ВОЗРОЖДЕНИЕ X СТОЛЕТИЯ

За войнами Альфреда с викингами последовал пери­од политической консолидации, в результате чего был проведен ряд успешных военных кампаний против ви­кингов; а вступление на трон Эдгара в 959 г. и монас­тырская реформа Освальда, Дунстана и Этевольда оз­наменовали новую полосу процветания для Англии и, соответственно, для ее искусства. Конец IX — начало X столетия можно было бы считать бесплодными для декоративно-прикладного искусства англосаксов, если бы не два предмета: епитрахиль и манипула (фото 68), найденные в гробе святого Кутберта.

Нам очень мало известно об английской вышивке ан­глосаксонского периода, но, судя по указаниям письмен­ных источников, она славилась по всей Европе. Известно, что, когда Вильгельм, герцог Нормандии, вернулся домой после своего визита в Англию в середине XI столетия, его приближенные были поражены тем, какие красивые одежды он там приобрел. Надписи на епитрахили и орарь святого Кутберта говорят о том, что эти прекрасные вещи были изготовлены, вероятно, в Винчестере, между 909-м и 916 гг. Сами изображения мы уже описали выше. Чуть удлиненные фигуры выполнены с удивительным изяще­ством, они одеты в длинные свободные одеяния, их позы естественны, а лица реалистичны и не стереотипны. Их разделяет лиственный орнамент. Вышивка выполнена го­лубыми, зелеными и розовыми нитями на золотом фоне. Единственный сохранившийся образец английской вышивки данного периода, помимо этих одеяний, хранит­ся в Милане, хотя отдельные фрагменты начала IX столе­тия были обнаружены в Норвегии и Бельгии.

Судя по виду епитрахили и ораря, на юге Англии по крайней мере, образованные люди часто заимствовали новые веяния на континенте. Декор епитрахили и ора­ря святого Кутберга выдержан полностью в каролинг-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

ском стиле, истоки которого лежат в Византии: н нем мы не находим ничего от местной англосаксонской тра­диции. Подавляющее большинство произведений свиде­тельствуют о бедственном состоянии английского искус­ства вплоть до середины X столетия; исключение составляют эти две вышивки, каролингские по духу. Ювелиры и скульпторы пытались подняться до уровня своих предшественников в условиях сильного сканди­навского влияния. В книжной иллюминации мастера пытались сохранить английский стиль IX столетия, но одновременно с этим следовали континентальным об­разцам. Сочетание каролингских аканфовых листьев и буквиц, принадлежащих англосаксонской традиции в псалтыри Юниуса (Бодланская библиотека, Оксфорд, и рукописи жития святого Кутберта из Дарема (Корпус-Кристи-колледж, Кембридж) производит впечатление, но далеко от совершенства.