АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксон­ский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Саттон-Ху (фото 1 и 4), мастера достигали невиданных высот, не имеющих аналогов в Европе.

В конце нашего краткого очерка искусства англосак­сонского языческого периода мы должна рассмотреть вопрос о кельтском влиянии. Кельтские мотивы появ­ляются обычно в декоре довольно обширной группы предметов, классифицируемых как подвесные чаши (фото 43, 45). Все они, за исключением последних двух образцов, сделан;.: из бронзы и имеют диаметр от 20 до 45 сантиметров. Три колечка для подвешивания крепи­лись к чаше с помощью заклепок-крючков, которые являлись продолжением декоративных плашек с орна­ментом. В более поздних образцах плашки покрывали эмалью, и еще одна пластина крепилась узором на дне чаши. Эти пластины украшены спиральным, восходя­щим к бриттскому кельтскому орнаменту. Об этих под­весных чашах мы уже говорили, когда обсуждали захо­ронение в Саттон-Ху. Декор чаш, однако, отражает лишь один аспект вновь возникшего интереса к кельт­ским формам и темам. Кабан на шлеме из Бенти-Грейндж (фото 28, 29) является прямым потомком мно­жества кабанов, которых изображали в сходной манере кельты до римского периода. Кабаны также изображе­ны на мече, найденном в реке Ларк. В изображениях людей также прослеживаются любопытные кельтские аллюзии. Маски, вырезанные на точильных камнях из Саттон-Ху и Хуг-он-Хилл (фото 10), например, имеют безусловно кельтское происхождение и, возможно, про­никли в англосаксонское искусство через Шотландию или Ирландию. Вообще кельтские мотивы широко пред­ставлены в работах англосаксонских мастеров. В VII и VIII столетиях мы встречаем их в оформлении рукопи-


АЭ8ИЛ М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

си, также как в декоре изделий из кости и металла. Изящные спиральные орнаменты, выполненные с таким совершенством в Линдисфарнском Евангелии (фото 48), датируются приблизительно 700 г., являются развитием орнаментальных мотивов, присутствующих на пластине из Миддлтона (фото 43). Декор шкатулки из моржового клыка (рис. 7) из Гандерсхейма (теперь хранящейся в музее в Браунсвике) выполнен в англосаксонском «зве­рином стиле». Но на одной из стенок этой шкатулки помещена панель, покрытая спиральным орнаментом, — это одно из последних четких проявлений данного мо­тива в англосаксонском искусстве.