убедительно показало, что эта церковь, возможно, была одной из первых в Англии и что она основана до миссии Августина. Эти заключения сделаны на основе простого изучения архитектурных деталей, без каких-либо предварительных гипотез по поводу ее датировки.
Археологи-англосаксонисты до Второй мировой войны изучали музейные экспонаты. После войны, однако, исследователи стали уделять гораздо больше внимания полевой работе. Мы уже упомянули о раскопках в Иверин-ге, произведенных мистером Хоуп-Тейлором; к перечню можно добавить раскопки группы капитана Нокера и недавние работы мистера Девисона в Тетфорде; сэр Сирил Фокс исследовал «ров Оффы» — линию земляных укреплений, выстроенных вдоль границы Уэльса и Мерсии. Мистер Ратц провел раскопки богатой усадьбы в Чеддере, а мисс Крамп изучала монастырь Беды в Монкверму-те. Мистер Хоуп-Тейлор обнаружил королевское поместье в Олд-Виндзоре, а мистер Биддл исследовал древние соборы в Винчестере. Раскопки подобных археологических памятников значительно расширяют наши знания об англосаксонской культуре. Также показательно, историки участвовали наравне с археологами во всех этих работах. Профессор Граймс писал: «Прошли дни, когда историк, филолог, культуролог и археолог могли игнорировать друг друга — не то чтобы безнаказанно, но не вызывая критики в свой адрес. Сегодня представители всех четырех дисциплин должны работать вместе, если они хотят добиться успеха в своем деле».
В этой книге я попытался объединить все имеющиеся сведения, чтобы дать по возможности полную картину материальной культуры, искусства и социально-экономической жизни наших англосаксонских предков.
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Эта книга, конечно, не претендует на то, чтобы дать исчерпывающую информацию, но я надеюсь, что для широкого круга читателей она будет полезна. Наши знания о материальной культуре англосаксов, как вы увидите, очень богаты, но с другой стороны — очень ограниченны. Для языческого периода основная трудность заключается в том, что почти все имеющиеся у нас находки — это погребальный инвентарь. Большую часть материала христианского периода, когда практика языческих захоронений была прекращена, составляют случайные находки, детали древних церквей и церковная утварь. Основанная на таких источниках картина, несомненно, будет неполной, но она отражает, насколько я могу судить, современное состояние знаний об англосаксонской эпохе.
Глава 1
Зо
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
|»рсда над викингами при Эдингтоне в 878 г. положила кшец их триумфу, благодаря которому скандинавы защитили большую часть Англии. С 878 г. Альфред и его феемники стали постепенно подчинять викингов, ко-трые осели на севере и востоке острова.
Традиционно первых викингов именуют данами, хотя, несомненно, в жилах английских «поселенцев» текла кровь разных скандинавских народностей. В первые годы Ч столетия Ланкашир и Чешир и вообще весь северо-за-млд были захвачены приплывшими из Ирландии норвежскими викингами, и постоянные столкновения между да-нлми и норвежцами немало способствовали тому, что мсрсийцам и западным саксам под предводительством ) лиарда Старшего1, а впоследствии Этельстана2, удалось привести Нортумбрию под свое главенство одного из самых блестящих английских королей.
Этельстан не только покорил север и установил дружественные отношения с местной знатью, он также под-чинил Корнуолл и стал одним из самых авторитетных ■ иропейских властителей, к мнению которого прислушивался император Священной Римской империи, норманны и скандинавы. Он укрепил государство и преобразовал систему денежного обращения. После смерти Иельстана в 939 г. могущество и авторитет английских королей начали постепенно падать. Войны с викингами и внутренние раздоры подрывали силу королевства, и тлько в правление Эдгара (959—975) Англия обрела некое подобие былого величия. Главными заслугами >дгара считаются его покровительство искусствам и монастырской реформе (так называемому «бенедиктин-i кому возрождению»), во главе которой стояли такие иыдающиеся деятели церкви, как Освальд, Эстельвольд
'Эдвард Старший — англосаксонский король (901 — >25>, старший сын Альфреда Великого.
1 Этельстан — сын Эдварда Старшего, внук Альфреда Исликого.
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
и Дунстан (этого последнего один из хронистов более позднего времени назвал «вероломным святошей»).
Через несколько лет после смерти Эдгара набеги викингов возобновились. Непрекращающиеся атаки завершились тем, что в первые годы XI столетия Англия была завоевана Свейном и его сыном Кнутом. Кнут вступил на английский трон в 1016 г., и в продолжение девятнадцати лет его правления Англия входила в состав «империи Кнута», простиравшейся от берегов Балтийского моря до островов Силли. Обширной англо-скандинавской империей мог управлять только очень сильный властитель, и она распалась сразу же после смерти сына Кнута — Хардакнута в 1042 г.
На английский трон после этого снова вступил представитель уэссекской династии в лице Эдуарда Исповедника, который вырос при дворе герцогов Нормандских. В течение его правления нормандское влияние в Англии усилилось, церковь, правовая и административная система испытали на себе воздействие соответствующих французских институтов. Этим пронормандским настроениям в какой-то мере противодействовал жесткий англосаксонский национализм ближайшего советника короля, Ха-рольда, сына Годвина. Когда после смерти Эдуарда Исповедника и недолгого правления Харольда Вильгельм, герцог Нормандский, захватил английский трон, Англия была уже в некоторой степени готова к нормандскому правлению. Нормандское завоевание привело к централизации правления и объединило Англию раз и навсегда.
Глава 2 Христианские древности
596: В этом году папа Григорий послал Августина в Британию со множеством монахов, которые проповедовали слово Божье народу англов.
Так лаконично «Англосаксонская хроника» описывает христианскую миссию в Англию. Христианизация Англии была длительным процессом. Потребовалось много десятилетий, например, для того, чтобы полностью исчезли языческие погребальные практики. Однако постепенно находки из захоронений теряют свое значение в качестве основного источника сведений о жизни и культуре англосаксов, и на смену им приходят совсем иные предметы. Церкви, церковная утварь, кресты и рукописи вытесняют горшки и фибулы, мечи и драгоценности неграмотного языческого народа. Церковь, принесшая с собой средиземноморскую культуру и знания, дала язычникам письменность и архитектуру, скульптуру и живопись и таким образом привнесла в жизнь англичан разнообразие и изысканность.
Христианство было известно в Британии еще до появления Августина. На севере и западе существовала сильная Кельтская церковь, основанная еще во времена римского владычества. Миссионеры этой церкви отправились из Шотландии и Ирландии на континент, очевидно предоставив захватчиков-саксов воле их языческих богов. В Кенте король Эдильберт женился на
ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
христианской принцессе Берте, дочери франкского короля Шарибера, вместе с которой на остров прибыл и франкский епископ по имени Лиутард.
Но именно Августин убедил Эдильберта и его кентских подданных изменить веру. После этого начался медленный и трудный процесс христианизации Англии; и, возможно, самым большим триумфом миссии стало крещение короля Нортумбрии Эдвина в 626 г. Миссионерам, однако, пришлось пережить много разочарований, прежде чем их труды увенчались успехом и вся Англия перешла в христианство.
В нашем распоряжении имеется очень мало христианских реликвий доавгустиновского периода англосаксонской Англии. Сохранилось довольно много церковных построек римского периода, но очень мало церквей, которые использовались в период между уходом из страны римлян и миссией Августина, и свидетельства об их использовании крайне скудны. Одна из них — церковь Святого Мартина в Кентербери: часть ее апсиды, возможно, является фрагментом древнего храма, который посещала королева Берта до прибытия святого Августина. Сэр Эрик Флетчер недавно высказал предположение, что церковь в Стоуне (Кент) была частью церкви доавгустиновской эпохи.
Один из важных центров христианизации был обнаружен в результате раскопок в Иверинге (Нортамбер-ленд). Там находился королевский дворец Эдвина, короля Нортумбрии, который под влиянием Паулина изменил свою веру. В предварительных отчетах обращает на себя внимание упоминание об останках большого деревянного сооружения, по своей конструкции похожего на римский cuneus1. На этом месте, вероятнее всего, проходили местные собрания, и легко представить, как
1 Cuneus (лат.) — часть амфитеатра, где скамьи расположены клином.
Глава 3
I а e I
I I 1 I I •
i I I I ■ « ill |
<S>$£ 9Jijl 4 g 9 P о ° o»° о |
J,<^S. Г53) £b_nj |
Ч
О Ф
Во О
Метры
Рис. Р. о — план королевского жилиша в Иверинге (по Хоуп-Тейлору); б — план здания в виде лодки в Чеддере; в — второй по величине дом в XII столетии в Чеддере; г — примерный план комплекса зданий в
Портчестере
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Я? 6) 5
СО
Ь
Quad©
Ь А
(® % 0 ООО Оо |
о о |
о о о ©о о |
I
Рис. П. Инструменты, найденные в Харбуке,
Дарем: лезвия кос, топоры, тесак, сверло, небольшое кайло. Лондон, Британский музей
ПОВСЕЛНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
этого поле бороновали орудием, возможно подобным тому, которое изображено на гобелене из Байе (рис. 10, б), и после этого разбрасывали семена.
Сохранились некоторые орудия для сбора урожая. В Харбуке, в графстве Дарем, в кладе англосаксонских инструментов были найдены четыре лезвия косы (рис. 11). Они поразительно похожи на те, которые нарисованы в рукописях. Серпы были найдены в двух викингских захоронениях. Ножи и вилы встречаются в рукописях (рис. 12), но ни один образец не был найден. Лопаты делали из дерева и окантовывали железом (рис. 13). Одну из таких железных окантовок нашли, например, в Сандтуне, в Кенте (рис. 14). Судя по рисункам, лезвие лопаты крепилось к черенку с одной стороны. Большое количество топоров, использовавшихся для рубки леса и плотницких работ, сохранилось до наших дней. Некоторые из них, а также долото, кайло и сверло из Харбу-ка изображены на рис. 11.
Зерно мололи там же, где его собирали. В деревнях часто имелось по несколько мельниц. Так, в Книге Страшного Суда сообщается, что в Хатфилде (Херефордшир) было четыре мельницы. Однако не все они отличались таким совершенством конструкции, как мельница, раскопанная в Олд-Виндзоре в Беркшире. Эта мельница, которая, вероятно, обслуживала королевское поместье, имела три вертикальных водяных колеса, работающих параллельно и приводимых в движение водой, которая подавалась по каналу длиной примерно километр из Темзы. Канал был 5—6 метров шириной и 4 метра глубиной и расчищался несколько раз, прежде чем его перестали использоваться в начале XI в. Зерно мололи также с помощью жерновов, обломки которых часто попадаются среди археологических находок, некоторые из них вытесаны из лавы, привезенной из Эйфеля в Германии.
Об англосаксонском скотоводстве мы знаем еще меньше. Так, например, до сих пор никто не провел
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ |
Рис. 12. Серп, вилы и косы из поздносаксонской рукописи
анализ костей животных, найденных на месте англосаксонских поселений. Англосаксы держали овец, крупный рогатый скот, свиней и коз. Шерсть, вероятно, являлась одним из главных предметов экспорта англосаксов, и производство тканей было хорошо развито. Однако до пас дошли разрозненные кости овец, несколько пар ножниц и какой-то предмет, найденный в Саттоне, который мог применяться для прочесывания шерсти. Овец и коров также разводили ради молока и мяса. В течение лета их откармливали, а осенью наиболее слабых забивали; мясо обычно солили или засушивали. Только самые сильные животные могли пережить зиму. Лошади считались роскошью и использовались для перевозок.
ПО
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
В языческие времена глиняная посуда иногда производилась на продажу: так называемая иллингтонская (лекфордская) керамика (рис. 20, о) была обнаружена доктором Майрсом в захоронениях в Западном Норфолке, Западном Суффолке и Кембриджшире — в Ил-лингтоне, Лекфорде, Рушфорде, Вест-Стоу-Хит, Литл-Уилбрен и на Кембриджском кладбище на месте нынешнего поля для крикета Сент-Джонс-колледжа. Это стандартная, довольно качественная глиняная посуда, производившаяся в массовом количестве в середине VI столетия.
Однако раскопки дали обширный материал по англосаксонским обжитым печам более позднего времени — тем самым, где изготовлялась илсвичская, тетфордская и торгсейская керамика (см. ниже). Печи из Тетфорда, описанные выше, свидетельствуют о развитости и весьма хорошей организации гончарного производства: изготовляющуюся в Тетфорде серую глиняную посуду, сделанную па гончарном круге, находят по всей Восточной Англии в культурных слоях от IX столетия и до Нормандского завоевания. Раскопки в Ипсвиче показывают, хотя и не столь убедительно, что в этом городе имелось много обжитых печей особенно в районе Кокс-Лейн. В Торкси найдено две печи позднесаксонского и ранненормандско-го периода (производивших глиняную посуду, очень похожую на ту, которая изготовлялась в Тетфорде), с центральной опорой и (в одном случае) колосниками, которые поддерживали пол печи.
Большая часть керамики позднего англосаксонского периода, найденной в Южной Англии, отличается чрез-нычайно плохим качеством, часто не намного лучше керамики языческой эпохи. В Стамфорде в Линкольншире, однако, найдена хорошая посуда. Подобно посуде из Тетфорда и Торкси, она произведена с помощью гончарного круга. Но она имеет светлую окраску и иногда покрыта бледно-зеленой и желтой глазурью.
ill
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Одна печь, вероятно англосаксонского периода, была раскопана в Стамфорде. К сожалению, топку разрушили викторианские строители, но обжигная яма сохранилась, и мы можем утверждать, что эта печь была похожа на печи из Торкси и Тетфорда. В печи было найдено большое количество мусора, главным образом осколки горшков, фляжек и разливных чаш, в основном без глазури.
Дадим теперь краткую классификацию англосаксонской керамики. Во-первых, имеется простая, грубая посуда для хранения и приготовления пищи. Она обычно была серого или черного цвета, слеплена вручную и ничем не украшалась. Такую керамику иногда находят в ингумационных захоронениях, например, в Слифорде (Линкольншир) (рис. 20, в). Однако не вся посуда, обнаруженная при раскопках поселений, такова. Часть ее была очень изящно украшена и похожа на специальные урны, содержащие прах, найденные в кремационных захоронениях (рис. 20, а). Трудно не вникать в детали, когда речь идет о керамике, которая (больше чем любые другие артефакты англосаксонской древности) демонстрирует отчетливую и тесную связь с континентальной родиной англосаксов, но за недостатком места я дам лишь краткий очерк основных типов керамики языческого англосаксонского периода.
Типичная англосаксонская керамика этого времени (рис. 20) имела окраску от черного до серо-коричневого. Она представляла собой посуду ручной работы, настолько мягкую по своей структуре, что, прикоснувшись к ней ногтем, можно было оставить след. Многие более изящные образцы, найденные в захоронениях, украшены достаточно крупными овальными шишечками, а также отпечатанными или процарапанными узорами. Иногда это были изображения животных, но в основном посуду украшали геометрическим орнаментом. Некоторые исследователи стремились связать особенности де-
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ |
Рис. 20. Англосаксонская глиняная посуда языческого периода: а — биконический горшок с выдавленным снаружи орнаментом, Сан-ктон, Йорк; б — шарообразная урна, сделанная в Иллингтоне (Лекфорде) и найденная в Лекфорде, Суффолк; в — сосуд, найденный в одном из захоронений в Слифорде, Линкольншир; г — Buckelurne из Хуг-он-ве-Хилла, Линкольншир
кора погребальной керамики с этнической принадлежностью захоронения, и были сделаны весьма удачные попытки сопоставить схожие типы керамики в Англии и на континентальной родине англосаксов. Но, учитывая смешанный характер англосаксонского населения во время колонизации острова, нам необходимо быть очень
Из
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
осторожными в своих выводах относительно происхождения народа, использовавшего данную конкретную разновидность керамики в Англии.
На родине англов глиняная посуда украшена простыми горизонтальными линиями вокруг горлышка. Над участком вертикального орнамента, на пояске горшка иногда помещали небольшие «шишечки». Саксонская керамика украшалась удлиненными «шишечками», порой сложной формы, ниже пояска горшка, и вертикальным процарапанным и проштампованным узором. Керамика Северо-Западной Европы и Англии демонстрирует некое внутреннее единство, но нам трудно установить конкретные взаимосвязи в рамках этой общности.
Доктор Майрс, посвятивший всю жизнь изучению англосаксонской керамики языческого периода, предложил ряд выводов относительно ее декора. Самый ранний орнамент состоял из глубоко продавленного линейного орнамента (рис. 20, а), иногда дополненного точками и отпечатками пальца. Позднее, в V столетии, появилась тенденция к использованию твердых «шишечек», которые продавливались на поверхность изнутри. Иногда эти выпуклости имели странную сложную форму (рис. 20, г), такие горшки фигурируют в литературе под своим немецким названием Buckelurnen:
В течение VI столетия «шишечки» становятся проще и остаются только на пояске, кроме того, стал больше использоваться штампованный декор, образующий фон для линий и «шишечек» (рис. 20, б). Штампованный орнамент становится сложнее во второй половине VI в., а в VII в. превращается в бессмысленный и случайный набор фигур. По форме декорированные сосуды можно условно разделить на пять групп: 1) би-коническая урна (рис. 20, а), типичная для V столетия, 2) вариация той же формы с суживающимся горлышком, 3) сосуды той же самой формы, как и № 1 (рис.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
20, б), но с более округлыми очертаниями, датируемые периодом с конца V по конец VI столетия, 4) горшки с поясками, датируемые примерно 500 г., 5) чаши. К приведенному перечню мо*жно добавить сосуды без декора разнообразных форм (рис. 20, в).
Различные виды керамики находят в кентских захоронениях (рис. 21, а): горшок с узким горлышком, обычно красноватой окраски. Его форма, вероятно, воспроизводила форму римских винных бутылок. Вполне возможно, что эта разновидность керамики производилась на континенте, например в долине Рейна. Грубую глиняную посуду редко находят в Кенте.
Керамика слифордского типа присутствует в захоронениях и на местах языческих поселений по всей территории Англии, а также в слоях конца VII и начала VIII столетия, например в монастыре Уитби. Глиняная посуда похожей формы, изготовленная с помощью гончарного круга, была найдена в слоях VIII и IX столетий в Восточной Англии и некоторых других местах, в частности в Лондоне. Наши сведения о керамике позднего периода главным образом базируются на материале Восточной Азии. О печах в Ипсвиче мы уже говорили. Изделия, произведенные с их помощью (рис. 21, б), были крепкими, имели желто-красную и серовато-черную окраску. У горшков были толстые стенки и вдавленное днище, и иногда их украшали штампованным орнаментом. Известно три разновидности такой глиняной посуды: простой горшок, прототипом которого служат горшки языческого периода, найденные в Слифорде и в других местах, разливной кувшин и бутыль.
В какой-то момент в среднесаксонский период появился гончарный круг. Часть глиняной посуды, обнаруженной в Ипсвиче, например,'доказывает этот факт. В позднесаксонскую эпоху появляется более совершенная тетфордская керамика. В печах в Тетфорде обжигали разные по форме сосуды: кувшины, чаши, боль-
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ |
Рис. 21. Англосаксонская посуда, сделанная с помощью гончарного круга: а — кентский горшок с узким горлышком, найденный в захоронении N° 4, Холборо, Кент; б — ипсвичский горшок; в — горшок из Тетфорда; г — кувшин с ручкой
шие кувшины для хранения продуктов (некоторые высотой до метра), бутыли и светильники. Этот вид керамики, очевидно, испытал на себе влияние рейнских образцов, таких, как рейнская амфора (рис. 15). На керамику из Тетфорда похожа посуда, найденная в Сен-Неотсе (город в Хантингдоншире), имеющая серо-фио-
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Лотовый цвет и изготовленная из мягкой глины, в которую были добавлены измельченные морские ракушки. Наиболее распространенными разновидностями такой посуды являются чаши с широкими краями и горшки для готовки.
В Стамфорде (Линкольншир) впервые нашли глиняную посуду, покрытую глазурью, первую в постримской Англии. Кувшины с ручкой (рис. 21, б), простые кувшины, фляги и глубокие чаши этого типа находят даже в Оксфорде и Йорке. Одна из отличительных особенностей этой глиняной посуды заключается в том, что она покрыта светло-зеленой и желтоватой глазурью. Не из-пестно, где возникла практика использования глазури. Возможно, что печи, с помощью которых производили икую керамику, работали примерно в то же время в юлландском Лимбурге, однако невозможно установить, но какую сторону Английского канала глазурь появилась раньше. Разумно предположить, что практика покрытия керамики глазурью не была изобретена в Западной Европе и заимствована на Ближнем Востоке; глазированная посуда встречается в Персии и Византии.
Нужно отметить, что в поздний англосаксонский период керамика производилась не только в восточно-английском регионе, но и по всей территории острова, например в Кенте, Йорке и Честере. На юго-западе Англии находят покрытую глазурью посуду, которую использовали и после Нормандского завоевания. Им-
юртированная глиняная посуда также применялась, и ic часто находят в прибрежных городах Южной Англии.
СТЕКЛО
Важнейшую группу находок среди артефактов, обнаруженных в англосаксонских захоронениях, составляют стеклянные сосуды. Хотя по своей форме изделия эти не
ш
ДЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
оригинальны и их цветовая гамма (желтая, зеленая, коричневая и синяя) не такая богатая, как у римских сосудов, все-таки они выглядят приятным разнообразием на фоне других, тяжеловесных англосаксонских древностей (рис. 22).
Англосаксонское стекло специально исследовал доктор Харден, и его работа является на данный момент главным источником для изучения этого предмета. Довольно большое количество римских стеклянных изделий (почти тридцать) было найдено в англосаксонских захоронениях, в том числе конические кубки, подобные кубку из Кемпстона (Бедфордшир) (рис. 22, д). Стеклянная посуда англосаксонского типа, произведенная и в Англии и на континенте, также имеется в нашем распоряжении. Наиболее распространены приземистые кувшины и круговые чаши. Менее распространены вытянутые кубки без ножки, по форме напоминающие мешок; также найдены два стеклянных рога (оба — в Рейнхеме, Эссекс). Эти редкие типы, также как и более распространенные, но уродливые высокие кубки на короткой ножке, почти наверняка изготовлялись на континенте и привозились в Англию богачами. Любопытно, что в захоронениях стеклянные сосуды обычно не стояли, а лежали, что также подтверждается иллюстрациями позднейших рукописей, а также гобеленом из Байе, где стеклянная посуда лежит на столах.
Ни одной стеклодувной печи языческого англосаксонского периода не сохранилось, но некоторые разновидности стеклянной посуды, как, например, чаши, находят в таких больших количествах, что, безусловно, они производились в Англии. Предполагается, что стеклодувное производство размещалось где-нибудь в окрестностях самых богатых англосаксонских кладбищ, например в Фаверсхеме, в Кенте. Единственный образец стеклодувной печи был найден в Гластонбери в Сомерсете. Под северо-восточным углом фундамента поздне-
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ |
Рис. 22. Англосаксонская стеклянная посуда: j — небольшой, широкий сосуд, найденный и Апчарче, Кент; б — Inorup из Фаверсхема, Кент (потир — греческое название чаши, из [которой причащаются христиане); в — рог для питья из Рейпхама, Эссекс; г — чаша для вина из Ашфорда, Кент; д — кубок с зубчиками, Таплоу, Букингемшир; е — конусообразная чаша, Кемпстон, Бедфордшир; ж — мешковидный кубок, Фаверхсем, Кент; з — бокал с ножкой, Кройдон, Суррей; и — бутыль в форме кисета, Сар, Кент
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
средневекового монастыря были обнаружены остатки настилов трех печей. Осколки стекла, найденные там, указывают, что печи работали в IX или X столетии. В одной из печей осколков очень мало, возможно, это была печь для обжига. Еще не опубликованы все результаты раскопок, но похоже, это единственный дошедший до нас образец стеклодувного производства в Англии. Мы можем предположить, по аналогии с более поздними мастерскими, что все печи располагались под одной крышей и что стеклодувы, используя те же самые инструменты, которые применяются и сегодня, выдували свои изделия в промежутках между печами.
Глава 4 ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
Это была героическая эпоха: произведения на народном языке дают наглядное тому свидетельство. Даже Христа изображали воителем, «юным героем», «доблестным и решительным».
Больше всего в те времена ценилась верность своему повелителю. Воин получал свою часть военных трофеев, но был готов при необходимости отдать жизнь за господина; если вождь погибал в сражении, а кто-то из воинов оставался жив, то это считалось позором. Этот героический дух отражен и в поэзии, и в англосаксонской прозе и сохранялся долгие века после прихода христианства. Войны оставили после себя огромное количество археологического материала в виде множества оружия, захороненного в могилах воинов и крестьян. Обсуждая этот героический век, мы должны рассматривать и то, что от него осталось.
Хотя меч являлся главным оружием в англосаксонскую эпоху, мечи встречаются в англосаксонских захоронениях не слишком часто по сравнению с другими видами оружия. Болдуин-Браун еще давно назвал весьма показательные цифры: в 308 погребениях Кингстона найдены 2 меча, в 150 захоронениях в Бифронсе — 7; в Сарре же на десять погребений приходился один меч. К тгим цифрам можно добавить более новые данные: один меч был найден после раскопок ста захоронений в Хо-ливелл-Роу, и ни одного в 123 погребениях в Барвелле.
лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Мы знаем из источников, что меч считался сокровищем и передавался от отца сыну. Меч, принадлежавший Оффе1, один из англосаксонских принцев в XI столетии завещал своему брату. В древнеанглийской поэзии мы постоянно встречаем упоминания о том, что меч обладал особой силой, поскольку он был древним или принадлежал кому-то из прославленных героев прошлого.
Мечами владели богатые и знатные люди. Некоторые мечи, как, например, меч Беовульфа Наэглинг, имели свои имена. Немногие из этих мечей дожили до наших дней. Но и в лучшем случае все, что от них осталось, — это остатки бронзовых или из более драгоценного металла частей рукояти (фото 2). Время от времени в наши руки попадают богато украшенные мечи, и тогда можно не сомневаться, что их владельцы занимали особое и важное положение.
Самые древние англосаксонские мечи языческого периода были обоюдоострыми и имели длину приблизительно 75 сантиметров, клинок был тонким, имел прямое лезвие и закругленное острие. Эти мечи именовались «спата», их далеким прототипом был кельтский меч латенской культуры, похожей длины и формы. Мечи носили в ножнах, которые делали из двух тонких деревянных планок, обтянутых кожей. Верх ножен иногда украшали металлической окантовкой. Одним из интересных образцов являются найденные в Чезел-Дауне ножны с позолоченными бронзовыми накладками на внешней стороне и рунической надписью на задней. Некоторые ножны были укреплены полосками металла и имели металлический наконечник, который иногда, как у ножен из Брингептона, покрывал орнамент. Порой ножны обтягивали необработанной кожей, вероятно для того, чтобы шерсть предохраняла лезвие от влаги.
1 Едва ли имелся в виду Оффа Мерсийский. Скорее всего, это оружие связывали с именем легендарного Оффы, правителя англов на континенте.
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
Рис. 23. Схематическое изображение рукоятей мечей: а — рукоять из Камберленда (VH столетие); б — рукоять из Гилтона, Кент (VI столетие); в — викингская рукоять, место производства не установлено; г — рукоять из Абингдона (IX столетие, см. фото 22)
ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Профессор Аткинсон подробно описал ножны меча из Петерсфингера. В них чередовались слои древесины и кожи; внутри — тонкая деревянная пластина, снаружи — с одной стороны дерево, с другой — кожа. Эти пластины скреплялись по краям бронзовыми полосками. В Брушфилде, в Дербишире, Томас Бейтман нашел ножны, обтянутые кожей и украшенные ромбическим орнаментом; обломок подобных ножен (фото 25) был найден в Хексхеме в Нортумбрии. Лезвие меча было сравнительно тонким и иногда украшалось гравировкой: например, на лезвии меча из Ривер-Ларк выгравированы два кабана. Иногда при изготовлении лезвия несколько железных прутьев скручивались вместе и затем расковывались в тонкий клинок, который укрепляли по краям прочной сталью, — это придавало клинку особую гибкость. Лезвие меча после этого полировалась. В поэме «Беовульф» говорится об одном из таких мечей: «Также герою стало подспорьем то, что вручил ему вития Хрод-гаров: меч с рукоятью, старинный Хрунтинг, лучший из славных клинков наследных (были на лезвии, в крови закаленном, зельем вытравлены узорные змеи)». Часто, однако, лезвия ковали из цельного куска металла, и в большинстве случаев они не имели украшений.
Рукояти (рис. 23) использовались для типологической классификации мечей, но пока удовлетворительных результатов достигнуть не удалось. Рукоять надевалась на стержень, который являлся продолжением лезвия. Гарда представляла собой обычно тонкую прямоугольную пластину из кости или дерева, выступающую на 2—5 сантиметров за края лезвия. Рукоять делалась из дерева (реже — из кости) и обтягивалась тканью или кожей, а иногда обматывалась серебряной проволокой или шнуром. Иногда, как на мече из Чезел-Дауна, рукоятка была украшена металлическими плашками с орнаментом. На стержень, выступавший за пластину наверху рукоятки и не имевший никакого функционального назначения, надевали навер-
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
шие — «яблоко». Оно могло быть богато украшено и имело различные формы. У меча, найденного в захоронении во Флим-Дике (Кембриджшир), например, было шарообразное «яблоко». Иногда навершие представляло собой треугольную железную пластину. Но чаше оно имело форму, изящно обозначенную как «треугольная шляпа». Некоторые такие навершия украшали колечками, из которых одни свободно перемещались, вто время как другие были жестко закреплены. Эта разновидность «яблока» редко встречается в Англии, и в основном в Кенте, но в Северной Европе она была повсеместно распространена. Достаточно вспомнить отрывок из «Старшей Эдды»:
Мечи лежат на Сигарсхольме...
Есть там один самый лучший...
С кольцом рукоять, храбрость в клинке
Страх в острие для тех, чьим он станет...1
Кольцо, как часто указывалось, ассоциировалось с мужеством и отвагой.
Этот древний тип меча, спата (spatha), с простой рукоятью, очевидно, продолжали производить и в христианский период. На рисунках из каролингских манускриптов изображены мечи подобной формы. Но в конце VIII столетия, с началом викингских нашествий в Западной Европе, возможно, в Англии, а возможно, в долине Рейна появилась совершенно новая по своей конструкции и технике изготовления разновидность мечей. В Англии найдено приблизительно 50—60 мечей этого типа, некоторые из них, очевидно, принадлежали викингам. Они значительно отличаются друг от друга как по качеству, так и по размеру. Большинство из них имеют лезвия длиной в 75—80 сантиметров, по центру которых проходит желобок, и изготовлены описанным выше методом из сплетенных железных прутьев. Лучшие образцы — гибкие и обо-
1 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Пер. А. Корсу-на. М., 1975. С. 255.
лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
юдоострые. Примитивная рукоять спаты заменена более роскошной, с прекрасно отделанной гардой, которая могла быть прямой или изогнутой. По форме «яблока» рукояти грубо можно разделить на две типологические группы: одни закругленные и плоские, а другие полукруглые. несколько же типов не попадают ни в какую категорию.
Лезвия этих более поздних мечей были намного более крепкими и более тяжелыми, чем у спаты. Иногда на лезвии значилось имя мастера, который делал меч, благодаря чему мы знаем, что некоторые из мечей были изготовлены на континенте.
Некоторые англосаксонские рукояти отличались богатым декором. Например, «яблоко» меча из Феттер-Лейн (Лондон) (фото 24) сделано из серебра, покрыто позолотой, и на нем изображены переплетающиеся змеи на фоне лиственного орнамента. Это один из шедевров англосаксонского искусства, сохранившихся до наших дней. Чуть менее роскошный меч найден в Абингдоне (Беркшир) (фото 22). Его гарда и «яблоко» покрыты серебряными пластинами; на них чернением выполнены изображения животных, растений и даже людей. На абингдонский меч похожи мечи из Ривер-Уитэм около Линкольна (фото 23), а также находки из Долвена, Гроннеберга и Ховена в Норвегии. «Яблоко» и гарда обычно делались из железа и иногда покрывались серебром, но чаще просто украшались выгравированным орнаментом. Иногда, однако, они изготовлялись из бронзы, как, например, у меча из Эксте-ра, на котором выгравирована надпись на латыни «eofri mefe» (т. е. меня сделал Эофри). Поскольку большинство таких мечей найдено в Англии случайно, то мы знаем о ножнах этого времени меньше, чем о ножнах более раннего периода. Однако остатки древесины и довольно изящная оковка ножен свидетельствуют, что они мало чем отличались от своих языческих предшественников. Меч носился на левом бедре на перевязи, которая перебрасывалась через правое плечо (рис. 24).
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
Рис. 24. Воин, изображенный в поздпесаксоп-ской рукописи. Британский музей |
Родственник этого меча — нож с заточенным с одной стороны лез-нием — скрамасакс. Такими ножами убили Сигиберта в 575 г. Григорий Турский описывал их как «крепкие ножи, обычно именуемые скрама-саксами, смазанные ядом». Вероятно, это заявление дало повод для неправильного предположения, что желоб на мечах делали специально для смазывания их ядом. Под общим названием «скрамасакс» объединяется большое количество ножей от самого короткого, длиной не более чем 7,5 сантиметров, до серьезного оружия, имевшего длину в 75 сантиметров. В этой главе мы опишем только боевые ножи.
Типичные скрамасаксы (фото 26, 27) периода Великого переселения народов, найденные на континенте, — это грубо сработанные ножи с лезвием длиной приблизительно 40 сантиметров и асимметричной рукоятью — стержнем, хотя иногда, как в случае ножа, найденного в Пуане, они имели длину 52 сантиметра и красиво украшенную рукоять. Скрамасаксы появились в Англии в конце языческого периода, а разнообразие их форм не позволяет четко их классифицировать, так, например, один из скрамасаксов, найденный в Анклеби в Йоркшире, имел длину ои сантиметров, но встречаются и образцы длиной 35 сантиметров. Их носили на бедре, в ножнах, которые крепились к поясу с помощью небольших бронзовых петель. Гарда скрамасакса часто очень небольшая, в то время как «яблоко» могло иметь различные формы от скромной «треугольной шляпы» до изящного серебряного навершия, как, например, у ножа из Винчестера (фото 27), который состоит из трех частей:
лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
к центральной выпуклости примыкают два боковых элемента, по своей форме напоминающие звериные головы. Еще одно интересное, хотя и относящееся к более позднему периоду навершие рукоятки скрамасакса было обнаружено в Виндзоре. В его центральной части помещена золотая пластина с орнаментом-плетенкой из золотой филиграни; из более толстой проволоки выполнен орнамент, завершающийся условным изображением звериных голов; дополняют декор виноградные грозди из маленьких золотых гранул.
Скрамасаксы оставались в ходу и после принятия англосаксами христианства. Так, скрамасаксы, найденные в Офтоне и Хоксне, в Суффолке и в Темзе около Вендсвурта, были сделаны в VIII столетии. Но наиболее типичные скрамасаксы позднего периода представлены двумя образцами, хранящимися в Британском музее, из Темзы и из Ситтингбурна (Кент) (фото 26). Скрамасакс из Темзы имеет длину 71 сантиметр; на нем инкрустацией медью, бронзой и серебром выполнен орнамент из треугольников и ромбов. Также инкрустацией изображен весь футарк, рунический алфавит. Скрамасакс из Ситтингбурна украшен пластинами с декором в винчестерском стиле начала X столетия. На них также выгравированы имена владельца и мастера, сделавшего меч: Сигеберет и Бьерктельм. На многих более поздних скра-масаксах была инкрустация медью и бронзой, и эта техника использовалась до XIII столетия. Скорее всего, скрамасаксы служили в качестве кинжалов, хотя позднее длинные образцы, возможно, применялись и как мечи.
Самым распространенным орудием защиты, обнаруженными в англосаксонских захоронениях, является щит (рис. 25). Англосаксонский щит был деревянным, круглой формы, в центре его имелся металлический умбон. Деревянный каркас иногда обтягивали кожей, а отверстие в центре позволяло перемещать руку внутри углубления, образованного умбоном, где крепилась руч-
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
ка. Некоторые из щитов оковывались по краям металлом, но это было редко, в большинстве случаев использовалась кожа. Щиты различались по размерам. Самый маленький английский щит, найденный в Петерсфин-гере (Уилтшир), имел 30 сантиметров в диаметре, а самый большой — диаметром 76 сантиметров — найден в Рингмере (Суссекс). Остатки деревянных щитов редко находят в англосаксонских захоронениях, поэтому к приведенным цифрам следует относиться с осторожностью. В Кенби в Линкольншире была найдена часть щита, толщина которого составляла около трех сантиметров; он был украшен позолоченными бронзовыми накладками с орнаментом-плетенкой. Судя по тому, что у некоторых щитов ручка и умбон были склепаны вместе через деревянный круг, и учитывая толщину сохранившихся деревянных фрагментов, англосаксонские щиты языческого периода были не толще 12 миллиметров. Здесь можно вспомнить, что викингский щит, найденный на гокстадском корабле, был большого размера и довольно тонкий. Такой щит был легок, и им удобно было пользоваться в сражении.
Щиты обычно делали из липы и иногда покрывали кожей, как в случае со щитом из Саттон-Ху. Деревянные каркасы порой расписывали, как мы можем видеть по находке в Гокстаде. Все сохранившиеся умбоны сделаны из железа и бывают трех различных форм: с вогнутыми поверхностями и клиновидные, с выпуклыми поверхностями и конические. Они крепились к деревянному щиту бронзовыми или позолоченными заклепками и обычно изготовлялись из цельной металлической болванки, но иногда, как у щита, найденного на Мельбурнском кладбище, конический умбон делался из свернутого в конус плоского металлического листа.
Много времени было потрачено в спорах о том, была ли поверхность щитов выпуклой или плоской. Часто говорится, что «скос кромки умбона указывает на зна-
I Л">нил М. Яильсои «Англосаксы» 129
лэвил м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ |
Рас. 25. Изображение англосаксоггского щита
чительную кривизну поверхности щита*. Этот аргумент неубедителен. Скос кромки умбона, вероятно, связан с техникой изготовления, поскольку очень трудно делать умбон с плоскими краями из-за внутреннего напряжения металла. В то же время скос кромки обеспечивал лучшее прилегание к дереву, когда умбон крепился заклепками. Но этот спор нельзя разрешить окончательно, поскольку до н'лс дошло слишком мало целых щитов. Во всей Северной Европе, однако, ни одного выпуклого щита не было найдено. С другой стороны, строение ручки щита из Саттон-Ху говорит о том, что он был выпуклым. Аналогичные аргументы приводятся в пользу выпуклости щитов в Италии и Германии. Детальное исследование ручки одного из щитов из Петерсфингера (Уилтшир) убедило археологов в том, что щит был выпуклым, с радиусом кривизны приблизительно 50 сантиметров. Конструкция этого щита весьма интересна. Профессор Аткинсон показал, что каркас щита «состоял из двух или более слоев дерева, при этом они распо-
J30
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
Рис. 26. Щиты,наконечники и боеиые топоры, изображенные в англосаксонских рукописях
лагались так, что волокна лревесины одного слоя шли под прямым углом к волокнам следующего слоя, как в современной фанере». Он предположил, что такая конструкция требовалась, чтобы сделать выпуклый щит. Описание щита, найденного в XIX в. в Линтоне, может быть интересно в связи с находкой из Петерсфингера: «Сохранность его была достаточной, чтобы понять, что он имел круглую форму и что деревянные планки сходились от краев к умбону. Планки крепились к основе щита, по всей видимости деревянной. Точный смысл этого описания не вполне понятен, но оно имеет много общего с описанием щита из Петерсфингера, и возможно, что эти щиты были конической формы или выпуклые. Вероятно, англосаксы использовали выпуклые щиты, и иллюстрации из рукописи (рис. 26) подтверждают это предположение.
Вооружение рядового воина состояло из щита и копья. Вероятно, это были просто деревянные щиты, обтянутые кожей, и только богатые люди имели щиты с
дэвил М. ВИЛЬСОН, АНГЛОСАКСЫ
металлическим умбоном. В Оберфлахте в Германии, например, был найден овальный деревянный щит, покрытый кожей и без умбона. Тацит, описывавший германцев в начале нашей эры, говорит, что их щиты были плетеными. Весьма вероятно, что англосаксонские щиты имели такую же конструкцию. Большинство англосаксонских щитов, изображенных в рукописях, круглые, в то время как большинство щитов, изображенных на гобелене из Байе, имеют закругление в верхней части, прямые боковые стороны и заостренный конец. Однако других свидетельств того, что щиты в то время имели такую форму, у нас нет. Кроме того, из рисунков в рукописях и гобелене можно заключить, что щит уже в поздний саксонский период использовался в качестве носителя геральдической символики. Мы не можем утверждать наверняка, что изображения на щите определялись чем-то помимо принципов симпатической магии или художественных вкусов владельца, но не исключено, что эти рисунки могли свидетельствовать о принадлежности к тому или иному роду.
«Arma, id est scutum u lancum» (оружие человека — щит и копье), — говорится во франкских законах, и простые англосаксы сражались главным образом с этим двумя предметами. Если говорить об оружии, железные наконечники копий наиболее частая находка в англосаксонских захоронениях. Но вероятно, в силу их скучного однообразия поэтому их никогда детально не изучали. Копье, применявшееся не только как оружие на войне, но и как орудие для охоты, можно с одинаковым успехом обнаружить и в могиле бедного человека, и в королевском погребении Саттон-Ху. Оружие Водена использовалось повсюду и всеми, и образцы наконечников, инкрустированных драгоценными металлами, служат ясным указанием на то, что оно у англосаксов ценилось.
Источником наших знаний об англосаксонских копьях с археологической точки зрения являются железные
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
Рис. 27. Англосаксонские наконечники копий, найденные в Лондоне
НО
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
я выбрал описание сражения, происшедшего 11 августа 991 г. около Мэлдона в Эссексе. По названию этого города его именуют Битвой при Мэлдоне. Сражение произошло на берегу реки Блэкуотер. Даны1 первоначально находились на острове Нортхей, но по неразумению англосаксов переправились через реку по насыпи, которую можно видеть и сегодня. Этой битве был посвящен гобелен, который до наших дней не сохранился, его подарила аббатству Эли вдова Бюрхтнота, предводителя англосаксов; а также поэма на древнеанглийском языке, текст которой я привожу ниже. Я сократил поэму, убрав из нее некоторые риторические пассажи и те фрагменты, которые не относятся к нашей теме:
Сам он всадникам приказал
всех коней отпустить, спешно спешиться, —
уповали бы d рукопашной молодые лишь на доблесть
да на доброе свое оружие... ...стал по уставу Бюрхтнот
ставить войска, скакал на коне, указывал
каждому воину, кому какое мужу место,
а вместе наказывал, чтобы щиты
наизготове держали крепко в руках и прямо,
дабы страха не ведать; когда же рать-преграду
построил как должно, там он спешился,
среди приспешников верных, среди приближенных дружинников,
живших в доме его.
(Тут появляется вестник викингов, предлагающий англам заплатить выкуп и таким образом избежать битвы; его предложение с презрением отвергнуто.)
■Даны — датчане, викинги.
ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Там со щитами
он [Бюрхтнот] поставил воинов, над рекой по его приказу
войска стояли, и только протока
противников разлучала...
(Через какое-то время Бюрхтнот любезно позволяет врагам переправиться через брод.)
Стая волчья
стала переправляться, войско викингов
— воды Панты их не пугали — через потоки светлые со щитами
на восточный берег вышли и вынесли
боевые доспехи; Бюрхтнот же к бою
с ратоборцами изготовился, сторожил кровожадных,
и сложить повелел, собрать из щитов ограду,
чтобы ратовать стойко дружине в сраженье:
приближалась битва, слава близилась,
время пришло пасть избранниками израненным
на поле брани. Вот взволновалось войско,
вороны кружат, орел воспарил, стервятник,
крики на поле; тут пустили стаю
копий, как сталь, каленых, остреные древки,
дроты взлетали, луки труждались, жала,
визжа, в щиты вонзались, сшиблись дружины,
мужи гибли, первые пали юноши
на поле ратном... был племянник Бюрхтнота
избит мечами, сын сестрин
в сече изрублен...
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
сам он [Бюрхтнот] двинулся в сечу,
меч подъявши и щит для защиты,
ища противника, войсковода отважный
воину вражьему шел навстречу — зла, не блага,
они желали друг другу; морестранник направил
с полдня копье остреное и поранил, задел
вождя ратного, — тот щитом прикрылся,
распласталось надвое древко, ясень копейный,
вспять прянул, и тут же неукротимый
пустил ответное, горло гордому
врагу пронзило, смелым бойцом
умело нацеленное жало прошило
шею ратнику, — жизни решил он
несокрушимого, и сразу грозный
срезал второго, грудь пронзил,
просквозил доспехи, от плеча разошлась кольчуга,
торчал из сердца дрот отравленный...
(Бюрхтнот снова ранен.)
...меченосец новый
к знатному приближался, коваными кольцами
искал поживиться, чистой кольчугой,
мечом счеканенным; Бюрхтнот не мешкая —
меч из ножен, сверкнул широколезвым,
по железу ударил; но поздно: на помощь недругу
подоспел корабельщик,
ДЭВИД м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
отсек предплечье,
изувечил рамой, — в землю вонзился
золотом украшенный клинок его,
и не смог бы воитель взяться — отказали руки...
(Бюрхтнот произнес торжественную речь, после чего был убит вместе с двумя своими воинами; кое-кто из англов бежал с поля боя, но другие смело кидаются в битву, состязаясь при этом в героических речах.)
За них же прилежно
и заложник ратовал, из нортумбрийцев
знатного рода, этот Эскферт,
Эглафа отпрыск, прочь не пустился,
из потехи бранной, но мечет, не мешкая,
меткое жало, то по шиту,
а то и в тело, раз по разу
дразнит, ранит, колет, доколе
рукой владеет, Там же еще остался
статный Эадвеард... рушил шит-ограду,
ратовал с недругом, воздал морским бродягам
за вождя кольцеподателя, местью за смерть,
и с мертвыми лег он; так же Этерик:
этот знатный, ратник рьяный,
брат Сибюрхта, не на жизнь сражался;
и дружинники многие копья в щиты вгоняли,
оборонились храбро; сшибались щитов ободья,
битва страшную пела
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
песнь доспехов... щиты грохотали,
одолевали морескитальцы... Бюрхтвольд молвил,
щит подымая, тряс он, яростный,
дротом ясеневым, ратник старый
учил соратников: «Духом владейте,
доблестью укрепитесь, сила иссякла —
сердцем мужайтесь; вот он, вождь наш,
повергнут наземь, во прахе лежит добрейший;
да будет проклят навечно, кто из бранной потехи
утечь задумал; я стар, но из стычки
не стану бегать, лучше, думаю, лягу,
на ложе смерти рядом с господином,
с вождем любимым1.
Эта поэма, написанная вскоре после сражения, когда память о героических деяниях была еще свежа, позволяет воссоздать военную тактику, применявшуюся в англосаксонскую эпоху.
Англосаксы сражались в пешем строю. Битва была тяжким делом: как только противники сходились, сражение превращалась в рукопашный бой на ограниченном пространстве, длившийся до тех пор, пока одно из сражающихся войск не было полностью уничтожено или не обращалось в бегство. Из поэмы видно, что, несмотря развитые политические институты, характерные для Англии этого периода, в армии были живы героические традиции языческого времени, и их основой были вза-
1 Цит. по: Битва при Мэлдоне / Пер. В.Г. Тихомирова //Древнеанглийская поэзия: Изд. подготовили О.А. Смирницкая, В.Г. Тихомиров. М.: Наука, 1982. С. 137-156.
лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
имные обязательства воина и его повелителя. Когда вождь побеждал, его воины делили с ним богатства и славу, когда же удача ему изменяла, они делили его судьбу и, подобно Бюрхтвольду и Этерику, погибали рядом с ним на поле боя. Бежать с поля битвы после смерти повелителя значило покрыть себя позором. Почти все сражения того времени длились очень долго и были кровопролитными.
Из текста поэмы «Битва при Мэлдоне» следует, что предводитель англосаксов строил своих воинов в боевой порядок, создавая стену из щитов. Высказывались предположения, что стена из щитов строилась по принципу римского testudo — боевого порядка, при котором воины держат щиты над своими головами. По мнению профессора Гордона, «стена из щитов была своего рода оборонительным укреплением, созданным из рядов воинов, стоящих близко к друг другу и державших свои щиты так, чтобы получалась сплошная стена. Передний ряд выставлял щиты вперед, а задние ряды держали их над головами, чтобы защитить стоящих впереди и себя». Эта интерпретация в общем верна, но мне кажется, в ней присутствуют некоторые идеи, чуждые англосаксонским представлениям о битве. Прежде всего, я считаю, что мы должны отбросить идею о перекрывании щитов, поскольку в таком случае любой маневр становился невозможным. Даже в отлаженном римском testudo щиты держали так, что они не перекрывали друг друга. Также сомнительно, что воины во втором ряду, если вообще была вторая шеренга, держали свои щиты, прикрывая свои головы и головы первой шеренги. Сражение в те времена начиналось тем, что воины с обеих сторон пускали в противника стрелы и метали копья, а при таком построении невозможно ни натянуть лук, ни бросить копье. Можно предполагать, что войско строилось более или менее в линию и достаточно тесно, каждый воин держал щит перед собой. Противникам при этом
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЙНА
казалось, что они видят стену из щитов. Воины второй шеренги делали то же самое. Когда кто-то «разбивал стену из щитов», он, по всей видимости, прокладывал себе путь через ряды стоящих воинов.
Щиты действительно играли важную роль в сражении: иногда в них попадало столько стрел и копий, что воины, не в силах их удержать, просто бросали их на землю. Ими пользовались в качестве защиты в рукопашной схватке и, как указано в поэме, отражали удары копья. В литературе того времени довольно часто описывается, как щит был расколот. В руке у воина в таком случае не оставалось ничего, кроме умбона, который он мог применять как оружие нападения. После сражения нетрудно было заменить разбитый щит.
Меч использовали как рубящее оружие, а копье — как колющее. Важность этих оружий следует из приведенного отрывка: на его примере отчетливо видно, что именно они решали исход сражения.
Глава 5 Англосаксонское искусство
Англосаксонское искусство вобрало в себя элементы трех традиций — островной кельтской, классической средиземноморской и континентальной германской. В различные периоды разные влияния доминировали. Сэр Томас Кендрик, описывая искусство англосаксонской Англии до 900 г., говорит, что оно представляло собой «серию столкновений между принципами варварской и классической эстетики». Но эту борьбу можно истолковать как борьбу за примирение этих двух начал, примирение, которое было достигнуто дважды: в начале VIII столетия и в X—XI столетиях. История англосаксонского искусства чрезвычайно сложна, но изложу ее здесь схематично и кратко, избегая, по возможности, спорных вопросов.
Ключ к пониманию англосаксонского искусства лежит в том факте, что мастера-умельцы варварского мира ненавидели натурализм настолько же, насколько классики Средиземноморья ненавидели абстракцию. Англосаксонские мастера до X столетия не пытались точно воспроизвести фигуру человека или зверя. Они творили в абстрактной манере, изображая животных с помощью кривых сплетающихся линий, и их принципы коренным образом отличались от натурализма их средиземноморских современников.
Мы должны также иметь в виду, что произведений! искусства рассматриваемого нами периода сохранилось
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
не так уж много. От первых 250 лет англосаксонской эпохи до нас дошли лишь отдельные украшения или изделия из металла, камня или кости. У нас нет образцов живописи, резьбы по дереву или монументального искусства той эпохи. Следующие 350 лет дают нам примеры живописи и скульптуры, что позволяет нам представить богатство искусства этого периода. Но по богослужебным книгам, украшенным миниатюрами, сохранившимся до наших дней, нельзя составить представление о настенных росписях, витражах и светской живописи. Точно так же мемориальные кресты, разбросанные по всей стране, не могут сообщить нам ничего о мастерстве древних резчиков по дереву и скульпторов. Сохранившийся материал позволяет представить англосаксонское искусство в общих чертах, но эта картина далеко не полна. И если до нас не дошли произведения искусства определенной эпохи, это не значит, что искусства в то время не существовало, просто наши сведения скудны и недостоверны.
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА
До сих пор мы говорили только о произведениях декоративно-прикладного искусства. Христианство принесло в Англию новый вид искусства — живопись — и пробудило интерес к монументальной скульптуре. Естественно, это происходило постепенно, как и само христианство было принято не сразу. У нас нет ни одной рукописи, созданной ранее второй половины VII столетия, то же относится и к скульптуре.
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Одна сторона гребенки покрыта резьбой в виде переплетенных звериных тел в стиле Рингерик. На другой стороне изображены животные, похожие на кошек; похожие головы можно увидеть и в рукописях, и на ювелирных украшениях этого периода (фото 79).
– Конец работы –
Используемые теги: Электронная, Библиотека, научной, литературы, гуманитарным0.081
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов