Работы церковных авторов по библейской археологии после 1917 г.

Одним из первых церковных систематизаторов был еп. Михаил (Чуб), не только тщательно собиравший материалы по кумрановедению, но и использовавший их в апологетических целях. Подобную направленность имела также работа в области кумрановедения диакона А. Покладова, привлекшего все доступные в его время и в его положении западные источники - работы Аллегро, Бэрроуза и Жана Даниелу. Им же была отмечена главная причина терминологического единства ессейской и раннехристианской литературы - существование во времена Второго Храма общеупотребительной богословской терминологии, использовавшейся в апостольской проповеди для достижения всеобщего ее понимания. Особого внимания заслуживает работа о. Петра Русака, являющаяся первой отечественной попыткой изложить историю развития библейской археологии и обозреть ее открытия, сделанные до 1960-х годов, наиболее важные для доказательства истинности событий Священной Истории. Первой современной научной работой в области библейской археологии, принадлежащей перу церковного автора послеоктябрьского периода является диссертация о. Николая Дивакова, посвященная археологическим сведениям о ветхозаветном Храме Иерусалимском. Вторая половина 90-х годов ознаменовалась выходом в свет нескольких апологетических работ, посвященных важнейшему Новозаветному артефакту - Туринской плащанице.