Предмет Библейская археология в дореволюционных духовных академиях.

В XIX - нач. XX вв. слово "археология" имело древнее значение, присутствовавшее, например, в названии труда Иосифа Флавия, сейчас оглавляемого как "Иудейские древности". Соответственно декларировались и цели библейской археологии: так, проф. И.Г. Троицкий объектом библейской археологии считал описание и посильное объяснение тех бытовых форм, в которые воплощалось Царствие Божие за время от Синайского законодательства до Сошествия Святого Духа на апостолов. Учебные пособия того времени чрезвычайно подробно разбирают различные стороны жизни библейских времен на основании лишь письменных источников: приоритет отдавался Иосифу Флавию, Филону Александрийскому, таргумам, мидрашам, Талмуду, работам ученых раввинов Маймонида, Иосифа Каро, Раши, Радака, Абен Езры, и даже классике каббалистики - книге "Зогар". Последними представителями подобной синтетической школы можно считать эмигрантов - доктора богословия П.В. Смирнова, доцента Харбинского института св. Владимира, до переворота 1917 года бывшего сотрудником Смоленского археологического института, а в 30-х годах преподававшего слушателям богословского факультета Харбинского института, а также профессора библейской археологии Б.А. Марковского, издававшего свои труды в Софии на болгарском языке.