Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

няная посуда (которая по форме напоминает кентскую, сделанную на гончарном круге), дротики и ангоны1, боевые топоры с железной рукояткой и множество же­лезных предметов, непонятно для чего предназна­ченных.

Были найдены и остатки музыкального инструмента, который вначале посчитали прямоугольной арфой; те­перь большинство исследователей полагают, что это была круглая лира. Она была разбита перед погребени­ем, и обломки помещены внутрь литой бронзовой чаши, привезенной из Александрии. Также в кургане находи­лись остатки двух рогов для питья, оправленных в се­ребро, и множество кубков. Один из рогов был восста­новлен, и получилось, что он вмещает шесть кварт2.

Подобные артефакты, за исключением топора с же­лезной рукоятью, постоянно встречаются в англосаксон­ских захоронениях. Но есть в этой группе и вещи более необычные, многие из которых прибыли издалека, как, например, большое круглое серебряное византийское блюдо с печатями императора Анастасия (491—518). Из других предметов, доставленных из Средиземноморья, следует упомянуть большую серебряную чашу, на кото­рой вычеканено позднеантичное изображение женской головы. Серебряный ковш и небольшая чаща были най­дены вместе с десятью полукруглыми серебряными плошками (фото 3). В центре каждой плошки изображен простой, геометрический или цветочный рисунок. Боль­шой интерес представляет найденная пара ложек хоро­шо известного классического типа, на которых выграви­рованы греческими буквами имена Савла и Павла. Подобный намек на обращение апостола должен ука­зывать на обращение или крещение влиятельного чело­века.

1 А н г о и — разновидность метательного копья. 1 Кварта — единица измерения объема жидкости, равная при­мерло ),Н л.


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Наконец, мы должны отнести к этой группе три брон-юиые чаши с петлями для подвешивания и украшенные орнаментом, выполненным эмалью, в круглых, а в од­ном случае — в квадратной, плашках. Эти так называемые «подвесные чаши» продолжали делать до VIH столетия, некоторые поздние образцы была найдены в погребе­ниях эпохи викингов в Скандинавии. Декор эмалевых плошек — скорее кельтский, нежели англосаксонский. Обычно в нем использовались элементы спирального ор­намента, иногда, как в Саттон-Ху, дополненные неболь­шими вкраплениями цветного стекла, посаженными на эмаль. Эти осколки отсекали от жезла, состоящего из сплетенных и перекрученных нитей цветного стекла, — образцы таких жезлов были найдены в Ирландии и в мо­настыре Ярроу, где жил Беда.

О предназначении этих плошек много спорили. Тот факт, что в центре чаши из Саттон-Ху помещалось ли­тое изображение рыбы на подставке (фото И) и плош­ки украшены орнаментом внутри, свидетельствует о том, что они предназначались для некоей прозрачной жид­кости. Недавно было высказано предположение, что они представляли собой аналог церковной «чаши для омо­вения пальцев», хотя существует мнение, что они слу­жили светильниками. Возможно, рыба в подвесной чаше из Саттон-Ху изображала хорошо известный христиан­ский символ. Если так, то литургическое предназначе­ние чаши не исключено. Однако, если в чаше держали иоду, присутствие рыбы кажется вполне естественным, и за ним не стоит ничего, кроме желания мастера, ее создававшего. Эти чаши, очевидно, изготовлены в кельт­ских землях, а некоторые, возможно, в Нортумбрии; утверждение доктора Франсуа Анри, что они представ-лиют собой ирландскую работу, не кажется убедитель­ным, если учесть, что подобные артефакты практически не встречаются в Ирландии и весьма распространены на англосакской территории.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Вторая группа артефактов из кенотафа Саттон-Ху включает личные вещи и оружие, положенные точно вдоль линии киля, в центре погребальной камеры. Эти предметы для нас наиболее интересны. Меч с украшен­ным самоцветами яблоком и ножнами (фото 2), щит с изображениями птиц и драконов и шлем (фото 8), по­крытый пластинами с выгравированным орнаментом, очень похожи на сходные предметы, найденные в бога­тых захоронениях Упланда в Швеции. Из Швеции они, скорее всего, и доставлялись. Украшения, однако, веро­ятнее всего, изготовлялись в Англии. В захоронении были обнаружены 19 золотых украшений: самым боль­шим и наиболее впечатляющим из них является боль­шая золотая пряжка для пояса (фото 7) 13,2 сантимет­ров в длину и весящая больше 14 унций. Поверхность ее украшает звериный орнамент-плетенка. Петля зас­тежки покрыта более простой плетенкой, но на круглой пластинке над язычком мы видели тот же сложный ор­намент. Все линии плетенок украшены маленькими кру­жочками, выполненными чернью.

Бросается в глаза различие между большой золотой пряжкой и более яркими, многоцветными украшения­ми, которые составляют большую часть среди личных сокровищ. Накладки на верхнюю часть кошелька (фото 9), например, представляют собой бордюр из золотой филиграни, оправу со вставками из граната и цветного стекла, к которой крепилась пластина из моржового клыка либо кусок кожи или другого материала; на нем помещались семь плашек и четыре страза. Плашки ин­крустированы красными гранатами и мозаикой. В цен­тре вверху располагается плашка с изображением четы­рех зверей, стоящих по два с каждой стороны; их тела переплетаются; по бокам — две плашки в виде шести­угольников. Ниже шестиугольников помещены фигур­ки людей, расположенные между двух стоящих на зад­них лапах животных, а по центру — два изображения


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Рис. 3. Кабаны с застежки из Саттон-Ху

каких-то хищных птиц, повернутые в анфас и дер­жащие в когтях добычу, возможно уток. Подлинным шедевром в этой технике является пряжка из двух по­ловинок, которые крепятся к булавке, увенчанной зве­риной головой (фото J). Пряжка была пришита к тка­ни или коже с помощью крепких ниток. Половинки пряжки похожи, хотя между ними есть небольшие от­личия. Закругленные концы образованы изображения­ми двух кабанов, сплетающимися так, что задние ноги «иерей (рис. 3) образуют внешний элемент орнамента, а головы оказываются в центре. Пространство между головой и ногами заполнено тонкой филигранью. Ос­тальная часть пряжки состоит из прямоугольной рам­ки, с орнаментом-плетенкой, внутренность которой наполнена узором, выполненным в технике перегород­чатой эмали. Среди украшений, обнаруженных в Сат­тон-Ху, едва ли найдется другое столь же изящное. Гранаты были очень тщательно отшлифованы, чтобы легко входить в ячейки, для которых они предназнача­лись. Под каждым гранатом была помещена пластинка in золотой фольги, так что свет, отражаясь от нее под разными углами, проходил через гранаты. Эти предме­ты вместе с другими менее интересными украшениями, найденными в захоронении, составляют основную часть и собрании драгоценностей, которым присущи ярко иыраженные местные восточно-английские черты (фото 4-6). Хотя они имеют сходство с изделиями из Кента, украшения из Саттон-Ху, как и остальные вещи, най-