ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ VII—IX ВЕКОВ - раздел Государство, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Археологи Часто Забывают, Что Кенотаф В Саттон-Ху Был Возведен Через Тридцать...
Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после миссии Августина и что большинство драгоценностей, найденных в Саттон-Ху, и по крайней мере большая часть украшений в «стиле № 2» были сделаны после официального принятия христианства. Следует подчеркнуть, что мастера, изготовлявшие языческие украшения, не бросили своего ремесла с принятием христианства. Мы
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
|
Рис. 33. Звериный орнамент, изображенный на булавке из Уитхема, в увеличенном масштабе. Булавка изображена на фото 55
видели, как они применяли свои умения для сохранения христианских артефактов, таких, как наперсный крест святого Кутберта (фото 40) и другие подобные кресты. Умельцы сменили религию, но продолжали работать в традициях своих предков, совершенствуя свое мастерство и расширяя собственные возможности. Естественно, новое искусство оказывало на них влияние, но они придерживались знакомых форм. Последний пример использования гранатов в полихромной технике мы наблюдаем на застежке в виде трилистника, найденной в киркосвальдском кладе (фото 62). О живучести прежней гравировальной традиции свидетельствуют булавки из Уитхема (фото 55): на позолоченных бронзовых пластинах «звериные» фигуры умело вплетены в новый и более натуралистический вариант декора в «стиле № 2». Не стоит думать, что англосаксонские мастера этого периода использовали исключительно «звериные» мотивы. Орнамент-плетенку можно видеть на фибуле из
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
|
Рис. 34. Орнамент, изображенный на кольце из Послингфорда, Суффолк. Лондон, Британский музей
Киркосвальда, периодически появляются элементы лиственного орнамента. Иногда звериный и лиственный орнаменты сочетались, примером этого служит декор кольца, найденного несколько лет назад в Послингфор-де в Суффолке (рис. 34).
Гравировка по позолоченной бронзе в конце VIII столетия сменяется гравировкой по серебру, которую иногда дополняли чернью или золотой инкрустацией (фото 64). Фигуры зверей и другие элементы декора намечались неглубокой гравировкой и прорисовывались концом долота. Рисунки, конечно, наносились на металл заранее, и следы этих наметок можно иногда заметить. Порой мастер пробовал свой узор на костяных пластинках. Один из таких пробных образцов для гравировки по серебру был найден в XIX столетии в Йорке (фото 67). Один из лучших образчиков этой техники — оправа рога из клада в Трухид-дле (Корнуолл) (фото 63), по которому получил название данный стиль (рис. 35).
Мастерство англосаксонских ювелиров славилось по всей Европе. В Риме англосаксонский умелец из саксонской школы делал сосуды для алтаря святого Петра. Когда герцог Тассило в Австрии основал монастырь Кремсмюнстер в 777 г., он подарил аббатству потир (фото 61), носящий его имя и, несомненно, сделанный мастером, обучавшимся в Англии или в англо-каролингской школе. На поверхности этой позолоченной чаши выгравированы звериный и лиственный орнаменты английского происхождения, а также изображения Христа и апостолов (что является, несомненно, следствием средиземноморского влияния). Звериный орнамент не
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
|
Рис. 35. Звериный орнамент с встаиок для питьевого рога.Трухиддл, Корнуолл. См. фото 63
имеет прямых английских аналогов, но столь близок по стилю к английским, что его можно рассматривать как образчик англо-континентального стиля (рис. 36). Английское влияние также прослеживается в работах ирландских и шотландских мастеров. Звериный орнамент на Келлском посохе, например, очень похож на декор трухиддлских накладок, а некоторые звериные орнаменты, украшающие находки из клада Сент-Ниншан на Шетлендских островах, напоминают ранний англосаксонский звериный орнамент, лучше всего представлен-
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
|
Рис. 36. Германский, ирландский и английский орнаменты:
а — изображенный на чаше Тассило; б — Келлском посохе;
в — вставках, обрамлявших рог из Трухиддла
ный в Линдисфарнском Евангелии. Этот стиль затем стал главенствующим в европейском искусстве. Блестящим образчиком его является фибула Фуллера (фото 65), которая достойна занять свое место среди шедевров мирового искусства. VIII и IX вв. были периодом величайшего расцвета ювелирного дела в англосаксонской Англии: свидетельством тому служит «яблоко» меча из Феттер-Лейн в лондонском Сити (фото 24), на котором чернью и позолотой нанесены звериный и лиственный орнаменты, или украшение, возможно, сделанное по указанию короля Альфреда Великого — Драгоценность Альфреда (фото 57, 58), — одно из главных сокровищ Оксфордского университета.
Драгоценность Альфреда, теперь хранящаяся в музее Ашмола, была найдена в 1693 г. в Ньютон-парке, неподалеку от острова Этелни в Сомерсете. Кусок обработанного хрусталя, оправленного в золото, прикрывает выполненное эмалью поясное изображение человека, держащего два скипетра. Оправа камня заканчивается раструбом, выполненным в форме звериной головы; на самом камне имеется надпись золотыми буквами на древнеанглийском языке: «Aelfred mec heht gewyrcan» (Альфред повелел меня сделать). На обратной стороне золотой подложки выгравирован лиственный орнамент, сочетающий в себе англосаксонский и каролингский стили. Раструб, заканчивающийся звериной головой, украшенный филигранью и золотыми гранулами, должно быть, первоначально крепился к деревянной или
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
костяной рукояти или древку. Назначение этой вещи не известно. Единственным ее аналогом является украшение из Минстер-Ловелл (фото 59), которое также хранится в музее Ашмола в Оксфорде. Эти предметы представляют собой два редких образца позднесаксон-ской перегородчатой эмали. Третий пример — круглая брошь из Доугейт-Хилл (фото 60), на которой изображена фигура с нимбом или с короной на голове, по стилю очень напоминающая изображение на Драгоценности Альфреда.
Все темы данного раздела:
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio
Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат
Вильсон Дэвид М.
В46Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивилизаций).
ISBN 5-9524-1276-9
Изучение англосаксонской археологии
II кожи* XIX н. археология, возникшая в недрах ан-шыифпых ичмсканий начала викторианской эпохи, в in * "
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королевский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с королем Эдвином, чтобы проповедовать христианство народу Берниции.
Раскопк
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
поколения в поколение, как меч, упомянутый в 1014 г. в завещании принца Этельстана: «Моему брату Эдмунду я дарю меч, который принадлежал королю Оффе». Можно привести свидетельство Летбрижда о погр
Лэвил м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
сонские монеты — в польских кладах; норвежские точильные камни обнаружены в Лондоне, а фрагменты германских каменных ступок — в Тетфорде. Эти вещественные останки сообщают нам столько же об англо
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Для многих англосаксонская эпоха является белым пятном, и самое большое, что люди обычно знают, — это имена полулегендарных персонажей — Хорсы и Хенгеста, Артура, Альфреда и Оффы.
Чтобы по
ЯЗЫЧЕСКИЙ АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЕРИОД
В британской истории нет более мрачного периода, чем V столетие. Римская империя, потеряв Британию, завещала ей римские традиции. Романизированное ме-
1 Августин, апостол Англии
АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
глашенные» являлись не кем иным, как laeti, наемниками, доставленными в Англию в конце римского владычества, чтобы защитить страну от нападений из Ирландии, Шотландии и континента. Остатки
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 2. Королевства и племена англосаксонской Англии.
Вставка: континента
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ
Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии возникло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели дружественн
СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА
В последние годы VIII столетия набеги викингов стали опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хроники* под 1793 г., — страшные знамения были в
Археология языческого англосаксонского периода
Даже сегодня, несмотря на многочисленные раскопки поселений, археология языческого англосаксонского периода лучше всего представлена находками, обнару-
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫ
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
как указал Хантер Блэр, попала под англосаксонское иладычество в результате мятежа англосаксонских наем-пиков, нанятых бриттами, и в меньшей степени за счет прямой колонизации. Но в целом археологи
САТТОН-ХУ
Размер книги не позволяет описать тысячи англосаксонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого вн
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
няная посуда (которая по форме напоминает кентскую, сделанную на гончарном круге), дротики и ангоны1, боевые топоры с железной рукояткой и множество железных предметов, непонятно для че
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 4.
Штандарт из
Саттон-Ху
денные в захоро
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Паулин проповедовал с помоста, расположенного в вершине клина.
Мы должны дождаться окончательного отчета о раскопках доктора Хоуп-Тейлора, но уже обнаружены останки, которые можно приня
АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
перезахоронения специальными уполномоченными Генриха VIII. К счастью, останки святого вместе с легким деревянным гробом, датированным VII столетием, а также частью других предметов сохранился до
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
периодом до Нормандского завоевания, в Англии до наших дней не сохранились, но имеются их описания; скажем, описание алтаря в Рипоне, обитого пурпуром с золотой вышивкой.
Кроме того, в мог
ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангелиста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя ре
Повседневная жизнь людей
Сельские поселения и сельское хозяйство
Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле —
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Поселенцам пришлось создавать в стране новую экономическую систему, привычную для них. Проделав это, они во многом сформировали облик и структуру современной английской сельской местности.
О ^^^оС^^^^У
Мегры
дэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
историю и был распространен и на континенте еще с V столетия. Похожие здания найдены в Букдене, Хант-се, Чеддере (рис. 8, а 9, б) и
ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ
Раскопки в городах — трудное и дорогостоящее дело, и возможность исследовать в достаточно большом масштабе городские постройки определенного периода выпа-
лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОС
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
обычной разновидностью жилища германских наемников в ранней англосаксонской Англии и что они усвоили такой метод строительства в Нидерландах, Фрисландии и Германии. Подобные лачуги найдены по край
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
рейского торговца: «Этот торговец говорил на арабском, персидском, латыни, французском, испанском и славянском.
Он путешествовал из западных стран в восточные, по суше и по морю. С запада
Транспорт
Среди наследия, оставленного римлянами, едва ли не самую большую ценность представляла система дорог, построенных для того, чтобы римские армии могли быстро продвигаться по стране. Этими качествен
ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Ни одного фрагмента англосаксонского повседневного одеяния размером больше квадратного дюйма не сохранилось. Поэтому нам приходится судить о том, во что одевались англосаксы, по континентальным а
ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА
Глиняная посуда в Англии, как и в других местах, сохранилась в большом количестве. В языческий период на смену римской посуде, изготовлявшейся с помощью гончарного круга, приходят грубые поделки,
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
наконечники. Наконечники обычно делались в форме листа и имели паз для соединения с древком (рис. 27). В сечении они представляли собой ромб.
Наконечники отличались по своим размерам: они
ЯЗЫЧЕСКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ
Англосаксонские мастера медленно уходили от традиций своих римских предшественников, и только к V веку англосаксонское искусство возникло как самостоятельное явление, имеющее, очевидно, германски
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рот часто открыт, а губы вывернуты наружу. Рисунок выполнялся в технике неглубокой чеканки на плоской поверхности, а полихромный эффект часто достигался за счет позолоты, если основой служил
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксонский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Са
РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ
В конце IX столетия в ювелирном искусстве появляются новые мотивы, но мы должны прерваться и обсудить другие виды искусства, существовавшие в христианскую эпоху у англосаксов. Церковь научила языч
СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ
Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.:
Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
в творениях средиземноморских мастеров. Тем не менее все прочие образчики нортумбрийской скульптуры уступают Рутвелскому кресту в реализме рисунка и тонкости исполнения. На Бьюкастлском кресте, н
ВОЗРОЖДЕНИЕ X СТОЛЕТИЯ
За войнами Альфреда с викингами последовал период политической консолидации, в результате чего был проведен ряд успешных военных кампаний против викингов; а вступление на трон Эдгара в 959 г. и м
РУКОПИСИ ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭДГАРА ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
В середине X столетия, однако, мы наблюдаем расцвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с
СКУЛЬПТУРА ОТ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
Скульптуру этого периода можно разделить на две группы: первая создавалась в рамках винчестерских традиций; вторая появилась в Нортумбрии, и для нее характерно сочетание древнего орнамента из спл
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ.
Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а именно ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху англосаксонские мастера любили работать с этим материалом. К сожалению, самые прекрасные образцы анг
Подписи К ФОТОГРАФИЯМ
клинчатыми камнями, а также закругленные окна и прямоугольная дверь. Конец VII столетия. Ширина нефа приблизительно 4,4 м.
14. Апсида церкви Всех Святых в Уингс (Бакингемшир) X ст
Дэвнл м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
21. Группа круглых фибул. Слева направо: Кассипгтон, Оксфордшир; Ветлп, Оксфордшир; Брайтхемтоп, Оксфорд шир; Феирфорд, Глостершир; Брайтхемтон; Феирфорд. Диа метр самой большо
Новости и инфо для студентов