Роль отечественной археологической науки и востоковедения в становлении библейской археологии как самостоятельной науки.

Зарождение подлинной отечественной библейской археологии в значительной мере было инициировано успехами отечественной же археологии и востоковедения. В Санкт-Петербургском археологическом обществе уже с 1851 г. наряду с отделениями русской, славянской, классической западноевропейской археологии, а также отделением нумизматики действовало отделение восточной археологии, рано обратившееся к памятникам древнего Востока. В Московском Археологическом обществе в 1887 г. известным востоковедом - ассириологом М.В. Никольским был поднят вопрос об учреждении особой восточной комиссии. Наибольший вклад в развитие библейской археологии внес проф. Б.А. Тураев (1868-1920), выступавший как представитель библейско-исторической школы. Он известен как исследователь древних культур Сиро-Палестинского региона, особенно их религиозной составляющей, египетской цивилизации, а также общих проблем востоковедения. Определенным итогом трудов проф. Б.А. Тураева стали его лекции по истории Востока, печатный вариант которых в советское время являлся одним из немногих источников по библейской археологии. Начало XX века ознаменовалось появлением трудов отечественных хеттологов Я.И. Смирнова и Н.Я. Марра, также разрабатывавших темы, касающиеся библейской археологии. В целом развитие отечественного востоковедения, не уступавшего европейскому, имевшего солидную учебную базу, собственные периодические издания и базировавшегося на результатах археологических исследований - как зарубежных, а после раскопок нач. XX века в Закавказье, и отечественных, стимулировало возникновение отечественной библейской археологии.