РУКОПИСИ ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭДГАРА ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ

В середине X столетия, однако, мы наблюдаем рас­цвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с ними во время своих визитов во Францию. Эти рукопи­си обычно классифицируют как принадлежащие к вин­честерской школе, но следует помнить, что и в других местах имелись скриптории, способные соперничать с Винчестером.

Наиболее знаменитая и ценная из рукописей этого периода — «Благословение святого Этельвольда»; теперь она хранится в Британском музее. Рукопись была созда­на в Винчестере между 971-м и 984 гг. Эта самая рос­кошная из поздних англосаксонских книг может срав-


лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ниться разве что с другой рукописью, также винчестер­ской, известной как «Благословение Роберта Жюльен-ского» (теперь хранящейся в библиотеке Руаиа). В нача­ле «Благословения святого Этельвольда» помещены стихи на латыни, описывающие, как эту книгу писали и офор­мляли: «Он (Этельвольд) приказал сделать в этой книге рамки, украшенные разноцветными фигурами и золо­том». Наиболее интересными элементами декора книги являются именно эти рамки, которые обрамляют и текст, и миниатюры. В них можно заметить характерную черту для англосаксонских художников — любовь к ор­наменту ради самого орнамента, прослеживающуюся в ранних рукописях. Каролингские аканфовые листья выходят за границы рамки, в центр страницы и на края. Иногда в тех местах, где декор более скромен, художник продемонстрировал свое умение изображать человече­ские фигуры. В сцене «Благословения» (фото 69) мы ви­дим ангела в окружении драпировок. В оформлении рукописи пастельные тона сочетаются с яркими краска­ми — пурпурной, золотой, зеленой и голубой.

В первые годы XI столетия винчестерский стиль все еще не утратил своих позиций, что можно видеть на примере иллюминированной копии дарственной грамо­ты Нью-Миыстеру от короля Эдгара (первоначально выпущенной в 966 г.) (фото 70). Он пережил Норманд­ское завоевание, но был вскоре новым вытеснен роман­ским стилем, получившим распространении повсюду в Европе.

Однако в оформлении англосаксонских рукописей X—XI вв. прослеживается еще одна традиция, восходя­щая к франкской реймеской школе. Рукопись первой половины IX столетия, утрехтская псалтырь (созданная в Отвиле, неподалеку от Реймса), очень важна для по­нимания истории поздней англосаксонской живописи. Влияние этого стиля в англосаксонском искусстве X— XI столетий сложно переоценить, что подтверждается, в


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

частности, наличием копии утрехтской псалтыри (фото 71), хранящейся в Британском музее, которая была сде­лана на юге Англии (вероятно, в Кентербери) около 1000 г. и декор которой повторяет в целом декор ори­гинала. Стиль этот «импрессионистичен»: фигуры услов­ные и нарисованы словно бы одним движением пера. В копии линии статичнее и четче, но в ней присутствует то же ощущение движения и света. Этот стиль не годил­ся для роскошных рукописей винчестерской школы, но его влияние чувствуется и в них, что можно заметить на примере грамоты Нью-Минстера. Также это влияние прослеживается в оформлении книг по естественной истории и компутистике, которые в довольно большом количестве дошли до наших дней. К концу XI столетия стиль реймсской школы все еще бытовал в английской живописи, хотя линии постепенно становились более резкими, в то время как фигуры, нарисованные одним движением, превращались во все более условные изоб­ражения.

Таким образом, англосаксонское искусство книжной иллюминации позднего периода находилось под влия­нием двух континентальных традиций. В традиции фор­мализованного каролингского искусства берет свое начало пышный, своеобразный винчестерский стиль; традиция легкого, воздушного, импрессионистского сти­ля реймсской школы представлен в декоре утрехтской псалтыри.