СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ

Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.: «Ни одна достопримечательность, доставшаяся там от про-


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

шлого, не требует в такой мере систематического изу­чения, как английские кресты... принципиальные воп­росы хронологии и смены стилей едва ли могут быть решены, прежде чем будет собран весь необходимый материал». В 1970 г. это замечание все еще не потеряло своей актуальности. Обзор, задуманный Кендриком, не был закончен, и, хотя работа продолжается, едва ли можно ожидать в течение ближайших лет публикации какого-либо обобщающего труда. Любые суждения ка­сательно хронологии выносятся только на основе сти­листических особенностей, что чревато серьезными опасностями. Здесь я приведу лишь краткий очерк это­го весьма запутанного материала.

Происхождение англосаксонской скульптуры не впол­не ясно. Мемориальные камни VI — начала VII сто­летия в Западной и Северной Британии, судя по все­му, не оказали заметного влияния на англосаксонскую скульптурную традицию, и разумно предположить, что скульптура пришла в Англию вместе с христианством из Средиземноморья, первоначально в качестве элемен­та архитектурного декора. Лишь позже (к концу VII сто­летия) появляются самостоятельные скульптурные про­изведения: памятные кресты или кресты для поклонения, Такие памятники, кажется, были англосаксонским нов­шеством, поскольку ни в Европе, ни на Британских островах не найдены каменные кресты более раннего времени. Хотя скульптура продолжала использоваться и в качестве декора зданий, именно кресты являются наиболее замечательными образчиками этого вида ис­кусства в англосаксонской Англии.

В VII—VIII вв. искусство резьбы по камню достигло своего расцвета в Нортумбрии. Как и в случае книжной иллюминации, к концу VIII столетия центром каменной скульптуры становятся Мерсия и Южная Англия, так что, когда в начале X столетия на севере снова начали возрождать резьбу по камню, первые изделия были


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

очень грубыми и тяжеловесными. Образцов англосак­сонской скульптуры настолько много, что мне не хва­тило бы и всей книги, чтобы описать их. Поэтому я намерен описать только самые выдающиеся из них, по возможности вписав их в более широкий контекст.

Одним из самых выразительных произведений нор-тумбрийской скульптуры является 5,5-метровый Рутвел-ский крест из Дамфрисшира (фото 53), о котором мы уже упоминали ранее. Хронологически его, вероятно, можно сопоставить с Линдисфарнским и Эхтернахским Евангелиями. На четырех перекладинах креста первона­чально находились портреты четырех евангелистов, но только две перекладины сохранились. Ниже перекрес­тья на широком основании креста изображены много­численные персонажи и сцены из христианской исто­рии: Иоанн Креститель, Господь во Славе, Павел и Антоний в пустыне, бегство в Египет, Мария Магдали­на, омывающая ноги Христа, Благовещение и Распятие Христа. На боковых поверхностях основания изображен орнамент из виноградных лоз, украшенный фигурками птиц и животных. Сцены и орнамент обрамляет простой бордюр: бордюр на боковых сторонах представляет со­бой записанный рунами текст одной из самых прекрас­ных англосаксонских поэм «Видение Креста». На бор­дюре, обрамляющем изображения, помещены латинские надписи, поясняющие содержание изображенных сцен. Резные фигурки на этом кресте были выполнены очень искусным мастером, линии резьбы глубоки и плавны, сами изображения более натуралистичны, чем это было свойственно англосаксонскому искусству того периода. Но тот факт, что здесь трудился англосаксонский скуль­птор, не вызывает сомнений. Фигуры чересчур статич­ны для работы средиземноморского скульптора. Кенд-рик указал, что в сцене с участием Марии Магдалины женщина изображена грубо и линиям ее одеяния недо­стает той плавности, которая, безусловно, присутствует