Библейская археология как наука. Предмет и метод.

Археология - это наука, изучающая памятники старины, она их изучает в контексте истории. Археология как наука связана с историей, эпиграфией, нумизматикой, геральдикой. Впервые термин "археология" употребил в 4 веке до Р.Х. Платон. К сожалению многие века развитие ее происходило довольно медленно. Только в начале 19 века археология стала развиваться у нас в России и на Западе. Археологические раскопки охватили такие страны как Египет, Ассирию, Вавилонию. В 19 веке открываются различные археологические общества. Стало выходить много научной литературы. В 1882 г. в России в Санкт-Петербурге основано первое православное археологическое общество. Годом позже известный исследователь Востока архимандрит Антоний Капустин начал раскопки у храма Господня в Иерусалиме. В 1891 г. выходит энциклопедия под редакцией Кондакова. С течением, археология сосредоточилась на изучении жизни древнего человека, обращаясь к эпохе неолита. Кроме раскопок археология черпает свои сведения из древней мировой литературы.

Предмет и метод.
Первоначально предмет науки понимался очень узко. БА считалась наукой только о библейских древностях (в XIX веке). Так, например, "Богословская энциклопедия" говорит: "о быте древнееврейского (т.е. израильского) народа..." Этой же точки зрения придерживался в своём учебнике "БА" проф. СПбДА Иван Гаврилович Троицкий.

Исходя из этих определений, нам является не археология Библии, а только археология еврейского народа - а это лишь небольшая часть БА. И большая часть - археология всего древнего Ближнего Востока - при такой точке зрения не рассматривается. Поэтому нельзя сводить БА к археологии еврейского народа, т.к. сам еврейский народ появился на исторической арене сравнительно поздно: он постепенно зарождался в недрах семитских племён и ассимилировал культуру и быт своих как предшественников, так и соседей. Это относится в т.ч. в некоторой степени и к религиозным внешним обрядовым формам. И если заниматься археологией только еврейского народа, то мы не поймём многих реалий Библии. Поэтому сейчас расширился и предмет науки БА.

Сейчас предмет БА - реконструирование исторических обществ древности, имевших непосредственное отношение к культуре, среди которой появились книги Священного Писания ВЗ и НЗ. В основном это культура Палестины эпохи ВЗ и НЗ. Но ввиду несомненных культурных связей Палестины с великими цивилизациями - Египтом, Месопотамией, Ханааном (Финикией), - а также вследствие того, что повествование Библии включает элементы Египтологии, Ассириологии, Семитологии и других близких наук, т.е. БА обнимает весь древний Ближний Восток, как цельный единый культурный мир, современный Библии. Вот что говорит немецкий учёный Мартин Нот в своей "Истории Израиля":

"Более 100 лет назад начавшееся открытие Ближневосточных древностей... добавляет к фактам истории Израиля богатый исторический материал, так что теперь нельзя представить историю Израиля без вспомогательной истории всего Ближнего Востока."

Т.к. БА - часть общеисторической науки, то и метод БА - исторический, т.е. изучение всех памятников и библейских реалий в связи с историей их возникновения и происхождения. Исторический метод противостоит ранее существовавшему т.н. "феноменологическому" методу, основанному Карлом Гусером (Вероятно, Эдуардом Гусером - прим.ред.). (ср. "гусерианство" в философии), согласно которому любое историческое явление является феноменом, и изучать его необходимо как феномен, т.е. без связи его с другими историческими явлениями (без побочных исследований). Исторический же метод изучает все предметы и явления в связи с историей их возникновения и происхождения. Один из теоретических обоснователей исторического метода - акад. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его постулаты:

1. Литературные или исторические памятники нельзя вырывать из контекста истории.

2. Их надо изучать только в связи с биографией автора или эпохой, его породившей.

Иногда наши интересы будут далеки от Библии, но мы будем их касаться по вышеуказанным причинам.