Эту главу мы закончим тем, с чего начали, а именно ювелирным искусством. Даже в позднюю эпоху англосаксонские мастера любили работать с этим материалом. К сожалению, самые прекрасные образцы англосаксонских ювелирных изделий до наших дней не сохранились, и до нас дошли лишь несколько незначительных предметов, в которых видна скорее тень славы английских ювелиров. Почти все золотые и серебряные изделия были в свое время расплавлены, и до нас дошла лишь горстка фибул и безделушек и несколько образцов церковной утвари. Даже самый выдающийся образец, сохранившийся от этого периода, — золотая с серебром фибула из королевской школы (Кентербери) — является второразрядным изделием, выполненным в трухиддлском стиле, с достаточно примитивным звериным орнаментом, нанесенным по черни. Подобный черненый фон имеется на двух пластинах раки, хранящихся в Британском музее. Хотя звери на них изображены в трухиддлском стиле, автор, судя по всему, не был полностью свободен от влияния художественных стилей Еллинга и Рингерика. Примером англосаксонского украшения, выполненного в ринге-рикском стиле, является довольно грубая фибула из Сат-тона, остров Эли (фото 78), найденная в конце XVII столетия вместе с кладом монет Вильгельма Завоевателя. Звери и змеи, изображенные на этой фибуле, представляют собой довольно качественную адаптацию викинг-
АНГЛОСАКСОНСКОЕ ИСКУССТВО |
Рис. 38. Звериный орнамент, изображенный на англосаксонской пластине раки X столетия. Британский музей
ского стиля, смягченного гротескными элементами, привлекавшими английских художников на протяжении многих столетий.
Винчестерский стиль также проникает в ювелирное дело. Яснее всего это видно на примере ряда бронзовых изделий, в декоре которых мы видим все элементы, использовавшиеся при оформлении рукописей, включая изображения зверей и лиственный орнамент. Один из этих предметов — футляр кадила из Кентербери (фото 79), украшенный изображениями птиц и аканфовыми листьями. Сходство со стилем винчестерских рукописей прослеживается и в декоре переносного алтаря (фото 16), теперь хранящегося в музее Клюни, о котором мы уже говорили выше.
Эту книгу, в которой я попытался изложить историю англосаксонской Англии, увиденную глазами археолога, завершает обзор англосаксонского искусства. Его часто недооценивают даже сами англичане. На протяжении столетий от падения Рима до Нормандского завоевания английское искусство несколько раз достигало расцвета, и искусствовед может указать некоторые особенности современного английского искусства, восходящие к традициям англосаксонских времен.
ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
Однако не только традиции англосаксонского искусства живут и поныне. Многие черты современной английской жизни впервые возникли в те времена. Наша административная система (и местная, и общенациональная), наши законы, наш парламент, наш язык и наша литература в конечном счете имеют англосаксонское происхождение. За прошедшее столетия они изменились до такой степени, что англосакс, живший во времена короля Альфреда, едва узнал бы их и признал своими, но для историков их истоки очевидны. Подтверждения этой преемственности можно видеть повсюду; многие личные имена и географические названия произошли от англосаксонских, и в те же времена возникли большинство деревень, и некоторые города возникли во времена англосаксов.
Границы наших округов и графств, и даже принцип датировки исторических событий от Рождества Христова, появились в англосаксонские времена. Викинги, нормандские властители, французские государственные деятели, германская знать, французские протестанты и беженцы из Центральной Европы вливались в английскую нацию, которая в основе своей остается англосаксонской.
ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ
Вследствие замечаний, сделанных во вступительной части, следует подчеркнуть, что даты приведены мной в примечании лишь для удобства читателя и являются относительными.
/. Пара застежек из захоронения в Саттон-Ху. Булавка с навершием н виде головы животного, прикреплена цепочкой к застежке и может быть вынута, после чего застежка распадется на две части. Застежка крепилась к одежде посредством петель с оборотной стороны. Украшена гранатами и эмалью (см. рис. 3). Начало VII в. Длина 12,4 см. Лондон, Британский музей.
2. Золотые накладки рукояти меча из Саттон-Ху, некоторые из которых инкрустированы гранатами. Две куполообразные круглые накладки украшали ножны, накладка в виде усеченной пирамиды, вероятно, украшала пояс меча. Конец VI или начало VII в. Длина навершия рукояти 6,5 см. Лондон, Британский музей.
3. Две из десяти серебряных чаш византийского происхождения из погребального корабля в Саттон-Ху. Диаметр каждой около 20 см. Лондон, Британский музей.
4. Небольшая пряжка из погребения в Саттон-Ху. Золото
инкрустировано гранатами. Длина 4,5 см. Лондон, Британский
музей.
5. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погре
бения в Саттон-Ху. Верхняя часть поворачивается на 90 гра
дусов по отношению к позиции, в которой она изображена на
ДЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ
фото. Конец VI или начало VII столетия. Длина 5,3 см. Лондон, Британский музей.
6. Золотая пряжка, инкрустированная гранатами, из погребения в Саттон-Ху. Конец VI—начало VII столетия. Длина 7,7 см. Лондон, Британский музей.
7. Большая застежка из погребения в Саттоп-Ху, на которой чернью нанесены изображения змеи и другой звериный орнамент (см. рис. 32). Начало VII в. Длина 13,2 см. Лондон, Британский музей.
8. Шлем из погребения в Саттоц-Ху. Шлем, вероятно, в VI в. был сделан в Швеции. Он состоял из железного каркаса, покрытого сверху бронзовыми пластинами, со вставками из серебра и позолоченной бронзы. Шлем удалось почти полностью восстановить. Надбровья украшены гранатами. Высота около 31,8 см. Лондон, Британский музей.
9. Крышка кошелька из погребения в Саттоп-Ху. Белый
фон — работа современных реставраторов. Содержит гранаты и
фрагменты мозаичного стекла. Кошелек содержал 37 меровинг-
ских золотых монет, 3 заготовки и 2 слитка. Начало VII столе
тия, 18,8 см. Лондон, Британский музей.
10. Концевая часть большого точильного камня (скипетра)
из погребения в Саттон-Ху. Бронзовый корпус покрывал рас
крашенный красным кончик. Конец VI или начало VII в. Дли
на представленной на фотографии части приблизительно 13 см.
Лондон, Британский музей.
//. Фигура из подвесной чаши из Саттоп-Ху; бронзовая рыба на стойке, помещенной в середине покрытого эмалью диска. Конец VI или начало VII столетия. Длина рыбы 9,3 см. Лондон, Британский музей.
12. Башня церкви Всех Святых, Эрлз-Бартон, Нортгемптоншир. Это один из самых прекрасных образцов англосаксонской арх>1тектуры в Англии. Верхний горизонтальный ряд кладки и парапетная стена башни построены позднее, но основная часть постройки возведена в X столетии. Стены покрыты штукатуркой и украшены пилястрами, аркадами и другими скульптурными деталями. Высота башни с современными надстройками почти 21 м.
13. Интерьер церкви в Эскомбе. Графство Дарем. Одна из сохранившихся лучше всего англосаксонских церквей. На фото изображена круглая, узкая арка алтаря, с радиальными