перезахоронения специальными уполномоченными Генриха VIII. К счастью, останки святого вместе с легким деревянным гробом, датированным VII столетием, а также частью других предметов сохранился до XIX столетия, когда снова произвели вскрытие могилы. Члены капитула нашли не только скелет святого Кутберта и останки других святых, но и некоторые вещи, помешенные в могилу или во время похорон Кутберта, или при одном из более поздних повторных вскрытий гроба и течение раннего Средневековья. Только пять предметов, датированных периодом жизни святого Кутберта, сохранились до наших дней. Это — наперсный крест святого, небольшой переносной алтарь, гребенка, Евангелие и сам гроб.
Длина наперсного золотого креста с гранатами, заполняющими ячейки геометрического орнамента из смыкающихся прямоугольников, 6 сантиметров. В центре его располагается круглый гранат, а к верхнему концу крепится петля для подвешивания.
Крест полый внутри. Цилиндрический каст в центре поддерживает круглый гранат, под который подложена белая раковина из тропических морей. Узор из гранатов в центре и на перекладинах креста обрамляет бордюр из брусочков и бусин и ряд ложных заклепок в виде маленьких золотых цилиндров, увенчанных золотой гранулой. Крест замечателен тем, что он выполнен в технике языческих англосаксонских ювелиров. Другие подобные кресты были найдены в Уилтоне и Иксворте (фото 41, 42); и небольшой золотой крестик с гранатом в центре является одним из элементов ожерелья из Дес-боро. Все вместе эти артефакты служат свидетельством того, что принятие христианства не вызвало сразу резкого изменения ювелирной техники, но об этом мы поговорим чуть позже.
Переносной алтарь святого Кутберта — самый ранний, но не единственный переносной алтарь англосак-
ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
еонского периода. Первоначально он представлял собой прямоугольный дубовый брусок размером 13,3 на 12 сан-(иметров с надписью «IN HONOREM S PETRU» («в честь святого Петра») и с вырезанными на нем пятью крестами: один в центре и по одному в каждом углу. ! 1ри жизни Кутберта или вскоре после его смерти алтарь |)ыл помещен в серебряный кожух, покрывавший его. На одной его стороне и сейчас можно различить фигуру сидящего святого Петра. Оборотная сторона украшена лиственным орнаментом и надписью, разобрать которую не удается.
Такие переносные алтари, которыми пользовались * иященники и епископы в своих миссионерских путешествиях, были, по-видимому, вполне обычной вещью.
< имеон Даремский упоминает о деревянном алтаре, найденном во время перезахоронения в середине XI века святого Акки, епископа Хексхемского, который умер и 740 г. Он состоял из двух кусков дерева, скрепленных серебряными гвоздями, и на нем имелась надпись во главу святой Троицы, святой Девы Марии и святой
< офии. В парижском музее Клюни имеется еще один .шглосаксонский алтарь из порфира, установленный на дубовом основании и скрепленный с ним позолоченными пластинами из серебра (фото 16). Длина его состав-ниет около 26 сантиметров, а по краю нанесена надпись чернью (чернь — черный сульфид серебра). Серебряная оправа порфира украшена рисунками: наверху — распятие, а слева и справа от него символы святого Луки и святого Иоанна; внизу изображение агнца Божьего, и по бокам — символы святого Марка и святого Матфея. На длинных сторонах — святой Иоанн и Дева Мария с двумя архангелами, Гавриилом и Рафаилом. (адняя часть алтаря была покрыта бархатом, который
удерживали небольшие серебряные пластины. Этот ал-i:iрь относится к концу X столетия. Большие алтари, которые с уверенностью можно было бы датировать