рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ. - раздел Государство, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Эту Главу Мы Закончим Тем, С Чего Начали, А Имен­Но Ювелирным Искусством. Даж...

Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а имен­но ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху ан­глосаксонские мастера любили работать с этим мате­риалом. К сожалению, самые прекрасные образцы англосаксонских ювелирных изделий до наших дней не сохранились, и до нас дошли лишь несколько незначи­тельных предметов, в которых видна скорее тень сла­вы английских ювелиров. Почти все золотые и сереб­ряные изделия были в свое время расплавлены, и до нас дошла лишь горстка фибул и безделушек и не­сколько образцов церковной утвари. Даже самый выда­ющийся образец, сохранившийся от этого периода, — золотая с серебром фибула из королевской школы (Кентербери) — является второразрядным изделием, выполненным в трухиддлском стиле, с достаточно при­митивным звериным орнаментом, нанесенным по чер­ни. Подобный черненый фон имеется на двух пласти­нах раки, хранящихся в Британском музее. Хотя звери на них изображены в трухиддлском стиле, автор, судя по всему, не был полностью свободен от влияния ху­дожественных стилей Еллинга и Рингерика. Примером англосаксонского украшения, выполненного в ринге-рикском стиле, является довольно грубая фибула из Сат-тона, остров Эли (фото 78), найденная в конце XVII сто­летия вместе с кладом монет Вильгельма Завоевателя. Звери и змеи, изображенные на этой фибуле, представ­ляют собой довольно качественную адаптацию викинг-


АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО

Рис. 38. Звериный орнамент, изображенный на англосаксонской пластине раки X столетия. Британский музей

ского стиля, смягченного гротескными элементами, привлекавшими английских художников на протяжении многих столетий.

Винчестерский стиль также проникает в ювелирное дело. Яснее всего это видно на примере ряда бронзовых изделий, в декоре которых мы видим все элементы, ис­пользовавшиеся при оформлении рукописей, включая изображения зверей и лиственный орнамент. Один из этих предметов — футляр кадила из Кентербери (фото 79), украшенный изображениями птиц и аканфовыми листьями. Сходство со стилем винчестерских рукописей прослеживается и в декоре переносного алтаря (фото 16), теперь хранящегося в музее Клюни, о котором мы уже говорили выше.

Эту книгу, в которой я попытался изложить историю англосаксонской Англии, увиденную глазами археолога, завершает обзор англосаксонского искусства. Его часто недооценивают даже сами англичане. На протяжении столетий от падения Рима до Нормандского завоевания английское искусство несколько раз достигало расцве­та, и искусствовед может указать некоторые особеннос­ти современного английского искусства, восходящие к традициям англосаксонских времен.


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

Однако не только традиции англосаксонского искус­ства живут и поныне. Многие черты современной анг­лийской жизни впервые возникли в те времена. Наша административная система (и местная, и общенацио­нальная), наши законы, наш парламент, наш язык и наша литература в конечном счете имеют англосаксон­ское происхождение. За прошедшее столетия они изме­нились до такой степени, что англосакс, живший во времена короля Альфреда, едва узнал бы их и признал своими, но для историков их истоки очевидны. Под­тверждения этой преемственности можно видеть по­всюду; многие личные имена и географические назва­ния произошли от англосаксонских, и в те же времена возникли большинство деревень, и некоторые города возникли во времена англосаксов.

Границы наших округов и графств, и даже принцип датировки исторических событий от Рождества Христо­ва, появились в англосаксонские времена. Викинги, нормандские властители, французские государственные деятели, германская знать, французские протестанты и беженцы из Центральной Европы вливались в англий­скую нацию, которая в основе своей остается англосак­сонской.


ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ

Вследствие замечаний, сделанных во вступительной части, следует подчеркнуть, что даты приведены мной в примечании лишь для удобства читателя и являются относительными.

/. Пара застежек из захоронения в Саттон-Ху. Булавка с навершием н виде головы животного, прикреплена цепочкой к застежке и может быть вынута, после чего застежка распа­дется на две части. Застежка крепилась к одежде посредством петель с оборотной стороны. Украшена гранатами и эмалью (см. рис. 3). Начало VII в. Длина 12,4 см. Лондон, Британс­кий музей.

2. Золотые накладки рукояти меча из Саттон-Ху, некото­рые из которых инкрустированы гранатами. Две куполообраз­ные круглые накладки украшали ножны, накладка в виде усеченной пирамиды, вероятно, украшала пояс меча. Конец VI или начало VII в. Длина навершия рукояти 6,5 см. Лондон, Британский музей.

3. Две из десяти серебряных чаш византийского происхож­дения из погребального корабля в Саттон-Ху. Диаметр каждой около 20 см. Лондон, Британский музей.

4. Небольшая пряжка из погребения в Саттон-Ху. Золото
инкрустировано гранатами. Длина 4,5 см. Лондон, Британский
музей.

5. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погре­
бения в Саттон-Ху. Верхняя часть поворачивается на 90 гра­
дусов по отношению к позиции, в которой она изображена на


ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

фото. Конец VI или начало VII столетия. Длина 5,3 см. Лон­дон, Британский музей.

6. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погребе­ния в Саттон-Ху. Конец VI—начало VII столетия. Длина 7,7 см. Лондон, Британский музей.

7. Большая застежка из погребения в Саттоп-Ху, на кото­рой чернью нанесены изображения змеи и другой звериный орнамент (см. рис. 32). Начало VII в. Длина 13,2 см. Лондон, Британский музей.

8. Шлем из погребения в Саттоц-Ху. Шлем, вероятно, в VI в. был сделан в Швеции. Он состоял из железного каркаса, покры­того сверху бронзовыми пластинами, со вставками из серебра и позолоченной бронзы. Шлем удалось почти полностью восста­новить. Надбровья украшены гранатами. Высота около 31,8 см. Лондон, Британский музей.

9. Крышка кошелька из погребения в Саттоп-Ху. Белый
фон — работа современных реставраторов. Содержит гранаты и
фрагменты мозаичного стекла. Кошелек содержал 37 меровинг-
ских золотых монет, 3 заготовки и 2 слитка. Начало VII столе­
тия, 18,8 см. Лондон, Британский музей.

10. Концевая часть большого точильного камня (скипетра)
из погребения в Саттон-Ху. Бронзовый корпус покрывал рас­
крашенный красным кончик. Конец VI или начало VII в. Дли­
на представленной на фотографии части приблизительно 13 см.
Лондон, Британский музей.

//. Фигура из подвесной чаши из Саттоп-Ху; бронзовая рыба на стойке, помещенной в середине покрытого эмалью диска. Конец VI или начало VII столетия. Длина рыбы 9,3 см. Лондон, Британский музей.

12. Башня церкви Всех Святых, Эрлз-Бартон, Нортгемп­тоншир. Это один из самых прекрасных образцов англосак­сонской арх>1тектуры в Англии. Верхний горизонтальный ряд кладки и парапетная стена башни построены позднее, но ос­новная часть постройки возведена в X столетии. Стены покры­ты штукатуркой и украшены пилястрами, аркадами и други­ми скульптурными деталями. Высота башни с современными надстройками почти 21 м.

13. Интерьер церкви в Эскомбе. Графство Дарем. Одна из сохранившихся лучше всего англосаксонских церквей. На фото изображена круглая, узкая арка алтаря, с радиальными


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Введение Изучение англосаксонской археологии Рис Вагоны Монтелиуса а английский в... И... ЛЭВИД М ВИЛЬСОН АНГЛОСАКСЫ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО 900—1066 ГГ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

Вильсон Дэвид М.
В46Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П.В. Тимофеева. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2004. — 189 с. — (Загадки древних цивили­заций). ISBN 5-9524-1276-9

Изучение англосаксонской археологии
II кожи* XIX н. археология, возникшая в недрах ан-шыифпых ичмсканий начала викторианской эпохи, в in * "

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королев­ский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с ко­ролем Эдвином, чтобы проповедовать христианство на­роду Берниции. Раскопк

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
поколения в поколение, как меч, упомянутый в 1014 г. в завещании принца Этельстана: «Моему брату Эдмун­ду я дарю меч, который принадлежал королю Оффе». Можно привести свидетельство Летбрижда о погр

Лэвил м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
сонские монеты — в польских кладах; норвежские то­чильные камни обнаружены в Лондоне, а фрагменты германских каменных ступок — в Тетфорде. Эти веще­ственные останки сообщают нам столько же об англо

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
Для многих англосаксонская эпоха является белым пятном, и самое большое, что люди обычно знают, — это имена полулегендарных персонажей — Хорсы и Хенгеста, Артура, Альфреда и Оффы. Чтобы по

ЯЗЫЧЕСКИЙ АНГЛОСАКСОНСКИЙ ПЕРИОД
В британской истории нет более мрачного периода, чем V столетие. Римская империя, потеряв Британию, завещала ей римские традиции. Романизированное ме- 1 Августин, апостол Англии

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
глашенные» являлись не кем иным, как laeti, наемни­ками, доставленными в Англию в конце римского вла­дычества, чтобы защитить страну от нападений из Ирландии, Шотландии и континента. Остатки

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 2. Королевства и племена англосаксонской Англии. Вставка: континента

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОЙ АНГЛИИ
Поскольку в ранний период завоевания в Англию приплыло множество племенных вождей, в Англии воз­никло множество королевских династий. Отношения между ними чаще были враждебными, нежели друже­ственн

СКАНДИНАВСКАЯ ЭПОХА
В последние годы VIII столетия набеги викингов ста­ли опустошать побережья Англии и Западной Европы. «В этом году, — гласит запись «Англосаксонской хрони­ки* под 1793 г., — страшные знамения были в

Археология языческого англосаксонского периода
Даже сегодня, несмотря на многочисленные раскоп­ки поселений, археология языческого англосаксонского периода лучше всего представлена находками, обнару- ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ
как указал Хантер Блэр, попала под англосаксонское иладычество в результате мятежа англосаксонских наем-пиков, нанятых бриттами, и в меньшей степени за счет прямой колонизации. Но в целом археологи

САТТОН-ХУ
Размер книги не позволяет описать тысячи англосак­сонских захоронений, раскопанных в Англии, но одно из этих погребений, обнаруженное в Саттон-Ху около Вуд-бриджа в Суффолке, заслуживает особого вн

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
няная посуда (которая по форме напоминает кентскую, сделанную на гончарном круге), дротики и ангоны1, боевые топоры с железной рукояткой и множество же­лезных предметов, непонятно для че

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рис. 4. Штандарт из Саттон-Ху денные в захоро

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Паулин проповедовал с помоста, расположенного в вер­шине клина. Мы должны дождаться окончательного отчета о рас­копках доктора Хоуп-Тейлора, но уже обнаружены ос­танки, которые можно приня

АЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
перезахоронения специальными уполномоченными Ген­риха VIII. К счастью, останки святого вместе с легким деревянным гробом, датированным VII столетием, а так­же частью других предметов сохранился до

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
периодом до Нормандского завоевания, в Англии до наших дней не сохранились, но имеются их описания; скажем, описание алтаря в Рипоне, обитого пурпуром с золотой вышивкой. Кроме того, в мог

ХРИСТИАНСКИЕ ДРЕВНОСТИ
святого Иоанна Крестителя и святого Иоанна Евангели­ста; все изображения идентифицируются по надписям. Цвета вышивки поблекли, и теперь трудно определить, какими они были первоначально. Недавняя ре

Повседневная жизнь людей
Сельские поселения и сельское хозяйство Англосаксонское общество было, по сути, аграрным. Основой экономики служило сельское хозяйство, и люди всех сословий жили преимущественно на земле —

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Поселенцам пришлось создавать в стране новую эко­номическую систему, привычную для них. Проделав это, они во многом сформировали облик и структуру совре­менной английской сельской местности.

О ^^^оС^^^^У
Мегры дэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ историю и был распространен и на континенте еще с V столетия. Похожие здания найдены в Букдене, Хант-се, Чеддере (рис. 8, а 9, б) и

ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ
Раскопки в городах — трудное и дорогостоящее дело, и возможность исследовать в достаточно большом масш­табе городские постройки определенного периода выпа- лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОС

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
обычной разновидностью жилища германских наемников в ранней англосаксонской Англии и что они усвоили та­кой метод строительства в Нидерландах, Фрисландии и Германии. Подобные лачуги найдены по край

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
рейского торговца: «Этот торговец говорил на арабском, персидском, латыни, французском, испанском и славян­ском. Он путешествовал из западных стран в восточные, по суше и по морю. С запада

Транспорт
Среди наследия, оставленного римлянами, едва ли не самую большую ценность представляла система дорог, построенных для того, чтобы римские армии могли бы­стро продвигаться по стране. Этими качествен

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
Ни одного фрагмента англосаксонского повседневно­го одеяния размером больше квадратного дюйма не со­хранилось. Поэтому нам приходится судить о том, во что одевались англосаксы, по континентальным а

ГЛИНЯНАЯ ПОСУДА
Глиняная посуда в Англии, как и в других местах, сохранилась в большом количестве. В языческий пери­од на смену римской посуде, изготовлявшейся с помо­щью гончарного круга, приходят грубые поделки,

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
наконечники. Наконечники обычно делались в форме листа и имели паз для соединения с древком (рис. 27). В сечении они представляли собой ромб. Наконечники отличались по своим размерам: они

ЯЗЫЧЕСКИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ И УКРАШЕНИЯ
Англосаксонские мастера медленно уходили от тра­диций своих римских предшественников, и только к V веку англосаксонское искусство возникло как само­стоятельное явление, имеющее, очевидно, германски

ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Рот часто открыт, а губы вывернуты наружу. Рисунок выполнялся в технике неглубокой чеканки на плоской поверхности, а полихромный эффект часто достигался за счет позолоты, если основой служил

АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО
По большей части ювелирные изделия, изготовленные в Англии, были такого же качества, как и в англосаксон­ский период континентальные, но в некоторых случаях, как мы видим на примере в украшениях Са

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ VII—IX ВЕКОВ
Археологи часто забывают, что кенотаф в Саттон-Ху был возведен через тридцать или сорок лет после мис­сии Августина и что большинство драгоценностей, най­денных в Саттон-Ху, и по крайней мере больш

РУКОПИСИ VII—IX СТОЛЕТИЙ
В конце IX столетия в ювелирном искусстве появляют­ся новые мотивы, но мы должны прерваться и обсудить другие виды искусства, существовавшие в христианскую эпоху у англосаксов. Церковь научила языч

СКУЛЬПТУРА VII—IX ВЕКОВ
Развитие искусства книжной иллюминации в Англии шло параллельно с возникновением, хотя и в меньшем масштабе, монументального искусства. Об этой группе памятников сэр Томас Кендрик писал в 1938 г.:

Лэвил М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
в творениях средиземноморских мастеров. Тем не менее все прочие образчики нортумбрийской скульптуры ус­тупают Рутвелскому кресту в реализме рисунка и тон­кости исполнения. На Бьюкастлском кресте, н

ВОЗРОЖДЕНИЕ X СТОЛЕТИЯ
За войнами Альфреда с викингами последовал пери­од политической консолидации, в результате чего был проведен ряд успешных военных кампаний против ви­кингов; а вступление на трон Эдгара в 959 г. и м

РУКОПИСИ ОТ НАЧАЛА ПРАВЛЕНИЯ ЭДГАРА ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
В середине X столетия, однако, мы наблюдаем рас­цвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с

СКУЛЬПТУРА ОТ АЛЬФРЕДА ВЕЛИКОГО ДО НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ
Скульптуру этого периода можно разделить на две группы: первая создавалась в рамках винчестерских тра­диций; вторая появилась в Нортумбрии, и для нее ха­рактерно сочетание древнего орнамента из спл

Подписи К ФОТОГРАФИЯМ
клинчатыми камнями, а также закругленные окна и прямо­угольная дверь. Конец VII столетия. Ширина нефа прибли­зительно 4,4 м. 14. Апсида церкви Всех Святых в Уингс (Бакингемшир) X ст

Дэвнл м. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
21. Группа круглых фибул. Слева направо: Кассипгтон, Оксфордшир; Ветлп, Оксфордшир; Брайтхемтоп, Оксфорд­ шир; Феирфорд, Глостершир; Брайтхемтон; Феирфорд. Диа­ метр самой большо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги