СКУЛЬПТУРА ОТ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ

Скульптуру этого периода можно разделить на две группы: первая создавалась в рамках винчестерских тра­диций; вторая появилась в Нортумбрии, и для нее ха­рактерно сочетание древнего орнамента из сплетаюшей-


лэвид М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

ся виноградной лозы с элементами нового «викингско-го» стиля. Образцы первой группы редки, в то время как «нортумбрийские», хотя и многочисленны, часто кажут­ся, по словам Кендрика, «огромным и унылым собрани­ем резьбы низкого качества или откровенно плохой».

На юго-западе Англии сохранились около двадцати фрагментов каменной скульптуры, созданной под влия­нием винчестерского стиля. Ангелы в маленькой церк­ви в Бредфорд-на-Эйвоне (фото 73), сцена «Муки ада» в Бристольском кафедральном соборе и Инглесхемское распятие — самые знаменитые из этих образцов. Линии одеяний резных фигур еше более жестки, чем в совре­менных им рукописях, в то время как лица, там, где их можно еще различить, достаточно грубы и стереотипны. Скульптуры, однако, с точки зрения техники достаточ­но качественны. Ангел с креста из церкви Святого Лав­рентия в Бредфорд-на-Эйвоне, например, по мастерству исполнения вполне может соперничать с аналогичным изображением из грамоты Нью-Минстера (фото 70), которая была создана примерно в то же время. Но ни одна из этих скульптур не является подлинным шедев­ром. Лучше всего резьба выполнена на винчестерской треугольной пластине из моржового клыка (фото 75), сравнимой по качеству с рисунками в винчестерских рукописях.

На севере Англии скульптура продолжает традиции мемориальных камней и крестов более раннего перио­да. В этих работах прослеживается влияние внкингско-го искусства. Например, на кресте в Халтоне в Ланка­шире изображены сцены из песни о Сигурде. Именно здесь родился стиль, который достиг своего расцвета в Дании и известен археологам как еллингский стиль. То, что грубые узоры на камнях с севера Англии могли по­родить нечто подобное еллингскому стилю, кажется не­вероятным. Викинги принесли в Нортумбрию звериный орнамент, состоящий из гротескных и чудовищных фи-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО


гур. На кресте в Миддлтоне (Йоркшир), например, изображен зверь, лишенный всякого изящества. Как и на всех поздних северных крестах, резьба плоская, нет и намека на попытку придать ей ощущение глубины.

В Мерсии и Восточной Англии мы ви­дим образцы той же самой унылой скуль­птуры, которая в изобилии встречается на севере. Нортумбрийское влияние ощуща­ется даже на юге. Крест в Рамсбери (Уил­тшир) и крест из церкви Всех Святых в Лондоне являются наглядным свидетель­ством того, что некоторые скульпторы ра­ботали в стиле, характерном для севера Англии.

Одним из выдающихся образцов сме­шения викингских и англосаксонских традиций является надгробный камень с кладбища собора Святого Павла в Лондо- Каменный

не (фото 74). На этом камне мы можем КРССТ из

,- , г- Миддлтона,

видеть барельеф большого зверя, выпол- йоркшир

ненный в вцкингском стиле Рингерик. Голова зверя повернута назад, его тело покрыто неболь­шими точками (возможно, он унаследовал их от пятни­стых животных, изображавшихся в IX столетии). Его большие лапы, маленькая голова, спиральные бедра и длинный хвост с закрученным кончиком типичны для английской версии искусства викингов, влияние кото­рой прослеживается в английской скульптуре и ювелир­ных изделиях и даже нескольких образцах книжной ил­люминации. Камень датируется началом XI столетия и, возможно, относится к тому периоду, когда Англия была частью Датской империи.

В том же стиле выполнен гребешок из моржового клыка, хранящийся в Британском музее (фото 76, 77).