Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ


Рис. 4.

Штандарт из

Саттон-Ху


денные в захоронении, оыли, очевидно, сделаны в Восточной Англии местными мастерами, но под влиянием шведской, франкской, а также других англосаксон­ских художественных школ.

Третью группу составляют символы королевской власти, железный штандарт и точильный камень, который можно рас­сматривать как скипетр. Штандарт сделан из железа, его длина составляет приблизи­тельно 188 сантиметров; он представляет собой железный прут с навершием в виде кольца, увенчанным бронзовой статуэт­кой оленя. Его основание заострено в виде пики. Чуть ниже кольца расположе­ны четыре короткие перекладины, каждая из которых заканчивается условным изоб­ражением бычьей головы. Приблизитель­но в 30 сантиметрах ниже кольца — же­лезная перекладина с выступами в форме рожков, соединенных с железными пруть­ями, расположенными примерно посере­дине жезла. Сначала считалось, что этот артефакт использовали в качестве факела или подставки для светильника, но кажет­ся более разумным предположить, что это тот самый штандарт, который, по словам Беды, несли впереди короля Нортумбрии Эдвина, — вещь уникальная для того вре­мени.

Точильный камень (фото 10), найден­ный в Саттон-Ху, не несет на себе никаких признаков того, что его использовали по назначению. Напротив, тонкая резьба и бронзовая оправа свидетельствуют, что он предназначался совсем для иной цели. Он


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

имеет квадратную форму и достигает приблизительно 61 сантиметра в длину и сужается к краям. Округлые кон­цы окрашены красным и забраны бронзовой сеткой. Под ними на обеих поверхностях вырезаны человеческие мас­ки. Поверхность камня идеально отполирована. Ничего подобного среди находок англосаксонского периода не встречается, хотя осколок большого точильного камня с грубым изображением человеческого лица был найден в Линкольншире, а два небольших точильных камня с вы­резанными на них человеческими масками обнаружены в западных кельтских землях. Тот факт, что точильный ка­мень не использовался по прямому назначению, позволя­ет предполагать, что ему отводилась какая-то особая роль. Идея, что он был скипетром, получила всеобщее одобре­ние: по словам сэра Томаса Кендрика, «ничего похожего на этот чудовищный камень мы больше нигде не встреча­ем. Это — уникальная, варварская вещь. И невозможно признать его чем-либо иным, кроме как символом коро­левской власти и выражением той таинственной боже­ственной природы, которая приписывалась кузнецам и их орудиями в северном мире». Согласимся ли мы с этим утверждением или нет, мы имеем дело с вещью, которая не имеет аналогов среди артефактов, типичных для англо­саксонских захоронений.

Наконец, мы непременно должны упомянуть о еще одной очень важной разновидности предметов, найден­ных в погребении Саттон-Ху, — монетах. Там было об­наружено тридцать семь золотых монет, три золотых от­ливки и два небольших золотых слитка. Первоначально они лежали в кошельке, от которого остались только оправа и накладки. Монеты представляют собой tremises (третья часть солида, стандартной золотой монеты Рим­ской империи), и все они франкской чеканки.

Датировка монет вызвала серьезные разногласия. Доктор Грирсон изначально предположил, что они были помещены в захоронение не ранее 650—660 гг.,


АЭВИЛ М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

но доктор Кент недавно указал другую дату, а именно 625—630 гг. К сожалению, новая датировка не была принята большинством исследователей, и попытки да­тировать погребение и установить личность человека, в честь которого был создан кенотаф, вызывают жесто­кие споры.

Почти ни у кого нет сомнений в том, что человек, которому были оказаны такие почести и в могилу ко­торого помещен столь богатый погребальный инвен­тарь, включая, очевидно, регалии, принадлежал к ко­ролевскому роду и был королем или по крайней мере членом восточно-английской королевской династии Ву-фингов. В зависимости от датировки монет погребение могло принадлежать: Редвальду (умершему в 624/5 гг.), Эорпвальду (умершему в 627/8 гг. или 632/3 гг.), Сиге-берту и Эгрику (которые оба погибли в 640/1 гг.), Анне (умершему в 654 г.) и Этельхере (умершему в 655 г.). Наиболее подходящий кандидат — несомненно, Ред-вальд, возможно, наиболее прославленный член дина­стии, могущественный властитель и христианин-от­ступник, но, по моему мнению, он умер слишком рано, и даже если датировка монет, предложенная доктором Кентом, верна, другие археологические свидетельства не подтверждают эту версию. Анна был захоронен — согласно надежному источнику — в монастыре в Блит-бурге, и кенотаф может принадлежать ему, только если его языческие соратники отдали таким образом дань его памяти, чтобы быть уверенными, что его душа по­лучит необходимое после смерти, независимо от того, какая религия окажется правильной. Едва ли христиа­нин Анна соорудил подобный памятник для Сигебер-та, поскольку Сигеберт был монахом до тех пор, пока ему не пришлось уйти из монастыря, чтобы помочь Эгрику в войне против Пенды Мерсийского. Эгрик и Этельхере погибли в битве и более других соответство­вали героическому идеалу эпохи, когда смерть в бою


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

считалась самой достойной. Эорпвальд, Эгрик или Этельхере могли с равной вероятностью удостоиться кенотафа. Мы, возможно, никогда не узнаем точно, кому он был посвящен, и нам остается только восхи­щаться богатством и славой королей Восточной Анг­лии, в сокровищнице которых хранились самые пре­красные изделия, привезенные из Европы, а также чудесные вещи, доставленные с далеких берегов Среди­земноморья. Короля, которому принадлежало это захо­ронение, можно поставить в один ряд с германскими или саксонскими королями Западной Европы.