и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королевский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с королем Эдвином, чтобы проповедовать христианство народу Берниции.
Раскопки в Иверинге описаны в деталях в следующей главе, здесь же следует рассказать, каким образом при исследовании этого участка археологи помогли историкам и, наоборот, историки помогли археологам. Археологи предоставили историкам, среди других фактов, некоторые сведения о внешнем виде англосаксонского королевского города и его планировке, они выяснили, как выглядело место собраний, и назвали приблизительную дату, когда город был оставлен. Историки указали археологам предположительное местонахождение города, выдвинули гипотезы о назначении разных зданий и уточнили даты.
Сотрудничество не всегда бывает столь удачным, но ученые разных специальностей должны научиться советоваться друг с другом и со своими коллегами, изучающими топонимику, географию, ботанику. В своей книге я пытаюсь дать краткий очерк истории англосаксонской Англии на основании археологических данных. Я буду использовать сведения, полученные в рамках других научных дисциплин; но поскольку это — прежде всего археологическое исследование, следует определить пределы применимости археологических свидетельств. В своем рассказе я не буду говорить о чувстве юмора,
•Беда — прозванный Venerabilis (Достопочтенный) — церковный историк, род. в 637 г. в Нортумбрии. В семь лет был отдан в монастырь Уэрмаут, где пробыл до 691 г., получив там превосходное образование. Затем он перешел в соседний, подвластный Уэрмауту монастырь Ярроу (основан в 682 г.), где на 19-м году жизни сделался дьяконом и в 702 г. — пресвитером. С этого времени начинается его писательская деятельность, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Наиболее известно его историческое сочинение «Церковная история народа англов*, представляющая собой ценнейший исторический источник. Умер Беда 26 мая 735 г.
ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
философии, обычаях или морали англосаксов. Я также не стану обсуждать власть вождей, положение рабов или среднего класса, хотя интуитивно и исходя из общече-иоиечсского опыта мы можем на основании погребальных обрядов составить себе некое представление об этих предметах. Героический характер англосаксов, так живо проявившийся в их литературе и поэзии, очень смутно прослеживается по остаткам их материальной деятельности, и археологи должны допустить, что полученные ими сведения открывают только самые прозаические г троим жизни этого народа.
Археологические данные касаются в основном хо-«мИсмш и экономика. Благодаря расколкам захоронении II поселений мы получили более ясную картину мнришсй, повседневной жизни. За последние годы Пыно произведено множество раскопок различных по-проск. и, хотя на основе этих работ нельзя сделать uniiMic выводы, касающиеся всей страны, облик англо-гйм'мнских поселений начинает мало-помалу вырисо-мытш.ся. Особенно ценны в этом плане раскопки в Микмнгс (Эссекс) и в Вест-Стоу (Суффолк), после ко-трых картина деревенской жизни раннего англосак-luMi'kom периода стала намного понятнее. Благодаря рмгкомкпм мы понемногу узнаем, как питались и как иоОымши себе пищу люди в те далекие времена: исследование костей животных показывает, что англосаксы ««ми мясо как домашних животных, так и диких, ботанический анализ говорит о том, что они выращивали ни своих нолях. До сих пор нам мало известно о сельском хозяйстве англосаксов, но в последнее время этому вопросу уделяется большое внимание, и я надеюсь, что it скором будущем наши знания пополнятся.
11ронгшодственная деятельность англосаксов была бо-щч« i ща гельно изучена за последние несколько лет. В ходе раскопок ряда поселений были найдены печи для обжиги, чю существенно увеличило багаж наших сведений ка-