Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Паулин проповедовал с помоста, расположенного в вер­шине клина.

Мы должны дождаться окончательного отчета о рас­копках доктора Хоуп-Тейлора, но уже обнаружены ос­танки, которые можно принять за церкви, и одно из них, возможно, было языческим храмом, который поз­же стал использоваться для христианских служб.

Обычно церковь англосаксонского периода состояла из нефа и апсида, перекрытых двускатной кровлей. Кро­ме того, могли присутствовать дополнительные архитек­турные детали — портики, склепы, башни, галереи и даже, в поздний период англосаксонской истории, трансепты1.

Церкви строились из дерева, камня, кирпича; иног­да применялись два, а то и три разных материала. Хотя из письменных источников мы знаем о деревянных цер­квях в Линдисфарне, Гластонбери и Честер-ле-Стрит, до наших дней сохранился только один храм этого типа, а именно сильно перестроенная деревянная англосаксон­ская церковь Гринстед в лесистом графстве Эссекс. Сте­ны этой церкви выстроены из вертикальных бревен, скандинавским способом, и, вероятно, она была возве­дена в начале XI столетия, когда датские короли управ­ляли Англией.

В публикации мистера и миссис Тейлор утверждает­ся, что больше чем триста англосаксонских церквей или их фрагментов сохранились до наших дней, и, хотя не­которые из них могут быть с большей вероятностью да­тированы ранним нормандским периодом, это исследо­вание позволяет нам выявить главные особенности англосаксонской архитектуры. Хотя сохранилось боль­шое количество останков англосаксонских церковных зданий, они разбросаны по всей стране, построены из

'Трансепт — поперечный неф или несколько нефов, пе­ресекающих продольный объем в крестообразных по плану зданиях.


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Рис. 5. План церкви Святых Петра и Павла в Кентербери (по Клспхему)

различных материалов и в разное время внутри периода больше чем в четыреста лет; кроме того, они отличались по своим функциям, богатству и значимости. Поэтому к любым обобщениям следует подходить с осторожнос­тью. Множество церквей или их фрагментов мы можем датировать достаточно определенно. Мы знаем, напри­мер, что церковь Святых Петра и Павла в Кентербери была построена при жизни святого Августина, и что часть церкви в Монквермуте была освящена в 674 г., и возможно, что некоторые сохранившиеся фрагменты похожей церкви в Ярроу были освящены в 684 г. (ка­мень с надписью сохранился до наших дней). Еще не­сколько церквей могут быть датированы, но большин­ство их относится к X или XI столетию. Другие церкви могут быть датированы только исходя из того, что им


лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

присущи некоторые особенности, считающиеся отличи­тельным признаком англосаксонской архитектуры.

Каковы же особенности англосаксонских храмов? Во-первых, планировка дает очень мало для выявления ан­глосаксонских построек. Большинство сохранившихся до наших дней церквей состоят из прямоугольного нефа и прямоугольной апсиды. Некоторые ранние кентские церкви имеют полукруглую апсиду, кроме того, в той же области встречаются церкви с портиками, примыкаю­щими к нефу, в то время как некоторые церкви поздне­го времени имели трансепты. (Характерная черта кент­ской церковной архитектуры заключается в том, что церкви строились обычно близко друг к другу и на од­ной оси; лучше всего эта особенность прослеживается на примере монастыря Святого Августина в Кентербе­ри, где четыре отдельные церкви стоят в ряд.) Кроме того, невозможно датировать постройку, основываясь на технике кладки. Англосаксонские каменщики использо­вали любой материал, какой был под рукой, — от пес­чаника до тесаного камня, и, только исследуя вторич­ные детали, иногда возможно установить, что церковь была построена до Нормандского завоевания. Самой ха­рактерной разновидностью англосаксонской кладки была кладка с чередующимися вертикальными и гори­зонтальными камнями по углам здания, что хорошо вид­но на примере колокольни в Эрлз-Бартоне (фото 12). Эта техника похожа на «мегалитическую кладку», в ко­торой большие обтесанные каменные блоки, превыша­ющие по высоте «стандартные» камни, устанавливают­ся поочередно узкими концами по разные стороны стены. Использование больших камней в углах зданий можно признать характерной особенностью англосак­сонской строительной техники, но у многих зданий мы не находим ничего подобного. Стены здания штукату­рили внутри и снаружи, а в более поздний период — об­лицовывали прямоугольными панелями, как, например,


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Рис. 6. Архитектурные детали англосаксонских церквей: а — окно с внутренним скосом; б — окно с внутренним и внешним скосом; в — двойной проем, разделенный колонной, поддерживаю­щей стену

в церквях Эрлз-Бартона (фото 12) и Бредфорда-на-Эй-воне (фото 15). В некоторых случаях поясок и другие подобные архитектурные детали украшались; порой в стену вставлялись резные панели — как самостоятель­ный элемент или как часть общего убранства. Самый интересный пример в этом смысле представляет собой церковь в Бридон-он-Хилл (Лестершир), где уцелели скульптуры, хотя само здание не сохранилось. Так же как для большинства средневековых зданий форма про­емов — арок, дверей, окна, — оформленных в виде ос­троверхих арок, весьма информативна с точки зрения датировки. Кроме нескольких дверей и окон (фото 12), иероятно, позднего периода, все англосаксонские про­емы имеют округлую форму. Верх арки был либо высе­чен из цельного камня, либо состоял из сводчатых кам­ней, без четко выраженного замкового камня (фото 13). Окна (рис. 6) обычно имели внутренний скос; а в более поздние времена — и внутренний и внешний, причем в


ЛЭВИЛ М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

некоторых местах (скажем, в Бредфорде-на-Эйвоне, фото 15) окна с внутренним скосом были переделаны на более современный манер. В конце англосаксонской эпохи арки колоколен (рис. 6, в) часто представляли из себя двойной проем, разделенный колонной, поддержи­вающей стену. Окна иногда застеклялись. Говорится, в частности, что в VII столетии Бенедикт Бископ выпи­сывал из Галлии стекольщиков; следы их работы были обнаружены в ходе раскопок монастырей в Монкверму-те и Ярроу. Стекла делались различных оттенков от тем­но-красного до белого и помещались в свинцовые же­лобки, чтобы создать впечатление мозаики.

Большие арки были обычно узкими и непритязатель­ными, но иногда их украшали лепниной. Во многих слу­чаях края арки были облицованы большими камнями, уходившими в толщу стен, которые укладывались попере­менно то вертикально, то горизонтально, что видно на фотографии апсиды церкви в Эскомбе (Дарем) (фото 13), которая дала название самой технике — «эскомбская* (тот же прием использовался и в оформлении меньших про­емов). Как и случае окон, сводчатые камни укладывались беспорядочно без замкового камня. Пяты арок обычно были квадратными, но иногда представляли собой высту­пающие плиты, порой со скругленными углами (как в Эскомбе, фото 13).

Одной из выразительных деталей в англосаксонской архитектуре являлась балюстрада. В ранний период, ска­жем в соборе VII столетия в Монквермуте, колонны име­ют цилиндрическую форму; в более поздние времена, как, например, в колокольне в Эрлз-Бартоне (фото 12), они за­метно расширяются в центре.

В приведенном здесь описании англосаксонской цер­ковной архитектуры опущены многие подробности. Но особенности, перечисленные выше, могут быть исполь­зованы для построения примерной временной шкалы и датировки сохранившихся каменных строений англосак-


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

сонского периода, будь то большие соборы, подобные церкви Иисуса Христа в Кентербери, или соборы Вин­честера (где ведутся сейчас раскопки), полувоенные по­стройки, как в Эрлз-Бартоне, небольшие церквушки, как в Эскомбе, и маленькие кельи, от которых остались лишь случайные обломки и следы.

Бенедикт Бископ приглашал не только стекольщиков, но и каменщиков. Язычники-англосаксы строили дере-нянные здания и считали каменные постройки римлян «великанов работой». Интересно то, что христианская церковь, детище средиземноморской цивилизации, вер­нула в Англию искусство каменной кладки и вместе с ними искусство резьбы по камню. В Англии и на юге Шотландии сохранилось примерно 2500 образцов англо­саксонской каменной скульптуры, и, хотя многие из них являют собой элементы архитектурного декора, основную массу составляют кресты и надгробные плиты. Большие каменные кресты, иногда высотой до 5 метров, которые встречаются особенно часто на севере Англии, должно быть, обозначали места собраний или места для пропове­дей. Высказывалось предположение, что эти кресты воз­двигали в случаях, когда местное сообщество не могло построить церковь и что возле них совершались христи­анские обряды и служили мессу. Хотя в пользу этой гипо­тезы говорят многие факты, нельзя не упомянуть о том, что среди этих крестов попадаются настолько богато ук­рашенные, что на те же средства и за то же время, кото­рое требовалось для их возведения, можно было построить небольшую деревянную церковь. Из письменных памят­ников мы узнаем, что Виллибальд1, который позже стал

"Виллибальд — родился около 700 г. в Англии, в 720 г. вместе с отцом и братом покинул родину, предпринял продолжитель­ное путешествие в Палестину, в 729 г. возвратился в Италию и стал монахом в монастыре Монте-Кассино. Папа Григорий II убедил его и 739 г. последовать примеру брата и отправиться миссионерствовать. Виллибальд приехал в Германию, основывал монастыри и содейство­вал распространению христианства.


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

миссионером и епископом, в детстве тяжело заболел, «и его отнесли к Распятию Христа. В то время у саксов было в обычае воздвигать кресты для ежедневных молитв во владениях добрых и благородных людей, там, где не было церквей».

Сохранившиеся кресты почти все располагаются в церковных дворах, а те из них, которые ныне находятся на рыночных площадях, как крест в Сандбахе в Чеши­ре, были, скорее всего, перенесены туда во время Ре­формации. Даже после постройки церквей кресты ис­пользовались как место для проповедей. Святой Освальд Вустерский, например, в X столетии часто проповедо­вал около креста своим прихожанам, которых было слишком много, чтобы они все могли поместиться в его небольшой церкви. Кресты, подобные Бьюкастлскому в Камберленде или Рутвелскому в Дамфрисшире (фото 53), представляют большую группу, которую использо­вали, говоря словами сэра Томаса Кендрика, «в качестве рекламы библейской истории». Можно предположить, что подобные кресты устанавливали на месте старых деревянных крестов, воздвигнутых первыми миссионе­рами, в память об обращении, но доказать эту гипотезу очень сложно и, на мой взгляд, практически невозмож­но. Многие из этих крестов были разбиты в период Реформации. В соответствии с актом Собрания шотланд­ской церкви, например, датированным 1642 г., «идоло­поклоннические памятники в Рутвелле» должны быть уничтожены.

Каменные кресты и мемориальные камни существен­но различались по форме и размерам. Некоторые над­гробные камни, например как в Хартлпуле, фактически захоронены в могиле. Они имеют квадратную форму, и на них выгравирован крест и имя того, в честь кого этот камень положен. Другие, скажем надгробные плиты X столетия на северо-западе Англии, представляют собой «лежачий» камень, по форме напоминающий двускат-


ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ

ную крышу. Огромное большинство памятников имело форму крестов, высотой до трех метров, установленных и изголовье могилы. Обычай ставить могильные плиты заимствован у римлян, среди которых он имел широкое распространение, и у кельтов, которые воздвигали ме­мориальные камни на своих захоронениях в Западной Британии. Естественно, ничего подобного не существо-нало у далеких германских предков англосаксов.

В источниках много говорится о богатстве церкви в англосаксонский период. Между 970 г. и Нормандским завоеванием аббатству Эли было сделано огромное ко­личество подношений, в том числе — четыре серебря­ные фигуры святых дев, украшенные драгоценными камнями, золотое распятие, многочисленные серебря­ные и золотые кресты, и из них по крайней мере один с фигурой Христа, рака, украшенная золотом и самоцве­тами, с мошами святого Вендреда, исполненная из зо­лота и серебра, в натуральную величину статуя сидящей Левы Марии с младенцем, епископский крест, серебря­ная дароносица в форме башни, чаши, потиры, кадило и множество роскошных тканей. Многие из этих пред­метов исчезли, когда монахам Эли пришлось заплатить штраф Вильгельму Завоевателю. В 1074 г. фигуры четы­рех дев, фигуру Девы Марии и младенца, кресты, книж­ные оклады, чаши, потиры, кубки и блюда были принесены в жертву, чтобы получить требуемую сумму тысячу марок. Подобные вещи редко доживают до на­ших дней, но две находки позволяют оценить, какими сокровищами владела церковь. Первая — это рака свя­того Кутберта, а вторая — клад из Трухиддла.

17 мая 1827 г. группа священников и рабочих собра­лась в часовне Даремского собора, чтобы вскрыть пред­полагаемую могилу святого Кутберта, умершего в 687 г. п своей хижине отшельника на острове Фарне. Церковь Гюго святого была разграблена в период Реформации. Сохранился детальный отчет о вскрытии гроба и его