рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ

РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ - раздел Государство, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным В Конце Ix Столетия В Ювелирном Искусстве Появляют­ся Новые Мотивы, Но Мы Дол...

В конце IX столетия в ювелирном искусстве появляют­ся новые мотивы, но мы должны прерваться и обсудить другие виды искусства, существовавшие в христианскую эпоху у англосаксов. Церковь научила язычников, насе­лявших Англию, переписывать и иллюстрировать книги. У художников, украшавших рукописи, было три образца. У своих средиземноморских собратьев они позаимствова­ли идею относительно натуралистического изображения человеческой фигуры и некоторые другие приемы, как, например, использование аркад в качестве декоративно­го элемента для канонических таблиц (перечень парал­лельных мест в разных Евангелиях).

От ирландцев они, вероятно, позаимствовали идею буквиц, например, таких, как в 18-м стихе главы I Еван­гелия от Матфея, Christi autem generatio sic erat. Из искон­ного англосаксонского искусства пришло использование ленточного и звериного орнаментов, а также обычай по­крывать целые страницы орнаментом, в результате чего получалисьтак называемые «ковровые страницы». Суще­ствует много нюансов внутри этой простой схемы, и по мере того, как древний варварский англосаксонский дух брал верх, средиземноморское влияние становилось все

ft Дэнид М. Вильсон «Англосаксы* Ь


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

менее заметным в работе писцов, и три перечисленных выше составляющих слились в итоге и характерный анг­лосаксонский иллюстраторский стиль.

Самой ранней рукописью англосаксонского происхож­дения является Евангелие из Дарроу (фото 46), которое, хотя и считалось когда-то произведением ирландских ма­стеров, в настоящее время признано образцом работы нортумбрийцев. Рукопись датируется второй половиной VII столетия и, вероятно, была создана около 675 г. В де­коративном оформлении этой книги использованы ост­ровной вариант «ленточного орнамента» и кельтский спиральный орнамент, аналогичный тому, который при­сутствует в декоре подвесных чаш. Изображение еванге­листов, которые предваряют каждое Евангелие, весьма далеки от натурализма и средиземноморских прототипов, но тем не менее узнаваемы. Стилистическое сходство Евангелия из Дарроу с эмалевыми плашками подвесных чаш становится явственным, если посмотреть на цветовое решение. Красный и желтый цвета, доминирующие в оформлении книги, характерны также для эмали того вре­мени. Орнаменты Евангелия из Дарроу восходят к языче­ским англосаксонским образцам. «Ковровые страницы» Евангелия из Дарроу можно сравнить с декором некото­рых находок из Саттон-Ху, то же самое справедливо и для звериного орнамента. Один из новых декоративных эле­ментов, простая плетенка, впервые появившаяся в Еван­гелии из Дарроу, часто встречается в декоре предметов позднего англосаксонского периода.

Вскоре после Евангелия из Дарроу в Нортумбрии были созданы еще несколько рукописей (фото 47—50), из кото­рых для нас наибольший интерес представляют три: Ко­декс Амиатинус, Линдисфарнское Евангелие и Эктернак-ское Евангелие. Все они датируются рубежом VI—VII вв. Две из этих рукописей — Линдисфарнское Евангелие и Эктернакское Евангелие — являются продолжением тра­диции, начатой Евангелием из Дарроу, однако в них она


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

доведена до невиданного прежде совершенства. Третья книга (фото 47), известная как Кодекс Амиатинус (теперь хранящаяся в Библиотеке Святого Лаврентия во Флорен­ции), была одной из трех копий Евангелия («trespandectes novae translationis», как назвал их Беда), написанных по повелению первого настоятеля монастыря в Ярроу (Кеол-фрита, умершего в 716 г.). Одна копия предназначалась для монастыря Монквермута, одна — для монастыря Яр­роу и одна — для римского папы. Кеолфрит отправился в Рим, чтобы лично ее передать, но по пути умер в Лангре во Франции, и книгу доставили его спутники. Она была, очевидно, создана по образцу книг, привезенных из Ита­лии Бенедиктом Бископом, и все ее оформление выпол­нено в итальянском стиле. Влияние местной нортумбрий-ской традиции практически не заметно, что кажется довольно удивительным, если учесть, что почти в то же время, когда составлялся Кодекс Амиатинус, всего в не­скольких милях от Ярроу на небольшом острове непода­леку от побережья Нортамберленда, было создано Лин-дисфарнское Евангелие (фото 48, 49), написанное и оформленное в характерном англосаксонском стиле. Его создателем был Эадфрит, епископ Линдисфарне в 698— 721 гг. Недавние исследования говорят о том, что оно было написано около 698 г., с разбросом в год-два. Эта книга, которая является одним из самых прекрасных про­изведений искусства, когда-либо созданных в Англии, объединила на своих богато украшенных страницах тра­диции трех миров: Средиземноморья, кельтского севера и англосаксонской Англии. Четыре портрета евангелистов, например, восходят к итальянским прототипам, немного обрезанных художником ради экономии места. Буйство сплетающихся звериных форм на ковровых страницах вместе с ювелирной точностью прорисовки являются чи­сто англосаксонскими особенностями. Звери отчасти на­поминают изображения на булавках из Уитхема (фото 35). Третья из этой группы рукописей — Эхтернахское Еван-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

гелие — стилистически родственна Линдисфарнскому Евангелию, хотя и не столь совершенна. Она была созда­на, вероятно, в Нортумбрии, вероятно (согласно профес­сору Брауну), в том же скриптории, что и Линдисфарн-ское Евангелие, и вскоре была передана вновь основан­ному монастырю Эхтернах в Германии, где послужила образцом для нового стиля книжной иллюминации, пра­родиной которого, таким образом, можно считать Нор-тумбрию.

Эти знаменитые, великолепно украшенные рукописи конца VII начала VIII столетия затмевают своей красотой более скромные манускрипты, рукописи, созданные меж­ду 725-м и 850 гг. Некоторые рукописи, такие, как Еван­гелие Святого Чада (фото 51), хранящееся в Библиотеке Личфилдского собора, выполнены в традиции Евангелий из Дарроу и Эхтернаха, а оформление большей части ру­кописей середины VIII — середины IX столетий из Кен­тербери, сохраняя многие из черт, характерных для Линдисфарнского Евангелия, постепенно вбирает в себя также элементы и континентального декора, и орнамен­тов каролингского возрождения. Самые роскошные из этих рукописей — Кодекс Оуреус, хранящийся в Королев­ской библиотеке в Стокгольме, и Евангелие (фото 52) из Британского музея. Внешний вид рукописей несколько испорчен тем, что по крайней мере в книге из Британ­ского музея серебряные буквы окислились и потускнели. Портреты евангелистов и рамки вокруг них в этом Еван­гелии можно сравнить с аналогичными рисунками в каро­лингских рукописях, в то время как принцип оформления канонических таблиц сближает его с Линдисфарнским Евангелием.

Однако в одной из более ранних рукописей этой шко­лы, Кентерберийской псалтыри, находящейся в Британ­ском музее, рамка, обрамляющая изображение Давида,


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

выполнена в кельтском стиле. Арка, под которой он си­дит в окружении музыкантов, состоит из спиралей, похо­жих на те, которые встречаются на подвесных чашах, в то время как колонны, которые поддерживают арку, покры­ты орнаментом-плетенкой, напоминающем орнамент в Линдисфарнском Евангелии. Точно так же в Псалтыри и стокгольмском Кодексе Ауреус содержится много буквиц. В первой из рукописей в оформлении буквиц использова­ны изображения библейских сцен; впервые такая практи­ка возникает в этой книге, но впоследствии она становит­ся обычной для средневековых английских рукописей. Интересно отметить, что в самой богатой и самой поздней из названных рукописей, Евангелии из Британского му­зея, буквиц нет. Даже в оформлении этих книг можно за­метить влияние ювелирного искусства. Небольшие фигур­ки зверей помещены на черном фоне, что напоминает нам применение серебра и черни в трухиддлском стиле. Кен-терберийский скрипторий стал центром английской книжной иллюминации, после того как нортумбрийские монастыри пришли в упадок из-за постоянных смут на севере. Но и его в период викингских нашествий постиг­ла та же судьба. Сетования короля Альфреда по поводу упадка учености и просвещения в Англии, которыми он предварил свой перевод «Обязанностей пастыря» Григо­рия Великого, были вполне оправданны, и это подтверж­дается тем фактом, что у нас нет рукописей, написанных в Англии в конце IX столетия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Введение Изучение англосаксонской археологии Рис Вагоны Монтелиуса а английский в... И... ЛЭВИД М ВИЛЬСОН АНГЛОСАКСЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

Вильсон Дэвид М.
В46Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивили­заций). ISBN 5-9524-1276-9

Изучение англосаксонской археологии
II кожи* XIX н. археология, возникшая в недрах ан-шыифпых ичмсканий начала викторианской эпохи, в in * "

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королев­ский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с ко­ролем Эдвином, чтобы проповедовать христианство на­роду Берниции. Раскопк

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
поколения в поколение, как меч, упомянутый в 1014 г. в завещании принца Этельстана: «Моему брату Эдмун­ду я дарю меч, который принадлежал королю Оффе». Можно привести свидетельство Летбрижда о погр

Лэвил м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
сонские монеты — в польских кладах; норвежские то­чильные камни обнаружены в Лондоне, а фрагменты германских каменных ступок — в Тетфорде. Эти веще­ственные останки сообщают нам столько же об англо

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Для многих англосаксонская эпоха является белым пятном, и самое большое, что люди обычно знают, — это имена полулегендарных персонажей — Хорсы и Хенгеста, Артура, Альфреда и Оффы. Чтобы по

ЯЗЫЧЕСКИЙ АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЕРИОД
В британской истории нет более мрачного периода, чем V столетие. Римская империя, потеряв Британию, завещала ей римские традиции. Романизированное ме- 1 Августин, апостол Англии

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
глашенные» являлись не кем иным, как laeti, наемни­ками, доставленными в Англию в конце римского вла­дычества, чтобы защитить страну от нападений из Ирландии, Шотландии и континента. Остатки

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 2. Королевства и племена англосаксонской Англии. Вставка: континента

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ
Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии воз­никло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели друже­ственн

СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА
В последние годы VIII столетия набеги викингов ста­ли опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хрони­ки* под 1793 г., — страшные знамения были в

Археология языческого англосаксонского периода
Даже сегодня, несмотря на многочисленные раскоп­ки поселений, археология языческого англосаксонского периода лучше всего представлена находками, обнару- ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
как указал Хантер Блэр, попала под англосаксонское иладычество в результате мятежа англосаксонских наем-пиков, нанятых бриттами, и в меньшей степени за счет прямой колонизации. Но в целом археологи

САТТОН-ХУ
Размер книги не позволяет описать тысячи англосак­сонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого вн

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
няная посуда (которая по форме напоминает кентскую, сделанную на гончарном круге), дротики и ангоны1, боевые топоры с железной рукояткой и множество же­лезных предметов, непонятно для че

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 4. Штандарт из Саттон-Ху денные в захоро

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Паулин проповедовал с помоста, расположенного в вер­шине клина. Мы должны дождаться окончательного отчета о рас­копках доктора Хоуп-Тейлора, но уже обнаружены ос­танки, которые можно приня

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
перезахоронения специальными уполномоченными Ген­риха VIII. К счастью, останки святого вместе с легким деревянным гробом, датированным VII столетием, а так­же частью других предметов сохранился до

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
периодом до Нормандского завоевания, в Англии до наших дней не сохранились, но имеются их описания; скажем, описание алтаря в Рипоне, обитого пурпуром с золотой вышивкой. Кроме того, в мог

ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангели­ста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя ре

Повседневная жизнь людей
Сельские поселения и сельское хозяйство Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле —

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Поселенцам пришлось создавать в стране новую эко­номическую систему, привычную для них. Проделав это, они во многом сформировали облик и структуру совре­менной английской сельской местности.

О ^^^оС^^^^У
Мегры дэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ историю и был распространен и на континенте еще с V столетия. Похожие здания найдены в Букдене, Хант-се, Чеддере (рис. 8, а 9, б) и

ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ
Раскопки в городах — трудное и дорогостоящее дело, и возможность исследовать в достаточно большом масш­табе городские постройки определенного периода выпа- лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОС

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
обычной разновидностью жилища германских наемников в ранней англосаксонской Англии и что они усвоили та­кой метод строительства в Нидерландах, Фрисландии и Германии. Подобные лачуги найдены по край

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
рейского торговца: «Этот торговец говорил на арабском, персидском, латыни, французском, испанском и славян­ском. Он путешествовал из западных стран в восточные, по суше и по морю. С запада

Транспорт
Среди наследия, оставленного римлянами, едва ли не самую большую ценность представляла система дорог, построенных для того, чтобы римские армии могли бы­стро продвигаться по стране. Этими качествен

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Ни одного фрагмента англосаксонского повседневно­го одеяния размером больше квадратного дюйма не со­хранилось. Поэтому нам приходится судить о том, во что одевались англосаксы, по континентальным а

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА
Глиняная посуда в Англии, как и в других местах, сохранилась в большом количестве. В языческий пери­од на смену римской посуде, изготовлявшейся с помо­щью гончарного круга, приходят грубые поделки,

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
наконечники. Наконечники обычно делались в форме листа и имели паз для соединения с древком (рис. 27). В сечении они представляли собой ромб. Наконечники отличались по своим размерам: они

ЯЗЫЧЕСКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ
Англосаксонские мастера медленно уходили от тра­диций своих римских предшественников, и только к V веку англосаксонское искусство возникло как само­стоятельное явление, имеющее, очевидно, германски

ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рот часто открыт, а губы вывернуты наружу. Рисунок выполнялся в технике неглубокой чеканки на плоской поверхности, а полихромный эффект часто достигался за счет позолоты, если основой служил

АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксон­ский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Са

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ VII—IX ВЕКОВ
Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после мис­сии Августина и что большинство драгоценностей, най­денных в Саттон-Ху, и по крайней мере больш

СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ
Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.:

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
в творениях средиземноморских мастеров. Тем не менее все прочие образчики нортумбрийской скульптуры ус­тупают Рутвелскому кресту в реализме рисунка и тон­кости исполнения. На Бьюкастлском кресте, н

ВОЗРОЖДЕНИЕ X СТОЛЕТИЯ
За войнами Альфреда с викингами последовал пери­од политической консолидации, в результате чего был проведен ряд успешных военных кампаний против ви­кингов; а вступление на трон Эдгара в 959 г. и м

РУКОПИСИ ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭДГАРА ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
В середине X столетия, однако, мы наблюдаем рас­цвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с

СКУЛЬПТУРА ОТ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
Скульптуру этого периода можно разделить на две группы: первая создавалась в рамках винчестерских тра­диций; вторая появилась в Нортумбрии, и для нее ха­рактерно сочетание древнего орнамента из спл

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ.
Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а имен­но ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху ан­глосаксонские мастера любили работать с этим мате­риалом. К сожалению, самые прекрасные образцы анг

Подписи К ФОТОГРАФИЯМ
клинчатыми камнями, а также закругленные окна и прямо­угольная дверь. Конец VII столетия. Ширина нефа прибли­зительно 4,4 м. 14. Апсида церкви Всех Святых в Уингс (Бакингемшир) X ст

Дэвнл м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
21. Группа круглых фибул. Слева направо: Кассипгтон, Оксфордшир; Ветлп, Оксфордшир; Брайтхемтоп, Оксфорд­ шир; Феирфорд, Глостершир; Брайтхемтон; Феирфорд. Диа­ метр самой большо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги